Лента новостей

Все новости

Популярное

Рынок страхования ждут большие перемены

 

Российский страховой рынок относительно спокойно перенес первые проявления финансового кризиса, но страховщики ожидают проблем в дальнейшем. В первую очередь они могут быть связаны со снижением страховых премий от автострахования, ипотечного и залогового кредитования — направлений, связанных с банковским каналом, за счет которых рынок развивался в последние годы наиболее активно. Ситуация может еще больше осложниться демпингом со стороны недобросовестных игроков, которые станут собирать страховые премии и покидать рынок, не сдерживая обязательств перед клиентами, считает директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Новосибирске Дмитрий Шевченко. Кроме того, ряд фирм, имеющих проблемы с ликвидностью активов и потерями премий из-за финансового кризиса, будут вынуждены продать контроль или перейти на положение филиалов более крупных и финансово устойчивых страховщиков. В результате за кризисный период количество организаций неизбежно существенно сократится. По некоторым оценкам, на федеральном уровне останутся около 200 игроков. Болевые точки Пока что компании стараются сократить издержки, уменьшая рекламные бюджеты и расходы на содержание офисов, некоторые приостановили программы регионального развития. Так, «Ингосстрах» отказался от открытия новых офисов, а «Ренессанс Страхование» еще летом прошлого года прекратил набор новых сотрудников. Еще одной антикризисной мерой страховщиков стал перевод средств в госбанки. По общему убеждению специалистов отрасли, в 2009 году вряд ли можно ожидать роста страховых премий как в регионе, так и в целом по стране. По оценкам начальника управления маркетинга «ВТБ Страхование» (Москва) Кирилла Бобылькова, в 2009 году объемы начисленной премии в целевом для компании сегменте рынка (добровольное страхование без учета страхования жизни, ОСАГО) снизятся на 5%. В то же время перемены почти не затронут сегмент страхования физлиц, более того, некоторые страховщики говорят о приросте рынка. В целом, по мнению Кирилла Бобрылькова, каско и ОСАГО, на которые приходится 85% сегмента страхования физических лиц, будут определять тенденции для всего сегмента: «Даже существенное падение рынка ипотечного страхования и страхования при потребкредитовании неспособны радикально повлиять на общую картину рынка». Относительно корпоративного кредитования мнения расходятся — одни ожидают резкое падение, а другие настроены на то, чтобы сделать этот вид одним из основных направлений работы. Направления бизнеса Если раньше точками роста компаний были залоговые виды страхования, осуществлявшиеся главным образом через банковские каналы, то теперь происходит переориентация в сторону розничных и корпоративных услуг. По ожиданиям участников рынка, работа именно в этих сегментах будет приносить основную прибыль в ближайшие несколько лет. Залоговое кредитование также сохранится, но осуществлять его, по крайней мере в 2009 году, будут страховщики, аккредитованные для работы с заемщиками банков, которые имеют доступ к государственными ресурсам. Рынок добровольного медицинского страхования тоже ожидают перемены — скорее всего, он перераспределится в сторону компаний, в которых этот вид страхования был приоритетным и до начала кризиса. Предположения страховщиков относительно корпоративного кредитования объясняются надеждой на сознательность руководителей, для которых страхование будет являться инструментом возмещения финансовых убытков при наступлении непредвиденных обстоятельств. Возлагаются надежды и на страхование в агропромышленном комплексе, особенно в регионах, где сельское хозяйство развивается быстрыми темпами. Что же касается столь популярного ОСАГО, на этом рынке могут произойти самые значительные изменения, связанные со вступлением в силу с 1 марта поправок к закону, в частности, методов оценки ущерба по упрощенному «европротоколу». Кроме этого, в 2009 году прогнозировался значительный рост объема выплат по этому виду страхования, что может усложнить жизнь компаниям, имеющим ограниченный доступ к ресурсам. Директор Новосибирского филиала ЗАО «ГУТА-Страхование» Николай Кислый полагает, что это приведет к сокращению числа фирм, работающих в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности. При этом доли ОСАГО распределятся между действующими страховщиками — сокращения в сборах не будет, но и роста поступлений без повышения тарифов, по его мнению, не ожидается. Продажи полисов каско также снижаются из-за снижения спроса на автомобили, однако этому рынку серьезное падение не грозит благодаря платежам по автомобилям, приобретенным ранее в кредит. В целом же сегмент страхования автогражданской ответственности в ближайшее время не будет расти теми темпами, что раньше. Меню на завтра Учитывая перспективные направления, страховые компании предложили своим клиентам качественно новые продукты. Помимо продуктовой линейки, изменились и методы продажи услуг — некоторые страховщики начали продажу полисов в режиме онлайн, позиционируя эти продукты как наиболее экономичные для клиентов. Так, продукт Ренессанс Direct (Сибирского Дивизиона Группы «Ренессанс страхование»), продающийся через Интернет