Лента новостей

Все новости

Популярное

Написал гимн и придумал герб: как деревню с 430-летней историей возрождает татарский мулла

 Рихарда Лем   Фото: автор

Написал гимн и придумал герб: как деревню с 430-летней историей возрождает татарский мулла

В 70 километрах от Новосибирска находится историческое поселение чатских татар – Юрт-Ора. В 2024 году ему исполнилось 430 лет. Корреспондент Сибкрай.ru пообщался с жителями деревни и узнал, чем живет маленькое этническое поселение.

Мулла Навиль Шагабутдинов – потомок сильных и волевых людей. Его деда – муллу Мустафу – расстреляли в марте 1938 года за веру, а его отец воевал с фашистами. Сам он не планировал связывать судьбу с родовым гнездом, но жизнь распорядилась иначе. Он окончил Новосибирское военное училище, прошел Афганистан, закончил в Москве военно-политическую академию и в 1989 году направился в Прикарпатский военный округ. А в 1991 году он едва спасся оттуда и вернулся в Юрт-Ору уже с женой. И с тех пор продолжает дело своих предков, чтит их память и заражает интересом к истории и вере молодежь и туристов. Местная общественная организация «Сохранение наследия чатских татар» под его руководством проводит работу по сохранению и развитию национальных, культурно-исторических и духовных традиций. Любопытно, что его дочь называет себя православной, как мать, а сын, подобно отцу, исповедует ислам. 

DSC_0098.JPG

Юрт-Ора – одно из туристических направлений Новосибирской области, туда можно заказать экскурсию выходного дня. В нее входит посещение усадьбы чатского татарина, мечети, мемориала воинам Великой Отечественной войны, а также обед из традиционных блюд. 

С 1994 года деревню Юрт-Ора включили в списки памятников истории и культуры Новосибирской области, стоящих на государственной охране как объект историко-культурного наследия. 70 % местного населения – чатские татары. 

DSC_0080.JPG

Именно Навиль Хасанович превратил деревню в этнографический музей. Экскурсии он тоже проводит лично, начиная погружение к культуру с традиционного приветствия на наречии чатских татар: 

– Якши бетэннэр селер! – что в переводе «Хороши ли вы?» Это значит, что приветствующего интересует не только физическое состояние гостя, но и его духовный настрой.

Навиль Шагабутдинов подводит группы туристов к стендам и рассказывает историю поселения.

– Чатские татары – это небольшой этнос, которые поселились на территории современной Томской и Новосибирской областей с восьмого века. Пришли наши предки со стороны Алтая, с тех пор проживают здесь. Первые русские с нашими предками на центральной улице встретились в конце далекого 16-го века. Интересно, конечно, русские пришли в конце 16 века и наших коренных жителей назвали иноземцами, – подмечает он.

DSC_0054.JPG

А потом повествует о храбром мурзе Иштеке Елугачеве, который был на службе при Петре Первом, воевал десять лет на Северной войне, стал дворянином и добился для своего народа освобождения от ясака. «Повелеваю тарарам чатским ясак не платить, а служить государеву службу», – сказано в историческом документе, дошедшем до наших времен. Затем Навиль Шагабутдинов рассказывает про Московско-Сибирский тракт, который проходил через Юрт-Ору с запада и до самого Китая.

– Земля, на которой мы стоим, помнит и доктора Чехова, через нас проезжал и Беринг (в честь которого назвали Берингов пролив), Карамзин, Герцен, Короленко… Много знаменитостей через нашу деревню проезжали. На лошадях все декабристы, их жены за ними, – продолжает мулла.

Стенды с исторической справкой – тоже его рук дело, каждый был сделан с большой тщательностью на деньги с выигранных грантов, субсидий. Для сбора информации мулла надолго поселился в архивах. 

В годы Великой Отечественной войны деревня отправила на фронт 67 своих сыновей и дочерей: 25 из них погибли, а 20 получили ранения. Мулла посвятил памяти воинов стихи которые напечатал на стенде к 75-летию Великой Победы. Это юрт-орская фронтовая панорама – о каждом бойце собран максимум возможной информации, когда ушел, где воевал, был ли награжден...

