Лента новостей

Все новости

Популярное

Трамвай для своих: сотрудники ГЭТ жалуются на самоуправство и лагерные условия труда

 Рихарда Лем   Фото: автор, предоставлено героями

Трамвай для своих: сотрудники ГЭТ жалуются на самоуправство и лагерные условия труда

Более ста сотрудников Горэлектротранспорта подписали обращение против своего руководства. Они сравнивают свои условия работы с концлагерями: в холоде, голоде, неудобной робе… При этом, по словам сотрудников, их лишают премий при любом удобном случае. На фоне множественных нарушений трудового законодательства, технических неисправностей и изношенности путевого и электрохозяйства новосибирский трамвай скоро станет самым опасным видом общественного транспорта. И не помогут даже новые вагоны из Уфы или Белоруссии. 

В распоряжение редакции Сибкрай.ru попало обращение из филиала №4 «Левобережный трамвайный» Муниципального казенного предприятия «Горэлектротранспорт». Как известно, это предприятие убыточное, техника и путевое хозяйство – полуаварийные. Как в 2023 году сообщили Сибкрай.ru в мэрии Новосибирска, средний возраст трамваев в городе – 29 лет. Износ этого вида общественного транспорта на 2023 год составил 80 %. 

Исходя из находящейся в распоряжении редакции документации, протяженность трамвайных путей и контактной сети трамвая составляет 137,5 километра. Износ контактной сети – 88 %. А что касается трамвайных линий, то капитальный ремонт требуется 44 % от общей протяженности. 

MyCollages (1).jpg

Постоянные пассажиры новосибирских трамваев знают, как часто происходят обрывы контактной сети, сходы с рельсов, аварии и прочие ЧП. Кроме того, зимой в трамваях холодно, летом – душно. И это на фоне «прожектов» мэрии по замене трамваями метрополитена или созданию единой сети рельсового транспорта. 



Казалось бы, работающий в таких условиях персонал нужно беречь и всячески поддерживать. Но все происходит в точности до наоборот. Во всяком случае, в четвертом Левобережном трамвайном филиале.

105 сотрудников филиала подписали обращение на имя бывшего и.о. мэра Олега Клемешова, полагая, что по старой памяти бывший коллега поможет. Ведь он начинал свою карьеру мастером в трамвайном депо № 4. Однако вместо сочувствия, понимания и помощи работники получили очередную отписку. Кстати, за подписью находящейся сейчас в СИЗО Олеси Богомазовой. В письме говорится об анализе ситуации, принятых мерах по ее стабилизации и проведенной с коллективом встрече. 

Кстати, на той встрече почти никого не было, говорят в депо: 

– Собрание было проведено в 11 утра, когда первая смена еще на работе, а вторая отсыпается и готовится к работе.

Итогом стали очередные репрессии в отношении работников. Что же содержалось в коллективном обращении?

Неугодных «выдавливают за ворота»

За короткое время филиал № 4 «Левобережный трамвайный» Муниципального казенного предприятия «Горэлектротранспорт» лишился сразу двух руководителей: начальника цеха эксплуатации и начальника филиала. Второго терять коллективу было особенно трудно.

«Он старается что-то сделать, улучшить, добиться результата и всегда на позитиве. Хотя ему нелегко морально. Старается понять суть проблемы. Морально с ним гораздо легче, по сравнению с предыдущим начальником филиала. Нет коронованного самодурства и превосходства над другими. Со слов самого И. В., руководством МКП “ГЭТ” были специально созданы такие условия, в которых продолжать работу стало просто невыносимо, хотя сама работа и коллектив нашего филиала ему пришлись по душе. И в будущем он готов вернуться к нам с радостью, но при смене руководства МКП “ГЭТ”», – сказано в обращении.

Авторы обращают внимание, что уволенный И.В. был молодым специалистом, каких система уничтожает «в силу неугодности»: «Вытравит, выдавит, сравняет напрочь с землей, чтобы на этом месте ничего уже не могло прорасти».

