В российских регионах давно уже делают кузовной ремонт с помощью распила автомобиля. Мастера хорошо зарабатывают на таком «ремесле», а их клиенты после такого «ремонта» при малейшем ДТП получают серьезные травмы и «разорванный» на части автомобиль. Но с таким «ремонтом» владелец автомобиля может попасть в неприятную историю даже без ДТП. Только за 2024 год сотрудники Госавтоинспекции Новосибирской области отказали в регистрации 768 водителям.
Понятие автомобильный «распил» в России появилось несколько десятилетий назад. Изначально «пилили» автомобили для ввоза через таможню – чтобы не тратиться на пошлину, автомобиль ввозился в страну как запчасть.
После распада СССР, в 1991-м, гражданам разрешали ввозить один иностранный автомобиль в течение двух лет без права отчуждения. Но, уже спустя год, пошлины вновь ввели и на протяжении десятилетия постепенно увеличивали. При этом система расчета варьировалась (была привязка к стоимости транспортного средства либо плата за «кубик» рабочего объема), а также предоставлялись льготы определенным категориям будущих владельцев: морякам, дипломатам и другим.
Однако, в начале нулевых льготы отменили. Так, в 2002 году повысили пошлины на автомобили старше семи лет в 2,1–2,3 раза. После, по рынку ввезенных иномарок «ударили» основательно. В январе 2009 года пошлины на автомобили старше пяти лет выросли в 5 - 7 раз. Такой скачок пошлины расценивался автолюбителями не как повышение цены, а как фактический запрет на ввоз. К примеру, до повышения пошлины пригнать Toyota Allion 2004 года можно было за 1100 евро. После повышения пошлины ввоз этого автомобиля стал дороже практически в 8 раз.
Поэтому находчивые российские автолюбители решили ввозить заморские автомобили в обход пошлин. Машины проходили через таможню не как транспортное средство, а как запчасть. Было несколько вариантов: распил и конструктор. При так называемом «конструкторе», автомобиль частично разбирался: снимались двигатель, торпедо, колеса и любые другие детали автомобиля на усмотрение доставщика.
При ввозе «распиленных» автомобилей кузов иномарки разрезался по заводским швам. После доставки машину собирали и сваривали, а швы сверху промазывали автомобильной шпаклевкой. Стоит ли говорить, что передвигаться на таком автомобиле опасно для жизни! «Распиленные» машины чаще всего даже при небольшой автомобильной аварии «разрывает» пополам. И, как правило, она «разлетается» именно по сваренным швам.
Второй вид «распила» образовался в России чуть позже. Его создали, чтобы экономить на ремонте автомобильного кузова. Речь о так называемом «кузовном ремонте», который в нашей стране практикуется не один десяток лет.
После серьезной аварии, когда у машины повреждена большая часть кузова, а автовладельцу необходима достаточно большая денежная сумма для качественного ремонта, ему предлагают заманчивую альтернативу – бюджетный кузовной ремонт. Подбирают автомобиль точно такой же модели, цвета и года выпуска, который также попал в ДТП, но у него пострадала другая часть кузова.
– Водители такси зачастую ездят на Hyundai Solaris, Kia Rio. Машины популярные в таксопарках, их часто «бьют». Машина попала в ДТП, задняя часть сильно повреждена, и поверхностным ремонтом что-то зашпаклевать уже не получится. Такие машины восстанавливаются иным путем: отпиливается поврежденная часть кузова, если повреждено заднее правое крыло, то отпиливается задняя правая четвертина. Сервисы делают по-разному, смотря какой бюджет у человека, – поясняет Сибкрай.ru мастер кузовного ремонта Виталий Матвеев.
Обе машины «распиливают» и по заводским швам приваривают «здоровые» части кузова. В итоге из двух битых автомобилей «стряпают» два визуально целых.
По словам Матвеева, качество ремонтных работ напрямую зависит от бюджета человека.
– Если нужно быстро и недорого, то отпиливаем часть машины не по заводским сварным точкам. Какую нам деталь привезли, по таким размерам и отпиливается поврежденная часть, приваривается новая. Затем детали свариваются, сверху наносится герметик, загрунтовали, покрасили, отдали. Но по качеству эта работа «тяп-ляп» получается…– объясняет он.
Однако специалист центра независимой экспертизы автомобилей считает, что ремонтные работы в стиле «тяп-ляп» могут привести к серьезным последствиям.
– Получается, как в том анекдоте: «Не из этого ли пистолета застрелили бабушку? – Да, из этого, вот возьмите его обратно!» Ну, а как такую машину-то на учет ставить? Он поедет, продаст другому – тот расшибется, – усмехнулся эксперт центра независимой экспертизы Игорь Кореньков.
