Лента новостей

Все новости

Популярное

В Новосибирской области дискаунтеры идут в село

 Андрей Чернобылец


MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>Состоявшееся на Координационном совете mso-bidi-font-style: italic; mso-bidi-font-weight: bold<#two#>>по торговле и потребительскому рынку Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» в Томске обсуждение проблем продовольственного рынка показало, что к росту цен в этом сегменте приводит все еще недостаточная конкуренция на рынке. Отсюда, в частности, возникает недостаток торговых площадей, что можно видеть, сравнивая кmso-bidi-font-weight: bold<#two#>>лючевые показатели торговли в России и развитых странах Европы.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>Так, например, в России обеспеченность современными торговыми FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>mso-spacerun: yes<#two#>> площадями на тысячу человек в продовольственной торговле составляет 73 кв м. В то время, как в странах ЕС – более 500 кв м. Доля современных торговых форматов в России составляет 35%, в странах Европы – более 70%.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>В стратегии mso-bidi-font-weight: bold<#two#>>развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года планируется, что к 2015 году обеспеченность торговыми площадями в стране достигнет 120 – 150 кв м на тысячу жителей, к 2020 году – 200 – 300 кв м. Пока же ситуация такова, что сравнительно активная конкуренция за потребителя идет только в крупных городах. Малые населенные пункты торговые сети почти не удостаивают своим вниманием.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>Потребительская депрессия

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>В отличие от других рынков, потребительский рынок имеет свои исключительные особенности. Он всегда прямо или косвенно отражает экономические отношения между производителем и населением; это наиболее массовый рынок по численности субъектов и объектов; и наиболее важная его особенность состоит в функции жизнеобеспечения людей необходимыми товарами, от чего во многом зависит социальная стабильность в обществе. «Часто именно торговля принимает на себя удар в связи с проблемами в экономике, - отмечает первый вице-губернатор mso-bidi-font-weight: bold<#two#>>Томской mso-bidi-font-weight: bold<#two#>>области mso-bidi-font-weight: bold<#two#>>Оксана mso-bidi-font-weight: bold<#two#>>Козловская. – В первом квартале 2011 года произошел существенный рост инфляции, и прежде всего подорожали продукты питания».

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>Действительно, согласно статистическим данным по регионам, потребительские цены на продовольственные товары в марте 2011 года выросли на 3 – 6%. В Новосибирской области рост составил 4,7%. При этом, по информации Новосибирскстата, в регионе с  начала года в группе продовольственных товаров больше всего увеличились цены на картофель (на 34,5%) и овощи (на 20,4%), среди которых наиболее заметно подорожали свекла (на 35,1%) и капуста (на 30,4%). Продолжается http://sibkray.ru/news/2011-4-18/15427/<#two#>>рост цен на крупы, особенно гречневую (на 37,2%) и пшено (на 29,1%). Кроме этого, заметно подорожали бананы (на 17,5%), рыба живая и охлаждённая (на 9,6%), баранина (на 9%), подсолнечное масло (на 8,4%), мука (на 8,3%), хлеб  и хлебобулочные изделия (на 8,1%). Снизились цены (на 1-2%) на рыбу солёную и маринованную, коньяк и пиво.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>Рост цен ведет к тому, что в расходах населения сокращаются траты на продукты питания и увеличиваются расходы на промышленные товары. «У населения очень серьезно упали доходы, - поясняет Оксана Козловская. – Причем в Томской, Новосибирской областях и Красноярском крае сложилась примерно одинаковая ситуация. Население в этих регионах в свое время активно брало кредиты. Примерно на треть больше, чем население других регионов Сибири. Закредитованность серьезно повлияла на показатель качества жизни людей. Это взаимосвязано».

