Срыв сроков сдачи четвертого моста через реку Обь в Новосибирске, хотя и был предсказуемым, но все же вызвал волну размышлений и догадок о том, кто и что может за этим стоять.
Эпопея со строительством четвертого моста в Новосибирске становится такой же длинной, как и сам мостовой переход.
Концессионное соглашение о строительстве четвертого (платного) моста через реку Обь в столице Новосибирской области было заключено 6 декабря 2017 года. Документ был подписан сторонами в рамках московской транспортной недели в присутствии министра транспорта России (в то время Максим Соколов – примечание редакции). Со стороны правительства Новосибирской области соглашение подписал на тот момент временно исполняющий обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства региона Анатолий Костылевский, а со стороны инвестора «Сибирская концессионная компания» – глава группы «ВИС» Игорь Снегуров.
При этом еще в 2016 году некоторые новосибирские депутаты (как городские, так и областные) и представители общественности называли проект чуть ли не аферой века и уверяли, что его реализация загонит регион в многолетние долги.
История длинною в несколько десятков лет
Общая стоимость проекта (мост и развязки на левом и правом берегу) в ценах 2017 года составляла 40,9 миллиарда рублей. 26,3 миллиарда – средства капитального гранта из федерального бюджета, 3,9 миллиарда – средства концедента, 10,7 миллиарда рублей – средства концессионера.
Развязки на тот момент оценивались в девять миллиардов рублей, сам мостовый переход – в 19 миллиардов, еще 3,5-4 миллиарда было предусмотрено на расселение зоны строительства (под снос попадал 81 дом). Отдельные затраты требовало и строительство двух тоннелей, так как новый мост пересекает железную дорогу. Все расчеты были выполнены в 2015 году, поэтому еще в 2017 году указывалось, что учетом инфляции удорожание составит порядка 10 %, стоимость объекта при этом должна была вырасти с 32 миллиардов до 35 миллиардов рублей. К этому прибавлялись еще такие затраты, как проектирование, банковское обслуживание, экспертиза и так далее – все это складывалось в сумму 40,9 миллиарда рублей.
Экономическая модель концессионного соглашения была рассчитана на 20 лет. Плюс пять лет – строительство объекта. Суммарные затраты концессионера на обслуживание моста за два десятка лет должны были составить около шести миллиардов рублей. После чего, как предполагалось, бюджет области сможет получать налоги на прибыль, на имущество – в общей сложности называлась сумма около 18 миллиардов рублей.
Изначально власти гарантировали потенциальному концессионеру 91 миллиард рублей дохода, и эта цифра фигурировала в официальных документах, в том числе, в конкурсной документации. Позже параметры договора о концессии были изменены и гарантированный доход сократился до 52 миллиардов рублей, а затем до 48 миллиардов рублей.
Проезд по мосту с разрешенной скоростью 100 километров в час изначально был запланирован платным, но гендиректор «Центрального моста» указывал, что стоимость не будет превышать 100 рублей.
Строительные работы на объекте были начаты в 2018 году. В 2022 году они оценивались уже в 44,7 миллиарда рублей. Удорожание произошло в том числе из-за заметного роста цен на строительные материалы. Тогда же аудиторы Контрольно-счетной палаты Новосибирской области заявили, что строительство моста идет с отставанием более 20 %. В декабре 2022 года из резервного фонда правительства РФ концессионеру были предоставлены 7,3 миллиарда рублей. На начало месяца мостовой переход был готов на 55,4 %, а должен был на 78,7 %. При этом 27 декабря группа «ВИС» отчиталась, что общая строительная готовность четвертого моста составила 60 %. Сроком сдачи объекта назывался конец 2023 года. С января 2023 года концедент установил запрет на использование 3,3 миллиардов рублей для возведения четвертого моста. Причина – требования по предоставлению отчетности. Однако представители концессионера заявили, что данные требования не предусмотрены в соглашении с Федеральным дорожным агентством, осуществившим выделение федеральных средств. В июле 2023 года новосибирский Минтранс сообщил, что мост сдадут в декабре текущего года, а движение по нему будет запущено в начале 2024 года – сразу после получения необходимых разрешений.
