Лента новостей

Все новости

Популярное

Талоны на еду хотят вернуть: социальное благо или почва для мошенничества

 Анна Алябьева   Фото: архив

Талоны на еду хотят вернуть: социальное благо или почва для мошенничества

Сложность внедрения продуктовых социальных карт на территории всей России в необходимости обеспечить контроль и отсутствие злоупотреблений. И этот механизм может быть дороже, чем желаемый социальный эффект.

Недавно в России задумались о внедрении продуктовых социальных карт. Такую мысль озвучил глава Калининградской области Алексей Беспрозванных. Он заявил о готовности реализовать это предложение в своем регионе в 2025 году и добавил, что такая поддержка будет доступна «незащищенным категориям граждан».

Следом председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков предложил ввести продуктовые социальные карты по всей России. Аксаков полагает, что государство должно оказывать финансовую помощь регионам и производителям продуктов питания, компенсируя хотя бы часть их затрат из бюджета.

– Такая инициатива имеет здравую основу, так как люди, испытывающие нужду, будут в любом случае, при любых обстоятельствах знать, что они обеспечены соответствующим минимумом продуктов, товаров, которые необходимы им для жизни, – уверен он.

Правозащитник Дмитрий Янин заявил «МК», что предложенная мера могла бы помочь 18 миллионам россиян, которые живут бедно. Если каждому из них выделить по 3 тысячи рублей на еду в месяц, годовые расходы бюджета на эти цели составили бы около 720 миллиардов рублей, что, по его мнению, посильно для бюджета.

Заведующая кафедрой социологии Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ) Светлана Ильиных отмечает, предложение о внедрении продуктовых социальных карт – достаточно интересно с социальной точки зрения.

– Россияне уже проходили период продуктовых социальных карт в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. Тогда это было оправдано экономически. В период тотального дефицита товаров люди могли гарантировано получить некоторые виды товаров и продукты. Сейчас ситуация изменилась в социально-экономическом отношении. При том, что товарный дефицит отсутствует, существует довольно внушительная группа россиян, находящихся в затруднительном финансовом положении. Наиболее социально незащищенные категории населения в результате введения такой инициативы могут быть уверены в том, что даже при самых неблагоприятных обстоятельствах их жизни они могут иметь необходимые продукты питания, – высказала в разговоре с корреспондентом Сибкрай.ru свое мнение Ильиных.

При этом она назвала позитивные стороны инициативы и озвучила опасения, которые неизбежно связаны с внедрением подобных карт.

– С одной стороны, продуктовые социальные карты в целом, безусловно, – социальное благо. Человеку очень важно ощущать состояние безопасности своей жизни и жизни своих близких. Продуктовые социальные карты выступают как минимальная мера создания такой безопасности для социально незащищенных категорий граждан, – убеждена эксперт. – Но с другой стороны, стоит обязательно продумать вопрос о том, обязательно ли нужно выдавать социальные карты или это может быть денежная компенсация. Вопрос не праздный, поскольку существенно возрастает почва для мошенничества на самых разных уровнях. И тогда здравая по сути инициатива будет иметь негативные последствия.

Поскольку в целом инициатива достаточно финансово емкая, то, по мнению Ильиных, стоит провести апробацию на одном-двух регионах России. Но при этом должна быть заранее сформулирована и описана система контроля на разных этапах внедрения инициативы.

Доцент кафедры социологии НГУЭУ Светлана Ровбель, в свою очередь, уверена: «Сложно при оказании общественного блага обеспечить контроль и отсутствие злоупотреблений. И этот механизм может быть дороже, чем желаемый социальный эффект нововведения».

Отметим, годовая инфляция в России на 23 декабря, согласно докладу Минэкономики, составила 9,7 %, после 9,52 % неделей ранее. По оценкам Росстата, инфляция с начала года ускорилась до 9,5 %. Только за неделю с 17 по 23 декабря инфляция составила 0,33 %.