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>В результате, по данным, приведенным FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#one#>Georgia<#one#>,<#one#>serif<#one#>; mso-fareast-font-family: <#one#>Times New Roman<#one#>; mso-bidi-font-family: <#one#>Times New Roman<#one#>; mso-ansi-language: RU; mso-fareast-language: RU; mso-bidi-language: AR-SA<#two#>>председателем координационного совета по торговле и потребительскому рынку Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», COLOR: black<#two#>>начальником департамента потребительского рынка администрации Томской области Александром Таловским, такой показатель, как индекс потребительской уверенности в России снизился в первом квартале 2011 года до минус 13% (на 3% по сравнению с 4 кварталом 2010 года), примерно в таких же масштабах упала потребительская оценка условий для крупных покупок и сбережений. Снизилась и оценка изменений личного материального положения граждан.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>Тем не менее, 2010 год стал показателем того, как регионы выходят из кризисной ситуации. Согласно данным Новосибирскстата, по YANDEX_11<#two#>>highlight<#two#>>итогам YANDEX_12<#two#>>2010 YANDEX_13<#two#>>года оборот розничной торговли в регионе составил 308,9 млрд рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 6,8% к 2009 году, что соответствует 14 месту среди регионов Российской Федерации (1,9% от общероссийского оборота) и первому месту по Сибирскому федеральному округу (17,8 %, на втором месте по этому показателю находится Красноярский край – 17,3%). Лидирует Новосибирская область среди регионов СФО и по обороту розничной торговли в расчете на одного жителя, который составил 116,6 тыс рублей (увеличение по сравнению с 2009 годом составило 10,5%). В структуре оборота розничной торговли YANDEX_14<#two#>>highlight<#two#>>в 2010 году доля пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, составила 42,9%, непродовольственных товаров — 57,1%. Объем продаж непродовольственных товаров увеличился за год на 10,9%, а реализация продовольственных товаров выросла только на 1,6% за год.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>Как сдержать цены

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>Опыт регионов в отношении того, как сдержать рост цен на продовольственную продукцию, сегодня является одним из самых востребованных. Региональные рецепты, собственно, не отличаются большим разнообразием, но тонкости в их применении все же есть.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>«В нашем регионе пока удается сдерживать рост цен, примерно мы идем на уровне роста цен прошлого года, - отмечает highlight<#two#>>президент союза YANDEX_1<#two#>>оhighlight<#two#>>рганизаций YANDEX_2<#two#>>торговли Омской YANDEX_3<#two#>>highlight<#two#>>области YANDEX_4<#two#>>Борис Сватков. - Что для этого делается? Есть два направления. Первое – проведение губернских ярмарок, которые мы начали проводить боле 6 лет назад. Потребителям эти мероприятия интересны с точки зрения цены и качества. С прошлого года такие ярмарки проводятся и в городе, торговые площадки оборудуются на средства регионального бюджета. Также мы стараемся плотнее работать с переработчиками. Это дает низкие цены, и приближение товаров к потребителю».

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>Проводится работа по организации и проведению ярмарок и расширенных продаж основных продуктов питания и в Новосибирской области. По словам COLOR: black<#two#>>заместителя министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, начальника управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг Ларисы Ярковой, объем продаж товаров на YANDEX_15<#two#>>highlight<#two#>> рынках  и ярмарках увеличился в регионе за YANDEX_16<#two#>>highlight<#two#>>год на 12%. На ярмарках реализуются в основном товары местных товаропроизводителей по ценам на 15% — 25% ниже рыночных.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>«Месяц назад в Москве субъекты отчитывались о росте цен в регионах, - рассказывает Лариса Яркова. - Ряд регионов выступили с радикальными предложениями, например, сделать дотации на молоко производителям, перейти на талонную систему, даже есть предложения перевести социально-незащищенные слои на карточную систему, чтобы распределять среди малоимущих товары по сниженным ценам. Проблема роста цен затронула все регионы сегодня, все пытаются найти выход».

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; LINE-HEIGHT: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; LINE-HEIGHT: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>Как говорит Лариса Яркова, в Новосибирской области сейчас работают три карточных проекта, заслуживающих внимания. Это муниципальная дисконтная карта, дисконтная карта первоклассника и дисконтная карта студента. По всем им предоставляются скидки в магазинах-партнерах, списки составляются органами соцзащиты. Сегодня каждая торговая сеть определяет по этим дисконтным картам набор товаров со скидкой. В систему включены, в том числе, и предприятия бытового обслуживания.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>Нужна конкуренция

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>Приход федеральных сетей в регионы качественно меняет подходы работодателей торговой отрасли. Сразу становится прозрачной система оплаты труда, в этом отношении федеральные сети являются примером. Местным компаниям также приходится вводить у себя новые стандарты отчетности и так далее.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>«Но нужно поддерживать свои региональные сети, потому что это в основном магазины, которые работают с нашими товаропроизводителями, живут нашими проблемами, с которыми мы всегда можем договориться по многим вопросам, - подчеркивает Лариса Яркова. - С федеральными сетями сегодня договориться можно только в рамках законодательства, больше мы никаких уступок получить не сможем. Раньше, в 2009 году, когда правительство РФ разрешило регионам заключить на полгода договоры с торговыми организациями о торговой надбавке не выше 10%,mso-spacerun: yes<#two#>>  такие сети, как «Лента» и «Ашан» заключили договор с региональными властями. Как только это закончилось, потеряли силу и договоры».