Как именно давили? Например, склоняли его к подделке документов, чтобы обвинить водителя трамвая в превышении скорости. Такое, по словам коллектива, практикуется регулярно: если происходит обрыв контактного провода, лишают премии водителя, потому что это проще всего. 

d22381d1-1fde-410c-99c5-84d817cc1dd5.jpg

«На место уходящего И. В., по нашим данным, в принудительном порядке переводят начальника филиала № 5 «Правобережный трамвайный» С. М. Это наталкивает нас на мысль, что место в филиале № 5 понадобилось кому то из знакомых руководства МКП «ГЭТ», иными словами это не назвать. С. М. продолжительное время работал в филиале № 5 и занимал руководящую должность. Понадобилось место для знакомого Колмарева С. А., и человека просто в принудительном порядке попросили возглавить наш филиал. А как же коллектив, в котором он столько лет отработал, который стал ему практически родным, с его положительными и отрицательными моментами, которому отдавал силы и вкладывал душу?» – поделились составители письма.

«Карательные акции» и «форма заключенного»

Работники ГЭТ жалуются, что их лишили единственной столовой. Сначала отдали в аренду, а потом и вовсе закрыли. Говорят: «У вас есть комната отдыха, там находятся печь и чайник, там и обедайте». Закрыли и стоматологический кабинет, действовавший ранее на территории филиала. 

А когда водителям предложили получить новую форму, они пришли в ужас. 

«Не были учтены физиологические особенности сотрудников и специфика работы. Штаны костюма с лямками через плечо. Туалеты на конечных станциях деревянные уличные. Напрашивается вопрос, по какому принципу водитель и кондуктор должны воспользоваться данным костюмом при посещении туалета зимой (особенно женщины)? Оставить куртку в вагоне, в раздетом виде добежать до туалета, снять лямки с плеч, а далее держать в зубах или опустить на грязный пол и замарать их? На вопрос женского водительского состава о такой спецодежде Сковородину П. Б. был получен ответ: “Можно отрезать лямки или вшить замок между ног”. Сотрудники, получившие СИЗ, высказали свое мнение. Выдаваемая обувь скользкая при минусовой температуре, верхняя одежда некомфортная и напоминает форму заключенного исправительной колонии. Все вышеперечисленное нарушает трудовое и иное законодательство. В силу указанных обстоятельств сотрудники отказываются ее получать», – пожаловались работники.

Водителям приходится ездить летом в раскаленных кабинах: даже в так называемых «новых» вагонах (а по сути – модернизированных) нет кондиционера. При этом если водитель трамвая попадется со шторами или жалюзи – их сдирают, тонировку тоже сдирают. 

Но самое страшное происходит зимой, когда подача электроэнергии по той или иной причине прекращается. 

«На предприятии широко применяется практика “вымораживания” экипажей в зимний период в вагонах при минусовых температурах, при многочасовых простоях без энергии. Руководство МКП “ГЭТ” абсолютно не интересует актуальная тема для нас. Ни срочная подача автобусов для сохранения здоровья и жизни экипажей, ни горячее питье для согревания собственных сотрудников. Экипажи оставляют на произвол судьбы, замерзать заживо. Нет ни милосердия, ни сострадания к собственным сотрудникам. Согласно УК РФ это квалифицируется как преднамеренное оставление сотрудника в опасности при исполнении служебных обязанностей. <...> Руководство МКП “ГЭТ” допускает возможность контролировать в данный момент опущен пантограф или нет (согласно ПТЭ), несмотря на то, что в кабине находится замерзающий водитель с кондуктором. Подобная практика “ГЭТ” напоминает карательные акции фашистов во время ВОВ», – пишут авторы обращения.

В личной беседе водители признаются: «Зимой в первую же очередь они нам говорят: “Отключайте печки, отопление”. Причем даже приказы есть такие». Делается это для того, чтобы не выходила из строя электроника – тяговые двигатели трамвая. Но проблема создается искусственно: дело в том, что несколько участков пути в целях экономии на ремонтах запитываются от одной подстанции. Из-за этого тока машине не хватает. Кстати, это легко понять даже пассажиру: в такие моменты трамвай начинает идти рывками, дергаться.

