Arial<#two#>>В ноябре-декабре мы ненавидели доллар за его резкий рост и плевались от новых ценников не только на машины, но и на всевозможную технику вроде ноутбуков. И вот – ура! – доллар заметно упал. А потому в мае начали дешеветь новые автомобили и прежде всего те из них, стоимость которых сейчас исчисляется в иностранной валюте.
По данным аналитического агентства «Автостат», в мае в среднем по рынку цены на новые машины упали на 1,4 %. С макроэкономической точки зрения даже такое мизерное снижение – вещь позитивная, говорящая о некоторой стабилизации рынка, который уже сам устал трястись в кризисной лихорадке. Ну а с простой человеческой – стоит ли радоваться этим без малого полуторам процентам, когда за последний год машины из-за роста валют да новых пошлин подорожали почти вдвое?
Тут уж кому как. Ведь усредненные полтора процента делятся между производителями не поровну. Любителям марок Ford, Skoda и Chery не повезло – эти три фирмы в мае не опустили, а в очередной раз подняли цены. В итоге средний Форд теперь стоит на 40 процентов дороже, чем год назад. И рост цен даже не компенсируют специальные скидочные акции американской фирмы. Удорожание автомобилей Skoda и Chery вроде бы не так велико – с начала года чешские машины стали недоступнее примерно на 20 процентов, а китайские – в среднем на 10. Но как выглядит троица играющих на повышение среди тех, кто уже умерил аппетит?
Первой компанией, отказавшейся от фиксированной стоимости машин в европейской валюте, стала фирма Mercedes. C 1 июня немцы возвращаются к точным рублевым ценам. Точно так же, кстати, поступали иностранцы в 2005 году, когда наш авторынок начал уверенно расти, а валюта стабилизировалась.
Нынешний 2009 вообще похож на 2005 год – аналитики предсказывают, что по объему продаж новых автомобилей они окажутся одинаковыми. Только производители, понятное дело, этому не радуются. Еще бы – импорт новых автомобилей в Россию, как сообщает тот же «Автостат», в апреле был на 72% меньше, чем в прошлом году. И даже по сравнению с мартом новых машин ввезли на 23% меньше.
Кроме возврата к рублевым прайс-листам, в компании Mercedes решили перепозиционировать некоторые автомобили. Выразилось это в понижении цен на машины А-, В-, CLC-, C-, GLK-, SLK- и M-классов. Так, базовая цена нового Mercedes C180 с начала лета зафиксирована на уровне 1 196 000 рублей. В середине мая эта же машина обошлась бы в 1 434 000 рублей, то есть на 238 000 рублей дороже. Что интересно, немцы понижают цены только на машины 2009 года выпуска. А автомобили, произведенные в прошлом году, по-прежнему продаются в евро по замороженному, правда, курсу 1 евро = 34 рубля.
Также понизила цены на машины 2009 года выпуска и корейская фирма KIA Motors. Доступнее стали, впрочем, не все модели сразу, а лишь три самые популярные – Picanto, cee’d и Sportage. Да и понижение вышло не таким значительным, как у Мерседеса, скорее оно похоже на некий приятный бонус. Бедные версии автомобилей стали дешевле лишь на 10-20 тысяч, а богатые комплектации можно приобрести, сэкономив 30-40 тысяч рублей.
Однако если у Мерседеса и КИА все в порядке, то еще один игрок на понижение распродает машины не от хорошей жизни. Обанкротившийся американский концерн Chrysler вот уже месяц как торгует автомобилями марок Chrysler и Dodge по сниженным на 25-40% ценам. Бывшему гиганту просто надо избавиться от залежалого товара. Причем, кстати, за месяц беспрецедентных скидок сколько-нибудь значительного роста продаж в России у Крайслера аналитики не заметили. Что ж, если бы американцы предложили халяву пораньше… Ведь, например, в родных США еще в ноябре при покупке одного Chrysler PT Cruiser второй в некоторых автосалонах давали бесплатно. Организуй Chrysler такую акцию у нас прошлой осенью – доходы у фирмы бы были поистине антикризисными. А нынче – одни потери.