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>В отличие от крупных, мелкие местные сети охотно идут на переговоры с властями по ограничению торговых надбавок. Они работают сегодня и на основании устных договоров.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>«Также мы начали развивать и конкуренцию на селе. Торговые сети «Холидей» и «Мария Ра» выступили с проектами строительства дискаунтеров в населенных пунктах численностью свыше 5 тыс человек, - говорит Лариса Яркова. - До сих пор там работали только сети Райпо и мелкие предприниматели. Я всегда удивлялась, когда бывала в селах, что такая огромная сеть, как Райпотребсоюз, имеет там цены выше, чем предприниматели, у которых пара магазинов. Так вот, и Холидей, и Мария Ра ставят надбавку на селе не более 10%, а на товары первой необходимости – не более 1 – 2%».

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>Оба проекта по строительству дискаунтеров на селе были поддержаны губернатором. Руководство компаний не обращалось к властям ни за какой поддержкой, только попросили «не чинить препятствия на месте». Ведь зачастую местные власти начинают обязывать коммерческие компании, пришедшие в село, строить дороги, мостить тротуары и открывать фонтаны. Что и делает порой их работу нерентабельной. В течение 3 лет компания «Холидей» планирует открыть 50 дискаунтеров, «Мария Ра» – около 30. В этом году каждый ритейлер построит по 15 магазинов в области.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>«Безусловно, в последнее время появляются новые торговые центры, качественно другие формы обслуживания, - говорит Оксана Козловская. - В других странах власть не работает по поддержке предприятий сферы услуг, торговли и предприятий питания. Считается, эта сфера развивается сама собой, при наличии базовых отраслей экономики».

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>У нас, конечно, ситуация пока иная. И местным, и региональным властям приходится искать точки взаимодействия с торговыми предприятиями. Пока торговые сети еще не проявляют интерес к небольшим населенным пунктам, да и обеспеченность торговыми площадями даже в крупных городах значительно ниже, чем в развитых странах.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>Переговоры с предприятиями торговли сегодня повсеместно являются самым действенным способом сдерживания цен. А всплеск ввода новых торговых площадей из-за снизившегося спроса сегодня возможен, пожалуй, лишь в сегменте недорогих продовольственных магазинов – что и показывает реальная ситуация в Новосибирской области. Остается ожидать роста денежных доходов населения, за ним придет и дальнейшее развитие торговой отрасли.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>Состоявшееся на Координационном совете mso-bidi-font-style: italic; mso-bidi-font-weight: bold<#two#>>по торговле и потребительскому рынку Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» в Томске обсуждение проблем продовольственного рынка показало, что к росту цен в этом сегменте приводит все еще недостаточная конкуренция на рынке. Отсюда, в частности, возникает недостаток торговых площадей, что можно видеть, сравнивая кmso-bidi-font-weight: bold<#two#>>лючевые показатели торговли в России и развитых странах Европы.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>Так, например, в России обеспеченность современными торговыми FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>mso-spacerun: yes<#two#>> площадями на тысячу человек в продовольственной торговле составляет 73 кв м. В то время, как в странах ЕС – более 500 кв м. Доля современных торговых форматов в России составляет 35%, в странах Европы – более 70%.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>В стратегии mso-bidi-font-weight: bold<#two#>>развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года планируется, что к 2015 году обеспеченность торговыми площадями в стране достигнет 120 – 150 кв м на тысячу жителей, к 2020 году – 200 – 300 кв м. Пока же ситуация такова, что сравнительно активная конкуренция за потребителя идет только в крупных городах. Малые населенные пункты торговые сети почти не удостаивают своим вниманием.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>Потребительская депрессия

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>В отличие от других рынков, потребительский рынок имеет свои исключительные особенности. Он всегда прямо или косвенно отражает экономические отношения между производителем и населением; это наиболее массовый рынок по численности субъектов и объектов; и наиболее важная его особенность состоит в функции жизнеобеспечения людей необходимыми товарами, от чего во многом зависит социальная стабильность в обществе. «Часто именно торговля принимает на себя удар в связи с проблемами в экономике, - отмечает первый вице-губернатор mso-bidi-font-weight: bold<#two#>>Томской mso-bidi-font-weight: bold<#two#>>области mso-bidi-font-weight: bold<#two#>>Оксана mso-bidi-font-weight: bold<#two#>>Козловская. – В первом квартале 2011 года произошел существенный рост инфляции, и прежде всего подорожали продукты питания».

