В среду в большом зале Законодательного собрания Новосибирской области состоялись публичные слушания по отчету об исполнении областного бюджета за 2023 год.
Депутатов, представителей органов исполнительной власти, общественность приветствовал председатель регионального парламента Андрей Шимкив:
«Публичные слушания проходят в преддверии реализации задач, обозначенных президентом России в указе о новых национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года и стратегии развития нашей страны на перспективу до 2036 года. И Законодательное собрание, и исполнительная власть – мы действуем исходя из тех бюджетных затрат, которые были в 2023 году, но учитывая приоритеты национального развития и новых национальных проектов. Второе, сегодняшние слушания проходят на пороге совершенствования налогового законодательства. Буквально на следующей неделе на сессии Законодательного собрания мы будем эти изменения рассматривать. Исходя уже из новых параметров налогового законодательства, будем делать выводы и по формированию бюджета».
Обращаясь к участникам публичных слушаний, Андрей Шимкив выразил надежду на конструктивный диалог, который впоследствии ляжет в основу законопроектов по изменениям областного бюджета и станет основой развития Новосибирской области.
«Несмотря на традиционность наших встреч, обсуждение на публичных слушаниях для нас является важным этапом. Это не только рассмотрение итогов постфактум, но и те решения, те рекомендации, которые мы получаем», – отметил в своем приветственном слове исполняющий обязанности губернатора Владимир Знатков.
Он напомнил об особенностях прошлого года: приходилось искать неординарные решения по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы, по оказанию помощи участникам специальной военной операции. И на исполнение наказов избирателей – каждый год бюджет вкладывает в эту статью все больше и больше средств.
Представляя участникам слушаний итоги социально-экономического развития в 2023 году, исполняющий обязанности министра экономического развития региона Виталий Шовтак назвал главные его особенности: беспрецедентное санкционное давление недружественных стран, а также поэтапное повышение ключевой ставки Центробанка.
«По большинству показателей Новосибирская область превышает уровень среднероссийский и СФО, – отметил Виталий Шовтак. – Ниже – прирост в сфере инвестиций, а также падение по большинству показателей сельскохозяйственного производства из-за чрезвычайной ситуации, объявленной в двадцати районах области».
Вопросы депутатов регионального парламента касались самых различных областей. Депутата Дмитрия Козловского интересовала реализация проектов в сфере туризма. А его коллега по строительному комитету Вадим Агеенко критически отозвался в отношении основных направлений развития Новосибирска:
«Город раньше называли промышленным центром. Сегодня по отчету видим, что мы переходим больше в торговый центр. У нас торговля занимает первое место по оборотам. Это не настораживает правительство? Крупные промышленные предприятия то банкротятся, то уезжают в другие регионы – как удержать их? Над этим нужно задуматься», – убежден парламентарий.
Данные о динамике инфляции привел депутат Константин Антонов: «Инфляция в России – 7,4 %, в Новосибирской области – 8,1 %. При этом мы каждый год максимально повышаем коммунальные тарифы. Но не наблюдаем одновременного повышения эффективности предоставления услуг».
Депутат Игорь Умербаев задал вопрос о приграничных районах области: «Учитывается ли этот фактор при планировании социально-экономического развития Новосибирской области для сохранения, приумножения населения в приграничных территориях?»
По словам Виталия Шовтака, без специальной территориальной политики, сформированной на федеральном уровне, будет продолжаться процесс агломерации, уменьшения населения на приграничных территориях.
«Хотелось бы услышать, в рамках реализации стратегии 2030, каким был 2023 год? Ступенькой вверх, ступенькой вниз или на том же уровне? Нам необходимо создавать базу для дальнейшего роста», – высказал свою позицию депутат Владимир Анисимов.
И.о. министра экономразвития подтвердил, что прошедший год несмотря на все трудности был все-таки шагом вперед. Что же касается развития региона, базой для этого должна быть низкая процентная ставка. И.о. министра согласился с мнением депутата Якова Новоселова о снижении показателей миграции в Новосибирской области в 2023 году:
«Считаю, что нужно повышать производительность труда, и тогда нам не надо будет привозить мигрантов».
Ведущая публичных слушаний вице-спикер Законодательного собрания Ирина Диденко отметила, что в перспективе следует вернуться к рассмотрению инструментов развития промышленного производства Новосибирской области, наращивания экономического потенциала региона.