DSC_0097.JPG

Кроме того, он добился установки обелиска. Фраза «Никто не забыт, ничто не забыто» написана на нем на трех языках: русском, татарском и диалекте чатских татар. 

Когда я учился в школе, нам было очень обидно, что у нас забыли даже камень поставить. Когда война началась, с 45 дворов 67 человек ушли, с одного двора сразу пять братьев ушло, трое не вернулось!.. Но мечты сбываются, и в 2016 году мы открыли этот обелиск, губернатор приезжал, и сейчас в селах района нет лучше нашего обелиска, – с гордостью говорит Навиль Шагабутдинов.

DSC_0094.JPG

У деревни есть свой герб. На нем изображены лошадь, река Обь и осетры. Это связано с историй поселения. Лошадей местные жители разводили, чтобы обслуживать почтовый ям (станцию, где ямщик менял коней). Осетр – традиционный сибирский деликатес, а еще родовой знак чатских татар. А Обь – матушка и кормилица. Автором герба Юрт-Оры, а также слов гимна деревни тоже является Навиль Шагабутдинов. Для туристов он исполняет гимн на татарском языке и тут же переводит:

«Деревня при Оби – моя деревня. Смотрю на вас, обские волны. Судьба проходит, душа чувствует: родная деревня сердце режет. О, мои друзья, о, мои родные, не забывайте, мои татары, ваши дороги отсюда пошли, и вас здесь ждала мама».

DSC_0088.JPG

Мечеть в Юрт-Оре была открыта 7 сентября 2014 года. Навиль Шагабутдинов рассказывает, что место, на котором она воздвигнута, приснилось ему во сне. Место было запущенным, и когда деревенские жители начали его очищать, то обнаружили груду камней из-под фундамента древних мечетей с 16 века.

DSC_0069.JPG
В 2017 году, в 59 лет, Навиль Шагабутдинов окончил Российский исламский университет в Казани. 


DSC_0105.JPG

Усадьба чатского татарина – это добротный деревянный дом. Музей открылся в 2018 году, он является филиалом Колыванского краеведческого музея. Сейчас в нем никто не живет, но он полностью обустроен в соответствии с традицией и даже пригоден для жизни. 

DSC_0023.JPG

У входа сушится прошлогодняя калина. Это не только народный оберег, но и ингредиент вкуснейшего традиционного татарского блюда – пирога с калиной. 

DSC_0109.JPG

Навиль Шагабутдинов говорит, что построил усадьбу по образцу дома, в котором он вырос сам. 

– Этот дом я сделал так, как будто я прихожу в свое детство. Нас жило тут 12 человек: мама, папа, бабушка и нас девять детей (мулла был седьмым ребенком в семье, – прим. ред.). Угадайте, где я спал в свои 5-7 лет? Бабушка спала на кровати, а мы все на полу, кроме малышки в люльке и любимой бабушкиной внучки (она спала с ней тоже на кровати, – прим. ред.).

DSC_0150.JPG

Загадка решается просто: будущий мулла спал под кроватью! Это место он выбрал сам, чтобы старшие братья не мешали ему высыпаться. 

Старших сестер и братьев мама будила без 15-ти семь (им дальше надо было идти). И когда они вставали, начинался ор и неразбериха: кто-то штаны свои ищет, кто-то пробежится и кому-то на ноги наступит... И вот я выбрал момент, когда вечером в комнате никого не было (это очень трудно было!), обползал весь пол и залез под кровать. У меня глаза округлились: как так, столько места, а там никто не спит! – вспоминает Навиль Шагабутдинов.

DSC_0149.JPG

Это место в доме называется «тор», оно многофункционально: это и подиум для стола, и деревянная кровать, и горизонтальный шкаф-сундук. 

– Туристы дали название этому месту «IKEA отдыхает»! – шутит Навиль Шагабутдинов.

Когда экскурсия окончена, всех гостей ведут к столу в летней кухне. Там их встречает староста деревни Альфира Мухометзянова.

– Все приезжающие считают, что я здесь, в усадьбе, живу! – смеется она. – Ведь Навиль Хасанович называет меня «хозяйка». 

