Объем страховых премий в Сибирском округе сократился на 24 процента
-Инна Гладкова, Александра Еремина (Эксперт-Сибирь)sibkray.ru
 Инна Гладкова, Александра Еремина (Эксперт-Сибирь)
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Страховой рынок России в январе–июне 2009 года сократился на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом рост наблюдался только в Центральном федеральном округе, во всех остальных зафиксировано падение. Объем собранных за EN-US<#two#> style=<#two#>mso-ansi-language: EN-US<#two#>>I полугодие страховых премий в СФО сократился существеннее, чем в других регионах страны — минус 24% к январю—июню 2008 года, в результате его доля в EN-US<#two#> style=<#two#>mso-ansi-language: EN-US<#two#>>I полугодии 2009 года по собранным страховым взносам составила 6,6%.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Уровень выплат в Сибири ниже, чем в среднем по России — 47% против 49,7%. В EN-US<#two#> style=<#two#>mso-ansi-language: EN-US<#two#>>I полугодии текущего года страховые выплаты увеличились во всех регионах страны, в Сибири — на 13,1 процентных пункта. Это немного по сравнению с другими регионами — в Северо-Западном, Приволжском и Южном Федеральных округах выплаты возросли существеннее.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>3<#two#>>Tahoma<#two#>>Авто и здоровье
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Значительные сборы в EN-US<#two#> style=<#two#>mso-ansi-language: EN-US<#two#>>I полугодии были в добровольном и обязательном страховании автотранспорта (41,5% в общем объеме взносов в январе–июне 2009 года). При этом ОСАГО в этом объеме занимает 24,6%, каско — 16,9%. И если ОСАГО в кризис не подвержено сильным колебаниям (более того, с марта правительство утвердило повышенные коэффициенты), то от полисов каско многие автовладельцы отказываются или урезают их опции.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Вообще, на изменение структуры своих страховых программ пошли многие компании. Так, практически по всем видам страхования клиент может включить в полис набор актуальных для него опций и исключить риски с низкой вероятностью наступления. Как говорят страховщики, это позволяет значительно снизить стоимость полиса.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Изменения коснулись не только продуктов для частных лиц, но и корпоративных клиентов. Как рассказывает директор по корпоративным и розничным продажам Дивизиона «Сибирь» Группы Ренессанс Страхование mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Светлана Угольникова, корпоративные клиенты могут существенно сэкономить, застраховав только «ключевые» единицы имущества и оборудования, от которых зависит производственная или коммерческая деятельность. При этом предприятие будет уверено, что сможет восстановить деятельность даже в случае форс-мажора.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Второй крупный сегмент страхового рынка Сибири — добровольное медицинское страхование (ДМС) (17,5%). Существенная доля ДМС в общих страховых взносах характерна для промышленных регионов (Сибири, Урала): крупные предприятия включают ДМС в соцпакеты работников. Страхование имущества юридических лиц и граждан занимает 15,2% в страховых премиях Сибири в EN-US<#two#> style=<#two#>mso-ansi-language: EN-US<#two#>>I полугодии 2009-го.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>По словам представителей страховых компаний, большинство корпоративных клиентов пролонгировали существующие страховые договоры. Как такового изменения набора услуг, предлагаемых компаниями в этом сегменте, не произошло — он и так всегда был рассчитан на различные категории клиентов. Несколько изменились потребности рынка — стала очевидной необходимость не новых продуктов, а удержания цен на уже существующие. «Не секрет, что полисы ДМС постоянно растут в цене, следуя за увеличением стоимости медицинских услуг. Попытка страховщиков призвать клиники к «заморозке» цен на год провалилась, поэтому сегодня страховщики вынуждены сокращать наполнение программ ДМС, чтобы обеспечить адекватную рынку цену», — mso-bidi-font-weight: bold<#two#>>комментирует директор Сибирского регионального центра ОСАО «Ингосстрах» Виктор Силачев. По его словам, предпочтения потребителей сместились в ценовую плоскость — если раньше первостепенное значение имел набор медицинских услуг, то сейчас большим спросом пользуются стандартные полисы с более низкой ценой.