Лента новостей

Все новости

Популярное

Западно-Сибирская железная дорога хочет переложить неприбыльные активы на плечи регионов

 Андрей Чернобылец

Вопрос об убыточности железнодорожных пригородных пассажирских перевозок зазвучал с новой силой в связи с решением федеральной службы по тарифам (ФСТ) РФ об установлении на 2011 год единого тарифа для пригородных перевозчиков за пользование железнодорожной инфраструктурой. Если ранее тариф устанавливался отдельно для разных субъектов РФ, теперь он усреднен, и для, например, перевозчиков ЗСЖД вырос в 1,5 раза. По словам Александра Целько, в наименее выгодном положении в результате оказались пригородные пассажирские компании железных дорог с интенсивным грузовым движением и большой протяженностью – ЗСЖД, например, имеет протяженность 10 тыс км и очень высокую грузонапряженность. Соответственно, высока здесь стала и плата за пользование железнодорожной инфраструктурой. Но для пригородных пассажирских перевозчиков она стала неподъемной. Без учета расходов на инфраструктуру в 2011 году Новосибирская компания ОАО «Экспресс-пригород» (ОАО «Российские железные дороги» принадлежит 51% акций, департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области — 46% акций, департаменту земельных и имущественных отношений мэрии Новосибирска — 3% акций) затратит на перевозки около 900 млн рублей. Дотации регионального бюджета на пригородные перевозки, которые поступят в компанию, составят 125 млн рублей. Всего доходы от перевозки в 2011 году (в т.ч. льготников) без инфраструктурной составляющей составят 885 млн рублей, прибыль – 110 млн рублей. Но с учетом платы за инфраструктуру железной дороги, ОАО «Экспресс-пригород» получит не прибыль, а убыток. Плата должна составить 565,2 млн рублей, таким образом, убыток – более 400 млн рублей. Выход из ситуации один – просить федеральный центр оплатить инфраструктурные затраты из госбюджета, решили участники Координационного совета МАСС. Соответствующее обращение, по словам губернатора Новосибирской области Василия Юрченко, будет направлено премьер-министру и Минфин. Впрочем, позицию центра по вопросу пригородных пассажирских перевозок выразил присутствовавший на заседании заместитель директора департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ Андрей Емельянов. По его словам, сейчас движение осуществляется к полному отнесению таких перевозок в ведение регионов. При этом должны дотироваться только социальные перевозки, а остальные группы граждан будут ездить по коммерческим тарифам – то есть, тем, которые покроют все убытки полностью. Начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Целько в кулуарах Координационного совета поделился еще более далеко идущими планами по передаче регионам также и локомотивных депо, с помощью которых осуществляются пригородные пассажирские железнодорожные перевозки. Тем самым регионы станут фактически операторами пригородных перевозок, и будут содержать их за счет бюджетов либо коммерческих тарифов на проезд. - Регионы у нас постоянно сомневаются в прозрачности наших расходов на пригородные перевозки, - отмечает Александр Целько. - Это имело место действительно, когда эта деятельность была внутри компании и пересекалась с перевозками поездами дальнего следования и грузоперевозками. Но пять лет назад мы выделили пригородные перевозки как отдельный вид деятельности, не пересекающийся более ни с какой нашей деятельностью – мы создали 4 локомотивных депо (по числу пригородных компаний), которые оказывают услуги исключительно пригородным компаниям. Сегодня, если возникает вопрос, мы готовы вывести эти депо из хозяйства ЗСЖД вместе со штатом локомотивных бригад и отдать регионам. Напомним, для осуществления пригородных перевозок были учреждены с участием РЖД и местных и региональных властей субъектов в 1998 году - ОАО «Экспересс-пригород» (Новосибирская область), в 2003 году - ОАО «Алтай-пригород», ОАО «Кузбасс-пригород» и ОАО «Омск-пригород». - Сегодня пригородные перевозки у нас отдельный вид перевозок, вплоть до локомотивных бригад, электропоездов, моторвагонных депо, пунктов технического обслуживания и так далее, - говорит начальник ЗСЖД. - Если регионы пожелают взять этот комплекс, мы передадим его. Но регионы не готовы это сделать, зачем им такая обуза. А у нас нет закона, который бы обязывал регионы это делать. В то же время, по мнению Александра Целько, регионы устанавливают тарифы ниже себестоимости проезда, и не полностью компенсируют деятельность перевозчиков. - Нас регионы упрекают, что мы плохо ведем бизнес по пригородным перевозкам пассажиров – ну так если у регионов получится его вести лучше, мы готовы такую возможность предоставить. Если сумеете вести бизнес за 50% ниже себестоимости, карты вам в руки. Но чудес не бывает, даже в самой развитой стране, Германии, бизнес по пригородным пассажирским перевозкам по железной дороге субсидируется государством, - отмечает он.