Лишения премий и «ошибки» при начислении зарплат

Оклад водителя трамвая сам по себе небольшой, здорово выручают премии. Но как таковых премий-то сотрудники «ГЭТ» практически не видят. Они жалуются, что 12 месяцев в году их лишают стимулирующих выплат. В распоряжении Сибкрай.ru есть «Перечень нарушений дисциплины труда, при наличии которых производится лишение премии». Из 31 пункта перечня в 21 случае положено стопроцентное лишение премии. 

Чаще всего попадают водители, когда рвутся контактные сети. Им «без суда и следствия» вменяют нарушение скоростного режима.

«При сходе вагона с рельс, обрыве контактного провода, при проведении служебного расследования на предприятии МКП “ГЭТ” повсеместно и поголовно применяется политика полной виновности водителя без суда и следствия. По звонку диктуют приказы, процент лишения премии, дисциплинарных взысканий. Используются данные несертифицированной программы АСУ-Навигации для замера скорости. Подавляющее большинство приказов на лишение премии в МКП “ГЭТ” идет на основании данных этой системы. При проведении разбора в ГЭТ, оказывается моральное давление на водителя, позволяют себе недопустимый повышенный тон, оскорбления, запугивания. Пытаются «повесить» на водителя материальные издержки», – говорится в письме.

3e78174c-3675-4156-aa2a-159bab07bad9.jpg

– Как мне сказали в плановом отделе, подавляющее большинство приказов в ГЭТе идет на лишение премии именно по скоростному режиму, – поделился на условиях анонимности один из сотрудников транспортного предприятия. 

Некоторые работники обращаются в профсоюзную организацию и в суды. Кому-то даже удается оспорить депремирование.

Есть и куда более вопиющие случаи. Например, «ошибки» при начислении заработной платы. Конечно, они происходят не в пользу работников. 

«Так за январь месяц были не доначислены значительные суммы за выходные и праздничные дни у водителей и кондукторов. За февраль месяц были обнаружены нарушения в том, что часть линейных часов у водителей перешла в простойные и были оплачены соответственно», – пишут авторы обращения.

Линейные – это когда трамвай двигается, а простойные, соответственно, когда стоит. Кстати, в официальном ответе за подписью Олеси Богомазовой сказано на этот счет, что «ошибки при начислении заработной платы за январь 2024 года были допущены из-за сбоя программного обеспечения. Доплата за работу в праздничные дни начислена в январе 2024 года и выплачена в заработную плату в феврале». 

А по второму случаю отписалась Федерация профсоюзов: «в ходе проверки были обнаружены математические ошибки». Возвращать свои законно причитающиеся деньги сотрудникам пришлось чуть ли не с боем.

Именно поэтому они попросили отстранить от занимаемых должностей высший эшелон власти МКП «ГЭТ», а именно: директора МКП «ГЭТ» Константина Прокина, первого заместителя Евгения Жираткова, начальника службы движения Сергея Колмарева; начальника ГО и ЧС Валерия Киржайкина, начальника отдела охраны труда Павла Сковородина. Итог известен: ушел с поста и.о. мэра Олег Клемешов, села в СИЗО бывшая руководитель дептранса Олеся Богомазова, а на ее место заступил Владимир Кондауров. Кстати, последнее назначение особенно удручило составилей письма: 

– Говорят, пока он (Владимир Кондауров, – прим.ред.) там, Прокин тоже никуда не денется…

Напомним, еще в январе 2015 года мэр Новосибирска Анатолий Локоть заявил, что в городе произойдет «ренессанс» трамвая и пообещал развить трамвайную сеть на левом берегу Оби. Строительство сети должно было сократить время на поездку между станцией метро «Площадь Маркса» и жилмассивами «Затулинский», «Юго-Западный» и «Чистая Слобода». Однако на момент отставки градоначальника трамвайная сеть левобережья лишь пришла в еще больший упадок.