«ВИС» против региональных властей
25 сентября 2023 года Группа «ВИС» заявила о 90 %-ой технической готовности мостового перехода. Но в ноябре внезапно выяснилось, что готовность объекта составляет только 69 %. Отставание в графике выявила Контрольно-счетная палата Новосибирской области.
«Крайний срок окончания строительства – не позднее декабря 2023 года. Фактическое финансирование мостового перехода на август 2023 года составило 39 миллиардов 801 миллион рублей или 89 %. Техническая готовность, к сожалению, отстает, и на этот же период составляла 66,72 %», – сообщил аудитор Василий Круковский.
Запуск моста был отложен на неопределенный срок.
Группа «ВИС» официально заявила, что срок сдачи четвертого моста переносится на 2024 год, а строительство объекта будет приостановлено.
Причиной такого решения в ГК «ВИС» назвали неисполнение заказчиком обязательств, то есть, по сути, обвинили областное правительство в срыве сроков сдачи. ГК «ВИС» указала следующие нарушения со стороны заказчика:
– срыв сроков проведения работ по переустройству коллектора бытовой канализации в зоне строительства;
– ошибки в проектной документации;
– необеспечение мероприятия по подключению к городской ливневой канализации;
– непредоставление водного объекта для сброса сточных вод при эксплуатации моста.
В ГК «ВИС» добавили, что десять месяцев вели переговоры с региональным Минтрансом о разрешении проблемы и выделяли финансирование из собственных средств компании. В октябре активные работы на объекте были остановлены.
В свою очередь Минстранс Новосибирской области не согласился с заявлениями ГК «ВИС», заявив, что свои обязательства, включая финансирование строительства, регион исполняет своевременно и в полном объеме. Спор перешел в судебную плоскость. В Арбитражном суде Новосибирской области в настоящее время рассматривается три исковых заявления Минтранса региона к ООО «Сибирская концессионная компания» (входит в состав субхолдинга Группы «ВИС»).
В областном правительстве добавили, что ГК «ВИС» не подтвердила необходимость дополнительных расходов, а также наличие прямой причинно-следственной связи между заявленными нарушениями и невозможностью завершить строительство.
Игра в одни ворота или политическое давление?
Координатор дорожной инспекции ОНФ по Новосибирской области Александр Стефанов считает, что концессия (государственно-частное партнерство) – один из самых закрытых от общества способов реализации инфраструктурных государственных проектов.
«Ссылаясь на коммерческую тайну, для общественного контроля закрыты условия соглашения, все организационные и технические процедуры при его реализации», – пояснил Сибкрай.ru Стефанов.
По его словам, из того, что попадало в открытый доступ, ясно, что:
1) соглашение заключено по проектным решениям, не соответствующим тому, что принималось на стадии предпроектного обоснования мостового перехода в 2012 году;
2) аргументированная критика со стороны общества и депутатов как технических решений, так и финансовой модели на стадии подготовки соглашения, осталась без ответа;
3) нарушения условий соглашения начались сразу после его подписания;
4) увеличение стоимости работ, прямо связанных с просрочкой выполнения работ, компенсировано практически полностью бюджетом. При этом вопрос ответственности за это даже не поднимался.
«По сути, практика применения государственно-частного партнерства, полностью противоречит принципам установленным федеральным законодательством. Так, статьей 1 115-ФЗ установлено, что целями концессий является привлечение инвестиций, повышение эффективности и обеспечение качества, а статья 4 224-ФЗ устанавливает принцип справедливого распределения рисков, – подчеркнул он. – По факту, вместо эффективности – удорожание, вместо инвестиций – бюджетное финансирование и коммерческие кредиты под бюджетные же гарантии, вместо распределения рисков – обязательства региона по всему спектру... Игра в одни ворота. По этим граблям регион топтался на так называемой "мусорной концессии". Не помогло, появилась мостовая, больницы и прочие. Давно пора вернуть здравый смысл в этот нужный на самом деле механизм экономического развития государства».
