- В принципе, триста из четырехсот миллионов рублей из средств венчурного фонда вполне могли бы быть уже проинвестированы уже в середине весны. Мы просмотрели более тридцати проектов, пять проектов прошли углубленную экспертизу и полностью готовы, еще два находятся в работе. Но, к огромному сожалению, мы наткнулись на некие форсмажорные обстоятельства.
Дело в том, что при каждом частно-государственном венчурном фонде существует Наблюдательный совет. Именно он выдает окончательный мандат на все инвестиционные сделки. В этот совет входят представители от частных пайщиков, от обладминистрации, от Минэкономразвития и от управляющей компании. Осенью прошлого года министерство назначать своих представителей перестало. В результате все созданные за полгода фонды фактически остались без наблюдательных советов.
Новосибирский венчурный фонд как ЗПИФ был зарегистрирован в конце ноября 2009 года. И точно так же остался без представителя «от государства» - несмотря на все наши многочисленные письма, звонки, визиты и обращения в МЭР.
Причина этой проволочки известна. Министерство задумало реформу управления деньгами региональных частно-государственных венчурных фондов. Спустя полтора года после начала всего проекта министерские руководители пришли к выводу, что их сотрудники не имеют опыта и компетенций, чтобы рассматривать венчурные инвестиционные сделки, и теперь передают эти функции «профессионалам» – ОАО «Российская венчурная компания» (РВК).
В принципе, решение здравое, но привело в итоге к тому, что вот уже несколько месяцев вообще никто никакие частно-государственные венчурные проекты не согласовывает. И сейчас в РВК скопилась целая пачка проектов – 15 штук, причем треть из них – новосибирские. Казалось бы, не так уж много, но все они ожидают нового рассмотрения, новой, подробной экспертизы. А значит, процесс затягивается еще на неопределенное время. Страдает не только Новосибирская область, страдают все регионы, создавшие у себя венчурные фонды. Частные инвесторы возмущены тем, что их деньги заморожены. Управляющие бомбардируют Минэкономразвития письменными и устными обращениями.
Наконец, 1 июня министерство собрало совещание с участием РВК, управляющих компаний и региональных администраций, в том числе и новосибирской. Возмущались все. Сидящие в президиуме министерские чиновники и представители Российской венчурной компании только успевали отбиваться. Надеюсь, после такого разговора дело с мертвой точки сдвинется: в министерстве не могли не увидеть, что ситуация накалилась до предела. В конце концов, договорились, что два ведомства – Минэкономразвития и РВК – в срочном порядке начнут вырабатывать протоколы взаимодействия.
Во-первых, ожидается, что будет создан типовой договор доверительного управления между региональными некоммерческими фондами – владельцами государственных паев в венчурных ЗПИФах с одной стороны и ОАО «РВК» с другой. Чтобы у РВК была легальная основа представлять госпайщиков в Наблюдательных советах. Но тогда получается, что и новосибирский «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций», и все подобные организации вслед за федеральным министерством должны передать в РВК свой голос и отстраниться от дел. А ведь в этих фондах задействованы региональные власти, в них вложены региональные деньги. Захотят ли регионы передавать свои полномочия РВК, еще большой вопрос.
Во-вторых, РВК собирается взять на себя функции головной организации в венчурной «вертикали власти». Причем в роли зависимых и подконтрольных оказываются такие неслабые компании, как УК «ВТБ Управление активами», УК «Тройка Диалог», УК «Альянс РОСНО» и другие. РВК предлагает проводить с ними совещания, анализировать их проекты до вынесения на Наблюдательные советы. Некоторые управляющие компании на совещании выступили с предложением – так может, мы здесь вообще не нужны? Пусть РВК полностью берет на себя управление фондами. Нет, отвечают в министерстве, вы управляете, а РВК вас контролирует. Хотя весь контроль состоит в том, что они проделывают после нас ту же самую работу. Притом что их штатные сотрудники – это те же чиновники, не имеющие опыта венчурных сделок.
Сегодня мы, управляющие компании, и в частности УК «Ай-Мэн Кэпитал», оказались в исключительно неудобном положении. Мы вынуждены оправдываться перед регионами за это промедление – за то, что инвестиции не идут, хотя деньги из региональных бюджетов выделены давно и проекты под них готовы. И получается, что доверие к системе частно-государственного венчурного инвестирования падает, инновационная общественность разочарована и обманута в своих ожиданиях, сама идея региональных венчурных фондов дискредитируется.
Как бы то ни было, есть надежда, что хотя бы три из первых пяти новосибирских проектов мы до конца июня все-таки пробьем. Пробьем, несмотря на то, что представитель «от государства» еще не назначен, что Наблюдательный совет окончательно не сформирован. Конечно, неприятно, что приходится работать в такой ситуации, но мы постараемся сделать все от нас зависящее, чтобы новосибирский венчурный фонд начал выполнять свои задачи.