Японская Toyota пока не меняет правил игры с покупателями, то бишь продолжает продавать машины по фиксированным долларовым ценам. Но каждый месяц компания на этом теряет, как в начале зимы она теряла, напротив, из-за рублевых цен. За апрель благодаря укреплению рубля, автомобили Toyota и Lexus подешевели примерно на процент. В мае разница в курсах валют лишила японцев еще процента возможной рублевой прибыли. Выходит, что клиенты теперь покупают новые Toyota и Lexus как если бы на них была приятная скидка от 10 тысяч рублей (например, на Yaris).
При этом Toyota в мае вступила в маркетинговую войну с немецкой Audi. Дилеры марки Lexus продают автомобили на 20% дешевле тем, кто сдает в трейд-ин свои Ауди. И точно так же по специальной схеме немцы предлагают выгодный обмен Лексусов на Ауди. Так забавляться дилеры собираются до конца июня.
Еще в мае, в отличие от более тихого апреля, снова появилась куча спецпредложений. Впервые вступила в рыночные игры марка Subaru, которая до 30 июня торгует своими автомобилями по цене годичной давности. Акция, как водится, распространяется лишь на модели 2008 года выпуска. Зато в список «уценки» попала заряженная Impreza WRX STI. Ее можно купить за 1 350 000 рублей.
Впрочем, Субару даже со спецакцией не может догнать по дешевизне Мазду: например, Mazda 3 MPS нынче продается по 925 тысяч рублей. Компания Mazda снова предлагает скидки, причем они касаются почти всего модельного ряда (кроме MX-5 и RX-8) и машин не только 2008, но и 2009 года выпуска. Нынешняя спецакция, фактически вернула цены на Мазды на докризисный уровень. Так, в октябре планировалось начинать продавать в России внедорожник CX-9 примерно по полтора миллиона рублей. Однако в салоны машина поступила уже по 1 700 000, а потом подорожала до заоблачных 1 900 000 рублей. Так вот сейчас CX-9 стоит свои докризисные 1 580 000 рублей. Правда, акция должна будет закончиться в середине лета.
Такое же временное предложение есть у компании Nissan. До 30 июня на машины 2008 года дают разные скидки – от 300 тысяч рублей на внедорожник Pathfinder до скромных 30 тысяч на городскую Micra. Идентичная программа действует и у теперь фактически российского бренда Opel. В начале мая марка грозилась поднять цены, но в результате только еще больше их понизила. До июля автомобили Opel продаются по стоимости, близкой к прошлогодней.
Никаких особых скидок и акций по-прежнему нет у компаний Mitsubishi и Honda. Разве что «Рольф», официальный представитель первой марки в России, предлагает самым эксцентричным клиентам «купить два обвеса и третий получить бесплатно». Хонда так вообще – как зафиксировала долларовые цены и внутренний курс, так их и не меняет. Машины 2009 года выпуска продаются по курсу 1 доллар = 30,75 рублей. Это почти столько же, сколько и официальный курс ЦБ! Но при этом акцию «30,75 рублей за доллар» называют почему-то «спецпредложением».
В мае продолжилось апрельское увеличение специальных программ кредитования от производителей. Почти все иностранные марки и даже отечественные «АвтоВАЗ» и «ГАЗ» начали предлагать свои кредитные продукты под относительно выгодные (по сравнению с мартовскими предложениями) проценты. Тем не менее, роста продаж новых автомобилей нет и, напротив, все еще ожидается дальнейшее их сокращение.
Вообще, весна показала, что отечественный авторынок – это своего рода весы в руках не Фемиды, а испуганного офисного маркетолога, работающего за компьютером с завязанными глазами. Что будет дальше, не знает никто, что происходит сейчас – еще не сформулировали аналитики, а как-то действовать вроде бы надо. Хотя бы потому что западное начальство требует. Вот и мечутся производители – то скидки, то рост цен. Но все равно пока еще рано верить в то, что новые автомобили станут массово падать в цене. Если уж вы вдруг затеяли обновить автопарк – внимательно следите за предложениями, чтобы не купить в результате на 20% дороже, чем могли бы.