Но Альфира – такая же работница музея, в ее обязанности входит приготовление и подача традиционных блюд.

– Я сделала санитарную книжку, официально трудоустроена. Я готовлю гостям обед, меню всегда одно и то же: суп с бараниной или говядиной, перемеч (беляши), баурсаки (пончики) и санза (хворост). Потому что будет обидно, если одна группа одно покушает, а другие – другое. Блюд очень много: и пироги с калиной делаем, и кастыбый, и чак-чак праздничный. 

DSC_0152.JPG

Чем же живет деревня, в которой всего около 100 человек местного населения? Альфира Мухометзянова говорит, что в Юрт-Оре сейчас остались в основном пенсионеры. Самому пожилому жителю Юрт-Оры – 93 года. Летом в гости, конечно, приезжают дети, внуки, а еще в летний сезон очень много дачников. 

Дороги в Юрт-Оре построили хорошие, но нет инфраструктуры. Закупаться все ездят в Колывань. Раньше был фельдшерско-акушерский пункт, но он закрылся. Школы тоже нет. В Юрт-Оре живут всего три ребенка школьного возраста, их в соседнюю Скалу возит школьный автобус. 

Жители мечтают о собственном доме культуры. Уличная сцена есть – там, к примеру, проходит традиционный татарский праздник Сабантуй, но не хватает именно здания ДК. 

DSC_0182.JPG

Молодежь из деревень в основном вся уезжает, поэтому-то мулла и староста пытаются не дать деревне умереть, сделать ей имя. И это работает: постепенно татары возвращаются в родительские дома. Хотя бы на лето. 

DSC_0057.JPG

У Юрт-Оры есть неплохой туристический потенциал, если развивать именно это направление, то в деревне могут появиться и рабочие места, и инфраструктура. Туристические домики, общепит, традиционные сувениры... Кстати, сувенирный киоск перед усадьбой уже даже поставили, только в нем пока нет работника. Однако не сгладит ли это очаровательную самобытность поселения? 

Напомним, деревни в регионе продолжают умирать. Так, в 2023 году с карты Новосибирской области исчезла деревня Тынгиза, недавно отметившая 120-летие. Последний житель деревни переехал в административный центр. 

В 70 километрах от Новосибирска находится историческое поселение чатских татар – Юрт-Ора. В 2024 году ему исполнилось 430 лет. Корреспондент Сибкрай.ru пообщался с жителями деревни и узнал, чем живет маленькое этническое поселение.

Мулла Навиль Шагабутдинов – потомок сильных и волевых людей. Его деда – муллу Мустафу – расстреляли в марте 1938 года за веру, а его отец воевал с фашистами. Сам он не планировал связывать судьбу с родовым гнездом, но жизнь распорядилась иначе. Он окончил Новосибирское военное училище, прошел Афганистан, закончил в Москве военно-политическую академию и в 1989 году направился в Прикарпатский военный округ. А в 1991 году он едва спасся оттуда и вернулся в Юрт-Ору уже с женой. И с тех пор продолжает дело своих предков, чтит их память и заражает интересом к истории и вере молодежь и туристов. Местная общественная организация «Сохранение наследия чатских татар» под его руководством проводит работу по сохранению и развитию национальных, культурно-исторических и духовных традиций. Любопытно, что его дочь называет себя православной, как мать, а сын, подобно отцу, исповедует ислам. 

DSC_0098.JPG

Юрт-Ора – одно из туристических направлений Новосибирской области, туда можно заказать экскурсию выходного дня. В нее входит посещение усадьбы чатского татарина, мечети, мемориала воинам Великой Отечественной войны, а также обед из традиционных блюд. 

С 1994 года деревню Юрт-Ора включили в списки памятников истории и культуры Новосибирской области, стоящих на государственной охране как объект историко-культурного наследия. 70 % местного населения – чатские татары. 

DSC_0080.JPG

Именно Навиль Хасанович превратил деревню в этнографический музей. Экскурсии он тоже проводит лично, начиная погружение к культуру с традиционного приветствия на наречии чатских татар: 

– Якши бетэннэр селер! – что в переводе «Хороши ли вы?» Это значит, что приветствующего интересует не только физическое состояние гостя, но и его духовный настрой.