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Еще два крупных сегмента — страхование наземного транспорта (16,9%) и имущества юридических лиц и граждан (15,2%). Последний касается, по большей части, имущества юридических лиц, что объясняется пока низкой культурой страхования имущества частными клиентами. Кроме того, крупные промышленные компании проводили модернизации, вкладывая очень значительные суммы в новое оборудование. Компании не хотят рисковать вложениями и страхуют активы. Еще одна причина интереса юрлиц к страхованию имущества в том, что большинство из них использовали кредитные ресурсы под залог своего оборудования и недвижимости, а страхование залогового имущества является одним из требований кредитных организаций.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>3<#two#>>Tahoma<#two#>>Ушли в минус
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Самые большие потери понесло страхование жизни — в этом сегменте объемы страховых премий уменьшились на 32% по сравнению с EN-US<#two#> style=<#two#>mso-ansi-language: EN-US<#two#>>I полугодием 2008 года, ненамного отстает страхование имущества — минус 31%.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Такие потери связаны прежде всего с уменьшением объемов банковского кредитования. Прогнозы о незавидной судьбе сегментов, связанных с банковским каналом, еще в начале года делали руководители крупнейших страховых компаний региона, теперь же снижение объемов уверенно называют в качестве тенденций прошедшего полугодия. «Одна из ключевых тенденций рынка — падение всех видов страхования, связанных с так называемым первичным рынком и особенно, банковскими кредитами, — mso-bidi-font-weight: bold<#two#>>говорит член правления ОСАО «Россия» Андрей Крупнов. —mso-bidi-font-weight: bold<#two#>> Это относится к автострахованию, ипотечному страхованию и некоторым другим видам».
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 6pt 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Премии по личному страхованию упали на 29,7%, что вызвано сокращением штатов и соцпакетов работников промышленных предприятий, куда входили ДМС и страхование от несчастных случаев и болезней. Правда, отдельные компании зафиксировали по итогам полугодия прирост в этом сегменте, особенно это касается тех, кто предложил клиентам «антикризисные» продукты. Например, СК EN-US<#two#> style=<#two#>mso-ansi-language: EN-US<#two#>>Allianz РОСНО Жизнь в начале года ввела новые опции в рамках программ для юридических лиц. В корпоративном договоре стали перечисляться все застрахованные лица, при этом индивидуальные полисы не выпускались. Кроме того, по каждому договору стала возможна замена, открепление и прикрепление застрахованных без существенных потерь для страхователя в случае увольнения сотрудника.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Страхование ответственности сократилось всего на 1,4%. Основную долю в этом сегменте занимают страхование гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору и страхование ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Объем премий по обязательным видам страхования (кроме ОМС) в первом полугодии текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого вырос на 5,6%. На 99% этот сегмент состоит из ОСАГО. Причина роста по ОСАГО — обязательность страхования и повышение с 25 марта некоторых коэффициентов расчета тарифов по полисам ОСАГО.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>3<#two#>>Tahoma<#two#>>Внутри Сибири
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Основная часть страхового рынка Сибири (79% в январе–июне 2009 года) приходится на пять территорий — Красноярский край (самый крупный сегмент — страхование имущества юридических лиц и граждан 30,32% и ОСАГО 24,5% от общего объема собранных взносов в январе–июне 2009 года), Новосибирскую (страхование наземного транспорта (кроме железнодорожного) 21,6% и ОСАГО 24,4%), Иркутскую (страхование имущества юридических лиц и граждан 20,7%, ОСАГО 20,8%, наземного транспорта (кроме железнодорожного) 17%), Кемеровскую (ДМС 27,2% и ОСАГО 23%) и Омскую (сельскохозяйственное страхование 34,2%) области.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Кризис привел к сжатию страхового рынка во всех областях Сибири без исключения. Умеренное падение (менее 10%) произошло в Омской области, Республике Алтай (самый крупный сегмент — ОСАГО 44,1%, страхование от несчастных случаев и болезней 20,3% и страхование имущества юриков и физиков 19,9%) и Томской области (ДМС 33,7%).