По мнению депутата горсовета Новосибирска Александра Бурмистрова, суть происходящего в том, что «региональные власти наконец-таки начали требовать от концессионера соблюдения проектной документации, выполнения работ по проекту, без замен качественных материалов на дешевые аналоги».
«В течении последних лет эта порочная практика на этой стройке реализовывалась. Пример тому коллектор дождевой канализации, где вместо немецких труб положили турецкие. Он деформировался почти на метр. На эту тему было много скандалов, обращений в правоохранительные органы. Возможно реакция "ВИСа" с этим связана, а может и с изменением позиции региональных властей. Но самое главное, что позиция министерства транспорта подкрепляется победами в судах. По крайней мере, одной точно. В судебном решении говорится, что истец – Минтранс – требует обязать концессионную компанию так называемый обогреваемый коллектор сделать по проекту, без замен на дешевые аналоги», – рассказал Бурмистров Сибкрай.ru.
Он положительно оценил тот факт, что региональное правительство начало требовать, чтобы строители четвертого моста работали по документации, не меняя одно на другое, не экономя.
«Что происходило: дорогие материалы меняли на более дешевые, а сумма оставалась той же. Еще в 2021 году во время дебатов в прямом эфире я представителю этой компании перечислил все те примеры, где замена материалов уже была сделала, или планировалась. Все эти их прибыли, которые удавалось получать на этих манипуляциях в ущерб качеству работ, они теперь при той судебной практике, которая стала появляться, стали менее вероятны. И эту заморозку работ на объекте я воспринимаю как давление на региональное правительство и губернатора в преддверии выборов президента», – заявил депутат.
Новосибирск в последнее время все чаще стоит в пробках, и четвертый мостовой переход мог частично разгрузить заторы на имеющихся в городе автомобильных мостах. Но сегодня это все превращается в бесконечную проблему, в которую вовлечены десятки тысяч, а может быть и даже сотни тысяч, людей. Бурмистров предполагает, что срывом сроков власть просто пытаются продавить, «чтобы она стала более сговорчивой в плане расходования бюджетных средств на бесконечно увеличивающиеся аппетиты концессионера».
При этом он не отвергает того, что бюджету придется отвечать за сегодняшние манипуляции концессионера.
«Напомню историю с Бугринским мостом. Суть ее сводилась к тому, что по мнению "Сибмоста", из-за того, что мэрия не вовремя там кого-то расселила, они позже положенных сроков провели работы, в этот момент все подорожало, поэтому был иск, сумма – более миллиарда рублей. Мэрия добилась победы в суде. Соответственно, по четвертому мосту, исходя из ответа пресс-службы, "ВИС" тоже подводит к тому, что вина лежит якобы на Минтрансе региона. А происходит то, что министерство транспорта поменяло логику своих действий, оно стало реально спрашивать соблюдения документации, стало выполнять функции заказчика так, как положено. А действия концессионера – это пример политического давления на региональные власти», – уверен он.
И отсюда вытекает вполне логичный вопрос: устоит ли региональная власть под этим давлением?
Отметим, что место для четвертого моста указано в генеральном плане застройки города. Переход в конечном итоге должен связать улицы Ипподромскую и Зыряновскую с левобережной частью города, транспортный поток выйдет на площадь Энергетиков и площадь Труда и далее – на Станционную, в сторону аэропорта «Толмачево». Его протяженность составит пять километров. Также должна быть предусмотрена система подъездов и многоуровневых развязок на левом берегу реки Обь.
