Система высшего образования в России постоянно критикуется. После окончания вузов многие выпускники не могут найти свое место в профессии. Согласно исследованиям различных рекрутинговых платформ, примерно 50 % россиян работают по полученной специальности. Учитывая, что сейчас в стране невысокий уровень безработицы, ситуация со специалистами довольно острая. Проблему пытаются решить, внедрив тесты. Результаты будут отображаться в резюме. Однако в пользе такой системы преподаватели сомневаются.
Молодые специалисты, прошедшие оценку универсальных компетенций, теперь смогут прикрепить результаты тестирования к анкете в hh.ru и получить так называемый skill-паспорт. Тесты разработали в АНО «Россия-страна возможностей». По заявлению представителей, работодатели охотнее рассматривают такие резюме.
Тесты может пройти любой человек, но рассчитаны они на выпускников высших учебных заведений. Программы оценивают в первую очередь потенциал студента, то есть так называемые soft-skills – навыки коммуникации, а не научные знания. hard-skills – профессиональные знания, инструменты и технологии для определенной профессии – не исследуются.
По информации руководителя молодежного направления hh в регионах Екатерины Федоровой, на одну вакансию приходится 2-3 резюме. Но на одну вакансию для молодого специалиста приходится 10 соискателей. Конкуренция среди выпускников тут все еще высокая.
– Без hard-skills сложно зайти в профессию. Это то, чему учат в вузах. Но выпускники – это те, кто имеют небольшой производственный опыт и hard-skills практически не имеют, – заявляет Екатерина Федорова.
Поэтому работодатели готовы предоставлять наставника и учить на работе специалистов. А вуз, как будто, и вовсе не нужен в этой цепочке. Это звучит как приговор для высшего образования. Компании уже не ищут специалистов, а балаболов-собеседников – усердных, но безграмотных.
– Компании важно получить сотрудника, который совпадет с ними по корпоративным ценностям. Hard-skills можно получить, доточить, а с soft-skills куда сложнее, – сказала Екатерина Федорова.
Роль высшего образования в России давно изменилась, а качество выпускников упало. Профессор МГУ Леонид Головко приводил данные внутренней статистики университета, с которой знакомят членов Ученого Совета: 70% первокурсников не могут в последние годы «закрыть» первую сессию без двоек и пересдач, «хотя бы на все тройки и на все зачеты».
Профессор считает, что такие результаты получаются из-за всеобщей цифровизации школьного образования: выпускники не способны структурировать материал, выделять главное, не владеют навыками письменной речи. Они могут только посмотреть видео, сфотографировать презентацию или электронную доску. Также им не хватает базовых общих знаний, на которые университет мог бы нарастить знания специальные.
Обсуждали новую систему и вопросы востребованных компетенций среди кандидатов на должность в стенах Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ). Директор Центра развития талантов «Сбербанка» Марина Серова тоже рассказывала о важности soft-skills и делал акцент на том, что hard-skills компании научат, а сейчас важны навыки коммуникации. Такое преподаватели восприняли в штыки.
– А вам не кажется, что мы так нивелируем высшее образования? «Ну мы вас научим», а зачем мы тогда делим все на финансы, менеджмент, юриспруденцию? Давайте всех научим коммуницировать. Давайте всем этим компетенциям научим и это будет одной большой специальностью. А остальное – пошел в «Сбербанк» и меня там доучили, завтра захотела на РЖД – меня там научили, – прокомментировала выступление Марины Серовой завкафедры менеджмента в Сибирском университете потребительской кооперации (СибУПК) Ольга Лихтанская.
Но в ответ Марина Серова заявила, что направления в вузах нужны. Но зачем именно – толком она объяснить не смогла. Тон дискуссии резко изменился, а спикеры стали пытаться оправдать важность высшего образования.
– Сегодня важно всесторонне развивать как soft-skills, так и hard-skills, потому что сегодня граница между профессиональными и надпрофессиональными навыками стирается. Еще пять лет назад это навык был нужен людям, которые занимаются продажами, публичными выступлениями, сейчас все работодатели требуют это умение от соискателей, – заявил директор новосибирского филиала Российского общества «Знание» Даниил Баранов.
Преподаватели же продолжили критиковать подход развития soft-skills. Один из педагогов заявил, что возможности научить hard-skills имеют не все корпорации. И только сложившиеся обстоятельства на рынке труда дают шанс корпорациям самим растить специалистов. Так будет не всегда. Рано или поздно все может измениться и носители профессиональных знаний станут более востребованными.
– Никогда люди, умеющие коммуницировать, без, условно, химического образования, экономического образования не смогут создать бизнес-проект. Попробуйте перед инвесторами защитить проект, имея только способность к коммуникации, осознанность и эмоциональный интеллект, – заявила один из педагогов.
