Крупнейшие стройки Новосибирска – как на областном, так и на городском уровне – на «стопе». Черепашьими темпами собирают четвертый мост, про новые концессионные школы на годы придется забыть, а теперь выясняется, что и возведение «метростанции» «Спортивная», по сути являющейся пристройкой, стало причиной для публичных разбирательств.
Новосибирская область переживает кризис в сфере строительства инфраструктурных объектов. Проекты, годы назад казавшиеся перспективными, сейчас обсуждают в коридорах власти куда менее охотно.
Концессионная кабала
Четвертый платный мост, перспективное название которого «Центральный», возводит дочерняя компания Группы «ВИС» – ООО «Сибирская концессионная компания». Она и будет его эксплуатировать до 2042 года. Концессионное соглашение было заключено 6 декабря 2017 года. Концедентом выступило новосибирское правительство в лице министерства транспорта и дорожного хозяйства. При этом еще в 2016 году некоторые депутаты (как городские, так и областные) и представители общественности называли этот проект не иначе как «аферой века» и уверяли, что его реализация загонит регион в многолетние долги.
Спустя пять лет аудиторы сообщили, что строительство моста идет с отставанием – более 20 %. На начало декабря 2022 года мостовой переход был готов на 55,4 %, а должен быть завершен на 78,7 %. Кроме того, его стоимость значительно выросла. Финансирование строительства четвертого места по состоянию на 2 декабря 2022 года составило 28,4 миллиарда рублей (за счет федерального бюджета – 22 миллиарда рублей, областного бюджета – 2,5 миллиарда рублей, за счет внебюджетных источников – 3,8 миллиарда рублей). Новосибирской области на мост из федерального бюджета дополнительно выделили 7,3 миллиарда рублей – из-за значительного удорожания стоимости строительных материалов. Строительство будущего моста подорожало до 44,7 миллиарда рублей (ранее общая стоимость объекта составляла 37,1 миллиарда рублей). Объект пообещали сдать до конца 2023 года. В самой компании «ВИС» выводы КСП тогда опровергали и настаивали, что коэффициент технической готовности моста на тот момент составлял 65 %, а по отдельным объектам – превышал 70-80 %. В «ВИСе» также отмечали, что на сроках сказались «негативные факторы, продолжающие оказывать влияние на экономику в целом и строительную отрасль в частности», из-за которых на большинство поставщиков стройматериалов и конструкций приостанавливало работу.
«Несмотря на это, завершение строительства мостового перехода запланировано в соответствии с условиями концессионного соглашения до конца 2023 года, после этого Группа "ВИС" в течение 20 лет будет осуществлять техническую и коммерческую эксплуатацию скоростной хорды», – заявляли в компании.
Однако мост не ввели в эксплуатацию даже к маю 2024 года. Дату сначала сместили на конец текущего года с вероятностью повторного риска сорвать все сроки. А несколько дней назад стало известно, что окончание строительства моста перенесено на конец 2025 года – согласно постановлению, которое появилось на сайте областного правительства, новая дата сдачи – до 6 декабря 2025 года. В Группе «ВИС» поспешили заявить, что продление сроков согласовано с концедентом и связано с переносом части капитального гранта на 2025 год, необходимостью прохождения госэкспертизы по внесенным в проектную документацию изменениям и связанной с этим приостановкой финансирования работ со стороны Новосибирской области.
Но тогда допсоглашение не прошло процедуру согласования в Федеральной антимонопольной службе России.
Сейчас же строительство переправы продолжается черепашьими темпами – на объекте не хватает рабочих, а ГК «ВИС» и правительство Новосибирской области то и дело вступают в публичные споры. То концессионер пожалуется в СМИ на «непредвиденные» затраты, на что министр транспорта Костылевский прямо отвечает – ваши проблемы, то стороны засобираются в суд. Пока очевидно, что ввод моста сильно откладывается – пока предполагается, что на 2025 год.
Еще один проект, который, как уже выяснилось, обернулся аферой – строительство шести школ по концессии с ООО «Тридцать пятая концессионная компания «Просвещение» (сейчас переименовано в ООО «Школа на Николая Сотникова») руками своей дочки ООО СК «Столица Приволжья».
Концессионер успел освоить 3,1 миллиарда рублей из федерального и областного бюджетов, при том, что сроки сдачи, которые изначально были запланированы на февраль 2023 года, перенесли на неопределенный срок, потому что готовность объектов на 15 мая 2024 года составляла от 13 до 22 %. Правительство Новосибирской области сообщило, что рассматривает возможность замены концессионера.