«Инструментов у нас довольно много, в частности, инфраструктурные проекты. На заседаниях комитетов нам следует с учетом выступлений президента Владимира Владимировича Путина вернуться к обсуждению вопросов повышения эффективности применения инструментов поддержки промышленности, малого бизнеса. Безусловно, аналитика для нас важна и нужна, как важны и такие дискуссионные площадки. Обсуждения на профильных комитетах позволят вырабатывать дальнейшие решения», – сказала Ирина Диденко.
Доклад об исполнении областного бюджета за 2023 год представил заместитель председателя правительства Новосибирской области – министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко.
«Бюджет выполнил все свои социальные обязательства в полном объеме, – подчеркнул он в начале своего выступления. – Сам 2023 год был для нас годом, когда возможности экономики стали ощутимо влиять на ход исполнения бюджета».
Доходы областного бюджета Новосибирской области в 2023 году исполнены в объеме 272 188 462,7 тысячи рублей, что на 4 969 697,6 тысячи рублей ниже прогнозируемого объема доходов (98,2 % плановых значений), утвержденного Законом Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов». Расходы областного бюджета Новосибирской области исполнены в рамках 33 государственных программ Новосибирской области с объемом финансирования 268 268 897,4 тысячи рублей (107,7% к уровню 2022 года). Дефицит бюджета составил 18 776 023,8 тысячи рублей при плановом дефиците 46 430 658,4 тысячи рублей.
«Дефицит, как вы видите по факту, имеет место, но он существенно ниже, чем те плановые ориентиры, которые мы имели при принятии нашего бюджета на 2023 год», – акцентировал Виталий Голубенко.
В ходе обсуждения доклада депутат Владимир Анисимов поставил вопрос о воздействии на организации и учреждения, не выполняющие взятые на себя плановые обязательства. «МинЖКХ – ахиллесова пята всех территорий – исполнение 82 процентных пункта. Надо принимать меры», – конкретизировал парламентарий.
Еще на одну проблему обратил внимание депутат Роман Мурзин: бюджет вносит взносы в фонд социального страхования почти за 300 тысяч неработающего населения.
«Не слишком ли велика эта «серая зона»?» – усомнился депутат, что среди названного числа только дети, инвалиды и пенсионеры.
Приоритетное направление реализации государственной политики – поддержку семей с детьми осветила министр труда и социального развития Елена Бахарева. По данным министерства, в настоящее время в Новосибирской области проживают более 280 тысяч семей с детьми, воспитывающих 592 тысячи детей. В 2023 году из консолидированного бюджета Новосибирской области на социальную поддержку семей с детьми было направлено 72 миллиарда 886 миллионов рублей.
«Все ресурсы как на федеральном уровне, так и на региональном направлены на формирование комплексной системы социальной поддержки детей и семей с детьми», – подчеркнула министр.
Председатель Совета депутатов Маслянинского района Вячеслав Ярманов обратил внимание присутствующих на экономию бюджетных средств при реорганизации муниципальных районов в муниципальные округа: сократятся не только административные расходы, благодаря изменению нормативно-правовой базы региона, муниципальные округа имеют выгодные финансовые преимущества. А результат – развитие экономики и социальной инфраструктуры района.
«По сравнению с 2023 годом у нас идет приток населения», – ответил Вячеслав Ярманов на вопрос депутата Валерия Ильенко.
По отчету об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2023 год участники публичных слушаний приняли рекомендации к правительству региона. Главный акцент в документе – на обеспечении приоритетности направления бюджетных ассигнований на реализацию региональных проектов, государственных программ Новосибирской области, направленных на достижение целей и целевых показателей, выполнение задач, определенных указом президента РФ, а также реализацию на территории региона стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной указом президента РФ.
В процессе исполнения областного бюджета Новосибирской области в 2024 году рекомендовано уделять особое внимание социально-экономическому развитию территорий сельских поселений с целью улучшения условий жизни жителей, в том числе путем развития системы межбюджетных отношений и содействия устойчивому исполнению местных бюджетов.
В числе первоочередных задач – расширение налогооблагаемой базы и увеличение доходного потенциала областного и местных бюджетов Новосибирской области, обеспечение инвестиционной привлекательности Новосибирской области, поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, обеспечение реализации наказов избирателей депутатам Законодательного собрания Новосибирской области седьмого созыва.
При исполнении областного бюджета 2024 года участники публичных слушаний рекомендуют сохранение уровня долговой нагрузки на безопасном уровне и минимизацию расходов на обслуживание государственного долга. Необходимо принять дополнительные меры по недопущению неполного освоения средств областного бюджета Новосибирской области на возведение объектов капитального строительства в рамках реализации мероприятий национальных проектов.