Навиль Шагабутдинов подводит группы туристов к стендам и рассказывает историю поселения.

– Чатские татары – это небольшой этнос, которые поселились на территории современной Томской и Новосибирской областей с восьмого века. Пришли наши предки со стороны Алтая, с тех пор проживают здесь. Первые русские с нашими предками на центральной улице встретились в конце далекого 16-го века. Интересно, конечно, русские пришли в конце 16 века и наших коренных жителей назвали иноземцами, – подмечает он.

DSC_0054.JPG

А потом повествует о храбром мурзе Иштеке Елугачеве, который был на службе при Петре Первом, воевал десять лет на Северной войне, стал дворянином и добился для своего народа освобождения от ясака. «Повелеваю тарарам чатским ясак не платить, а служить государеву службу», – сказано в историческом документе, дошедшем до наших времен. Затем Навиль Шагабутдинов рассказывает про Московско-Сибирский тракт, который проходил через Юрт-Ору с запада и до самого Китая.

– Земля, на которой мы стоим, помнит и доктора Чехова, через нас проезжал и Беринг (в честь которого назвали Берингов пролив), Карамзин, Герцен, Короленко… Много знаменитостей через нашу деревню проезжали. На лошадях все декабристы, их жены за ними, – продолжает мулла.

Стенды с исторической справкой – тоже его рук дело, каждый был сделан с большой тщательностью на деньги с выигранных грантов, субсидий. Для сбора информации мулла надолго поселился в архивах. 

В годы Великой Отечественной войны деревня отправила на фронт 67 своих сыновей и дочерей: 25 из них погибли, а 20 получили ранения. Мулла посвятил памяти воинов стихи которые напечатал на стенде к 75-летию Великой Победы. Это юрт-орская фронтовая панорама – о каждом бойце собран максимум возможной информации, когда ушел, где воевал, был ли награжден...

DSC_0097.JPG

Кроме того, он добился установки обелиска. Фраза «Никто не забыт, ничто не забыто» написана на нем на трех языках: русском, татарском и диалекте чатских татар. 

Когда я учился в школе, нам было очень обидно, что у нас забыли даже камень поставить. Когда война началась, с 45 дворов 67 человек ушли, с одного двора сразу пять братьев ушло, трое не вернулось!.. Но мечты сбываются, и в 2016 году мы открыли этот обелиск, губернатор приезжал, и сейчас в селах района нет лучше нашего обелиска, – с гордостью говорит Навиль Шагабутдинов.

DSC_0094.JPG

У деревни есть свой герб. На нем изображены лошадь, река Обь и осетры. Это связано с историй поселения. Лошадей местные жители разводили, чтобы обслуживать почтовый ям (станцию, где ямщик менял коней). Осетр – традиционный сибирский деликатес, а еще родовой знак чатских татар. А Обь – матушка и кормилица. Автором герба Юрт-Оры, а также слов гимна деревни тоже является Навиль Шагабутдинов. Для туристов он исполняет гимн на татарском языке и тут же переводит:

«Деревня при Оби – моя деревня. Смотрю на вас, обские волны. Судьба проходит, душа чувствует: родная деревня сердце режет. О, мои друзья, о, мои родные, не забывайте, мои татары, ваши дороги отсюда пошли, и вас здесь ждала мама».

DSC_0088.JPG

Мечеть в Юрт-Оре была открыта 7 сентября 2014 года. Навиль Шагабутдинов рассказывает, что место, на котором она воздвигнута, приснилось ему во сне. Место было запущенным, и когда деревенские жители начали его очищать, то обнаружили груду камней из-под фундамента древних мечетей с 16 века.

DSC_0069.JPG
В 2017 году, в 59 лет, Навиль Шагабутдинов окончил Российский исламский университет в Казани. 


DSC_0105.JPG

Усадьба чатского татарина – это добротный деревянный дом. Музей открылся в 2018 году, он является филиалом Колыванского краеведческого музея. Сейчас в нем никто не живет, но он полностью обустроен в соответствии с традицией и даже пригоден для жизни. 

