Лента новостей

Все новости

Популярное

Рынок бутилированной воды сократился на 10-15 процентов

 Ольга Шадрина, Игорь Мельник ("Эксперт-Сибирь")



MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-INDENT: 35.4pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Рынок бутилированной питьевой воды на протяжении последних 10 лет стремительно рос. В мире в среднем на 10% ежегодно, в России — на 15–20% в год. В 2009 году ситуация изменилась. На мировом рынке прогнозируется рост не более 1–2%. При этом, по прогнозу голландского маркетингового агентства Innova Market Insights BV, объем рынка бутилированной воды сократится на 1% в сравнении с показателем 2008 года.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Подобная тенденция характерна и для российского рынка. По оценке УК «Финам Менеджмент», к моменту кризиса рынок бутилированной воды достиг объемов 1,5–2 млрд долларов (около 30–40% от общего объема рынка безалкогольных напитков), в 2009 году при пессимистичном сценарии сокращение может составить 25–30%. Кризис уже успели на себе ощутить компании, специализирующиеся на поставках оборудования и доставке воды. Наиболее серьезный обвал продаж случился в промышленных регионах, где велика доля градообразующих предприятий. Вынужденные остановки производства, сокращение рабочей недели, увольнения сотрудников, разумеется, отразились на потреблении кулерной питьевой воды.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>В общем, на текущий момент спад потребления, по разным оценкам, равняется 10–15%, и пришелся он как раз на корпоративных клиентов, сокративших расходы на персонал. По прогнозу Innova Market Insights BV, на 8% в текущем году может вырасти сегмент рынка ароматизированной воды и воды с добавками. Возможно, это хоть частично позволит нивелировать потери компаний, которые им приходится переживать в 2009 году.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Игорь Гордеев, директор «Байкальский родник» (Иркутск)

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>mso-spacerun: yes<#two#>> — С начала кризиса с рынка Иркутской области ушла одна из компаний-производителей бутилированной воды. Неизвестно, в чем была причина ухода, так как продажи бутилированной воды, по крайней мере, у нас, упали несильно. В основном снижение коснулось газированной воды в полуторалитровой таре. Продажи негазированной воды в этой таре остались прежними. Ненамного, на три–пять процентов, снизились продажи воды в бутылках 0,5 литра. Потребление воды в емкостях 18,9 литра несколько просело осенью прошлого года за счет компаний, которые были вынуждены уйти с рынка, но за 2009 год практически не изменилось, корпоративные потребители с начала года не снизили объемы закупок, основное снижение в 2009-м произошло по частным лицам.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Со стороны контрагентов ситуация следующая — покупатели нашей продукции не просят пересмотреть контракты. Был единственный случай, когда представители одной из оптовых компаний попросили изменить ценовые условия, и мы, насколько могли, пошли им навстречу. Схемы расчетов также остались прежними. Случаи, когда потребители задерживают оплату, — скорее исключение, чем правило. Ситуация нормальная.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>С начала кризиса на рынок вышло достаточно много новых поставщиков оборудования и комплектующих. Как правило, они предлагают цены, которые на 10–20 процентов ниже, чем у существующих поставщиков. В случае если условия значительно выгоднее, чем есть на рынке, мы рассматриваем эти предложения. Одного из поставщиков, правда, не оборудования, а комплектующих, мы уже сменили.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Если финансовое положение частных потребителей улучшится до конца следующего года, продажи бутилированной воды вернутся на прежний уровень. Глубокого проседания рынка мы не видим. Люди привыкли потреблять бутилированную воду и вернутся к ней. Что касается перспектив «Байкальского родника», то сейчас идет подготовка к выходу на рынок Южной Кореи, что влечет за собой ужесточение требований к качеству и внешнему виду нашей продукции.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Мария Чалпан, начальник отдела маркетинга компании «Ледь» (Барнаул)

