Очередная новация Министерства просвещения лишает десятки тысяч молодых людей возможности получить профессию, продолжить образование и буквально выталкивает их на обочину жизни. Речь идет о том, что идея делать профилированные классы в старшей школе создала систему, которая лишает подростков права на среднее образование.
Воздвигнутые барьеры с двух сторон (профильные классы в школах и ограниченное число бюджетных мест в колледжах) создают желоб, по которому школьники будут выталкиваться на обочину жизни. Об этом в последнее время буквально кричат социальные сети: выпускная пора закончилась, часть детей получили отказы в переводе в десятый класс, а мест в системе среднего профессионального образования не хватает.
Депутат Госдумы, доктор экономических наук Михаил Делягин даже обратился к министру просвещения Российской Федерации Сергею Кравцову с требованием разъяснить ситуацию.
«Это грозит не только маргинализацией молодежи. Такие выбитые из жизни люди — идеальный «кадровый резерв» для вербовщиков из различных экстремистских структур. Речь идет об очевидном нарушении закона, конституционное право человека на образование никто не отменял», – возмущается Делягин.
Воздвигнутые барьеры с двух сторон (профильные классы в школах и ограниченное число бюджетных мест в колледжах) создают желоб, по которому школьники будут выталкиваться на обочину жизни. Об этом в последнее время буквально кричат социальные сети: выпускная пора закончилась, часть детей получили отказы в переводе в десятый класс, а мест в системе среднего профессионального образования не хватает.
Депутат Госдумы, доктор экономических наук Михаил Делягин даже обратился к министру просвещения Российской Федерации Сергею Кравцову с требованием разъяснить ситуацию.
«Это грозит не только маргинализацией молодежи. Такие выбитые из жизни люди — идеальный «кадровый резерв» для вербовщиков из различных экстремистских структур. Речь идет об очевидном нарушении закона, конституционное право человека на образование никто не отменял», – возмущается Делягин.
Однако при обсуждении этой проблемы в соцсетях выясняется, что далеко не во всех регионах ситуация обстоит так, как сформулировал ее тот же Делягин. Все зависит от расторопности чиновников от образования и от состояния системы СПО, на которую, честно сказать, в современной России смотрели как на советский рудимент. Ведь рабочие не были особо нужны экономике, а либеральные экономисты-управленцы вообще хотели переложить бремя подготовки профессиональных кадров на работодателей.
Поэтому и получается, что старшая школа стремится избавиться от не очень способных учеников, и это правильно, а система среднего профессионального образования не может их всех принять, во всяком случае, не в каждом российском регионе есть для этого условия. Вот и получается, что государство гарантирует равное право на образование, но реализовать его не может.
Министр образования Новосибирской области Мария Жафярова согласна с тем, что такая ситуация нарушает Конституцию России.
Вне зависимости от того, какие процедуры отбора на специализированные проекты ни\е были бы предусмотрены, конституционное право человека на получение образования никто не отменял», – убеждена Мария Жафярова.
И каждый такой случай заслуживает отдельного разбирательства. Правда, в Новосибирской области, где создана эффективная и развитая сеть организаций СПО, не было зафиксировано ни одного случая отказа подростку в продолжении образования.
Более того, уже несколько лет подряд региональный минобр подстраивается под изменяющиеся тренды – популярность колледжей растет на фоне падения спроса на высшее образование.
«Каждый год растут контрольные цифры приема в колледжи. За последние три года на 4,5 тысячи человек мы выросли, и в этом году более чем на 600 выросло число людей, которых принимают на первый курс. А цифра формируется от числа девятиклассников. Показатели приема в колледжи зависят от числа девятиклассников текущего года. Если считать, что более 40%, а в Татарском районе, например, более 60%, планируют добровольно уйти в СПО, исходя из этой цифры мы выделяем контрольные цифры приема в колледжи», – пояснила министр.
Другое дело, что система профессионального образования нуждается в поддержке и преобразовании. Ведь тренд на рост потребности в рабочих профессиях устойчивый и долгосрочный. А значит, спрос на профессиональное образование и требования к его качеству будут повышаться каждый год.