DSC_0023.JPG

У входа сушится прошлогодняя калина. Это не только народный оберег, но и ингредиент вкуснейшего традиционного татарского блюда – пирога с калиной. 

DSC_0109.JPG

Навиль Шагабутдинов говорит, что построил усадьбу по образцу дома, в котором он вырос сам. 

– Этот дом я сделал так, как будто я прихожу в свое детство. Нас жило тут 12 человек: мама, папа, бабушка и нас девять детей (мулла был седьмым ребенком в семье, – прим. ред.). Угадайте, где я спал в свои 5-7 лет? Бабушка спала на кровати, а мы все на полу, кроме малышки в люльке и любимой бабушкиной внучки (она спала с ней тоже на кровати, – прим. ред.).

DSC_0150.JPG

Загадка решается просто: будущий мулла спал под кроватью! Это место он выбрал сам, чтобы старшие братья не мешали ему высыпаться. 

Старших сестер и братьев мама будила без 15-ти семь (им дальше надо было идти). И когда они вставали, начинался ор и неразбериха: кто-то штаны свои ищет, кто-то пробежится и кому-то на ноги наступит... И вот я выбрал момент, когда вечером в комнате никого не было (это очень трудно было!), обползал весь пол и залез под кровать. У меня глаза округлились: как так, столько места, а там никто не спит! – вспоминает Навиль Шагабутдинов.

DSC_0149.JPG

Это место в доме называется «тор», оно многофункционально: это и подиум для стола, и деревянная кровать, и горизонтальный шкаф-сундук. 

– Туристы дали название этому месту «IKEA отдыхает»! – шутит Навиль Шагабутдинов.

Когда экскурсия окончена, всех гостей ведут к столу в летней кухне. Там их встречает староста деревни Альфира Мухометзянова.

– Все приезжающие считают, что я здесь, в усадьбе, живу! – смеется она. – Ведь Навиль Хасанович называет меня «хозяйка». 

Но Альфира – такая же работница музея, в ее обязанности входит приготовление и подача традиционных блюд.

– Я сделала санитарную книжку, официально трудоустроена. Я готовлю гостям обед, меню всегда одно и то же: суп с бараниной или говядиной, перемеч (беляши), баурсаки (пончики) и санза (хворост). Потому что будет обидно, если одна группа одно покушает, а другие – другое. Блюд очень много: и пироги с калиной делаем, и кастыбый, и чак-чак праздничный. 

DSC_0152.JPG

Чем же живет деревня, в которой всего около 100 человек местного населения? Альфира Мухометзянова говорит, что в Юрт-Оре сейчас остались в основном пенсионеры. Самому пожилому жителю Юрт-Оры – 93 года. Летом в гости, конечно, приезжают дети, внуки, а еще в летний сезон очень много дачников. 

Дороги в Юрт-Оре построили хорошие, но нет инфраструктуры. Закупаться все ездят в Колывань. Раньше был фельдшерско-акушерский пункт, но он закрылся. Школы тоже нет. В Юрт-Оре живут всего три ребенка школьного возраста, их в соседнюю Скалу возит школьный автобус. 

Жители мечтают о собственном доме культуры. Уличная сцена есть – там, к примеру, проходит традиционный татарский праздник Сабантуй, но не хватает именно здания ДК. 

DSC_0182.JPG

Молодежь из деревень в основном вся уезжает, поэтому-то мулла и староста пытаются не дать деревне умереть, сделать ей имя. И это работает: постепенно татары возвращаются в родительские дома. Хотя бы на лето. 

DSC_0057.JPG

У Юрт-Оры есть неплохой туристический потенциал, если развивать именно это направление, то в деревне могут появиться и рабочие места, и инфраструктура. Туристические домики, общепит, традиционные сувениры... Кстати, сувенирный киоск перед усадьбой уже даже поставили, только в нем пока нет работника. Однако не сгладит ли это очаровательную самобытность поселения? 

Напомним, деревни в регионе продолжают умирать. Так, в 2023 году с карты Новосибирской области исчезла деревня Тынгиза, недавно отметившая 120-летие. Последний житель деревни переехал в административный центр.