В феврале Новосибирскому драматическому театру «Советский» исполнилось три года. Художественный руководитель театра Анатолий Кубанов рассказал Сибкрай.ru, как артисты виртуозно подбирают ключи к сердцу каждого зрителя, а режиссеры «лечат» недоразумения внутри коллектива усиленной совместной работой.
Настоящий театр выводит зрителя на серьезный разговор об искусстве быть человеком, достоинстве, о жизни и смерти, о любви и вечности. Но делает это без нотаций и менторского тона, а бережно и тепло, как некто близкий и родной, кому легко довериться.
По словам худрука Новосибирского драматического театра «Советский» Анатолия Кубанова, этого эффекта можно достичь лишь через красивую, умную актерскую игру и режиссерские находки.
«Жизнь – всегда красива, мощна, она драматургически богаче любых наших представлений. Театр фокусируется на жизни. Именно поэтому театр дает возможность, как самое живое из всех видов искусств, показать зрителю то, что переживают герои на сцене, что они утверждают, за что они борются. И этот разговор ни в коем случае не должен быть нудным. Он должен быть всегда высокохудожественно оформлен, он должен быть остроумный, праздничный. И если театру удается тепло коснуться сердца зрителя, то в этом и заключается миссия театра по отношению к людям, которые пришли на спектакль. А когда идет разговор сверху – для искусства это неприемлемо», – рассуждает Анатолий Кубанов.
Однако любой художник должен понимать, что адресаты его творчества – не однородная масса, они имеют разный жизненный опыт, образование, мировоззрение. Как быть понятным каждому?
«Творчество – это всегда оттенки любви. И чем больше этих оттенков в сценических действиях, тем больше ты становишься понятен и близок зрителю. Поэтому, невзирая на разницу в возрасте, в образовании, человек, который приходит в театр, ждет, прежде всего, встречу с подлинным сопереживанием, с подлинным правдоподобием чувств. Здесь и сейчас на сцене проживается целая жизнь. Здесь и сейчас происходят какие-то конфликты, борьба за утверждение своих идеалов. И если создается поле взаимопритяжения, единая намагниченная золотая волна, которая переливается со сцены в зрительный зал и обратно, это, на мой взгляд, носит огромный целительный характер и огромный вдохновляющих характер», – уверен Кубанов.
Новосибирский драматический театр «Советский» придерживается классической школы русского национального театра, поэтому зрителю так легко поверить в происходящее на сцене.
«Мы в своем театре НДТ «Советский», конечно, стараемся выдерживать те высокие стандарты, ту высокую планку, которую задает русское театральное искусство. Картонных исполнителей, которым ты не веришь, потому что видишь карикатурных персонажей – кого-то сладко и липко положительного, кого-то ходульно-отрицательного, кто не касается твоего сердца и ума – у нас не может быть. Такое происходит, в первую очередь, от потери класса актерской игры, класса театрального производства. Если делать все честно и мастерски, конечно, таких нелепиц происходить не будет», – поясняет Анатолий Кубанов.
Как пример объемного, живого протагониста можно привести главного героя Вампиловского «Старшего сына» Владимира Бусыгина (в исполнении Захара Дворжецкого). Студент, попавший в нелепую ситуацию из-за молодости, залихватских манер приятеля, собственно моральной нестойкости, внезапно раскрывается как человек сострадательный и глубокий. В начале сценического действа его можно презирать за гульбу, обман и мягкотелость, а к концу спектакля он уже становится цементом, скрепляющим принявшую его в свои объятья семью.
«Как только ты целишься в вечность, ты всегда будешь актуален, и никакое лжесовременное искусство не сможет никогда соревноваться с хорошей классикой. Потому что классика – это всегда укол вечности, а вечность стоит над временем. Мы старались с большим уважением отнестись к тексту Вампилова, понимая, насколько это многослойный, притчевый красивый литературный русский язык, какие большие идеи закладывает драматург в пьесу «Старший сын». И чтобы быть достойными этой пьесы, мы максимально скрупулезно работали над созданием образа всех персонажей, всех участников спектакля. У нас не было ставки исключительно на Сарафанова, на Бусыгина. У нас на старте была договоренность, что в этом спектакле второстепенных и третьестепенных ролей нет. Каждый должен быть целым космосом, привнести свою индивидуальность, свой фирменный почерк, чтобы персонажи были максимально интересны и по-актерски заразительны для зрительного зала. И нам, с Божьей помощью, удалось это сделать», – признает Кубанов.
Высокой оценкой для театрального коллектива стала зрительская любовь. Они возвращаются, приводят свои семьи, своих друзей, пишут слова благодарности. Билеты на премьеры выкуплены до последнего.
«С большим нетерпением, восторгом наши зрители принимают премьеры, – отмечает Кубанов. – Каждый спектакль всегда индивидуален, неповторим. Потому что на сцене живой человек. И зрители по три-четыре раза приходят посмотреть игру своих любимых актеров. Это тоже у нас вызывает ответное чувство уважения, поэтому в каждой последующей работе мы стараемся не потерять это отношение горячей заинтересованности. Главный результат за три года – нам удалось сформировать устойчивую зрительскую симпатию. В городе нас знают и любят».
