Летом в суд был подан коллективный иск горожан, которые в январе текущего года на длительное время остались без тепла и горячей воды из-за серии коммунальных аварий. Они требуют, чтобы НТСК выплатила им по 10 тысяч рублей за сутки в холоде. Дочка СГК же всеми силами пытается доказать свою невиновности, а безразличие некоторых управляющих компаний – ей только на руку.
Сибирская генерирующая компания с самого начала отопительного сезона морозит новосибирцев. Отключения горячей воды и отопления – аварийные и «по плану» – фиксируются ежедневно. При этом в Центральном районном суде Новосибирска до сих пор рассматривается коллективный иск граждан к НТСК (дочка СГК), которая в январе на длительное время оставила их без тепла и горячей воды, несколько недель устраняя аварию на теплосетях, а потом несколько месяцев – ее последствия.
Гражданское дело по иску к ООО «Новосибирская теплосетевая компания» в интересах жителей Ленинского и Кировского района Новосибирска, в чьих домах в январе 2024 года из-за масштабной коммунальной аварии было отключено теплоснабжение, поступило в суд еще летом. Тогда было заявлено требование о компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей в пользу каждого лица, присоединившегося к иску.
Позже Центральный районный суд предложил новосибирцам присоединиться к коллективному иску к НТСК.
Очередное заседание состоялось на текущей неделе. Как выяснилось, управляющие компании, которые в данной ситуации должны отстаивать не только свои интересы, но и интересы граждан, заняли пассивную позицию. А вот НТСК весьма активно пытается уменьшить масштабы трагедии. Об этом рассказал общественник Евгений Митрофанов, который является представителем по коллективному иску в суде.
– Вызывает, конечно, возмущение позиция НТСК, которая в суде заявляет, что, дескать, не доказаны факты отключений. С одной стороны, они говорят: «Да, были отключения, но они с нашей стороны очень маленькие, а где они большие, то мы там не виноваты, там виноваты управляющие компании». И одновременно с этим заявляет, что истцы не доказали факты отключения, потому что не представили акты, которые составляют управляющие компании совместно с НТСК и жителями. То есть, жители приглашают управляющую компанию, приглашают НТСК, и они вместе замеряют температуру и пишут акт о том, что температура там меньше-больше 18 градусов. Меньше 18 градусов – это уже недопустимо в жилом помещении, – рассказал Митрофанов.
Он недоумевает, как можно было составить эти акты, если одновременно в нескольких тысячах домов было отключено тепло, и ни НТСК не справлялась со своей задачей по замене труб, ни слесарей не хватало управляющим компаниям для того, чтобы отключать систему отопления в домах, чтобы они не перемерзла.
– А в это время должны были бегать вот эти тысячи жителей и составлять эти акты? Но это невозможно. Фактически, люди занимались просто спасением себя и своих семей, – подчеркивает общественник.
При этом, по его словам, представители НТСК принесли в суд распечатки со счетчиков домового учета, где указано, что горячая вода в дни аварии в дома поступала.
– Там указано, что пару дней была отключена. В остальные дни, якобы, горячая вода поступала. Но в этих выписках отсутствуют данные по давлению. Горячая вода-то могла и быть, а вот давления-то не было. А про что говорят управляшки – давления нет. То есть, система не продавливается. И горячая вода может быть в трубе, но она не поступает в дом. Об этом еще шла речь. И теперь суд предложил НТСК дать данные по давлению, – уточнил он.
Общественный активист при этом указал на «очень пассивную позицию управляющих компаний».
– Они привлечены в качестве третьих лиц. И большинство управляющих компаний вообще в суд не ходят, а если ходят, то они не предъявляют свою позицию, – подчеркивает он. – НТСК приносит какие-то документы, какие-то куцые данные этих счетчиков. А со своей стороны управляшки вообще помалкивают. То есть, одно ТСЖ, один жилищный кооператив что-то принесли, а остальные боятся, видимо, связываться с НТСК. Но добьются в результате того, что НТСК будет доказывать, что за большинство дней без тепла ответственности не несет.
Митрофанов призвал управляющие компании приходить в суд и приносить свои данные, доказывать факты отсутствия давления, отчитываться по многочисленным звонкам, которые поступали в диспетчерскую службу, доказывать, что тепла в домах не было не по их вине – чтобы в данной ситуации не остаться крайними.
