Лента новостей

Все новости

Популярное

Чистой воды нет, зато подпрограмма «Чистая вода» признана эффективной

 Павел Глушков   Фото: unsplash.com

Чистой воды нет, зато подпрограмма «Чистая вода» признана эффективной

Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела проверку законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на реализацию подпрограммы «Чистая вода». Более 306 тысяч жителей Новосибирской области не обеспечены качественной питьевой водой. На 53,5% за три года выросла заболеваемость кишечными патологиями, что связано с низким качеством воды. При этом ежегодно сокращается финансирование подпрограммы «Чистая вода».

Справедливости ради, следует сказать, что чистая вода в Новосибирской области была проблемой и в советские времена. Более или менее повезло жителям, проживающим вдоль Оби и других рек. А вот степная, западная зона всегда страдали от отсутствия чистой воды.

Проблему там решали за счет обустройства глубоких скважин. Однако не решили, а в постсоветские времена эта тема вообще стала криминальной – скважины бурят, потом они очень быстро «усыхают», кого-то из подрядчиков удалось изобличить и призвать к ответственности, кто-то до сих пор гуляет на свободе.

Да и с «честными» подрядчиками тоже туговато – таких очень мало, и практически нет желающих осваивать средства на бурение. Почему так происходит – уже другой вопрос, который следует задать МинЖКХ.

По итогам 2022 года работы в полном объеме выполнены на 37 объектах из 55, по одному объекту полностью выполнены работы, но финансирование предусмотрено в 2023 году, по 6 объектам работы выполнены частично с соответствующим финансированием и являются переходящими на 2023-2024 гг., по 5 объектам не представлены акты выполненных работ и являются переходящими на 2023 г, по 3 объектам расторгнуты соглашения со стороны министерства ЖКХ, по 2 объектам аукционы не состоялись, по 1 объекту расторгнут контракт по инициативе заказчика.

С подрядчиками туго во всех сферах, что в строительстве, что в коммунальной сфере. Но если в Новосибирске это не так заметно, то в сельской местности несложные работы могут вестись годами.

Палата отмечает, в 2022 году по ряду объектов срок заключения муниципальных контрактов превышает 200 календарных дней со дня заключения соглашения о предоставлении субсидии между министерством ЖКХ и соответствующим муниципальным образованием, что повышает риски несвоевременного выполнения работ и соответствующих показателей Госпрограммы «Жилищно-коммунальное хозяйство».

В какой-то мере невозможность освоить вовремя и качественно выделяемые на программу средства побудила региональные власти сократить финансирование программы. Хотя, это, конечно, не главная причина секвестра.

В соответствии с Законом о бюджете на 2023 год на реализацию мероприятий по водоснабжению и водоотведению было предусмотрено 4 395 950,9 тыс.руб. Фактический же объем финансового обеспечения реализации мероприятий подпрограммы «Чистая вода» за 2023 год (по состоянию на 01.10.2023) составил 1 197 643,1 тыс.руб. (27,2% от плана).

Понятно, что при таком уровне финансирования вечную проблему решить невозможно. Более того, она только усугубляется.

Тек, например, по данным министерства ЖКХ число происшествий, повлекших перерывы в подаче воды на сетях водоснабжения, в период с 2020 по 2022 годы увеличилось соответственно с 90 до 96 случаев. Но эти оценки не учитывают чрезвычайные ситуации. Так, согласно, отчетам об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда правительства Новосибирской области в период 2020-2022 годов направлены средства на предупреждение возникновения и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, связанных с нарушением режима водоснабжения, что свидетельствует о наличии аварий, повреждений или иных технологических нарушений на соответствующих территориях (в 2020 году – 6 объектов, в 2021 году – 7 объектов, в 2022 году – 15 объектов).