Депутатов, представителей органов исполнительной власти, общественность приветствовал председатель регионального парламента Андрей Шимкив:
«Публичные слушания проходят в преддверии реализации задач, обозначенных президентом России в указе о новых национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года и стратегии развития нашей страны на перспективу до 2036 года. И Законодательное собрание, и исполнительная власть – мы действуем исходя из тех бюджетных затрат, которые были в 2023 году, но учитывая приоритеты национального развития и новых национальных проектов. Второе, сегодняшние слушания проходят на пороге совершенствования налогового законодательства. Буквально на следующей неделе на сессии Законодательного собрания мы будем эти изменения рассматривать. Исходя уже из новых параметров налогового законодательства, будем делать выводы и по формированию бюджета».
Обращаясь к участникам публичных слушаний, Андрей Шимкив выразил надежду на конструктивный диалог, который впоследствии ляжет в основу законопроектов по изменениям областного бюджета и станет основой развития Новосибирской области.
«Несмотря на традиционность наших встреч, обсуждение на публичных слушаниях для нас является важным этапом. Это не только рассмотрение итогов постфактум, но и те решения, те рекомендации, которые мы получаем», – отметил в своем приветственном слове исполняющий обязанности губернатора Владимир Знатков.
Он напомнил об особенностях прошлого года: приходилось искать неординарные решения по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы, по оказанию помощи участникам специальной военной операции. И на исполнение наказов избирателей – каждый год бюджет вкладывает в эту статью все больше и больше средств.
Представляя участникам слушаний итоги социально-экономического развития в 2023 году, исполняющий обязанности министра экономического развития региона Виталий Шовтак назвал главные его особенности: беспрецедентное санкционное давление недружественных стран, а также поэтапное повышение ключевой ставки Центробанка.
«По большинству показателей Новосибирская область превышает уровень среднероссийский и СФО, – отметил Виталий Шовтак. – Ниже – прирост в сфере инвестиций, а также падение по большинству показателей сельскохозяйственного производства из-за чрезвычайной ситуации, объявленной в двадцати районах области».
Вопросы депутатов регионального парламента касались самых различных областей. Депутата Дмитрия Козловского интересовала реализация проектов в сфере туризма. А его коллега по строительному комитету Вадим Агеенко критически отозвался в отношении основных направлений развития Новосибирска:
«Город раньше называли промышленным центром. Сегодня по отчету видим, что мы переходим больше в торговый центр. У нас торговля занимает первое место по оборотам. Это не настораживает правительство? Крупные промышленные предприятия то банкротятся, то уезжают в другие регионы – как удержать их? Над этим нужно задуматься», – убежден парламентарий.
Данные о динамике инфляции привел депутат Константин Антонов: «Инфляция в России – 7,4 %, в Новосибирской области – 8,1 %. При этом мы каждый год максимально повышаем коммунальные тарифы. Но не наблюдаем одновременного повышения эффективности предоставления услуг».
Депутат Игорь Умербаев задал вопрос о приграничных районах области: «Учитывается ли этот фактор при планировании социально-экономического развития Новосибирской области для сохранения, приумножения населения в приграничных территориях?»
По словам Виталия Шовтака, без специальной территориальной политики, сформированной на федеральном уровне, будет продолжаться процесс агломерации, уменьшения населения на приграничных территориях.
«Хотелось бы услышать, в рамках реализации стратегии 2030, каким был 2023 год? Ступенькой вверх, ступенькой вниз или на том же уровне? Нам необходимо создавать базу для дальнейшего роста», – высказал свою позицию депутат Владимир Анисимов.
И.о. министра экономразвития подтвердил, что прошедший год несмотря на все трудности был все-таки шагом вперед. Что же касается развития региона, базой для этого должна быть низкая процентная ставка. И.о. министра согласился с мнением депутата Якова Новоселова о снижении показателей миграции в Новосибирской области в 2023 году:
«Считаю, что нужно повышать производительность труда, и тогда нам не надо будет привозить мигрантов».
Ведущая публичных слушаний вице-спикер Законодательного собрания Ирина Диденко отметила, что в перспективе следует вернуться к рассмотрению инструментов развития промышленного производства Новосибирской области, наращивания экономического потенциала региона.