Руководитель компании-концессионера Отто Сопроненко задержан в рамках уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере при исполнении концессионных соглашений.
Согласно сервису Rusprofile, «Пятая концессионная компания «Просвещение» зарегистрирована в январе 2021 года с уставным капиталом в 100 тысяч рублей. При этом смысл концессии заключается в том, что инвестор вкладывает свои деньги, строит, эксплуатирует объект, а государство с ним потом рассчитывается. Но все оказывается не так в случае с этими шестью школами. Как выяснилось, у компании своих денег нет, хотя концессионер должен был вложить своих денег 5 миллиардов 683 миллиона рублей. Согласно соглашению, 90 % этой суммы планировалось получить в виде банковского кредита под 9 % годовых, а десятую часть суммы оформить в виде акционерного займа под 9 % годовых.
Строительство объектов остановлено, планируется введение режима повышенной готовности из-за вероятного обрушения.
Неудачным оказался опыт и со строительством семи поликлиник по концессии с «Седьмой концессионной компанией», принадлежащей ГК «ВИС».
– Инвесторами не реализуются взятые на себя обязательства. На сегодняшний день инвестор привлек дополнительные средства, чтобы в текущем году ввести три поликлиники. По остальным рассматривается вопрос по расторжению, – заявил министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников во время выступления в Заксобрании региона.
Министерство здравоохранения Новосибирской области и ООО «Седьмая концессионная компания» заключили соглашение о государственно-частном партнерстве еще 15 февраля 2019 года. В областной столице должны были появиться семь поликлиник: на улицах Татьяны Снежиной (№ 2), Пролетарской (№ 7), Краснодарской (№ 13), Степной (№ 18), Виктора Уса (№ 22), Ереванской (№ 27) и на Площади Райсовета (№ 16). Первоначальная стоимость строительства составляла 6,5 миллиарда рублей, затем – 7,4 миллиарда рублей, впоследствии она выросла в три раза – до 19,5 миллиарда рублей.
Метростанцию «Спортивная» сложно назвать долгожданной ввиду того, что изначально объект не казался необходимым – на фоне труднодоступности отдаленных микрорайонов, которым действительно нужны новые транспортные решения. Но вот уже пять лет наземное сооружение мозолит глаза новосибирцам – сдать павильон должны были еще 2022 году.
Возведением объекта занималось аффилированное с мэрией Новосибирска ООО «Спецтрансстрой», которое нередко получало крупные многомиллионные контракты в пределах области. С июля 2021 года по ноябрь 2023 года одним из учредителей ООО было известное скандалами муниципальное предприятие «Метро МИР», экс-директор которого Александр Мысик находится в СИЗО в ожидании, когда следователи разберутся в многочисленных махинациях в предприятии. Также сообщалось о возбуждении уголовного дела в отношении его преемника Андрея Счастливого.
С тех пор многое изменилось, особенно кадровый состав в городской администрации. Поменялся и подход к строительным проектам. Выяснилось, что с 6 августа контракт мэрии Новосибирска с ООО «Спецтрансстрой» будет расторгнут в одностороннем порядке.
– В связи с длительным бездействием организации, которая занята у нас там на строительстве данного объекта направлено решение в адрес подрядчика, 6 августа вступает в законную силу, – заявил глава транспортного департамента мэрии Иосиф Кодалаев.
С подрядчика требуют вернуть аванс в размере 1,259 миллиарда рублей.
Но, по версии «Спецтрансстрой», ситуация совсем иная – правда, выглядит позиция подрядчика как оправдания. Пожаловаться компания успела и мэру Максиму Кудрявцеву, который пока стремится напрямую не комментировать потенциально конфликтные темы.
Есть письмо с версией «Спецтрансстрой» и в распоряжении редакции Сибкрай.ru.
– С конца 2021 года ООО «Спецтрансстрой» неоднократно обращалось к заказчику с просьбой о корректировке проекта, а с января 2022 года мы настоятельно рекомендовали заказчику внести изменения в проектную документацию в связи с наличием коллизий в проекте и с внесенными изменениями в законодательство РФ. Заказчик только в конце 2022 года начал заниматься повторной экспертизой проекта по станции «Спортивная» и получил положительное заключение Главгосэкспертизы по основным разделам технической части только в апреле 2024 года. По достоверности сметной стоимости по данному объекту положительное заключение Главгосэкспертизы еще не получено заказчиком, – заявляют в организации.