- В принципе, триста из четырехсот миллионов рублей из средств венчурного фонда вполне могли бы быть уже проинвестированы уже в середине весны. Мы просмотрели более тридцати проектов, пять проектов прошли углубленную экспертизу и полностью готовы, еще два находятся в работе. Но, к огромному сожалению, мы наткнулись на некие форсмажорные обстоятельства.
Дело в том, что при каждом частно-государственном венчурном фонде существует Наблюдательный совет. Именно он выдает окончательный мандат на все инвестиционные сделки. В этот совет входят представители от частных пайщиков, от обладминистрации, от Минэкономразвития и от управляющей компании. Осенью прошлого года министерство назначать своих представителей перестало. В результате все созданные за полгода фонды фактически остались без наблюдательных советов.
Новосибирский венчурный фонд как ЗПИФ был зарегистрирован в конце ноября 2009 года. И точно так же остался без представителя «от государства» - несмотря на все наши многочисленные письма, звонки, визиты и обращения в МЭР.
Причина этой проволочки известна. Министерство задумало реформу управления деньгами региональных частно-государственных венчурных фондов. Спустя полтора года после начала всего проекта министерские руководители пришли к выводу, что их сотрудники не имеют опыта и компетенций, чтобы рассматривать венчурные инвестиционные сделки, и теперь передают эти функции «профессионалам» – ОАО «Российская венчурная компания» (РВК).
В принципе, решение здравое, но привело в итоге к тому, что вот уже несколько месяцев вообще никто никакие частно-государственные венчурные проекты не согласовывает. И сейчас в РВК скопилась целая пачка проектов – 15 штук, причем треть из них – новосибирские. Казалось бы, не так уж много, но все они ожидают нового рассмотрения, новой, подробной экспертизы. А значит, процесс затягивается еще на неопределенное время. Страдает не только Новосибирская область, страдают все регионы, создавшие у себя венчурные фонды. Частные инвесторы возмущены тем, что их деньги заморожены. Управляющие бомбардируют Минэкономразвития письменными и устными обращениями.
Наконец, 1 июня министерство собрало совещание с участием РВК, управляющих компаний и региональных администраций, в том числе и новосибирской. Возмущались все. Сидящие в президиуме министерские чиновники и представители Российской венчурной компании только успевали отбиваться. Надеюсь, после такого разговора дело с мертвой точки сдвинется: в министерстве не могли не увидеть, что ситуация накалилась до предела. В конце концов, договорились, что два ведомства – Минэкономразвития и РВК – в срочном порядке начнут вырабатывать протоколы взаимодействия.
Во-первых, ожидается, что будет создан типовой договор доверительного управления между региональными некоммерческими фондами – владельцами государственных паев в венчурных ЗПИФах с одной стороны и ОАО «РВК» с другой. Чтобы у РВК была легальная основа представлять госпайщиков в Наблюдательных советах. Но тогда получается, что и новосибирский «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций», и все подобные организации вслед за федеральным министерством должны передать в РВК свой голос и отстраниться от дел. А ведь в этих фондах задействованы региональные власти, в них вложены региональные деньги. Захотят ли регионы передавать свои полномочия РВК, еще большой вопрос.
Во-вторых, РВК собирается взять на себя функции головной организации в венчурной «вертикали власти». Причем в роли зависимых и подконтрольных оказываются такие неслабые компании, как УК «ВТБ Управление активами», УК «Тройка Диалог», УК «Альянс РОСНО» и другие. РВК предлагает проводить с ними совещания, анализировать их проекты до вынесения на Наблюдательные советы. Некоторые управляющие компании на совещании выступили с предложением – так может, мы здесь вообще не нужны? Пусть РВК полностью берет на себя управление фондами. Нет, отвечают в министерстве, вы управляете, а РВК вас контролирует. Хотя весь контроль состоит в том, что они проделывают после нас ту же самую работу. Притом что их штатные сотрудники – это те же чиновники, не имеющие опыта венчурных сделок.
Сегодня мы, управляющие компании, и в частности УК «Ай-Мэн Кэпитал», оказались в исключительно неудобном положении. Мы вынуждены оправдываться перед регионами за это промедление – за то, что инвестиции не идут, хотя деньги из региональных бюджетов выделены давно и проекты под них готовы. И получается, что доверие к системе частно-государственного венчурного инвестирования падает, инновационная общественность разочарована и обманута в своих ожиданиях, сама идея региональных венчурных фондов дискредитируется.
Как бы то ни было, есть надежда, что хотя бы три из первых пяти новосибирских проектов мы до конца июня все-таки пробьем. Пробьем, несмотря на то, что представитель «от государства» еще не назначен, что Наблюдательный совет окончательно не сформирован. Конечно, неприятно, что приходится работать в такой ситуации, но мы постараемся сделать все от нас зависящее, чтобы новосибирский венчурный фонд начал выполнять свои задачи.
Почему Новосибирский венчурный фонд до сих пор не профинансировал ни одного проекта?