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>— Безусловно, кризис сказался на темпах роста рынка бутилированной воды. По данным статистики, снижение темпов роста российского рынка бутилированной воды за первую половину 2009 года составило примерно четыре процента. Что касается нашей компании, направление доставки воды для кулеров (для дома и офиса) пострадало более всего за счет оттока корпоративных клиентов. Одни прекратили деятельность, у других произошло существенное сокращение затрат на воду. Однако в целом падения не наблюдается, рост объема продаж с начала года к прошлому году составляет пять–семь процентов ежемесячно, поскольку приток новых покупателей замещает отток клиентов, хотя замедление роста наблюдается по сравнению с темпами прошлого года, когда прирост составлял не менее 20–30 процентов.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Вместе с тем, несмотря на кризис, на рынке доставки кулерной воды появляются новые компании, что также приводит к частичному перераспределению объема продаж между игроками.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Нужно отметить в этом году по сравнению с прошлым годом существенный рост эконом-сегмента, который происходит как за счет притока новых клиентов, так и за счет перераспределения — многие клиенты отказываются от более дорогой воды в пользу более дешевой. Так, в июне 2009 года по сравнению с июнем 2008-го в эконом-сегменте направления доставки воды рост произошел в три раза, в направлении продаж воды в пакете 3 литра можно отметить рост в 1,5 раза.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>В этом году нами на рынок были выведены вода «Студеная», обогащенная йодом и селеном, и вода «Студеная», обогащенная фтором, в бутылке 1,25 литра. Направление вод, обогащенных дополнительными микронутриентами (с добавленной пользой), мы считаем перспективным и уже несколько лет выпускаем обогащенные воды в бутылях 13 и 19 литров. Обогащенная вода в бутылках 1,25 литра позволила расширить круг потребителей, так как стала доступна для них в торговых сетях.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Что касается наших поставщиков, то можно констатировать, что, несмотря на кризис, снижения цен не произошло. Наоборот, цены повысились, например, на этикетку. Сегодня, как и раньше, мы выбираем поставщиков исходя из принципа адекватного соотношения цены и качества.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>В 2009–2010 годах, на наш взгляд, не ожидается как существенного падения, так и роста рынка. Скорее всего, можно прогнозировать незначительный рост сегмента питьевой бутилированной воды, поскольку, по данным социологических исследований, которые мы проводим ежегодно, большинство потребителей бутилированной воды использовали раньше для питья водопроводную воду, а поскольку качество ее не улучшается, все больше потребителей будет продолжать отказываться от нее в пользу бутилированной.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Вместе с этим мы считаем, что существенно повлияет на динамику рынка сокращение или прекращение финансирования поставок воды из бюджетных средств по различным программам (например, для школ, детских садов, больниц), поскольку уже сейчас сказывается недополучение налогов местными бюджетами.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Ковригина Ирина, управляющий директор ЗАО «Эковита», (Красноярск) mso-bidi-font-style: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>— Рынок потребителей бутилированной воды в поликарбонатной таре 18,9 и 13 литров — класса «премиум» сократился. Это связано с введением режима жесткой экономии для большинства корпоративных клиентов — нужно выжить. Бутилированная вода в ПЭТ таре и стекле показала рост продаж (в среднем 25 процентов в сравнении с прошлым годом).

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Наша клиентская база расширилась за счет потребителей ближнего круга — Хакасии, Кемеровской области и дальнего — Москвы, Санкт- Петербурга. Ведем переговоры с Воронежем, Поволжьем.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Условия поставок те же, а вот платежеспособность и устойчивость ряда розничных сетей изменилась в худшую сторону. Видим очень много предложений от различных поставщиков оборудования. Снижают цены, предлагают более гибкий график расчетов.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Поставщики поликарбонатной тары в условиях конкуренции тоже готовы пойти навстречу производителю, вместе с тем ПЭТ-тара и комплектующие растут в цене, так как привязаны к евро (рост на 6–10 процентов), повышение стоимости бумаги ведет к удорожанию этикеток.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Постоянно идет работа по поиску новых поставщиков комплектующих, но зачастую то, что дешевле, не может быть лучше или находится дальше. Партнеров меняем в условиях кризиса только по необходимости. Старый друг, который тебя знает и подождет с оплатой, лучше новых двух со 100-процентной предоплатой.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Рынок бутилированной воды России будет расти — сейчас мы значительно не дотягиваем даже до среднеевропейского уровня потребления. Думаю, с 2010 года опережающими темпами будет расти потребление и спрос на воду в стеклянной таре.



MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-INDENT: 35.4pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Рынок бутилированной питьевой воды на протяжении последних 10 лет стремительно рос. В мире в среднем на 10% ежегодно, в России — на 15–20% в год. В 2009 году ситуация изменилась. На мировом рынке прогнозируется рост не более 1–2%. При этом, по прогнозу голландского маркетингового агентства Innova Market Insights BV, объем рынка бутилированной воды сократится на 1% в сравнении с показателем 2008 года.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Подобная тенденция характерна и для российского рынка. По оценке УК «Финам Менеджмент», к моменту кризиса рынок бутилированной воды достиг объемов 1,5–2 млрд долларов (около 30–40% от общего объема рынка безалкогольных напитков), в 2009 году при пессимистичном сценарии сокращение может составить 25–30%. Кризис уже успели на себе ощутить компании, специализирующиеся на поставках оборудования и доставке воды. Наиболее серьезный обвал продаж случился в промышленных регионах, где велика доля градообразующих предприятий. Вынужденные остановки производства, сокращение рабочей недели, увольнения сотрудников, разумеется, отразились на потреблении кулерной питьевой воды.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>В общем, на текущий момент спад потребления, по разным оценкам, равняется 10–15%, и пришелся он как раз на корпоративных клиентов, сокративших расходы на персонал. По прогнозу Innova Market Insights BV, на 8% в текущем году может вырасти сегмент рынка ароматизированной воды и воды с добавками. Возможно, это хоть частично позволит нивелировать потери компаний, которые им приходится переживать в 2009 году.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Игорь Гордеев, директор «Байкальский родник» (Иркутск)

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>mso-spacerun: yes<#two#>> — С начала кризиса с рынка Иркутской области ушла одна из компаний-производителей бутилированной воды. Неизвестно, в чем была причина ухода, так как продажи бутилированной воды, по крайней мере, у нас, упали несильно. В основном снижение коснулось газированной воды в полуторалитровой таре. Продажи негазированной воды в этой таре остались прежними. Ненамного, на три–пять процентов, снизились продажи воды в бутылках 0,5 литра. Потребление воды в емкостях 18,9 литра несколько просело осенью прошлого года за счет компаний, которые были вынуждены уйти с рынка, но за 2009 год практически не изменилось, корпоративные потребители с начала года не снизили объемы закупок, основное снижение в 2009-м произошло по частным лицам.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Со стороны контрагентов ситуация следующая — покупатели нашей продукции не просят пересмотреть контракты. Был единственный случай, когда представители одной из оптовых компаний попросили изменить ценовые условия, и мы, насколько могли, пошли им навстречу. Схемы расчетов также остались прежними. Случаи, когда потребители задерживают оплату, — скорее исключение, чем правило. Ситуация нормальная.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>С начала кризиса на рынок вышло достаточно много новых поставщиков оборудования и комплектующих. Как правило, они предлагают цены, которые на 10–20 процентов ниже, чем у существующих поставщиков. В случае если условия значительно выгоднее, чем есть на рынке, мы рассматриваем эти предложения. Одного из поставщиков, правда, не оборудования, а комплектующих, мы уже сменили.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Если финансовое положение частных потребителей улучшится до конца следующего года, продажи бутилированной воды вернутся на прежний уровень. Глубокого проседания рынка мы не видим. Люди привыкли потреблять бутилированную воду и вернутся к ней. Что касается перспектив «Байкальского родника», то сейчас идет подготовка к выходу на рынок Южной Кореи, что влечет за собой ужесточение требований к качеству и внешнему виду нашей продукции.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Мария Чалпан, начальник отдела маркетинга компании «Ледь» (Барнаул)

