Новосибирские ученые открыли средство для подавления клеток опухоли мозга

Татьяна Дейс   Фото: unsplash.com

Новосибирские ученые открыли средство для подавления клеток опухоли мозга

Разработка может быть использована в лечении наиболее распространенной и злокачественной опухоли головного мозга.

Соединение, подавляющее рост клеток опухолей головного мозга, разработали ученые Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН и Новосибирского института органической химии имени Н. Н. Ворожцова СО РАН. На основе этих данных возможно создание лекарства от мультиформной глиобластомы человека.

Клетки глиобластомы вырабатывают белок, способствующий быстрому распространению опухоли в здоровые ткани мозга. Открытый учеными солоксолон пара-метиланилид (СПМА) эффективно блокирует опухолестимулирующий эффект. Обработанные этим соединением клетки глиобластомы практически перестают реагировать на действие белка. А также усиливается их чувствительность к темозоломиду (препарату первой линии при лечении злокачественного образования) и подавляется способность к колонизации окружающего пространства.

Разработанное нами соединение обладало выраженным анти-глиобластомным потенциалом не только в клеточных экспериментах, но и в экспериментах in vivo. Было показано, что инъекции СПМА достоверно блокировали рост глиобластомы человека на мышиной модели, причем эффективность этой терапии оказалась сравнима со стандартной химиотерапией, применяемой в клинике, – приводит ТАСС слова старшего научного сотрудника ИХБФМ СО РАН Андрея Маркова.

Мультиформная глиобластома – наиболее распространенная опухоль головного мозга. Продолжительность жизни пациентов с данным диагнозом даже после полного курса терапии составляет не более 15 месяцев. Разработка новосибирских ученых может быть использована для поиска новых способов борьбы с опасным заболеванием.