По версии ООО, на станции выполнены работы на сумму, превышающую 900 миллионов рублей. Но из-за отсутствия повторного положительного заключения экспертизы в части достоверности сметной стоимости заказчик не может принять и оплатить работы. Утверждается, что это продолжается уже полтора года и ООО было вынуждено вложить в строительство станции деньги, занятые у метрополитена – 200 миллионов рублей – и свои средства. На них якобы было закуплено оборудование. Пока обратим внимание на то, что новосибирская прокуратура сообщила, что при распоряжении МУП «Новосибирский метрополитен» денежными средствами на сумму 200 миллионов рублей вскрыты нарушения. В установленный договором срок эти средства муниципальному предприятию возвращены не были, но, по данным прокуратуры, в нарушение федерального законодательства срок договора займа был продлен – без получения на это согласия учредителя в лице департамента земельных и имущественных отношений мэрии города. Прокуратурой города заместителю мэра, начальнику МУП «Новосибирский метрополитен» были внесены представления с требованием об устранении указанных нарушений. В мае 2024 года Арбитражный суд удовлетворил иск Новосибирского метрополитена к «Спецтрансстрою» на 200 миллионов рублей займа, 19 миллионов рублей процентов и 59 миллионов рублей неустойки.
Далее ООО продолжает жаловаться на бездействие заказчика – якобы из-за него и были заблокированы счета. Вспомнил подрядчик и о долге «Метро МИР» перед ним в размере 226 миллионов рублей, который никак не удается стрясти. В заключении организация утверждает, что готова сдать объект в случае, если заказчик займется приемкой работ и оплатой.
Таким образом, пока в регионе складываются тупиковые ситуации, которые, видимо, предстоит решать судьям. К чему приведут разбирательства, сколько они продлятся – никто не знает. Миллиарды бюджетных рублей потрачены – и пока непонятно, на что. Мост, из-за возведения которого новосибирцы терпят каждодневные пробки, на «стопе»; недостроенные школы могут обрушиться в любой момент – и неизвестно, сколько будут искать замену стройкомпании, в то время, как существующие объекты среднего образования порой принимают в два, а то и три раза больше детей, чем должны; павильон «Спортивная» примет пассажиров, судя по развитию событий, нескоро. Жителям остается только наблюдать, как не знающие меры концессионеры и областные чиновники, а также непрофессиональные муниципалы и сомнительные компании выясняют отношения между собой.
Крупнейшие стройки Новосибирска – как на областном, так и на городском уровне – на «стопе». Черепашьими темпами собирают четвертый мост, про новые концессионные школы на годы придется забыть, а теперь выясняется, что и возведение «метростанции» «Спортивная», по сути являющейся пристройкой, стало причиной для публичных разбирательств.
Новосибирская область переживает кризис в сфере строительства инфраструктурных объектов. Проекты, годы назад казавшиеся перспективными, сейчас обсуждают в коридорах власти куда менее охотно.
Концессионная кабала
Четвертый платный мост, перспективное название которого «Центральный», возводит дочерняя компания Группы «ВИС» – ООО «Сибирская концессионная компания». Она и будет его эксплуатировать до 2042 года. Концессионное соглашение было заключено 6 декабря 2017 года. Концедентом выступило новосибирское правительство в лице министерства транспорта и дорожного хозяйства. При этом еще в 2016 году некоторые депутаты (как городские, так и областные) и представители общественности называли этот проект не иначе как «аферой века» и уверяли, что его реализация загонит регион в многолетние долги.
Спустя пять лет аудиторы сообщили, что строительство моста идет с отставанием – более 20 %. На начало декабря 2022 года мостовой переход был готов на 55,4 %, а должен быть завершен на 78,7 %. Кроме того, его стоимость значительно выросла. Финансирование строительства четвертого места по состоянию на 2 декабря 2022 года составило 28,4 миллиарда рублей (за счет федерального бюджета – 22 миллиарда рублей, областного бюджета – 2,5 миллиарда рублей, за счет внебюджетных источников – 3,8 миллиарда рублей). Новосибирской области на мост из федерального бюджета дополнительно выделили 7,3 миллиарда рублей – из-за значительного удорожания стоимости строительных материалов. Строительство будущего моста подорожало до 44,7 миллиарда рублей (ранее общая стоимость объекта составляла 37,1 миллиарда рублей). Объект пообещали сдать до конца 2023 года. В самой компании «ВИС» выводы КСП тогда опровергали и настаивали, что коэффициент технической готовности моста на тот момент составлял 65 %, а по отдельным объектам – превышал 70-80 %. В «ВИСе» также отмечали, что на сроках сказались «негативные факторы, продолжающие оказывать влияние на экономику в целом и строительную отрасль в частности», из-за которых на большинство поставщиков стройматериалов и конструкций приостанавливало работу.