и call-центр, предполагает скидки от 15%. По словам руководителей организаций, борьба за клиента будет происходить по всем направлениям — и в новых продуктах, и в сервисе. Некоторые запустили накопительные программы корпоративного и индивидуального страхования — инструмент, сочетающий в себе возможность накоплений и страховую защиту, что в период кризиса особенно актуально По мнению генерального директора СК «Allianz РОСНО Жизнь» (Москва) Максима Чернина, наиболее актуальными в ситуации финансового кризиса будут программы страхования с мультивалютной корзиной, позволяющие диверсифицировать риски колебания курсов валют и сохранить стабильный размер страховой защиты. Также компания предложила своим клиентам индексацию страховых взносов по всем действующим договорам страхования (кроме программ страхования от несчастного случая), позволяющую увеличить страховые взносы с соответствующим увеличением страховой суммы и итогового размера накоплений. Изменения, вносящиеся в корпоративные продуты, позволяют сформировать более гибкие условия для юридических лиц. Корпоративный договор некоторых компаний теперь сопровождается выпуском единого договора с перечислением всех застрахованных без выпуска индивидуальных полисов, что позволяет снизить тарифы для страхователя и существенно сократить документооборот. «Кроме того, — объясняет Максим Чернин, — по каждому договору возможна замена, открепление и прикрепление застрахованных без существенных потерь для страхователя, что особенно удобно для корпоративных клиентов в ситуации увольнения застрахованного сотрудника». Что касается прогнозов на будущий состав рынка страховых услуг, представители компаний единодушны в том, что с меньшими потерями кризис преодолеют игроки, ориентированные на разные сегменты клиентов. «В уязвимом положении всегда находились страховщики, работающие в одном сегменте, портфель которых был недиверсифицирован по видам и категориям клиентов. И если в определенные моменты кэптив служил им на пользу, то в сегодняшней ситуации они могут попасть не в лучшее положение, а для некоторых оно может стать вообще катастрофическим», — считает заместитель генерального директора по экономике и маркетингу ЗАО «Страховое общество «Надежда» (Красноярск) Татьяна Черепанова. «Кризис удачно переживут крупные рыночные розничные компании с диверсифицированными портфелями и независимые от узкого круга крупных клиентов», — соглашается руководитель Сибирского Дивизиона Группы «Ренессанс страхование» Ольга Ковалева. Емкость страхового рынка сократится, а доли портфелей ушедших фирм будут поделены между оставшимися игроками. Александра Еремина ("Эксперт-Сибирь")
Российский страховой рынок относительно спокойно перенес первые проявления финансового кризиса, но страховщики ожидают проблем в дальнейшем. В первую очередь они могут быть связаны со снижением страховых премий от автострахования, ипотечного и залогового кредитования — направлений, связанных с банковским каналом, за счет которых рынок развивался в последние годы наиболее активно. Ситуация может еще больше осложниться демпингом со стороны недобросовестных игроков, которые станут собирать страховые премии и покидать рынок, не сдерживая обязательств перед клиентами, считает директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Новосибирске Дмитрий Шевченко. Кроме того, ряд фирм, имеющих проблемы с ликвидностью активов и потерями премий из-за финансового кризиса, будут вынуждены продать контроль или перейти на положение филиалов более крупных и финансово устойчивых страховщиков. В результате за кризисный период количество организаций неизбежно существенно сократится. По некоторым оценкам, на федеральном уровне останутся около 200 игроков. Болевые точки Пока что компании стараются сократить издержки, уменьшая рекламные бюджеты и расходы на содержание офисов, некоторые приостановили программы регионального развития. Так, «Ингосстрах» отказался от открытия новых офисов, а «Ренессанс Страхование» еще летом прошлого года прекратил набор новых сотрудников. Еще одной антикризисной мерой страховщиков стал перевод средств в госбанки. По общему убеждению специалистов отрасли, в 2009 году вряд ли можно ожидать роста страховых премий как в регионе, так и в целом по стране. По оценкам начальника управления маркетинга «ВТБ Страхование» (Москва) Кирилла Бобылькова, в 2009 году объемы начисленной премии в целевом для компании сегменте рынка (добровольное страхование без учета страхования жизни, ОСАГО) снизятся на 5%. В то же время перемены почти не затронут сегмент страхования физлиц, более того, некоторые страховщики говорят о приросте рынка. В целом, по мнению Кирилла Бобрылькова, каско и ОСАГО, на которые приходится 85% сегмента страхования физических лиц, будут определять тенденции для всего сегмента: «Даже существенное падение рынка ипотечного страхования и страхования при потребкредитовании неспособны радикально повлиять на общую картину рынка». Относительно корпоративного кредитования мнения расходятся — одни ожидают резкое падение, а другие настроены на то, чтобы сделать этот вид одним из основных направлений работы. Направления бизнеса Если раньше точками роста компаний были залоговые виды страхования, осуществлявшиеся