Спикеры поспешили оправдаться. Якобы тест на soft-skills скорее поможет определиться в жизни и покажет склонности в работе. Что-то вроде профориентации, при этом результаты может узнать работодатель. Но и тут есть проблема. Преподаватели считают, что задачу по прохождению тестов им будут спускать сверху, заставляя студентов вовлекаться в неинтересную для них деятельность. К чему это приведет? К красивым 100 % цифрам без нужного эффекта.
– Никто никого не заставляет! Наша программа – как утренняя зарядка. Все знают, что ее нужно делать, она полезна. Но кто делал ее сегодня утром? Мы рассказываем о пользе тестирования. Нам хотя бы лежать в эту сторону, – заявила руководитель регионального Центра оценки и развития управленческих компетенций АНО «Россия-страна возможностей» Юлия Бабина.
Но завкафедры менеджмента в СибУПК Ольга Лихтанская уверена – программы будут заставлять проходить немотивированных студентов.
– Вообще, система звучит здорово, – рассказала Ольга Лихтанская. – Но вы же видите – сейчас преподаватели оставались на лекции, а студенты уходили. Мотивации нет. Сейчас меняется поколение. Раньше студенты хотели развиваться, мыслить. Сейчас возникают вопросы: что я буду с этого иметь, когда я буду иметь? Пять лет пути никто не хочет. Целевой горизонт планирования у 35 % молодежи – один год. Студенты сами должны хотеть, но не хотят. Да, у меня есть студенты, которые готовы вовлекаться в такие активности. К 4 курсу это уже крутые специалисты. Но таких около 30-40 %. Работодатели хотят именно их. Мы бьемся за мотивацию, но это тянется еще из семьи. Дети обеспечены всем. Хочешь игрушку? Держи. А если все есть, то к чему стремиться?
В России большие проблемы с высшим образованием. Многие, по данным результатов опросов, не понимают, зачем вообще учиться в вузе. Доучивать специалистов буквально приходится компаниям. Фразеологизм: «Забудь, все чему тебя учили в вузе», – звучит все чаще и чаще. Но решит ли все проблемы переориентация на soft-skills? Вряд ли. Максимум станет хорошим дополнением. Но не станет ли это очередным предлогом, чтобы поднять статистику и показать: «Наш вуз впереди планеты всей». Хороший инструмент без мотивированных студентов может стать просто очередной формальностью, а выпускники продолжат уходить из тех направлений, на которых учились.
Система высшего образования в России постоянно критикуется. После окончания вузов многие выпускники не могут найти свое место в профессии. Согласно исследованиям различных рекрутинговых платформ, примерно 50 % россиян работают по полученной специальности. Учитывая, что сейчас в стране невысокий уровень безработицы, ситуация со специалистами довольно острая. Проблему пытаются решить, внедрив тесты. Результаты будут отображаться в резюме. Однако в пользе такой системы преподаватели сомневаются. Тесты вместо дипломов: для выпускников придумали новый способ устроиться по профессии
 Александр Корепанов
Фото: автор, Новосибирское региональное отделение "Российское общество "Знание"
Молодые специалисты, прошедшие оценку универсальных компетенций, теперь смогут прикрепить результаты тестирования к анкете в hh.ru и получить так называемый skill-паспорт. Тесты разработали в АНО «Россия-страна возможностей». По заявлению представителей, работодатели охотнее рассматривают такие резюме.
Тесты может пройти любой человек, но рассчитаны они на выпускников высших учебных заведений. Программы оценивают в первую очередь потенциал студента, то есть так называемые soft-skills – навыки коммуникации, а не научные знания. hard-skills – профессиональные знания, инструменты и технологии для определенной профессии – не исследуются.
По информации руководителя молодежного направления hh в регионах Екатерины Федоровой, на одну вакансию приходится 2-3 резюме. Но на одну вакансию для молодого специалиста приходится 10 соискателей. Конкуренция среди выпускников тут все еще высокая.
– Без hard-skills сложно зайти в профессию. Это то, чему учат в вузах. Но выпускники – это те, кто имеют небольшой производственный опыт и hard-skills практически не имеют, – заявляет Екатерина Федорова.
Поэтому работодатели готовы предоставлять наставника и учить на работе специалистов. А вуз, как будто, и вовсе не нужен в этой цепочке. Это звучит как приговор для высшего образования. Компании уже не ищут специалистов, а балаболов-собеседников – усердных, но безграмотных.
– Компании важно получить сотрудника, который совпадет с ними по корпоративным ценностям. Hard-skills можно получить, доточить, а с soft-skills куда сложнее, – сказала Екатерина Федорова.
Роль высшего образования в России давно изменилась, а качество выпускников упало. Профессор МГУ Леонид Головко приводил данные внутренней статистики университета, с которой знакомят членов Ученого Совета: 70% первокурсников не могут в последние годы «закрыть» первую сессию без двоек и пересдач, «хотя бы на все тройки и на все зачеты».