Чтобы на сцене добиться искренности, режиссеру важно поддерживать здоровый эмоциональный климат в коллективе.
«Если партнеры агрессивно настроены по отношению друг к другу, это обязательно будет пробиваться, проникать в зрительный зал. Хорошие здоровые отношения в коллективе – это важнейший фактор сценического успеха. Как и у всех, у нас в жизни случаются недоразумения, обиды, слезы. Творческие люди по особому эмоционально заряжены, но общая установка, общий алгоритм сосуществования в театре – это взаимовыручка и это сплоченность. И когда возникают недоразумения в отношениях между актерами, режиссер заставляет их больше взаимодействовать в тех или иных сценах, в репетициях. А если тебя не устраивает партнер, значит, “неси рюкзак и за этого парня”. Будь любезен тогда и за него играй, и его вытаскивай», – поделился секретом Кубанов. И это работает, там, где начинается взаимовыручка, борьба прекращается.
Весна – самое время, чтобы посетить театр всей семьей. Анатолий Кубанов рекомендует юных зрителей сводить на такие спектакли, как «Василиса Микулишна» (режиссер – Лада Большангорская) или «Сказка о потерянном времени» (режиссер-постановщик – Арзамасцев Е.Ю).
«Искусство для детей всегда должно быть о добре. У нас это и грандиозная, очень тонкая, мудрая «Сказка о потерянном времени» Шварца, и очень красивый детский спектакль на основе былины от Василисе Микулишне. Конечно, там основная идея – добро должно победить зло», – рассказывает он.
Взрослым будет интересно увидеть гоголевскую «Женитьбу» (режиссер – Андрей Воробьев), «Старшего сына», о котором уже была речь выше, и посвященную подвигу русского народа в Великой Отечественной войне «Рапсодию Победы».
«За спектакль “Рапсодия Победы” наш театр получил спецприз Министерства обороны. А армия – это всегда квинтэссенция культуры. Исторически по линии Минобороны и их премий в сфере культуры очень высокопрофессиональный художественный совет. И это актуально, потому что мы едины с нашими ребятами, с нашими доблестными войсками. И то, что они отметили НДТ, указывает на то, что нам удается с Божьей помощью достигать каких-то приятных результатов», – подвел итог Анатолий Кубанов.
А премьерой сезона станет спектакль по пьесе Александра Островского «Сердце не камень» (режиссер Андрей Воробьев). Увидеть его зрители смогут уже в апреле.
Настоящий театр выводит зрителя на серьезный разговор об искусстве быть человеком, достоинстве, о жизни и смерти, о любви и вечности. Но делает это без нотаций и менторского тона, а бережно и тепло, как некто близкий и родной, кому легко довериться.
По словам худрука Новосибирского драматического театра «Советский» Анатолия Кубанова, этого эффекта можно достичь лишь через красивую, умную актерскую игру и режиссерские находки.
«Жизнь – всегда красива, мощна, она драматургически богаче любых наших представлений. Театр фокусируется на жизни. Именно поэтому театр дает возможность, как самое живое из всех видов искусств, показать зрителю то, что переживают герои на сцене, что они утверждают, за что они борются. И этот разговор ни в коем случае не должен быть нудным. Он должен быть всегда высокохудожественно оформлен, он должен быть остроумный, праздничный. И если театру удается тепло коснуться сердца зрителя, то в этом и заключается миссия театра по отношению к людям, которые пришли на спектакль. А когда идет разговор сверху – для искусства это неприемлемо», – рассуждает Анатолий Кубанов.
Однако любой художник должен понимать, что адресаты его творчества – не однородная масса, они имеют разный жизненный опыт, образование, мировоззрение. Как быть понятным каждому?
«Творчество – это всегда оттенки любви. И чем больше этих оттенков в сценических действиях, тем больше ты становишься понятен и близок зрителю. Поэтому, невзирая на разницу в возрасте, в образовании, человек, который приходит в театр, ждет, прежде всего, встречу с подлинным сопереживанием, с подлинным правдоподобием чувств. Здесь и сейчас на сцене проживается целая жизнь. Здесь и сейчас происходят какие-то конфликты, борьба за утверждение своих идеалов. И если создается поле взаимопритяжения, единая намагниченная золотая волна, которая переливается со сцены в зрительный зал и обратно, это, на мой взгляд, носит огромный целительный характер и огромный вдохновляющих характер», – уверен Кубанов.
Новосибирский драматический театр «Советский» придерживается классической школы русского национального театра, поэтому зрителю так легко поверить в происходящее на сцене.