Напомним, с 11 января на левом берегу Новосибирска произошла серия коммунальных аварий. Так, после первой коммунальной аварии, которая произошла в ночь на 11 января, без отопления и горячей воды остались порядка 2,5 тысячи домов. Последствия ЧП устраняли долго: не во всех домах потеплели батареи, а местами жители жаловались на лопающиеся трубы. Было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей) со стороны на момент возбуждения неустановленных лиц. Доклад о ходе расследования затребовал председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин.
Вторая коммунальная авария на левом берегу Новосибирска – по улице Петропавловской – произошла 17 января. В Сибирской генерирующей компании бивший из-под земли на уровне шестого этажа гейзер назвали «дефектом на трубопроводе диаметром 700 миллиметров».
Очередной прорыв вновь сказался на теплоснабжении почти всего левобережья. По данным СГК, до 24:00 17 января в контуре отключения теплоснабжения оказался 161 многоквартирный дом, восемь детских образовательных учреждений и шесть медицинских. В городской администрации утверждали, что без горячей воды и отопления находятся 200 домов. Но, как и при первой коммунальной аварии, случившейся 11 января, новосибирцы тут же отметили, что батареи остыли в гораздо большем количестве домов, чем пытаются преподнести власти и СГК. Горожане буквально требовали ввести режим ЧС.
Третий прорыв труб произошел во дворе жилого комплекса Радуга. Принадлежит дефектный участок обанкротившейся компании «Виаконт» и еще нескольким организациям. Первый и второй прорыв труб были куда масштабнее. Ответственность за состояние сетей несет СГК.
В тот же день на правом берегу города, в районе дома № 14 на улице Лазурной Октябрьского района, кипяток начал выливаться на улицу из каналов. Это был уже четвертый порыв теплосетей в Новосибирске с 11 января.
19 января при заполнении системы обнаружен новый дефект трубопровода на улице Петропавловской. Из-за этого сдерживалась подача теплоносителя и восстановление нормального теплоснабжения в домах, расположенных в Ленинском районе.
Тогда же, 19 января, губернатор Новосибирской области Андрей Травников принял решение о введении в Новосибирске режима чрезвычайной ситуации, чтобы аккумулировать все необходимые ресурсы для устранения аварий и их последствий.
Поздно вечером 23 января был обнаружен дефект на внутриквартальной теплосети по улице Дружбы – без тепла остались 16 домов и одна гимназия. В Сибирской генерирующей компании заявили, что эти дома не имели отключений тепла с 11 января.
22 января в горсовете Новосибирска прошло расширенное заседание постоянной комиссии по городскому хозяйству. Обсуждали насущный вопрос – коммунальное бедствие в Ленинском и Кировском районах. Власти наконец-то признали, что ЧП в левобережье носит беспрецедентный характер. Но на извечные российские вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?» однозначных ответов, как всегда, получено не было.
При этом коммунальный коллапс не отбил желание у мэрии Новосибирска заключить концессию на тепло. Постановление о заключении концессионного соглашения с Новосибирской теплосетевой компанией в отношении объектов теплоснабжения уже опубликовано на сайте мэрии города. Соглашение действует по 31 декабря 2033 года включительно.
Очередная крупная коммунальная авария произошла на правом берегу Новосибирска вечером 28 марта на улице Лескова. Кипяток разлился по улицам в районе Ипподромской магистрали.
Тем временем, Новосибирск до сих пор не получил паспорт готовности к отопительному периоду. И судя по всему, в этом году получать его не намерен. Ранее в мэрии заявили, что теплосетевые и теплоснабжающие организации продолжат устранять нарушения, которые выявил Ростехнадзор во время проверки города к отопительному периоду. При этом коммунальщики пока не предприняли необходимых мер.
Заместитель губернатора Новосибирской области Олег Клемешов недавно получил от прокурора Александра Бучмана предостережение о недопустимости нарушений законодательства в сфере теплоснабжения.
А прокуратура Новосибирской области открыла «горячую линию» по вопросам соблюдения прав граждан в сфере теплоснабжения.
В то же время стало известно, что мэрия подала иск к ООО «НТСК» и потребовала полностью исполнять концессионные договоренности по обновлению тепловых сетей и центральных тепловых пунктов.
Согласно одному из соглашений с теплоэнергокомпанией, в 81 объект вложения должны были составить 1,5 миллиарда рублей. Однако проверка показала, что запланированные работы не были выполнены в полном объеме. Сумма вложений в муниципальное имущество составила всего 680 миллионов рублей.