«Несмотря на это, завершение строительства мостового перехода запланировано в соответствии с условиями концессионного соглашения до конца 2023 года, после этого Группа "ВИС" в течение 20 лет будет осуществлять техническую и коммерческую эксплуатацию скоростной хорды», – заявляли в компании.
Однако мост не ввели в эксплуатацию даже к маю 2024 года. Дату сначала сместили на конец текущего года с вероятностью повторного риска сорвать все сроки. А несколько дней назад стало известно, что окончание строительства моста перенесено на конец 2025 года – согласно постановлению, которое появилось на сайте областного правительства, новая дата сдачи – до 6 декабря 2025 года. В Группе «ВИС» поспешили заявить, что продление сроков согласовано с концедентом и связано с переносом части капитального гранта на 2025 год, необходимостью прохождения госэкспертизы по внесенным в проектную документацию изменениям и связанной с этим приостановкой финансирования работ со стороны Новосибирской области.
Но тогда допсоглашение не прошло процедуру согласования в Федеральной антимонопольной службе России.
Сейчас же строительство переправы продолжается черепашьими темпами – на объекте не хватает рабочих, а ГК «ВИС» и правительство Новосибирской области то и дело вступают в публичные споры. То концессионер пожалуется в СМИ на «непредвиденные» затраты, на что министр транспорта Костылевский прямо отвечает – ваши проблемы, то стороны засобираются в суд. Пока очевидно, что ввод моста сильно откладывается – пока предполагается, что на 2025 год.
Еще один проект, который, как уже выяснилось, обернулся аферой – строительство шести школ по концессии с ООО «Тридцать пятая концессионная компания «Просвещение» (сейчас переименовано в ООО «Школа на Николая Сотникова») руками своей дочки ООО СК «Столица Приволжья».
Концессионер успел освоить 3,1 миллиарда рублей из федерального и областного бюджетов, при том, что сроки сдачи, которые изначально были запланированы на февраль 2023 года, перенесли на неопределенный срок, потому что готовность объектов на 15 мая 2024 года составляла от 13 до 22 %. Правительство Новосибирской области сообщило, что рассматривает возможность замены концессионера.
Руководитель компании-концессионера Отто Сопроненко задержан в рамках уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере при исполнении концессионных соглашений.
Согласно сервису Rusprofile, «Пятая концессионная компания «Просвещение» зарегистрирована в январе 2021 года с уставным капиталом в 100 тысяч рублей. При этом смысл концессии заключается в том, что инвестор вкладывает свои деньги, строит, эксплуатирует объект, а государство с ним потом рассчитывается. Но все оказывается не так в случае с этими шестью школами. Как выяснилось, у компании своих денег нет, хотя концессионер должен был вложить своих денег 5 миллиардов 683 миллиона рублей. Согласно соглашению, 90 % этой суммы планировалось получить в виде банковского кредита под 9 % годовых, а десятую часть суммы оформить в виде акционерного займа под 9 % годовых.
Строительство объектов остановлено, планируется введение режима повышенной готовности из-за вероятного обрушения.
Неудачным оказался опыт и со строительством семи поликлиник по концессии с «Седьмой концессионной компанией», принадлежащей ГК «ВИС».
– Инвесторами не реализуются взятые на себя обязательства. На сегодняшний день инвестор привлек дополнительные средства, чтобы в текущем году ввести три поликлиники. По остальным рассматривается вопрос по расторжению, – заявил министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников во время выступления в Заксобрании региона.
Министерство здравоохранения Новосибирской области и ООО «Седьмая концессионная компания» заключили соглашение о государственно-частном партнерстве еще 15 февраля 2019 года. В областной столице должны были появиться семь поликлиник: на улицах Татьяны Снежиной (№ 2), Пролетарской (№ 7), Краснодарской (№ 13), Степной (№ 18), Виктора Уса (№ 22), Ереванской (№ 27) и на Площади Райсовета (№ 16). Первоначальная стоимость строительства составляла 6,5 миллиарда рублей, затем – 7,4 миллиарда рублей, впоследствии она выросла в три раза – до 19,5 миллиарда рублей.
Метростанцию «Спортивная» сложно назвать долгожданной ввиду того, что изначально объект не казался необходимым – на фоне труднодоступности отдаленных микрорайонов, которым действительно нужны новые транспортные решения. Но вот уже пять лет наземное сооружение мозолит глаза новосибирцам – сдать павильон должны были еще 2022 году.