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>Действительно, согласно статистическим данным по регионам, потребительские цены на продовольственные товары в марте 2011 года выросли на 3 – 6%. В Новосибирской области рост составил 4,7%. При этом, по информации Новосибирскстата, в регионе с  начала года в группе продовольственных товаров больше всего увеличились цены на картофель (на 34,5%) и овощи (на 20,4%), среди которых наиболее заметно подорожали свекла (на 35,1%) и капуста (на 30,4%). Продолжается http://sibkray.ru/news/2011-4-18/15427/<#two#>>рост цен на крупы, особенно гречневую (на 37,2%) и пшено (на 29,1%). Кроме этого, заметно подорожали бананы (на 17,5%), рыба живая и охлаждённая (на 9,6%), баранина (на 9%), подсолнечное масло (на 8,4%), мука (на 8,3%), хлеб  и хлебобулочные изделия (на 8,1%). Снизились цены (на 1-2%) на рыбу солёную и маринованную, коньяк и пиво.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>Рост цен ведет к тому, что в расходах населения сокращаются траты на продукты питания и увеличиваются расходы на промышленные товары. «У населения очень серьезно упали доходы, - поясняет Оксана Козловская. – Причем в Томской, Новосибирской областях и Красноярском крае сложилась примерно одинаковая ситуация. Население в этих регионах в свое время активно брало кредиты. Примерно на треть больше, чем население других регионов Сибири. Закредитованность серьезно повлияла на показатель качества жизни людей. Это взаимосвязано».

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>В результате, по данным, приведенным FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#one#>Georgia<#one#>,<#one#>serif<#one#>; mso-fareast-font-family: <#one#>Times New Roman<#one#>; mso-bidi-font-family: <#one#>Times New Roman<#one#>; mso-ansi-language: RU; mso-fareast-language: RU; mso-bidi-language: AR-SA<#two#>>председателем координационного совета по торговле и потребительскому рынку Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», COLOR: black<#two#>>начальником департамента потребительского рынка администрации Томской области Александром Таловским, такой показатель, как индекс потребительской уверенности в России снизился в первом квартале 2011 года до минус 13% (на 3% по сравнению с 4 кварталом 2010 года), примерно в таких же масштабах упала потребительская оценка условий для крупных покупок и сбережений. Снизилась и оценка изменений личного материального положения граждан.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>Тем не менее, 2010 год стал показателем того, как регионы выходят из кризисной ситуации. Согласно данным Новосибирскстата, по YANDEX_11<#two#>>highlight<#two#>>итогам YANDEX_12<#two#>>2010 YANDEX_13<#two#>>года оборот розничной торговли в регионе составил 308,9 млрд рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 6,8% к 2009 году, что соответствует 14 месту среди регионов Российской Федерации (1,9% от общероссийского оборота) и первому месту по Сибирскому федеральному округу (17,8 %, на втором месте по этому показателю находится Красноярский край – 17,3%). Лидирует Новосибирская область среди регионов СФО и по обороту розничной торговли в расчете на одного жителя, который составил 116,6 тыс рублей (увеличение по сравнению с 2009 годом составило 10,5%). В структуре оборота розничной торговли YANDEX_14<#two#>>highlight<#two#>>в 2010 году доля пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, составила 42,9%, непродовольственных товаров — 57,1%. Объем продаж непродовольственных товаров увеличился за год на 10,9%, а реализация продовольственных товаров выросла только на 1,6% за год.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>Как сдержать цены

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>Опыт регионов в отношении того, как сдержать рост цен на продовольственную продукцию, сегодня является одним из самых востребованных. Региональные рецепты, собственно, не отличаются большим разнообразием, но тонкости в их применении все же есть.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>«В нашем регионе пока удается сдерживать рост цен, примерно мы идем на уровне роста цен прошлого года, - отмечает highlight<#two#>>президент союза YANDEX_1<#two#>>оhighlight<#two#>>рганизаций YANDEX_2<#two#>>торговли Омской YANDEX_3<#two#>>highlight<#two#>>области YANDEX_4<#two#>>Борис Сватков. - Что для этого делается? Есть два направления. Первое – проведение губернских ярмарок, которые мы начали проводить боле 6 лет назад. Потребителям эти мероприятия интересны с точки зрения цены и качества. С прошлого года такие ярмарки проводятся и в городе, торговые площадки оборудуются на средства регионального бюджета. Также мы стараемся плотнее работать с переработчиками. Это дает низкие цены, и приближение товаров к потребителю».