«Инструментов у нас довольно много, в частности, инфраструктурные проекты. На заседаниях комитетов нам следует с учетом выступлений президента Владимира Владимировича Путина вернуться к обсуждению вопросов повышения эффективности применения инструментов поддержки промышленности, малого бизнеса. Безусловно, аналитика для нас важна и нужна, как важны и такие дискуссионные площадки. Обсуждения на профильных комитетах позволят вырабатывать дальнейшие решения», – сказала Ирина Диденко.
Доклад об исполнении областного бюджета за 2023 год представил заместитель председателя правительства Новосибирской области – министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко.
«Бюджет выполнил все свои социальные обязательства в полном объеме, – подчеркнул он в начале своего выступления. – Сам 2023 год был для нас годом, когда возможности экономики стали ощутимо влиять на ход исполнения бюджета».
Доходы областного бюджета Новосибирской области в 2023 году исполнены в объеме 272 188 462,7 тысячи рублей, что на 4 969 697,6 тысячи рублей ниже прогнозируемого объема доходов (98,2 % плановых значений), утвержденного Законом Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов». Расходы областного бюджета Новосибирской области исполнены в рамках 33 государственных программ Новосибирской области с объемом финансирования 268 268 897,4 тысячи рублей (107,7% к уровню 2022 года). Дефицит бюджета составил 18 776 023,8 тысячи рублей при плановом дефиците 46 430 658,4 тысячи рублей.
«Дефицит, как вы видите по факту, имеет место, но он существенно ниже, чем те плановые ориентиры, которые мы имели при принятии нашего бюджета на 2023 год», – акцентировал Виталий Голубенко.
В ходе обсуждения доклада депутат Владимир Анисимов поставил вопрос о воздействии на организации и учреждения, не выполняющие взятые на себя плановые обязательства. «МинЖКХ – ахиллесова пята всех территорий – исполнение 82 процентных пункта. Надо принимать меры», – конкретизировал парламентарий.
Еще на одну проблему обратил внимание депутат Роман Мурзин: бюджет вносит взносы в фонд социального страхования почти за 300 тысяч неработающего населения.
«Не слишком ли велика эта «серая зона»?» – усомнился депутат, что среди названного числа только дети, инвалиды и пенсионеры.
Приоритетное направление реализации государственной политики – поддержку семей с детьми осветила министр труда и социального развития Елена Бахарева. По данным министерства, в настоящее время в Новосибирской области проживают более 280 тысяч семей с детьми, воспитывающих 592 тысячи детей. В 2023 году из консолидированного бюджета Новосибирской области на социальную поддержку семей с детьми было направлено 72 миллиарда 886 миллионов рублей.
«Все ресурсы как на федеральном уровне, так и на региональном направлены на формирование комплексной системы социальной поддержки детей и семей с детьми», – подчеркнула министр.
Председатель Совета депутатов Маслянинского района Вячеслав Ярманов обратил внимание присутствующих на экономию бюджетных средств при реорганизации муниципальных районов в муниципальные округа: сократятся не только административные расходы, благодаря изменению нормативно-правовой базы региона, муниципальные округа имеют выгодные финансовые преимущества. А результат – развитие экономики и социальной инфраструктуры района.
«По сравнению с 2023 годом у нас идет приток населения», – ответил Вячеслав Ярманов на вопрос депутата Валерия Ильенко.
По отчету об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2023 год участники публичных слушаний приняли рекомендации к правительству региона. Главный акцент в документе – на обеспечении приоритетности направления бюджетных ассигнований на реализацию региональных проектов, государственных программ Новосибирской области, направленных на достижение целей и целевых показателей, выполнение задач, определенных указом президента РФ, а также реализацию на территории региона стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной указом президента РФ.
В процессе исполнения областного бюджета Новосибирской области в 2024 году рекомендовано уделять особое внимание социально-экономическому развитию территорий сельских поселений с целью улучшения условий жизни жителей, в том числе путем развития системы межбюджетных отношений и содействия устойчивому исполнению местных бюджетов.
В числе первоочередных задач – расширение налогооблагаемой базы и увеличение доходного потенциала областного и местных бюджетов Новосибирской области, обеспечение инвестиционной привлекательности Новосибирской области, поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, обеспечение реализации наказов избирателей депутатам Законодательного собрания Новосибирской области седьмого созыва.
При исполнении областного бюджета 2024 года участники публичных слушаний рекомендуют сохранение уровня долговой нагрузки на безопасном уровне и минимизацию расходов на обслуживание государственного долга. Необходимо принять дополнительные меры по недопущению неполного освоения средств областного бюджета Новосибирской области на возведение объектов капитального строительства в рамках реализации мероприятий национальных проектов.