Для клиентов, которые готовы выложить сумму покрупнее, мастера кузовного ремонта даже немного постараются.
– К примеру, «Субару» после сильного ДТП в переднюю часть, замят передний левый лонжерон. Сначала мы восстанавливаем геометрию. Далее, если лонжерон уже восстановлению не подлежит, мы его по заводским сварным точкам убираем, ищем донора. С донора снимаем также по сварным точкам лонжерон, и обратно по ним же собираем автомобиль, – разъясняет мастер кузовного ремонта.
Эксперт центра независимой экспертизы автомобиля Игорь Кореньков уверен: как бы не был хорошо «сварен» автомобиль, он все равно представляет опасность для водителя, его пассажиров и окружающих.
Важно отметить, как бы не был сделан автомобиль, в ГАИ на учет его поставить не получится.
– Если нарушена целостность кузова, в ГАИ принимается решение отказать в регистрации и аннулируют учет автомобиля. Отдают эту машину без права постановки на учет в дальнейшем, – пояснил Кореньков.
Несмотря на то, что такой кузовной ремонт для автовладельцев обходится гораздо дешевле, в дальнейшем за него придется «поплатиться»: риск серьезных травм автовладельца и его пассажиров на таком автомобиле во время дорожно-транспортного происшествия существенно выше.
Кроме того, продать такой автомобиль будет гораздо сложнее, поскольку человек знающий сможет отличить «распиленный» автомобиль от обычного. Если же новый владелец не заметит неладного, то в ГАИ его ждет «большой сюрприз», поскольку поставить на учет «распиленный» автомобиль нельзя.
«Сотрудниками Госавтоинспекции в 2024 году при производстве регистрационных действий, связанных с постановкой на государственный учет или внесение изменений в связи со сменой собственника транспортных средств, осуществлено 768 отказов в проведении регистрационных действий за невозможностью идентификации транспортного средства вследствие подделки, сокрытия, изменения или уничтожения маркировки транспортного средства», – сообщили Сибкрай.ru в ГУ МВД России по Новосибирской области.
– Самостоятельно за экспертизой владельцы редко обращаются. Обычно их направляют из ГАИ. После того, как владелец приехал на регистрацию машины, гаишники смотрят целостность кузова, и, если они сомневаются в ней, направляют авто на экспертизу, – объяснил Игорь Кореньков.
Есть случаи, когда владельцы уже купили такое авто и не знают о всех его секретах. В таком случае им не грозит уголовная ответственность. Если автовладелец знал, что его машина – «распил», был на соответствующей экспертизе и вопреки запрету продал – ездока ждет уголовная ответственность.
– Уголовная ответственность может быть в том случае, если он прошел экспертизу и было выявлено, что машина является распилом. Владелец получил на руки заключение экспертов, расписался в журнале, что он получил эти документы и взял, эту машину кому-то перепродал, как целую. Статья может быть 159 УК РФ (мошенничество) или 475 ГК РФ (последствия передачи товара ненадлежащего качества), – сообщил эксперт.
Несмотря на опасность передвижения на таких машинах, Игорь Кореньков считает, что запретить подобные кузовные работы не получится.
– Наказывать человека за то, что он так отремонтировал машину? Ну, в принципе, можно, придумать какое-то ограничение, но огромное количество этих кузовных ремонтов производится по согласию собственника. Не исключено, что владелец сам часть кузова ищет, заказывает, привозит и устанавливает, – отмечает эксперт.
По его словам, «распиливаются», в основном, машины бюджетного сегмента. Поскольку именно они чаще всего «бьются» в ДТП.
– В основном машины-то будут слабенькие. Самыми дорогими из них будет Hyundai Solaris. А зачастую это машины 2003 года, к примеру, Honda Fit, Toyota Vitz, Toyota Platz, – сообщает специалист.
Эксперт рассказал, как не оказаться обманутым и не купить распиленный автомобильный конструктор: во время осмотра покупаемого автомобиля можно использовать толщиномер (специальное устройство, которое определяет толщину лакокрасочного покрытия) – с его помощью даже не самый опытный автолюбитель сможет обнаружить неладное. Также важно осмотреть подкапотное пространство, сверить данные на ремнях безопасности, двигателе, порогах.
– Надо определенные детали посмотреть, какого они года. Если они отличаются, допустим, машина 2004 года, а ты нашел маркировку 2005−2006 года, то тут уже желательно мимо такой машины пройти, – сообщил Игорь Кореньков.
Эксперты рекомендуют при покупке подержанного автомобиля обратиться к специалисту за экспертизой на целостность кузова. Сотрудники проведут анализ, и, если нарушений не будет выявлено, будущий владелец сможет ездить на автомобиле с полной уверенностью в его безопасности.