КСП привела удручающие цифры, иллюстрирующие реальное положение вещей – ликвидацию аварий приходится финансировать из резервного фонда, а их количество, и сумма средств из резервного фонда кратно растут:

– в 2020 году – 256 941,3 тыс.руб. (в том числе за счет средств резервного фонда правительства Новосибирской области 37 214,4 тыс.руб.);

– в 2021 году – 803 886,9 тыс.руб. (в том числе за счет средств резервного фонда правительства Новосибирской области 138 188,7 тыс.руб.), темп роста к 2020 году 312,9%;

– в 2022 году – 1 764 250,9 тыс.руб. (в том числе за счет средств резервного фонда правительства Новосибирской области 250 048,1 тыс.руб.), темп роста к 2021 году 219,5%.

Вместе с тем, по итогам оценки состояния систем централизованного водоснабжения за 2022 год, проводимой министерством ЖКХ в рамках приказа Минстроя России от 31.01.2019 № 68/пр , в городских округах изношенность сетей составляет от 65,74% до 78,18%, а в сельских населенных пунктах с 45,51% до 93,16%.

Наибольший износ сетей водоснабжения наблюдается в Тогучинском (93,16%), Татарском (87,44%), Сузунском (85,64%), Барабинском (82,07%), Маслянинском (80,62%), Ордынском (80,13%), Болотнинском (79,79%), Доволенском (77,17%), Здвинском (75,30%), Коченевском (75,31%) районах.

Анализ данных оценки состояния систем централизованного водоснабжения за период с 2020 по 2022 годы показал, что физический износ сетей водоснабжения увеличился с 68,77% до 68,80% (увеличение на 0,03 п.п.), амортизационный износ увеличился с 77,1% до 77,21% (увеличение на 0,11 п.п.).

Количество станций водоподготовки с 2020 по 2022 год увеличилось с 175 до 345 штук. При этом КСП НСО отмечает, что физический износ станций водоподготовки увеличился с 13,89% до 40,46%.

Но самое интересное в другом. Согласно результатам оценки эффективности, проведенной министерством экономического развития Новосибирской области, госпрограмма «Жилищно-коммунальное хозяйство», а подпрограмма «Чистая вода» является ее частью, за 2022 год признана эффективной.

Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела проверку законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на реализацию подпрограммы «Чистая вода». Более 306 тысяч жителей Новосибирской области не обеспечены качественной питьевой водой. На 53,5% за три года выросла заболеваемость кишечными патологиями, что связано с низким качеством воды. При этом ежегодно сокращается финансирование подпрограммы «Чистая вода».

Справедливости ради, следует сказать, что чистая вода в Новосибирской области была проблемой и в советские времена. Более или менее повезло жителям, проживающим вдоль Оби и других рек. А вот степная, западная зона всегда страдали от отсутствия чистой воды.

Проблему там решали за счет обустройства глубоких скважин. Однако не решили, а в постсоветские времена эта тема вообще стала криминальной – скважины бурят, потом они очень быстро «усыхают», кого-то из подрядчиков удалось изобличить и призвать к ответственности, кто-то до сих пор гуляет на свободе.

Да и с «честными» подрядчиками тоже туговато – таких очень мало, и практически нет желающих осваивать средства на бурение. Почему так происходит – уже другой вопрос, который следует задать МинЖКХ.

По итогам 2022 года работы в полном объеме выполнены на 37 объектах из 55, по одному объекту полностью выполнены работы, но финансирование предусмотрено в 2023 году, по 6 объектам работы выполнены частично с соответствующим финансированием и являются переходящими на 2023-2024 гг., по 5 объектам не представлены акты выполненных работ и являются переходящими на 2023 г, по 3 объектам расторгнуты соглашения со стороны министерства ЖКХ, по 2 объектам аукционы не состоялись, по 1 объекту расторгнут контракт по инициативе заказчика.

С подрядчиками туго во всех сферах, что в строительстве, что в коммунальной сфере. Но если в Новосибирске это не так заметно, то в сельской местности несложные работы могут вестись годами.