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>Проводится работа по организации и проведению ярмарок и расширенных продаж основных продуктов питания и в Новосибирской области. По словам COLOR: black<#two#>>заместителя министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, начальника управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг Ларисы Ярковой, объем продаж товаров на YANDEX_15<#two#>>highlight<#two#>> рынках  и ярмарках увеличился в регионе за YANDEX_16<#two#>>highlight<#two#>>год на 12%. На ярмарках реализуются в основном товары местных товаропроизводителей по ценам на 15% — 25% ниже рыночных.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>«Месяц назад в Москве субъекты отчитывались о росте цен в регионах, - рассказывает Лариса Яркова. - Ряд регионов выступили с радикальными предложениями, например, сделать дотации на молоко производителям, перейти на талонную систему, даже есть предложения перевести социально-незащищенные слои на карточную систему, чтобы распределять среди малоимущих товары по сниженным ценам. Проблема роста цен затронула все регионы сегодня, все пытаются найти выход».

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; LINE-HEIGHT: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; LINE-HEIGHT: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>Как говорит Лариса Яркова, в Новосибирской области сейчас работают три карточных проекта, заслуживающих внимания. Это муниципальная дисконтная карта, дисконтная карта первоклассника и дисконтная карта студента. По всем им предоставляются скидки в магазинах-партнерах, списки составляются органами соцзащиты. Сегодня каждая торговая сеть определяет по этим дисконтным картам набор товаров со скидкой. В систему включены, в том числе, и предприятия бытового обслуживания.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>Нужна конкуренция

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>Приход федеральных сетей в регионы качественно меняет подходы работодателей торговой отрасли. Сразу становится прозрачной система оплаты труда, в этом отношении федеральные сети являются примером. Местным компаниям также приходится вводить у себя новые стандарты отчетности и так далее.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>«Но нужно поддерживать свои региональные сети, потому что это в основном магазины, которые работают с нашими товаропроизводителями, живут нашими проблемами, с которыми мы всегда можем договориться по многим вопросам, - подчеркивает Лариса Яркова. - С федеральными сетями сегодня договориться можно только в рамках законодательства, больше мы никаких уступок получить не сможем. Раньше, в 2009 году, когда правительство РФ разрешило регионам заключить на полгода договоры с торговыми организациями о торговой надбавке не выше 10%,mso-spacerun: yes<#two#>>  такие сети, как «Лента» и «Ашан» заключили договор с региональными властями. Как только это закончилось, потеряли силу и договоры».

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>В отличие от крупных, мелкие местные сети охотно идут на переговоры с властями по ограничению торговых надбавок. Они работают сегодня и на основании устных договоров.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>«Также мы начали развивать и конкуренцию на селе. Торговые сети «Холидей» и «Мария Ра» выступили с проектами строительства дискаунтеров в населенных пунктах численностью свыше 5 тыс человек, - говорит Лариса Яркова. - До сих пор там работали только сети Райпо и мелкие предприниматели. Я всегда удивлялась, когда бывала в селах, что такая огромная сеть, как Райпотребсоюз, имеет там цены выше, чем предприниматели, у которых пара магазинов. Так вот, и Холидей, и Мария Ра ставят надбавку на селе не более 10%, а на товары первой необходимости – не более 1 – 2%».

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>Оба проекта по строительству дискаунтеров на селе были поддержаны губернатором. Руководство компаний не обращалось к властям ни за какой поддержкой, только попросили «не чинить препятствия на месте». Ведь зачастую местные власти начинают обязывать коммерческие компании, пришедшие в село, строить дороги, мостить тротуары и открывать фонтаны. Что и делает порой их работу нерентабельной. В течение 3 лет компания «Холидей» планирует открыть 50 дискаунтеров, «Мария Ра» – около 30. В этом году каждый ритейлер построит по 15 магазинов в области.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>«Безусловно, в последнее время появляются новые торговые центры, качественно другие формы обслуживания, - говорит Оксана Козловская. - В других странах власть не работает по поддержке предприятий сферы услуг, торговли и предприятий питания. Считается, эта сфера развивается сама собой, при наличии базовых отраслей экономики».

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>>У нас, конечно, ситуация пока иная. И местным, и региональным властям приходится искать точки взаимодействия с торговыми предприятиями. Пока торговые сети еще не проявляют интерес к небольшим населенным пунктам, да и обеспеченность торговыми площадями даже в крупных городах значительно ниже, чем в развитых странах.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-hyphenate: none<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#>> 

FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>Переговоры с предприятиями торговли сегодня повсеместно являются самым действенным способом сдерживания цен. А всплеск ввода новых торговых площадей из-за снизившегося спроса сегодня возможен, пожалуй, лишь в сегменте недорогих продовольственных магазинов – что и показывает реальная ситуация в Новосибирской области. Остается ожидать роста денежных доходов населения, за ним придет и дальнейшее развитие торговой отрасли.