Ранее на 39-ой сессии горсовета Новосибирска 4 декабря депутаты рассматривали вопрос «О ходе устранения замечаний Сибирского управления Ростехнадзора к акту неготовности города к отопительному периоду 2024/2025 годов». Стало известно, что Сибирское управление Ростехнадзора до сих пор не выдало паспорт готовности Новосибирску из-за невыполнения требований по готовности к отопительному сезону. У комиссии были замечания к теплоснабжающими и теплосетевыми организациям. Изначально специалисты при оценке готовности муниципального образования к отопительному сезону насчитали 53 нарушения, сейчас их около 40. Получать паспорт готовности в этом сезоне Новосибирск не планирует.
Основные нарушения, которые выявил Ростехнадзор в Новосибирске:
· ремонт тепловых сетей не выполнен в срок;
· у тепломагистралей не было документов, подтверждающих готовность к работе. Также после работ по техническому перевооружению пяти участков тепловых сетей не были предоставлены документы о готовности сетей к работе;
· документы о работоспособности центральных тепловых пунктов (ЦТП) не предоставили. Ранее по ЦТП выявили нарушения, которые нужно было устранить;
· на теплосетях, отработавших свой расчетный ресурс, не проверили диагностику.
Отопительный сезон 2024/2025 годов проходит в Новосибирске напряженно. В Заксобрании 15 ноября состоялось совместное совещание областных и городских депутатов с участием представителей различных департаментов, министерств, Контрольно-счетной палаты и коммунальщиков по вопросу прохождения отопительного сезона. Мероприятие закрыли не только для СМИ, снимать происходящее запретили даже самим участникам совещания. Однако некоторые народные избранники этой настоятельной просьбой пренебрегли. Из их постов и выложенных видеозаписей стало понятно, почему информацию пытались скрыть от народа.
Судя по этим отрывочным данным, ситуация в городе плачевная и будет только ухудшаться. Это подтверждают и аудиторы Контрольно-счетной палаты.
Согласно документу, обнародованному КСП, выявлены следующие недостатки со стороны концедента:
· не рассматривалось и не проверялось финансово-экономическое обоснование, в качестве него использовался отчет об оценке;
· предложенное департаментом по тарифам НСО планирование инвестиций в ежегодных объемах не нашло отражения в соглашении;
· соглашением предусмотрены не сроки выполнения мероприятий, а периоды, превышающие 1 год, то есть неисполнение концессионером обязательств по плану 2023 года нельзя квалифицировать как нарушение соглашения;
· мероприятия плана на 2023 год, неисполненные концессионером, не включены в план на 2024 год – исходя из условий соглашения, то, что не включено в план, не является обязательствами концессионера;
· не прописан механизм контроля фактического достижения концессионером плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения;
· не определена конкретная ответственность за нарушение концессионером условий относительно эксплуатации имущества объекта – 859 дефектов, аварийных ситуаций, отключений невозможно отнести к ответственности концессионера и установить факты нарушений условий соглашения, и так далее.
К рискам КСП отнесла: утрату муниципального имущества; досрочное расторжение соглашения в связи с неисполнением концессионером обязательств; неэффективное распоряжение муниципальным имуществом; рост количества дефектов и аварий; избыточный бюджетный расход и так далее.
Что касается концессионера (НТСК – СГК), то аудиторы выявили следующие нарушения и недостатки:
· не исполняется обязанность по поддержанию переданного муниципального имущества в исправном состоянии – не принимаются меры по надлежащему содержанию тепловых камер (заилены, замусорены, парят, затоплены, частично нарушена или отсутствует изоляция трубопроводов);
· проверками концедента зафиксированы многочисленные нарушения технических норм и правил при выполнении работ на имуществе в составе объекта соглашения, а также отклонения от проектной документации, неполнота и разрозненность проектной документации, нарушения и недостатки в эксплуатации имущества;
· не выполнен план мероприятий на 2023 год, исполнение в части инвестиционных обязательств составило менее 50 % к плану и так далее/
Обновлено: в администрации Дзержинского района редакции уточнили, что Есенина, 1Г ООО «НТСК» проводит земляные работы. Из-за срыва сроков ООО «НТСК» было направлено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Однако нарушения не были устранены, поэтому в отношении ООО «НТСК» составят протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, который будет направлен на рассмотрение мирового судьи. Непосредственно строительно-монтажная часть должна быть завершена до конца января 2025 года.