Палата отмечает, в 2022 году по ряду объектов срок заключения муниципальных контрактов превышает 200 календарных дней со дня заключения соглашения о предоставлении субсидии между министерством ЖКХ и соответствующим муниципальным образованием, что повышает риски несвоевременного выполнения работ и соответствующих показателей Госпрограммы «Жилищно-коммунальное хозяйство».

В какой-то мере невозможность освоить вовремя и качественно выделяемые на программу средства побудила региональные власти сократить финансирование программы. Хотя, это, конечно, не главная причина секвестра.

В соответствии с Законом о бюджете на 2023 год на реализацию мероприятий по водоснабжению и водоотведению было предусмотрено 4 395 950,9 тыс.руб. Фактический же объем финансового обеспечения реализации мероприятий подпрограммы «Чистая вода» за 2023 год (по состоянию на 01.10.2023) составил 1 197 643,1 тыс.руб. (27,2% от плана).

Понятно, что при таком уровне финансирования вечную проблему решить невозможно. Более того, она только усугубляется.

Тек, например, по данным министерства ЖКХ число происшествий, повлекших перерывы в подаче воды на сетях водоснабжения, в период с 2020 по 2022 годы увеличилось соответственно с 90 до 96 случаев. Но эти оценки не учитывают чрезвычайные ситуации. Так, согласно, отчетам об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда правительства Новосибирской области в период 2020-2022 годов направлены средства на предупреждение возникновения и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, связанных с нарушением режима водоснабжения, что свидетельствует о наличии аварий, повреждений или иных технологических нарушений на соответствующих территориях (в 2020 году – 6 объектов, в 2021 году – 7 объектов, в 2022 году – 15 объектов).

КСП привела удручающие цифры, иллюстрирующие реальное положение вещей – ликвидацию аварий приходится финансировать из резервного фонда, а их количество, и сумма средств из резервного фонда кратно растут:

– в 2020 году – 256 941,3 тыс.руб. (в том числе за счет средств резервного фонда правительства Новосибирской области 37 214,4 тыс.руб.);

– в 2021 году – 803 886,9 тыс.руб. (в том числе за счет средств резервного фонда правительства Новосибирской области 138 188,7 тыс.руб.), темп роста к 2020 году 312,9%;

– в 2022 году – 1 764 250,9 тыс.руб. (в том числе за счет средств резервного фонда правительства Новосибирской области 250 048,1 тыс.руб.), темп роста к 2021 году 219,5%.

Вместе с тем, по итогам оценки состояния систем централизованного водоснабжения за 2022 год, проводимой министерством ЖКХ в рамках приказа Минстроя России от 31.01.2019 № 68/пр , в городских округах изношенность сетей составляет от 65,74% до 78,18%, а в сельских населенных пунктах с 45,51% до 93,16%.

Наибольший износ сетей водоснабжения наблюдается в Тогучинском (93,16%), Татарском (87,44%), Сузунском (85,64%), Барабинском (82,07%), Маслянинском (80,62%), Ордынском (80,13%), Болотнинском (79,79%), Доволенском (77,17%), Здвинском (75,30%), Коченевском (75,31%) районах.

Анализ данных оценки состояния систем централизованного водоснабжения за период с 2020 по 2022 годы показал, что физический износ сетей водоснабжения увеличился с 68,77% до 68,80% (увеличение на 0,03 п.п.), амортизационный износ увеличился с 77,1% до 77,21% (увеличение на 0,11 п.п.).

Количество станций водоподготовки с 2020 по 2022 год увеличилось с 175 до 345 штук. При этом КСП НСО отмечает, что физический износ станций водоподготовки увеличился с 13,89% до 40,46%.

Но самое интересное в другом. Согласно результатам оценки эффективности, проведенной министерством экономического развития Новосибирской области, госпрограмма «Жилищно-коммунальное хозяйство», а подпрограмма «Чистая вода» является ее частью, за 2022 год признана эффективной.