Более ста сотрудников Горэлектротранспорта подписали обращение против своего руководства. Они сравнивают свои условия работы с концлагерями: в холоде, голоде, неудобной робе… При этом, по словам сотрудников, их лишают премий при любом удобном случае. На фоне множественных нарушений трудового законодательства, технических неисправностей и изношенности путевого и электрохозяйства новосибирский трамвай скоро станет самым опасным видом общественного транспорта. И не помогут даже новые вагоны из Уфы или Белоруссии. 

В распоряжение редакции Сибкрай.ru попало обращение из филиала №4 «Левобережный трамвайный» Муниципального казенного предприятия «Горэлектротранспорт». Как известно, это предприятие убыточное, техника и путевое хозяйство – полуаварийные. Как в 2023 году сообщили Сибкрай.ru в мэрии Новосибирска, средний возраст трамваев в городе – 29 лет. Износ этого вида общественного транспорта на 2023 год составил 80 %. 

Исходя из находящейся в распоряжении редакции документации, протяженность трамвайных путей и контактной сети трамвая составляет 137,5 километра. Износ контактной сети – 88 %. А что касается трамвайных линий, то капитальный ремонт требуется 44 % от общей протяженности. 

MyCollages (1).jpg

Постоянные пассажиры новосибирских трамваев знают, как часто происходят обрывы контактной сети, сходы с рельсов, аварии и прочие ЧП. Кроме того, зимой в трамваях холодно, летом – душно. И это на фоне «прожектов» мэрии по замене трамваями метрополитена или созданию единой сети рельсового транспорта. 



Казалось бы, работающий в таких условиях персонал нужно беречь и всячески поддерживать. Но все происходит в точности до наоборот. Во всяком случае, в четвертом Левобережном трамвайном филиале.

105 сотрудников филиала подписали обращение на имя бывшего и.о. мэра Олега Клемешова, полагая, что по старой памяти бывший коллега поможет. Ведь он начинал свою карьеру мастером в трамвайном депо № 4. Однако вместо сочувствия, понимания и помощи работники получили очередную отписку. Кстати, за подписью находящейся сейчас в СИЗО Олеси Богомазовой. В письме говорится об анализе ситуации, принятых мерах по ее стабилизации и проведенной с коллективом встрече. 

Кстати, на той встрече почти никого не было, говорят в депо: 

– Собрание было проведено в 11 утра, когда первая смена еще на работе, а вторая отсыпается и готовится к работе.

Итогом стали очередные репрессии в отношении работников. Что же содержалось в коллективном обращении?

Неугодных «выдавливают за ворота»

За короткое время филиал № 4 «Левобережный трамвайный» Муниципального казенного предприятия «Горэлектротранспорт» лишился сразу двух руководителей: начальника цеха эксплуатации и начальника филиала. Второго терять коллективу было особенно трудно.

«Он старается что-то сделать, улучшить, добиться результата и всегда на позитиве. Хотя ему нелегко морально. Старается понять суть проблемы. Морально с ним гораздо легче, по сравнению с предыдущим начальником филиала. Нет коронованного самодурства и превосходства над другими. Со слов самого И. В., руководством МКП “ГЭТ” были специально созданы такие условия, в которых продолжать работу стало просто невыносимо, хотя сама работа и коллектив нашего филиала ему пришлись по душе. И в будущем он готов вернуться к нам с радостью, но при смене руководства МКП “ГЭТ”», – сказано в обращении.

Авторы обращают внимание, что уволенный И.В. был молодым специалистом, каких система уничтожает «в силу неугодности»: «Вытравит, выдавит, сравняет напрочь с землей, чтобы на этом месте ничего уже не могло прорасти».