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>В Республике Алтай в 2008 году три сегмента страхового рынка занимали примерно равные доли — страхование имущества (36,3%), личное страхование (29,5%) и ОСАГО (28%). В январе — июне текущего года взносы по личному и имущественному страхованию сократились на 18,4% и 29,6% соответственно. Но рост по ОСАГО на 47,1% компенсировал сокращение по другим видам в общем объеме страховых премий.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Наиболее существенно объем собираемых премий сократился в Алтайском (ОСАГО 39,3%) и Забайкальском краях (ОСАГО 36,0%) — на 59,7% и 39,3% соответственно. В Алтайском крае сокращение страхового рынка — результат сильного падения (минус 79,3%) взносов по страхованию имущества (автотранспорта и имущества «юриков» и «физиков»). В январе–июне 2008 года этот сегмент в общем объеме взносов области составлял 71,8%. В Забайкальском крае причина в другом сегменте — личное страхование. В EN-US<#two#> style=<#two#>mso-ansi-language: EN-US<#two#>>I полугодии прошлого года основной объем взносом приходился на личное страхование (ДМС и страхование от несчастных случаев и болезней) — 47,5%. В январе–июне 2009 года по сравнению с этим же периодом 2008-го сегмент рухнул на 66,1%.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Средний уровень выплат в EN-US<#two#> style=<#two#>mso-ansi-language: EN-US<#two#>>I полугодии 2009 года в среднем по СФО составил 47%. Объем выплат выше среднего в Алтайском крае (59,1%), Новосибирской (57,3%) и Кемеровской (54,9%) областях. Наименьшие выплаты были произведены в Забайкальском крае (30,1%) и в Республике Алтай (34,1%).
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>3<#two#>>Tahoma<#two#>>О настоящем и будущем
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>3<#two#>>Times New Roman<#two#>>mso-bidi-font-weight: bold; mso-bidi-font-style: italic<#two#>>Большинство опрошенных компаний заявили, что в 2009 году большое внимание они уделили развитию розничных программ, обновив существующие продукты по автострахованию и имущественным видам страхования. По мнению участников опроса, эти продукты являются актуальными для самой широкой категории клиентов. mso-bidi-font-weight: bold; mso-bidi-font-style: italic<#two#>>
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>3<#two#>>Times New Roman<#two#>>mso-bidi-font-weight: bold; mso-bidi-font-style: italic<#two#>>«В этом году мы сделали акцент на три блока своей деятельности: обязательные виды страхования, работа с крупными клиентами и расширение рамок сотрудничества с нашими партнерами. Продуктовая линейка компании позволяет нам предложить клиентам как уже знакомые им виды страхования, такие как ОСАГО, каско, страхование имущества, так и наши эксклюзивные продукты — страхование торговых кредитов, урожая, ответственности», — рассказывает mso-bidi-font-weight: bold<#two#>>директор по продажам Сибирского регионального центра компании «АльфаСтрахование» Евгенийmso-bidi-font-style: italic<#two#>> Никипелов.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>3<#two#>>Times New Roman<#two#>>mso-bidi-font-weight: bold<#two#>>Важнейшим фактором эффективности страховой компании, по мнению участников рынка, является высокий уровень диверсификации бизнеса, что достигается за счет развития всех направлений страхования, как корпоративных, так и частных клиентов.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Основная конкуренция, по мнению страховщиков, переместилась из ценовой в «сервисную» категорию, заставив их автоматизировать бизнес-процессы, оптимизировать андеррайтинговую политику и качество сервиса.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Правда, одного сервиса, по признанию страховщиков, будет недостаточно — ожидается и перераспределение рынка. «Многие компании, причем как из числа федеральных, так и региональных игроков, сужают спектр деятельности до нескольких наиболее доходных направлений или сокращают филиальную сеть. Все это постепенно приведет к потере секторов рынка такими компаниями и переходу клиентов в более крупные и надежные компании, способные предложить максимальный ассортимент», — полагает Виктор Силачев.