В российских регионах давно уже делают кузовной ремонт с помощью распила автомобиля. Мастера хорошо зарабатывают на таком «ремесле», а их клиенты после такого «ремонта» при малейшем ДТП получают серьезные травмы и «разорванный» на части автомобиль. Но с таким «ремонтом» владелец автомобиля может попасть в неприятную историю даже без ДТП. Только за 2024 год сотрудники Госавтоинспекции Новосибирской области отказали в регистрации 768 водителям.
Понятие автомобильный «распил» в России появилось несколько десятилетий назад. Изначально «пилили» автомобили для ввоза через таможню – чтобы не тратиться на пошлину, автомобиль ввозился в страну как запчасть.
После распада СССР, в 1991-м, гражданам разрешали ввозить один иностранный автомобиль в течение двух лет без права отчуждения. Но, уже спустя год, пошлины вновь ввели и на протяжении десятилетия постепенно увеличивали. При этом система расчета варьировалась (была привязка к стоимости транспортного средства либо плата за «кубик» рабочего объема), а также предоставлялись льготы определенным категориям будущих владельцев: морякам, дипломатам и другим.
Однако, в начале нулевых льготы отменили. Так, в 2002 году повысили пошлины на автомобили старше семи лет в 2,1–2,3 раза. После, по рынку ввезенных иномарок «ударили» основательно. В январе 2009 года пошлины на автомобили старше пяти лет выросли в 5 - 7 раз. Такой скачок пошлины расценивался автолюбителями не как повышение цены, а как фактический запрет на ввоз. К примеру, до повышения пошлины пригнать Toyota Allion 2004 года можно было за 1100 евро. После повышения пошлины ввоз этого автомобиля стал дороже практически в 8 раз.
Поэтому находчивые российские автолюбители решили ввозить заморские автомобили в обход пошлин. Машины проходили через таможню не как транспортное средство, а как запчасть. Было несколько вариантов: распил и конструктор. При так называемом «конструкторе», автомобиль частично разбирался: снимались двигатель, торпедо, колеса и любые другие детали автомобиля на усмотрение доставщика.
При ввозе «распиленных» автомобилей кузов иномарки разрезался по заводским швам. После доставки машину собирали и сваривали, а швы сверху промазывали автомобильной шпаклевкой. Стоит ли говорить, что передвигаться на таком автомобиле опасно для жизни! «Распиленные» машины чаще всего даже при небольшой автомобильной аварии «разрывает» пополам. И, как правило, она «разлетается» именно по сваренным швам.
Второй вид «распила» образовался в России чуть позже. Его создали, чтобы экономить на ремонте автомобильного кузова. Речь о так называемом «кузовном ремонте», который в нашей стране практикуется не один десяток лет.
После серьезной аварии, когда у машины повреждена большая часть кузова, а автовладельцу необходима достаточно большая денежная сумма для качественного ремонта, ему предлагают заманчивую альтернативу – бюджетный кузовной ремонт. Подбирают автомобиль точно такой же модели, цвета и года выпуска, который также попал в ДТП, но у него пострадала другая часть кузова.
– Водители такси зачастую ездят на Hyundai Solaris, Kia Rio. Машины популярные в таксопарках, их часто «бьют». Машина попала в ДТП, задняя часть сильно повреждена, и поверхностным ремонтом что-то зашпаклевать уже не получится. Такие машины восстанавливаются иным путем: отпиливается поврежденная часть кузова, если повреждено заднее правое крыло, то отпиливается задняя правая четвертина. Сервисы делают по-разному, смотря какой бюджет у человека, – поясняет Сибкрай.ru мастер кузовного ремонта Виталий Матвеев.
Обе машины «распиливают» и по заводским швам приваривают «здоровые» части кузова. В итоге из двух битых автомобилей «стряпают» два визуально целых.
По словам Матвеева, качество ремонтных работ напрямую зависит от бюджета человека.
– Если нужно быстро и недорого, то отпиливаем часть машины не по заводским сварным точкам. Какую нам деталь привезли, по таким размерам и отпиливается поврежденная часть, приваривается новая. Затем детали свариваются, сверху наносится герметик, загрунтовали, покрасили, отдали. Но по качеству эта работа «тяп-ляп» получается…– объясняет он.
Однако специалист центра независимой экспертизы автомобилей считает, что ремонтные работы в стиле «тяп-ляп» могут привести к серьезным последствиям.
– Получается, как в том анекдоте: «Не из этого ли пистолета застрелили бабушку? – Да, из этого, вот возьмите его обратно!» Ну, а как такую машину-то на учет ставить? Он поедет, продаст другому – тот расшибется, – усмехнулся эксперт центра независимой экспертизы Игорь Кореньков.