Профессор считает, что такие результаты получаются из-за всеобщей цифровизации школьного образования: выпускники не способны структурировать материал, выделять главное, не владеют навыками письменной речи. Они могут только посмотреть видео, сфотографировать презентацию или электронную доску. Также им не хватает базовых общих знаний, на которые университет мог бы нарастить знания специальные.
Обсуждали новую систему и вопросы востребованных компетенций среди кандидатов на должность в стенах Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ). Директор Центра развития талантов «Сбербанка» Марина Серова тоже рассказывала о важности soft-skills и делал акцент на том, что hard-skills компании научат, а сейчас важны навыки коммуникации. Такое преподаватели восприняли в штыки.
– А вам не кажется, что мы так нивелируем высшее образования? «Ну мы вас научим», а зачем мы тогда делим все на финансы, менеджмент, юриспруденцию? Давайте всех научим коммуницировать. Давайте всем этим компетенциям научим и это будет одной большой специальностью. А остальное – пошел в «Сбербанк» и меня там доучили, завтра захотела на РЖД – меня там научили, – прокомментировала выступление Марины Серовой завкафедры менеджмента в Сибирском университете потребительской кооперации (СибУПК) Ольга Лихтанская.
Но в ответ Марина Серова заявила, что направления в вузах нужны. Но зачем именно – толком она объяснить не смогла. Тон дискуссии резко изменился, а спикеры стали пытаться оправдать важность высшего образования.
– Сегодня важно всесторонне развивать как soft-skills, так и hard-skills, потому что сегодня граница между профессиональными и надпрофессиональными навыками стирается. Еще пять лет назад это навык был нужен людям, которые занимаются продажами, публичными выступлениями, сейчас все работодатели требуют это умение от соискателей, – заявил директор новосибирского филиала Российского общества «Знание» Даниил Баранов.
Преподаватели же продолжили критиковать подход развития soft-skills. Один из педагогов заявил, что возможности научить hard-skills имеют не все корпорации. И только сложившиеся обстоятельства на рынке труда дают шанс корпорациям самим растить специалистов. Так будет не всегда. Рано или поздно все может измениться и носители профессиональных знаний станут более востребованными.
– Никогда люди, умеющие коммуницировать, без, условно, химического образования, экономического образования не смогут создать бизнес-проект. Попробуйте перед инвесторами защитить проект, имея только способность к коммуникации, осознанность и эмоциональный интеллект, – заявила один из педагогов.
Спикеры поспешили оправдаться. Якобы тест на soft-skills скорее поможет определиться в жизни и покажет склонности в работе. Что-то вроде профориентации, при этом результаты может узнать работодатель. Но и тут есть проблема. Преподаватели считают, что задачу по прохождению тестов им будут спускать сверху, заставляя студентов вовлекаться в неинтересную для них деятельность. К чему это приведет? К красивым 100 % цифрам без нужного эффекта.
– Никто никого не заставляет! Наша программа – как утренняя зарядка. Все знают, что ее нужно делать, она полезна. Но кто делал ее сегодня утром? Мы рассказываем о пользе тестирования. Нам хотя бы лежать в эту сторону, – заявила руководитель регионального Центра оценки и развития управленческих компетенций АНО «Россия-страна возможностей» Юлия Бабина.
Но завкафедры менеджмента в СибУПК Ольга Лихтанская уверена – программы будут заставлять проходить немотивированных студентов.
– Вообще, система звучит здорово, – рассказала Ольга Лихтанская. – Но вы же видите – сейчас преподаватели оставались на лекции, а студенты уходили. Мотивации нет. Сейчас меняется поколение. Раньше студенты хотели развиваться, мыслить. Сейчас возникают вопросы: что я буду с этого иметь, когда я буду иметь? Пять лет пути никто не хочет. Целевой горизонт планирования у 35 % молодежи – один год. Студенты сами должны хотеть, но не хотят. Да, у меня есть студенты, которые готовы вовлекаться в такие активности. К 4 курсу это уже крутые специалисты. Но таких около 30-40 %. Работодатели хотят именно их. Мы бьемся за мотивацию, но это тянется еще из семьи. Дети обеспечены всем. Хочешь игрушку? Держи. А если все есть, то к чему стремиться?
В России большие проблемы с высшим образованием. Многие, по данным результатов опросов, не понимают, зачем вообще учиться в вузе. Доучивать специалистов буквально приходится компаниям. Фразеологизм: «Забудь, все чему тебя учили в вузе», – звучит все чаще и чаще. Но решит ли все проблемы переориентация на soft-skills? Вряд ли. Максимум станет хорошим дополнением. Но не станет ли это очередным предлогом, чтобы поднять статистику и показать: «Наш вуз впереди планеты всей». Хороший инструмент без мотивированных студентов может стать просто очередной формальностью, а выпускники продолжат уходить из тех направлений, на которых учились.