Цены на продовольственные товары с начала года выросли на 10,98 %, зза неделю – на 0,76 %. Плодоовощная продукция за неделю подскочила в цене на 2,62 %. Сильнее всего за неделю подорожали яйца – на 1,7 %, рыба – на 1,4 %, мясо кур – на 1 %, подсолнечное масло – на 0,9 %

Сложность внедрения продуктовых социальных карт на территории всей России в необходимости обеспечить контроль и отсутствие злоупотреблений. И этот механизм может быть дороже, чем желаемый социальный эффект.

Недавно в России задумались о внедрении продуктовых социальных карт. Такую мысль озвучил глава Калининградской области Алексей Беспрозванных. Он заявил о готовности реализовать это предложение в своем регионе в 2025 году и добавил, что такая поддержка будет доступна «незащищенным категориям граждан».

Следом председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков предложил ввести продуктовые социальные карты по всей России. Аксаков полагает, что государство должно оказывать финансовую помощь регионам и производителям продуктов питания, компенсируя хотя бы часть их затрат из бюджета.

– Такая инициатива имеет здравую основу, так как люди, испытывающие нужду, будут в любом случае, при любых обстоятельствах знать, что они обеспечены соответствующим минимумом продуктов, товаров, которые необходимы им для жизни, – уверен он.

Правозащитник Дмитрий Янин заявил «МК», что предложенная мера могла бы помочь 18 миллионам россиян, которые живут бедно. Если каждому из них выделить по 3 тысячи рублей на еду в месяц, годовые расходы бюджета на эти цели составили бы около 720 миллиардов рублей, что, по его мнению, посильно для бюджета.

Заведующая кафедрой социологии Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ) Светлана Ильиных отмечает, предложение о внедрении продуктовых социальных карт – достаточно интересно с социальной точки зрения.

– Россияне уже проходили период продуктовых социальных карт в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. Тогда это было оправдано экономически. В период тотального дефицита товаров люди могли гарантировано получить некоторые виды товаров и продукты. Сейчас ситуация изменилась в социально-экономическом отношении. При том, что товарный дефицит отсутствует, существует довольно внушительная группа россиян, находящихся в затруднительном финансовом положении. Наиболее социально незащищенные категории населения в результате введения такой инициативы могут быть уверены в том, что даже при самых неблагоприятных обстоятельствах их жизни они могут иметь необходимые продукты питания, – высказала в разговоре с корреспондентом Сибкрай.ru свое мнение Ильиных.

При этом она назвала позитивные стороны инициативы и озвучила опасения, которые неизбежно связаны с внедрением подобных карт.

– С одной стороны, продуктовые социальные карты в целом, безусловно, – социальное благо. Человеку очень важно ощущать состояние безопасности своей жизни и жизни своих близких. Продуктовые социальные карты выступают как минимальная мера создания такой безопасности для социально незащищенных категорий граждан, – убеждена эксперт. – Но с другой стороны, стоит обязательно продумать вопрос о том, обязательно ли нужно выдавать социальные карты или это может быть денежная компенсация. Вопрос не праздный, поскольку существенно возрастает почва для мошенничества на самых разных уровнях. И тогда здравая по сути инициатива будет иметь негативные последствия.

Поскольку в целом инициатива достаточно финансово емкая, то, по мнению Ильиных, стоит провести апробацию на одном-двух регионах России. Но при этом должна быть заранее сформулирована и описана система контроля на разных этапах внедрения инициативы.

Доцент кафедры социологии НГУЭУ Светлана Ровбель, в свою очередь, уверена: «Сложно при оказании общественного блага обеспечить контроль и отсутствие злоупотреблений. И этот механизм может быть дороже, чем желаемый социальный эффект нововведения».

Отметим, годовая инфляция в России на 23 декабря, согласно докладу Минэкономики, составила 9,7 %, после 9,52 % неделей ранее. По оценкам Росстата, инфляция с начала года ускорилась до 9,5 %. Только за неделю с 17 по 23 декабря инфляция составила 0,33 %.

Цены на продовольственные товары с начала года выросли на 10,98 %, зза неделю – на 0,76 %. Плодоовощная продукция за неделю подскочила в цене на 2,62 %. Сильнее всего за неделю подорожали яйца – на 1,7 %, рыба – на 1,4 %, мясо кур – на 1 %, подсолнечное масло – на 0,9 %