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Страховой рынок России в январе–июне 2009 года сократился на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом рост наблюдался только в Центральном федеральном округе, во всех остальных зафиксировано падение. Объем собранных за EN-US<#two#> style=<#two#>mso-ansi-language: EN-US<#two#>>I полугодие страховых премий в СФО сократился существеннее, чем в других регионах страны — минус 24% к январю—июню 2008 года, в результате его доля в EN-US<#two#> style=<#two#>mso-ansi-language: EN-US<#two#>>I полугодии 2009 года по собранным страховым взносам составила 6,6%.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Уровень выплат в Сибири ниже, чем в среднем по России — 47% против 49,7%. В EN-US<#two#> style=<#two#>mso-ansi-language: EN-US<#two#>>I полугодии текущего года страховые выплаты увеличились во всех регионах страны, в Сибири — на 13,1 процентных пункта. Это немного по сравнению с другими регионами — в Северо-Западном, Приволжском и Южном Федеральных округах выплаты возросли существеннее.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>3<#two#>>Tahoma<#two#>>Авто и здоровье
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Значительные сборы в EN-US<#two#> style=<#two#>mso-ansi-language: EN-US<#two#>>I полугодии были в добровольном и обязательном страховании автотранспорта (41,5% в общем объеме взносов в январе–июне 2009 года). При этом ОСАГО в этом объеме занимает 24,6%, каско — 16,9%. И если ОСАГО в кризис не подвержено сильным колебаниям (более того, с марта правительство утвердило повышенные коэффициенты), то от полисов каско многие автовладельцы отказываются или урезают их опции.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Вообще, на изменение структуры своих страховых программ пошли многие компании. Так, практически по всем видам страхования клиент может включить в полис набор актуальных для него опций и исключить риски с низкой вероятностью наступления. Как говорят страховщики, это позволяет значительно снизить стоимость полиса.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Изменения коснулись не только продуктов для частных лиц, но и корпоративных клиентов. Как рассказывает директор по корпоративным и розничным продажам Дивизиона «Сибирь» Группы Ренессанс Страхование mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Светлана Угольникова, корпоративные клиенты могут существенно сэкономить, застраховав только «ключевые» единицы имущества и оборудования, от которых зависит производственная или коммерческая деятельность. При этом предприятие будет уверено, что сможет восстановить деятельность даже в случае форс-мажора.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Второй крупный сегмент страхового рынка Сибири — добровольное медицинское страхование (ДМС) (17,5%). Существенная доля ДМС в общих страховых взносах характерна для промышленных регионов (Сибири, Урала): крупные предприятия включают ДМС в соцпакеты работников. Страхование имущества юридических лиц и граждан занимает 15,2% в страховых премиях Сибири в EN-US<#two#> style=<#two#>mso-ansi-language: EN-US<#two#>>I полугодии 2009-го.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>По словам представителей страховых компаний, большинство корпоративных клиентов пролонгировали существующие страховые договоры. Как такового изменения набора услуг, предлагаемых компаниями в этом сегменте, не произошло — он и так всегда был рассчитан на различные категории клиентов. Несколько изменились потребности рынка — стала очевидной необходимость не новых продуктов, а удержания цен на уже существующие. «Не секрет, что полисы ДМС постоянно растут в цене, следуя за увеличением стоимости медицинских услуг. Попытка страховщиков призвать клиники к «заморозке» цен на год провалилась, поэтому сегодня страховщики вынуждены сокращать наполнение программ ДМС, чтобы обеспечить адекватную рынку цену», — mso-bidi-font-weight: bold<#two#>>комментирует директор Сибирского регионального центра ОСАО «Ингосстрах» Виктор Силачев. По его словам, предпочтения потребителей сместились в ценовую плоскость — если раньше первостепенное значение имел набор медицинских услуг, то сейчас большим спросом пользуются стандартные полисы с более низкой ценой.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Еще два крупных сегмента — страхование наземного транспорта (16,9%) и имущества юридических лиц и граждан (15,2%). Последний касается, по большей части, имущества юридических лиц, что объясняется пока низкой культурой страхования имущества частными клиентами. Кроме того, крупные промышленные компании проводили модернизации, вкладывая очень значительные суммы в новое оборудование. Компании не хотят рисковать вложениями и страхуют активы. Еще одна причина интереса юрлиц к страхованию имущества в том, что большинство из них использовали кредитные ресурсы под залог своего оборудования и недвижимости, а страхование залогового имущества является одним из требований кредитных организаций.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>3<#two#>>Tahoma<#two#>>Ушли в минус