главным образом через банковские каналы, то теперь происходит переориентация в сторону розничных и корпоративных услуг. По ожиданиям участников рынка, работа именно в этих сегментах будет приносить основную прибыль в ближайшие несколько лет. Залоговое кредитование также сохранится, но осуществлять его, по крайней мере в 2009 году, будут страховщики, аккредитованные для работы с заемщиками банков, которые имеют доступ к государственными ресурсам. Рынок добровольного медицинского страхования тоже ожидают перемены — скорее всего, он перераспределится в сторону компаний, в которых этот вид страхования был приоритетным и до начала кризиса. Предположения страховщиков относительно корпоративного кредитования объясняются надеждой на сознательность руководителей, для которых страхование будет являться инструментом возмещения финансовых убытков при наступлении непредвиденных обстоятельств. Возлагаются надежды и на страхование в агропромышленном комплексе, особенно в регионах, где сельское хозяйство развивается быстрыми темпами. Что же касается столь популярного ОСАГО, на этом рынке могут произойти самые значительные изменения, связанные со вступлением в силу с 1 марта поправок к закону, в частности, методов оценки ущерба по упрощенному «европротоколу». Кроме этого, в 2009 году прогнозировался значительный рост объема выплат по этому виду страхования, что может усложнить жизнь компаниям, имеющим ограниченный доступ к ресурсам. Директор Новосибирского филиала ЗАО «ГУТА-Страхование» Николай Кислый полагает, что это приведет к сокращению числа фирм, работающих в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности. При этом доли ОСАГО распределятся между действующими страховщиками — сокращения в сборах не будет, но и роста поступлений без повышения тарифов, по его мнению, не ожидается. Продажи полисов каско также снижаются из-за снижения спроса на автомобили, однако этому рынку серьезное падение не грозит благодаря платежам по автомобилям, приобретенным ранее в кредит. В целом же сегмент страхования автогражданской ответственности в ближайшее время не будет расти теми темпами, что раньше. Меню на завтра Учитывая перспективные направления, страховые компании предложили своим клиентам качественно новые продукты. Помимо продуктовой линейки, изменились и методы продажи услуг — некоторые страховщики начали продажу полисов в режиме онлайн, позиционируя эти продукты как наиболее экономичные для клиентов. Так, продукт Ренессанс Direct (Сибирского Дивизиона Группы «Ренессанс страхование»), продающийся через Интернет и call-центр, предполагает скидки от 15%. По словам руководителей организаций, борьба за клиента будет происходить по всем направлениям — и в новых продуктах, и в сервисе. Некоторые запустили накопительные программы корпоративного и индивидуального страхования — инструмент, сочетающий в себе возможность накоплений и страховую защиту, что в период кризиса особенно актуально По мнению генерального директора СК «Allianz РОСНО Жизнь» (Москва) Максима Чернина, наиболее актуальными в ситуации финансового кризиса будут программы страхования с мультивалютной корзиной, позволяющие диверсифицировать риски колебания курсов валют и сохранить стабильный размер страховой защиты. Также компания предложила своим клиентам индексацию страховых взносов по всем действующим договорам страхования (кроме программ страхования от несчастного случая), позволяющую увеличить страховые взносы с соответствующим увеличением страховой суммы и итогового размера накоплений. Изменения, вносящиеся в корпоративные продуты, позволяют сформировать более гибкие условия для юридических лиц. Корпоративный договор некоторых компаний теперь сопровождается выпуском единого договора с перечислением всех застрахованных без выпуска индивидуальных полисов, что позволяет снизить тарифы для страхователя и существенно сократить документооборот. «Кроме того, — объясняет Максим Чернин, — по каждому договору возможна замена, открепление и прикрепление застрахованных без существенных потерь для страхователя, что особенно удобно для корпоративных клиентов в ситуации увольнения застрахованного сотрудника». Что касается прогнозов на будущий состав рынка страховых услуг, представители компаний единодушны в том, что с меньшими потерями кризис преодолеют игроки, ориентированные на разные сегменты клиентов. «В уязвимом положении всегда находились страховщики, работающие в одном сегменте, портфель которых был недиверсифицирован по видам и категориям клиентов. И если в определенные моменты кэптив служил им на пользу, то в сегодняшней ситуации они могут попасть не в лучшее положение, а для некоторых оно может стать вообще катастрофическим», — считает заместитель генерального директора по экономике и маркетингу ЗАО «Страховое общество «Надежда» (Красноярск) Татьяна Черепанова. «Кризис удачно переживут крупные рыночные розничные компании с диверсифицированными портфелями и независимые от узкого круга крупных клиентов», — соглашается руководитель Сибирского Дивизиона Группы «Ренессанс страхование» Ольга Ковалева. Емкость страхового рынка сократится, а доли портфелей ушедших фирм будут поделены между оставшимися игроками. Александра Еремина ("Эксперт-Сибирь")