«Мы в своем театре НДТ «Советский», конечно, стараемся выдерживать те высокие стандарты, ту высокую планку, которую задает русское театральное искусство. Картонных исполнителей, которым ты не веришь, потому что видишь карикатурных персонажей – кого-то сладко и липко положительного, кого-то ходульно-отрицательного, кто не касается твоего сердца и ума – у нас не может быть. Такое происходит, в первую очередь, от потери класса актерской игры, класса театрального производства. Если делать все честно и мастерски, конечно, таких нелепиц происходить не будет», – поясняет Анатолий Кубанов.
Как пример объемного, живого протагониста можно привести главного героя Вампиловского «Старшего сына» Владимира Бусыгина (в исполнении Захара Дворжецкого). Студент, попавший в нелепую ситуацию из-за молодости, залихватских манер приятеля, собственно моральной нестойкости, внезапно раскрывается как человек сострадательный и глубокий. В начале сценического действа его можно презирать за гульбу, обман и мягкотелость, а к концу спектакля он уже становится цементом, скрепляющим принявшую его в свои объятья семью.
«Как только ты целишься в вечность, ты всегда будешь актуален, и никакое лжесовременное искусство не сможет никогда соревноваться с хорошей классикой. Потому что классика – это всегда укол вечности, а вечность стоит над временем. Мы старались с большим уважением отнестись к тексту Вампилова, понимая, насколько это многослойный, притчевый красивый литературный русский язык, какие большие идеи закладывает драматург в пьесу «Старший сын». И чтобы быть достойными этой пьесы, мы максимально скрупулезно работали над созданием образа всех персонажей, всех участников спектакля. У нас не было ставки исключительно на Сарафанова, на Бусыгина. У нас на старте была договоренность, что в этом спектакле второстепенных и третьестепенных ролей нет. Каждый должен быть целым космосом, привнести свою индивидуальность, свой фирменный почерк, чтобы персонажи были максимально интересны и по-актерски заразительны для зрительного зала. И нам, с Божьей помощью, удалось это сделать», – признает Кубанов.
Высокой оценкой для театрального коллектива стала зрительская любовь. Они возвращаются, приводят свои семьи, своих друзей, пишут слова благодарности. Билеты на премьеры выкуплены до последнего.
«С большим нетерпением, восторгом наши зрители принимают премьеры, – отмечает Кубанов. – Каждый спектакль всегда индивидуален, неповторим. Потому что на сцене живой человек. И зрители по три-четыре раза приходят посмотреть игру своих любимых актеров. Это тоже у нас вызывает ответное чувство уважения, поэтому в каждой последующей работе мы стараемся не потерять это отношение горячей заинтересованности. Главный результат за три года – нам удалось сформировать устойчивую зрительскую симпатию. В городе нас знают и любят».
Чтобы на сцене добиться искренности, режиссеру важно поддерживать здоровый эмоциональный климат в коллективе.
«Если партнеры агрессивно настроены по отношению друг к другу, это обязательно будет пробиваться, проникать в зрительный зал. Хорошие здоровые отношения в коллективе – это важнейший фактор сценического успеха. Как и у всех, у нас в жизни случаются недоразумения, обиды, слезы. Творческие люди по особому эмоционально заряжены, но общая установка, общий алгоритм сосуществования в театре – это взаимовыручка и это сплоченность. И когда возникают недоразумения в отношениях между актерами, режиссер заставляет их больше взаимодействовать в тех или иных сценах, в репетициях. А если тебя не устраивает партнер, значит, “неси рюкзак и за этого парня”. Будь любезен тогда и за него играй, и его вытаскивай», – поделился секретом Кубанов. И это работает, там, где начинается взаимовыручка, борьба прекращается.
Весна – самое время, чтобы посетить театр всей семьей. Анатолий Кубанов рекомендует юных зрителей сводить на такие спектакли, как «Василиса Микулишна» (режиссер – Лада Большангорская) или «Сказка о потерянном времени» (режиссер-постановщик – Арзамасцев Е.Ю).
«Искусство для детей всегда должно быть о добре. У нас это и грандиозная, очень тонкая, мудрая «Сказка о потерянном времени» Шварца, и очень красивый детский спектакль на основе былины от Василисе Микулишне. Конечно, там основная идея – добро должно победить зло», – рассказывает он.
Взрослым будет интересно увидеть гоголевскую «Женитьбу» (режиссер – Андрей Воробьев), «Старшего сына», о котором уже была речь выше, и посвященную подвигу русского народа в Великой Отечественной войне «Рапсодию Победы».
«За спектакль “Рапсодия Победы” наш театр получил спецприз Министерства обороны. А армия – это всегда квинтэссенция культуры. Исторически по линии Минобороны и их премий в сфере культуры очень высокопрофессиональный художественный совет. И это актуально, потому что мы едины с нашими ребятами, с нашими доблестными войсками. И то, что они отметили НДТ, указывает на то, что нам удается с Божьей помощью достигать каких-то приятных результатов», – подвел итог Анатолий Кубанов.
А премьерой сезона станет спектакль по пьесе Александра Островского «Сердце не камень» (режиссер Андрей Воробьев). Увидеть его зрители смогут уже в апреле.