Для клиентов, которые готовы выложить сумму покрупнее, мастера кузовного ремонта даже немного постараются.
– К примеру, «Субару» после сильного ДТП в переднюю часть, замят передний левый лонжерон. Сначала мы восстанавливаем геометрию. Далее, если лонжерон уже восстановлению не подлежит, мы его по заводским сварным точкам убираем, ищем донора. С донора снимаем также по сварным точкам лонжерон, и обратно по ним же собираем автомобиль, – разъясняет мастер кузовного ремонта.
Эксперт центра независимой экспертизы автомобиля Игорь Кореньков уверен: как бы не был хорошо «сварен» автомобиль, он все равно представляет опасность для водителя, его пассажиров и окружающих.
Важно отметить, как бы не был сделан автомобиль, в ГАИ на учет его поставить не получится.
– Если нарушена целостность кузова, в ГАИ принимается решение отказать в регистрации и аннулируют учет автомобиля. Отдают эту машину без права постановки на учет в дальнейшем, – пояснил Кореньков.
Несмотря на то, что такой кузовной ремонт для автовладельцев обходится гораздо дешевле, в дальнейшем за него придется «поплатиться»: риск серьезных травм автовладельца и его пассажиров на таком автомобиле во время дорожно-транспортного происшествия существенно выше.
Кроме того, продать такой автомобиль будет гораздо сложнее, поскольку человек знающий сможет отличить «распиленный» автомобиль от обычного. Если же новый владелец не заметит неладного, то в ГАИ его ждет «большой сюрприз», поскольку поставить на учет «распиленный» автомобиль нельзя.
«Сотрудниками Госавтоинспекции в 2024 году при производстве регистрационных действий, связанных с постановкой на государственный учет или внесение изменений в связи со сменой собственника транспортных средств, осуществлено 768 отказов в проведении регистрационных действий за невозможностью идентификации транспортного средства вследствие подделки, сокрытия, изменения или уничтожения маркировки транспортного средства», – сообщили Сибкрай.ru в ГУ МВД России по Новосибирской области.
– Самостоятельно за экспертизой владельцы редко обращаются. Обычно их направляют из ГАИ. После того, как владелец приехал на регистрацию машины, гаишники смотрят целостность кузова, и, если они сомневаются в ней, направляют авто на экспертизу, – объяснил Игорь Кореньков.
Есть случаи, когда владельцы уже купили такое авто и не знают о всех его секретах. В таком случае им не грозит уголовная ответственность. Если автовладелец знал, что его машина – «распил», был на соответствующей экспертизе и вопреки запрету продал – ездока ждет уголовная ответственность.
– Уголовная ответственность может быть в том случае, если он прошел экспертизу и было выявлено, что машина является распилом. Владелец получил на руки заключение экспертов, расписался в журнале, что он получил эти документы и взял, эту машину кому-то перепродал, как целую. Статья может быть 159 УК РФ (мошенничество) или 475 ГК РФ (последствия передачи товара ненадлежащего качества), – сообщил эксперт.
Несмотря на опасность передвижения на таких машинах, Игорь Кореньков считает, что запретить подобные кузовные работы не получится.
– Наказывать человека за то, что он так отремонтировал машину? Ну, в принципе, можно, придумать какое-то ограничение, но огромное количество этих кузовных ремонтов производится по согласию собственника. Не исключено, что владелец сам часть кузова ищет, заказывает, привозит и устанавливает, – отмечает эксперт.
По его словам, «распиливаются», в основном, машины бюджетного сегмента. Поскольку именно они чаще всего «бьются» в ДТП.
– В основном машины-то будут слабенькие. Самыми дорогими из них будет Hyundai Solaris. А зачастую это машины 2003 года, к примеру, Honda Fit, Toyota Vitz, Toyota Platz, – сообщает специалист.
Эксперт рассказал, как не оказаться обманутым и не купить распиленный автомобильный конструктор: во время осмотра покупаемого автомобиля можно использовать толщиномер (специальное устройство, которое определяет толщину лакокрасочного покрытия) – с его помощью даже не самый опытный автолюбитель сможет обнаружить неладное. Также важно осмотреть подкапотное пространство, сверить данные на ремнях безопасности, двигателе, порогах.
– Надо определенные детали посмотреть, какого они года. Если они отличаются, допустим, машина 2004 года, а ты нашел маркировку 2005−2006 года, то тут уже желательно мимо такой машины пройти, – сообщил Игорь Кореньков.
Эксперты рекомендуют при покупке подержанного автомобиля обратиться к специалисту за экспертизой на целостность кузова. Сотрудники проведут анализ, и, если нарушений не будет выявлено, будущий владелец сможет ездить на автомобиле с полной уверенностью в его безопасности.