Как именно давили? Например, склоняли его к подделке документов, чтобы обвинить водителя трамвая в превышении скорости. Такое, по словам коллектива, практикуется регулярно: если происходит обрыв контактного провода, лишают премии водителя, потому что это проще всего. 

d22381d1-1fde-410c-99c5-84d817cc1dd5.jpg

«На место уходящего И. В., по нашим данным, в принудительном порядке переводят начальника филиала № 5 «Правобережный трамвайный» С. М. Это наталкивает нас на мысль, что место в филиале № 5 понадобилось кому то из знакомых руководства МКП «ГЭТ», иными словами это не назвать. С. М. продолжительное время работал в филиале № 5 и занимал руководящую должность. Понадобилось место для знакомого Колмарева С. А., и человека просто в принудительном порядке попросили возглавить наш филиал. А как же коллектив, в котором он столько лет отработал, который стал ему практически родным, с его положительными и отрицательными моментами, которому отдавал силы и вкладывал душу?» – поделились составители письма.

«Карательные акции» и «форма заключенного»

Работники ГЭТ жалуются, что их лишили единственной столовой. Сначала отдали в аренду, а потом и вовсе закрыли. Говорят: «У вас есть комната отдыха, там находятся печь и чайник, там и обедайте». Закрыли и стоматологический кабинет, действовавший ранее на территории филиала. 

А когда водителям предложили получить новую форму, они пришли в ужас. 

«Не были учтены физиологические особенности сотрудников и специфика работы. Штаны костюма с лямками через плечо. Туалеты на конечных станциях деревянные уличные. Напрашивается вопрос, по какому принципу водитель и кондуктор должны воспользоваться данным костюмом при посещении туалета зимой (особенно женщины)? Оставить куртку в вагоне, в раздетом виде добежать до туалета, снять лямки с плеч, а далее держать в зубах или опустить на грязный пол и замарать их? На вопрос женского водительского состава о такой спецодежде Сковородину П. Б. был получен ответ: “Можно отрезать лямки или вшить замок между ног”. Сотрудники, получившие СИЗ, высказали свое мнение. Выдаваемая обувь скользкая при минусовой температуре, верхняя одежда некомфортная и напоминает форму заключенного исправительной колонии. Все вышеперечисленное нарушает трудовое и иное законодательство. В силу указанных обстоятельств сотрудники отказываются ее получать», – пожаловались работники.

Водителям приходится ездить летом в раскаленных кабинах: даже в так называемых «новых» вагонах (а по сути – модернизированных) нет кондиционера. При этом если водитель трамвая попадется со шторами или жалюзи – их сдирают, тонировку тоже сдирают. 

Но самое страшное происходит зимой, когда подача электроэнергии по той или иной причине прекращается. 

«На предприятии широко применяется практика “вымораживания” экипажей в зимний период в вагонах при минусовых температурах, при многочасовых простоях без энергии. Руководство МКП “ГЭТ” абсолютно не интересует актуальная тема для нас. Ни срочная подача автобусов для сохранения здоровья и жизни экипажей, ни горячее питье для согревания собственных сотрудников. Экипажи оставляют на произвол судьбы, замерзать заживо. Нет ни милосердия, ни сострадания к собственным сотрудникам. Согласно УК РФ это квалифицируется как преднамеренное оставление сотрудника в опасности при исполнении служебных обязанностей. <...> Руководство МКП “ГЭТ” допускает возможность контролировать в данный момент опущен пантограф или нет (согласно ПТЭ), несмотря на то, что в кабине находится замерзающий водитель с кондуктором. Подобная практика “ГЭТ” напоминает карательные акции фашистов во время ВОВ», – пишут авторы обращения.

В личной беседе водители признаются: «Зимой в первую же очередь они нам говорят: “Отключайте печки, отопление”. Причем даже приказы есть такие». Делается это для того, чтобы не выходила из строя электроника – тяговые двигатели трамвая. Но проблема создается искусственно: дело в том, что несколько участков пути в целях экономии на ремонтах запитываются от одной подстанции. Из-за этого тока машине не хватает. Кстати, это легко понять даже пассажиру: в такие моменты трамвай начинает идти рывками, дергаться.