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Самые большие потери понесло страхование жизни — в этом сегменте объемы страховых премий уменьшились на 32% по сравнению с EN-US<#two#> style=<#two#>mso-ansi-language: EN-US<#two#>>I полугодием 2008 года, ненамного отстает страхование имущества — минус 31%.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Такие потери связаны прежде всего с уменьшением объемов банковского кредитования. Прогнозы о незавидной судьбе сегментов, связанных с банковским каналом, еще в начале года делали руководители крупнейших страховых компаний региона, теперь же снижение объемов уверенно называют в качестве тенденций прошедшего полугодия. «Одна из ключевых тенденций рынка — падение всех видов страхования, связанных с так называемым первичным рынком и особенно, банковскими кредитами, — mso-bidi-font-weight: bold<#two#>>говорит член правления ОСАО «Россия» Андрей Крупнов. —mso-bidi-font-weight: bold<#two#>> Это относится к автострахованию, ипотечному страхованию и некоторым другим видам».
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 6pt 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Премии по личному страхованию упали на 29,7%, что вызвано сокращением штатов и соцпакетов работников промышленных предприятий, куда входили ДМС и страхование от несчастных случаев и болезней. Правда, отдельные компании зафиксировали по итогам полугодия прирост в этом сегменте, особенно это касается тех, кто предложил клиентам «антикризисные» продукты. Например, СК EN-US<#two#> style=<#two#>mso-ansi-language: EN-US<#two#>>Allianz РОСНО Жизнь в начале года ввела новые опции в рамках программ для юридических лиц. В корпоративном договоре стали перечисляться все застрахованные лица, при этом индивидуальные полисы не выпускались. Кроме того, по каждому договору стала возможна замена, открепление и прикрепление застрахованных без существенных потерь для страхователя в случае увольнения сотрудника.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Страхование ответственности сократилось всего на 1,4%. Основную долю в этом сегменте занимают страхование гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору и страхование ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Объем премий по обязательным видам страхования (кроме ОМС) в первом полугодии текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого вырос на 5,6%. На 99% этот сегмент состоит из ОСАГО. Причина роста по ОСАГО — обязательность страхования и повышение с 25 марта некоторых коэффициентов расчета тарифов по полисам ОСАГО.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>3<#two#>>Tahoma<#two#>>Внутри Сибири
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Основная часть страхового рынка Сибири (79% в январе–июне 2009 года) приходится на пять территорий — Красноярский край (самый крупный сегмент — страхование имущества юридических лиц и граждан 30,32% и ОСАГО 24,5% от общего объема собранных взносов в январе–июне 2009 года), Новосибирскую (страхование наземного транспорта (кроме железнодорожного) 21,6% и ОСАГО 24,4%), Иркутскую (страхование имущества юридических лиц и граждан 20,7%, ОСАГО 20,8%, наземного транспорта (кроме железнодорожного) 17%), Кемеровскую (ДМС 27,2% и ОСАГО 23%) и Омскую (сельскохозяйственное страхование 34,2%) области.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Кризис привел к сжатию страхового рынка во всех областях Сибири без исключения. Умеренное падение (менее 10%) произошло в Омской области, Республике Алтай (самый крупный сегмент — ОСАГО 44,1%, страхование от несчастных случаев и болезней 20,3% и страхование имущества юриков и физиков 19,9%) и Томской области (ДМС 33,7%).