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>— Безусловно, кризис сказался на темпах роста рынка бутилированной воды. По данным статистики, снижение темпов роста российского рынка бутилированной воды за первую половину 2009 года составило примерно четыре процента. Что касается нашей компании, направление доставки воды для кулеров (для дома и офиса) пострадало более всего за счет оттока корпоративных клиентов. Одни прекратили деятельность, у других произошло существенное сокращение затрат на воду. Однако в целом падения не наблюдается, рост объема продаж с начала года к прошлому году составляет пять–семь процентов ежемесячно, поскольку приток новых покупателей замещает отток клиентов, хотя замедление роста наблюдается по сравнению с темпами прошлого года, когда прирост составлял не менее 20–30 процентов.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Вместе с тем, несмотря на кризис, на рынке доставки кулерной воды появляются новые компании, что также приводит к частичному перераспределению объема продаж между игроками.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Нужно отметить в этом году по сравнению с прошлым годом существенный рост эконом-сегмента, который происходит как за счет притока новых клиентов, так и за счет перераспределения — многие клиенты отказываются от более дорогой воды в пользу более дешевой. Так, в июне 2009 года по сравнению с июнем 2008-го в эконом-сегменте направления доставки воды рост произошел в три раза, в направлении продаж воды в пакете 3 литра можно отметить рост в 1,5 раза.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>В этом году нами на рынок были выведены вода «Студеная», обогащенная йодом и селеном, и вода «Студеная», обогащенная фтором, в бутылке 1,25 литра. Направление вод, обогащенных дополнительными микронутриентами (с добавленной пользой), мы считаем перспективным и уже несколько лет выпускаем обогащенные воды в бутылях 13 и 19 литров. Обогащенная вода в бутылках 1,25 литра позволила расширить круг потребителей, так как стала доступна для них в торговых сетях.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Что касается наших поставщиков, то можно констатировать, что, несмотря на кризис, снижения цен не произошло. Наоборот, цены повысились, например, на этикетку. Сегодня, как и раньше, мы выбираем поставщиков исходя из принципа адекватного соотношения цены и качества.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>В 2009–2010 годах, на наш взгляд, не ожидается как существенного падения, так и роста рынка. Скорее всего, можно прогнозировать незначительный рост сегмента питьевой бутилированной воды, поскольку, по данным социологических исследований, которые мы проводим ежегодно, большинство потребителей бутилированной воды использовали раньше для питья водопроводную воду, а поскольку качество ее не улучшается, все больше потребителей будет продолжать отказываться от нее в пользу бутилированной.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Вместе с этим мы считаем, что существенно повлияет на динамику рынка сокращение или прекращение финансирования поставок воды из бюджетных средств по различным программам (например, для школ, детских садов, больниц), поскольку уже сейчас сказывается недополучение налогов местными бюджетами.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Ковригина Ирина, управляющий директор ЗАО «Эковита», (Красноярск) mso-bidi-font-style: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>— Рынок потребителей бутилированной воды в поликарбонатной таре 18,9 и 13 литров — класса «премиум» сократился. Это связано с введением режима жесткой экономии для большинства корпоративных клиентов — нужно выжить. Бутилированная вода в ПЭТ таре и стекле показала рост продаж (в среднем 25 процентов в сравнении с прошлым годом).

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Наша клиентская база расширилась за счет потребителей ближнего круга — Хакасии, Кемеровской области и дальнего — Москвы, Санкт- Петербурга. Ведем переговоры с Воронежем, Поволжьем.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Условия поставок те же, а вот платежеспособность и устойчивость ряда розничных сетей изменилась в худшую сторону. Видим очень много предложений от различных поставщиков оборудования. Снижают цены, предлагают более гибкий график расчетов.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Поставщики поликарбонатной тары в условиях конкуренции тоже готовы пойти навстречу производителю, вместе с тем ПЭТ-тара и комплектующие растут в цене, так как привязаны к евро (рост на 6–10 процентов), повышение стоимости бумаги ведет к удорожанию этикеток.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Постоянно идет работа по поиску новых поставщиков комплектующих, но зачастую то, что дешевле, не может быть лучше или находится дальше. Партнеров меняем в условиях кризиса только по необходимости. Старый друг, который тебя знает и подождет с оплатой, лучше новых двух со 100-процентной предоплатой.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Рынок бутилированной воды России будет расти — сейчас мы значительно не дотягиваем даже до среднеевропейского уровня потребления. Думаю, с 2010 года опережающими темпами будет расти потребление и спрос на воду в стеклянной таре.