Вопрос об убыточности железнодорожных пригородных пассажирских перевозок зазвучал с новой силой в связи с решением федеральной службы по тарифам (ФСТ) РФ об установлении на 2011 год единого тарифа для пригородных перевозчиков за пользование железнодорожной инфраструктурой. Если ранее тариф устанавливался отдельно для разных субъектов РФ, теперь он усреднен, и для, например, перевозчиков ЗСЖД вырос в 1,5 раза. По словам Александра Целько, в наименее выгодном положении в результате оказались пригородные пассажирские компании железных дорог с интенсивным грузовым движением и большой протяженностью – ЗСЖД, например, имеет протяженность 10 тыс км и очень высокую грузонапряженность. Соответственно, высока здесь стала и плата за пользование железнодорожной инфраструктурой. Но для пригородных пассажирских перевозчиков она стала неподъемной. Без учета расходов на инфраструктуру в 2011 году Новосибирская компания ОАО «Экспресс-пригород» (ОАО «Российские железные дороги» принадлежит 51% акций, департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области — 46% акций, департаменту земельных и имущественных отношений мэрии Новосибирска — 3% акций) затратит на перевозки около 900 млн рублей. Дотации регионального бюджета на пригородные перевозки, которые поступят в компанию, составят 125 млн рублей. Всего доходы от перевозки в 2011 году (в т.ч. льготников) без инфраструктурной составляющей составят 885 млн рублей, прибыль – 110 млн рублей. Но с учетом платы за инфраструктуру железной дороги, ОАО «Экспресс-пригород» получит не прибыль, а убыток. Плата должна составить 565,2 млн рублей, таким образом, убыток – более 400 млн рублей. Выход из ситуации один – просить федеральный центр оплатить инфраструктурные затраты из госбюджета, решили участники Координационного совета МАСС. Соответствующее обращение, по словам губернатора Новосибирской области Василия Юрченко, будет направлено премьер-министру и Минфин. Впрочем, позицию центра по вопросу пригородных пассажирских перевозок выразил присутствовавший на заседании заместитель директора департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ Андрей Емельянов. По его словам, сейчас движение осуществляется к полному отнесению таких перевозок в ведение регионов. При этом должны дотироваться только социальные перевозки, а остальные группы граждан будут ездить по коммерческим тарифам – то есть, тем, которые покроют все убытки полностью. Начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Целько в кулуарах Координационного совета поделился еще более далеко идущими планами по передаче регионам также и локомотивных депо, с помощью которых осуществляются пригородные пассажирские железнодорожные перевозки. Тем самым регионы станут фактически операторами пригородных перевозок, и будут содержать их за счет бюджетов либо коммерческих тарифов на проезд. - Регионы у нас постоянно сомневаются в прозрачности наших расходов на пригородные перевозки, - отмечает Александр Целько. - Это имело место действительно, когда эта деятельность была внутри компании и пересекалась с перевозками поездами дальнего следования и грузоперевозками. Но пять лет назад мы выделили пригородные перевозки как отдельный вид деятельности, не пересекающийся более ни с какой нашей деятельностью – мы создали 4 локомотивных депо (по числу пригородных компаний), которые оказывают услуги исключительно пригородным компаниям. Сегодня, если возникает вопрос, мы готовы вывести эти депо из хозяйства ЗСЖД вместе со штатом локомотивных бригад и отдать регионам. Напомним, для осуществления пригородных перевозок были учреждены с участием РЖД и местных и региональных властей субъектов в 1998 году - ОАО «Экспересс-пригород» (Новосибирская область), в 2003 году - ОАО «Алтай-пригород», ОАО «Кузбасс-пригород» и ОАО «Омск-пригород». - Сегодня пригородные перевозки у нас отдельный вид перевозок, вплоть до локомотивных бригад, электропоездов, моторвагонных депо, пунктов технического обслуживания и так далее, - говорит начальник ЗСЖД. - Если регионы пожелают взять этот комплекс, мы передадим его. Но регионы не готовы это сделать, зачем им такая обуза. А у нас нет закона, который бы обязывал регионы это делать. В то же время, по мнению Александра Целько, регионы устанавливают тарифы ниже себестоимости проезда, и не полностью компенсируют деятельность перевозчиков. - Нас регионы упрекают, что мы плохо ведем бизнес по пригородным перевозкам пассажиров – ну так если у регионов получится его вести лучше, мы готовы такую возможность предоставить. Если сумеете вести бизнес за 50% ниже себестоимости, карты вам в руки. Но чудес не бывает, даже в самой развитой стране, Германии, бизнес по пригородным пассажирским перевозкам по железной дороге субсидируется государством, - отмечает он.