С отчетом о результатах контрольных мероприятий и экспертно-аналитических работ за 2010 год Контрольно-счетной палаты региона (КСП) на шестой сессии Законодательного собрания Новосибирской области выступила председатель палаты Елена Гончарова. По ее словам, в прошлом году ведомством проведено более 280 проверок, объектами которых стали 209 организаций. В 182 случаев были установлены различные нарушения. Зачастую своевременное выявление таких нарушений позволяет исправить ситуацию.
- После нашей проверки, за счет корректировки сметной стоимости автодороги Тогучин – Карпысак, стоимость контракта была снижена на 120 млн рублей, что привело к реальной экономии бюджетных средств, - приводит пример Елена Гончарова. - Но в ходе проведения последующих контрольных мероприятий были выявлены новые факты завышения сметной стоимости дорожных объектов. К сожалению, иногда работы уже приняты и оплачены, и возместить бюджетные потери невозможно. Например, по автодороге Новосибирск – Кочки – Павлодар потери бюджета составят более 13 млн рублей. А вот в отношении автодороги «Советское шоссе», цена контракта на реконструкцию которой была изначально завышена, еще есть возможность корректировки сметной стоимости, если перезаключить контракты с исполнителями работ. Это позволит сэкономить более 170 млн бюджетных средств.
Другими словами, из всех бюджетных средств, выделенных на ремонт Советского шоссе, 170 млн попросту лишние – на эту сумму не нужно делать работы или приобретать техники. Конечно, подрядчик всегда найдет, как оприходовать лишние средства, но к конечной цели это отношения не имеет.
По мнению специалистов КСП, для устранения и прекращения подобных нарушений требуется дальнейшее совершенствование порядка определения сметной стоимости работ. В том числе, утверждение нормативов затрат на капремонт и ремонт автодорог.
Как отмечает председатель КСП, в последние годы оценка нарушений при исполнении бюджета в области имеет тенденцию к снижению, но остается на уровне 2 – 2,5 млрд рублей в год. Основная часть потерь бюджета – около 75% - связана с проблемами бюджетного процесса и управления госсобственностью.
Так, в 2010 году 340 млн рублей было направлено на финансирование правоохранительных органов, которые должны финансироваться из федерального бюджета. 230 млн рублей составило неэффективное использование госсредств и госимущества. 231 млн рублей – использование средств резервного фонда на расходы, которые должны планироваться и осуществляться в обычном порядке. 219 млн рублей – неправильное планирование расходов на дорожное хозяйство и завышение сметной стоимости дорожных объектов. 161 млн рублей – радио- и телевещание без расходных полномочий.
- Основная часть подобных нарушений не приводит к опасности неисполнения бюджета, но несет риски, - отмечает Елена Гончарова.
И еще один интересный момент – несовершенство межбюджетных отношений приводит фактически к паразитическому отношению муниципальных районов к областному бюджету. Как говорит Елена Гончарова, зачастую муниципальным районам невыгодно увеличивать доходы своего бюджета и оптимизировать расходы. Напротив, уменьшение их налоговых доходов приводит к такому росту расчетной дотации, что она позволяет даже увеличить общий доход. «Зачем что-то делать, когда область все равно вытащит из долговой ямы?» – примерно так рассуждают главы таких районов. По мнению специалистов палаты, те поправки, которые практически ежегодно вносятся в методики распределения межбюджетного трансферта, до сих пор не устраняют этого главного недостатка. В дальнейшем в области требуется комплексное совершенствование системы бюджетного выравнивания.
С отчетом о результатах контрольных мероприятий и экспертно-аналитических работ за 2010 год Контрольно-счетной палаты региона (КСП) на шестой сессии Законодательного собрания Новосибирской области выступила председатель палаты Елена Гончарова. По ее словам, в прошлом году ведомством проведено более 280 проверок, объектами которых стали 209 организаций. В 182 случаев были установлены различные нарушения. Зачастую своевременное выявление таких нарушений позволяет исправить ситуацию.
- После нашей проверки, за счет корректировки сметной стоимости автодороги Тогучин – Карпысак, стоимость контракта была снижена на 120 млн рублей, что привело к реальной экономии бюджетных средств, - приводит пример Елена Гончарова. - Но в ходе проведения последующих контрольных мероприятий были выявлены новые факты завышения сметной стоимости дорожных объектов. К сожалению, иногда работы уже приняты и оплачены, и возместить бюджетные потери невозможно. Например, по автодороге Новосибирск – Кочки – Павлодар потери бюджета составят более 13 млн рублей. А вот в отношении автодороги «Советское шоссе», цена контракта на реконструкцию которой была изначально завышена, еще есть возможность корректировки сметной стоимости, если перезаключить контракты с исполнителями работ. Это позволит сэкономить более 170 млн бюджетных средств.
Другими словами, из всех бюджетных средств, выделенных на ремонт Советского шоссе, 170 млн попросту лишние – на эту сумму не нужно делать работы или приобретать техники. Конечно, подрядчик всегда найдет, как оприходовать лишние средства, но к конечной цели это отношения не имеет.
По мнению специалистов КСП, для устранения и прекращения подобных нарушений требуется дальнейшее совершенствование порядка определения сметной стоимости работ. В том числе, утверждение нормативов затрат на капремонт и ремонт автодорог.
Как отмечает председатель КСП, в последние годы оценка нарушений при исполнении бюджета в области имеет тенденцию к снижению, но остается на уровне 2 – 2,5 млрд рублей в год. Основная часть потерь бюджета – около 75% - связана с проблемами бюджетного процесса и управления госсобственностью.
Так, в 2010 году 340 млн рублей было направлено на финансирование правоохранительных органов, которые должны финансироваться из федерального бюджета. 230 млн рублей составило неэффективное использование госсредств и госимущества. 231 млн рублей – использование средств резервного фонда на расходы, которые должны планироваться и осуществляться в обычном порядке. 219 млн рублей – неправильное планирование расходов на дорожное хозяйство и завышение сметной стоимости дорожных объектов. 161 млн рублей – радио- и телевещание без расходных полномочий.
- Основная часть подобных нарушений не приводит к опасности неисполнения бюджета, но несет риски, - отмечает Елена Гончарова.
И еще один интересный момент – несовершенство межбюджетных отношений приводит фактически к паразитическому отношению муниципальных районов к областному бюджету. Как говорит Елена Гончарова, зачастую муниципальным районам невыгодно увеличивать доходы своего бюджета и оптимизировать расходы. Напротив, уменьшение их налоговых доходов приводит к такому росту расчетной дотации, что она позволяет даже увеличить общий доход. «Зачем что-то делать, когда область все равно вытащит из долговой ямы?» – примерно так рассуждают главы таких районов. По мнению специалистов палаты, те поправки, которые практически ежегодно вносятся в методики распределения межбюджетного трансферта, до сих пор не устраняют этого главного недостатка. В дальнейшем в области требуется комплексное совершенствование системы бюджетного выравнивания. В Новосибирской области завышают стоимость дорожных объектов