Лишения премий и «ошибки» при начислении зарплат

Оклад водителя трамвая сам по себе небольшой, здорово выручают премии. Но как таковых премий-то сотрудники «ГЭТ» практически не видят. Они жалуются, что 12 месяцев в году их лишают стимулирующих выплат. В распоряжении Сибкрай.ru есть «Перечень нарушений дисциплины труда, при наличии которых производится лишение премии». Из 31 пункта перечня в 21 случае положено стопроцентное лишение премии. 

Чаще всего попадают водители, когда рвутся контактные сети. Им «без суда и следствия» вменяют нарушение скоростного режима.

«При сходе вагона с рельс, обрыве контактного провода, при проведении служебного расследования на предприятии МКП “ГЭТ” повсеместно и поголовно применяется политика полной виновности водителя без суда и следствия. По звонку диктуют приказы, процент лишения премии, дисциплинарных взысканий. Используются данные несертифицированной программы АСУ-Навигации для замера скорости. Подавляющее большинство приказов на лишение премии в МКП “ГЭТ” идет на основании данных этой системы. При проведении разбора в ГЭТ, оказывается моральное давление на водителя, позволяют себе недопустимый повышенный тон, оскорбления, запугивания. Пытаются «повесить» на водителя материальные издержки», – говорится в письме.

3e78174c-3675-4156-aa2a-159bab07bad9.jpg

– Как мне сказали в плановом отделе, подавляющее большинство приказов в ГЭТе идет на лишение премии именно по скоростному режиму, – поделился на условиях анонимности один из сотрудников транспортного предприятия. 

Некоторые работники обращаются в профсоюзную организацию и в суды. Кому-то даже удается оспорить депремирование.

Есть и куда более вопиющие случаи. Например, «ошибки» при начислении заработной платы. Конечно, они происходят не в пользу работников. 

«Так за январь месяц были не доначислены значительные суммы за выходные и праздничные дни у водителей и кондукторов. За февраль месяц были обнаружены нарушения в том, что часть линейных часов у водителей перешла в простойные и были оплачены соответственно», – пишут авторы обращения.

Линейные – это когда трамвай двигается, а простойные, соответственно, когда стоит. Кстати, в официальном ответе за подписью Олеси Богомазовой сказано на этот счет, что «ошибки при начислении заработной платы за январь 2024 года были допущены из-за сбоя программного обеспечения. Доплата за работу в праздничные дни начислена в январе 2024 года и выплачена в заработную плату в феврале». 

А по второму случаю отписалась Федерация профсоюзов: «в ходе проверки были обнаружены математические ошибки». Возвращать свои законно причитающиеся деньги сотрудникам пришлось чуть ли не с боем.

Именно поэтому они попросили отстранить от занимаемых должностей высший эшелон власти МКП «ГЭТ», а именно: директора МКП «ГЭТ» Константина Прокина, первого заместителя Евгения Жираткова, начальника службы движения Сергея Колмарева; начальника ГО и ЧС Валерия Киржайкина, начальника отдела охраны труда Павла Сковородина. Итог известен: ушел с поста и.о. мэра Олег Клемешов, села в СИЗО бывшая руководитель дептранса Олеся Богомазова, а на ее место заступил Владимир Кондауров. Кстати, последнее назначение особенно удручило составилей письма: 

– Говорят, пока он (Владимир Кондауров, – прим.ред.) там, Прокин тоже никуда не денется…

Напомним, еще в январе 2015 года мэр Новосибирска Анатолий Локоть заявил, что в городе произойдет «ренессанс» трамвая и пообещал развить трамвайную сеть на левом берегу Оби. Строительство сети должно было сократить время на поездку между станцией метро «Площадь Маркса» и жилмассивами «Затулинский», «Юго-Западный» и «Чистая Слобода». Однако на момент отставки градоначальника трамвайная сеть левобережья лишь пришла в еще больший упадок.