Возведением объекта занималось аффилированное с мэрией Новосибирска ООО «Спецтрансстрой», которое нередко получало крупные многомиллионные контракты в пределах области. С июля 2021 года по ноябрь 2023 года одним из учредителей ООО было известное скандалами муниципальное предприятие «Метро МИР», экс-директор которого Александр Мысик находится в СИЗО в ожидании, когда следователи разберутся в многочисленных махинациях в предприятии. Также сообщалось о возбуждении уголовного дела в отношении его преемника Андрея Счастливого.
С тех пор многое изменилось, особенно кадровый состав в городской администрации. Поменялся и подход к строительным проектам. Выяснилось, что с 6 августа контракт мэрии Новосибирска с ООО «Спецтрансстрой» будет расторгнут в одностороннем порядке.
– В связи с длительным бездействием организации, которая занята у нас там на строительстве данного объекта направлено решение в адрес подрядчика, 6 августа вступает в законную силу, – заявил глава транспортного департамента мэрии Иосиф Кодалаев.
С подрядчика требуют вернуть аванс в размере 1,259 миллиарда рублей.
Но, по версии «Спецтрансстрой», ситуация совсем иная – правда, выглядит позиция подрядчика как оправдания. Пожаловаться компания успела и мэру Максиму Кудрявцеву, который пока стремится напрямую не комментировать потенциально конфликтные темы.
Есть письмо с версией «Спецтрансстрой» и в распоряжении редакции Сибкрай.ru.
– С конца 2021 года ООО «Спецтрансстрой» неоднократно обращалось к заказчику с просьбой о корректировке проекта, а с января 2022 года мы настоятельно рекомендовали заказчику внести изменения в проектную документацию в связи с наличием коллизий в проекте и с внесенными изменениями в законодательство РФ. Заказчик только в конце 2022 года начал заниматься повторной экспертизой проекта по станции «Спортивная» и получил положительное заключение Главгосэкспертизы по основным разделам технической части только в апреле 2024 года. По достоверности сметной стоимости по данному объекту положительное заключение Главгосэкспертизы еще не получено заказчиком, – заявляют в организации.
По версии ООО, на станции выполнены работы на сумму, превышающую 900 миллионов рублей. Но из-за отсутствия повторного положительного заключения экспертизы в части достоверности сметной стоимости заказчик не может принять и оплатить работы. Утверждается, что это продолжается уже полтора года и ООО было вынуждено вложить в строительство станции деньги, занятые у метрополитена – 200 миллионов рублей – и свои средства. На них якобы было закуплено оборудование. Пока обратим внимание на то, что новосибирская прокуратура сообщила, что при распоряжении МУП «Новосибирский метрополитен» денежными средствами на сумму 200 миллионов рублей вскрыты нарушения. В установленный договором срок эти средства муниципальному предприятию возвращены не были, но, по данным прокуратуры, в нарушение федерального законодательства срок договора займа был продлен – без получения на это согласия учредителя в лице департамента земельных и имущественных отношений мэрии города. Прокуратурой города заместителю мэра, начальнику МУП «Новосибирский метрополитен» были внесены представления с требованием об устранении указанных нарушений. В мае 2024 года Арбитражный суд удовлетворил иск Новосибирского метрополитена к «Спецтрансстрою» на 200 миллионов рублей займа, 19 миллионов рублей процентов и 59 миллионов рублей неустойки.
Далее ООО продолжает жаловаться на бездействие заказчика – якобы из-за него и были заблокированы счета. Вспомнил подрядчик и о долге «Метро МИР» перед ним в размере 226 миллионов рублей, который никак не удается стрясти. В заключении организация утверждает, что готова сдать объект в случае, если заказчик займется приемкой работ и оплатой.
Таким образом, пока в регионе складываются тупиковые ситуации, которые, видимо, предстоит решать судьям. К чему приведут разбирательства, сколько они продлятся – никто не знает. Миллиарды бюджетных рублей потрачены – и пока непонятно, на что. Мост, из-за возведения которого новосибирцы терпят каждодневные пробки, на «стопе»; недостроенные школы могут обрушиться в любой момент – и неизвестно, сколько будут искать замену стройкомпании, в то время, как существующие объекты среднего образования порой принимают в два, а то и три раза больше детей, чем должны; павильон «Спортивная» примет пассажиров, судя по развитию событий, нескоро. Жителям остается только наблюдать, как не знающие меры концессионеры и областные чиновники, а также непрофессиональные муниципалы и сомнительные компании выясняют отношения между собой.