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>В Республике Алтай в 2008 году три сегмента страхового рынка занимали примерно равные доли — страхование имущества (36,3%), личное страхование (29,5%) и ОСАГО (28%). В январе — июне текущего года взносы по личному и имущественному страхованию сократились на 18,4% и 29,6% соответственно. Но рост по ОСАГО на 47,1% компенсировал сокращение по другим видам в общем объеме страховых премий.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Наиболее существенно объем собираемых премий сократился в Алтайском (ОСАГО 39,3%) и Забайкальском краях (ОСАГО 36,0%) — на 59,7% и 39,3% соответственно. В Алтайском крае сокращение страхового рынка — результат сильного падения (минус 79,3%) взносов по страхованию имущества (автотранспорта и имущества «юриков» и «физиков»). В январе–июне 2008 года этот сегмент в общем объеме взносов области составлял 71,8%. В Забайкальском крае причина в другом сегменте — личное страхование. В EN-US<#two#> style=<#two#>mso-ansi-language: EN-US<#two#>>I полугодии прошлого года основной объем взносом приходился на личное страхование (ДМС и страхование от несчастных случаев и болезней) — 47,5%. В январе–июне 2009 года по сравнению с этим же периодом 2008-го сегмент рухнул на 66,1%.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Средний уровень выплат в EN-US<#two#> style=<#two#>mso-ansi-language: EN-US<#two#>>I полугодии 2009 года в среднем по СФО составил 47%. Объем выплат выше среднего в Алтайском крае (59,1%), Новосибирской (57,3%) и Кемеровской (54,9%) областях. Наименьшие выплаты были произведены в Забайкальском крае (30,1%) и в Республике Алтай (34,1%).
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>3<#two#>>Tahoma<#two#>>О настоящем и будущем
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>3<#two#>>Times New Roman<#two#>>mso-bidi-font-weight: bold; mso-bidi-font-style: italic<#two#>>Большинство опрошенных компаний заявили, что в 2009 году большое внимание они уделили развитию розничных программ, обновив существующие продукты по автострахованию и имущественным видам страхования. По мнению участников опроса, эти продукты являются актуальными для самой широкой категории клиентов. mso-bidi-font-weight: bold; mso-bidi-font-style: italic<#two#>>
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>3<#two#>>Times New Roman<#two#>>mso-bidi-font-weight: bold; mso-bidi-font-style: italic<#two#>>«В этом году мы сделали акцент на три блока своей деятельности: обязательные виды страхования, работа с крупными клиентами и расширение рамок сотрудничества с нашими партнерами. Продуктовая линейка компании позволяет нам предложить клиентам как уже знакомые им виды страхования, такие как ОСАГО, каско, страхование имущества, так и наши эксклюзивные продукты — страхование торговых кредитов, урожая, ответственности», — рассказывает mso-bidi-font-weight: bold<#two#>>директор по продажам Сибирского регионального центра компании «АльфаСтрахование» Евгенийmso-bidi-font-style: italic<#two#>> Никипелов.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>3<#two#>>Times New Roman<#two#>>mso-bidi-font-weight: bold<#two#>>Важнейшим фактором эффективности страховой компании, по мнению участников рынка, является высокий уровень диверсификации бизнеса, что достигается за счет развития всех направлений страхования, как корпоративных, так и частных клиентов.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Основная конкуренция, по мнению страховщиков, переместилась из ценовой в «сервисную» категорию, заставив их автоматизировать бизнес-процессы, оптимизировать андеррайтинговую политику и качество сервиса.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Правда, одного сервиса, по признанию страховщиков, будет недостаточно — ожидается и перераспределение рынка. «Многие компании, причем как из числа федеральных, так и региональных игроков, сужают спектр деятельности до нескольких наиболее доходных направлений или сокращают филиальную сеть. Все это постепенно приведет к потере секторов рынка такими компаниями и переходу клиентов в более крупные и надежные компании, способные предложить максимальный ассортимент», — полагает Виктор Силачев.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>