Эпопея со строительством четвертого моста в Новосибирске становится такой же длинной, как и сам мостовой переход.
Концессионное соглашение о строительстве четвертого (платного) моста через реку Обь в столице Новосибирской области было заключено 6 декабря 2017 года. Документ был подписан сторонами в рамках московской транспортной недели в присутствии министра транспорта России (в то время Максим Соколов – примечание редакции). Со стороны правительства Новосибирской области соглашение подписал на тот момент временно исполняющий обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства региона Анатолий Костылевский, а со стороны инвестора «Сибирская концессионная компания» – глава группы «ВИС» Игорь Снегуров.
При этом еще в 2016 году некоторые новосибирские депутаты (как городские, так и областные) и представители общественности называли проект чуть ли не аферой века и уверяли, что его реализация загонит регион в многолетние долги.
История длинною в несколько десятков лет
Общая стоимость проекта (мост и развязки на левом и правом берегу) в ценах 2017 года составляла 40,9 миллиарда рублей. 26,3 миллиарда – средства капитального гранта из федерального бюджета, 3,9 миллиарда – средства концедента, 10,7 миллиарда рублей – средства концессионера.
Развязки на тот момент оценивались в девять миллиардов рублей, сам мостовый переход – в 19 миллиардов, еще 3,5-4 миллиарда было предусмотрено на расселение зоны строительства (под снос попадал 81 дом). Отдельные затраты требовало и строительство двух тоннелей, так как новый мост пересекает железную дорогу. Все расчеты были выполнены в 2015 году, поэтому еще в 2017 году указывалось, что учетом инфляции удорожание составит порядка 10 %, стоимость объекта при этом должна была вырасти с 32 миллиардов до 35 миллиардов рублей. К этому прибавлялись еще такие затраты, как проектирование, банковское обслуживание, экспертиза и так далее – все это складывалось в сумму 40,9 миллиарда рублей.
Экономическая модель концессионного соглашения была рассчитана на 20 лет. Плюс пять лет – строительство объекта. Суммарные затраты концессионера на обслуживание моста за два десятка лет должны были составить около шести миллиардов рублей. После чего, как предполагалось, бюджет области сможет получать налоги на прибыль, на имущество – в общей сложности называлась сумма около 18 миллиардов рублей.
Изначально власти гарантировали потенциальному концессионеру 91 миллиард рублей дохода, и эта цифра фигурировала в официальных документах, в том числе, в конкурсной документации. Позже параметры договора о концессии были изменены и гарантированный доход сократился до 52 миллиардов рублей, а затем до 48 миллиардов рублей.
Проезд по мосту с разрешенной скоростью 100 километров в час изначально был запланирован платным, но гендиректор «Центрального моста» указывал, что стоимость не будет превышать 100 рублей.
Строительные работы на объекте были начаты в 2018 году. В 2022 году они оценивались уже в 44,7 миллиарда рублей. Удорожание произошло в том числе из-за заметного роста цен на строительные материалы. Тогда же аудиторы Контрольно-счетной палаты Новосибирской области заявили, что строительство моста идет с отставанием более 20 %. В декабре 2022 года из резервного фонда правительства РФ концессионеру были предоставлены 7,3 миллиарда рублей. На начало месяца мостовой переход был готов на 55,4 %, а должен был на 78,7 %. При этом 27 декабря группа «ВИС» отчиталась, что общая строительная готовность четвертого моста составила 60 %. Сроком сдачи объекта назывался конец 2023 года. С января 2023 года концедент установил запрет на использование 3,3 миллиардов рублей для возведения четвертого моста. Причина – требования по предоставлению отчетности. Однако представители концессионера заявили, что данные требования не предусмотрены в соглашении с Федеральным дорожным агентством, осуществившим выделение федеральных средств. В июле 2023 года новосибирский Минтранс сообщил, что мост сдадут в декабре текущего года, а движение по нему будет запущено в начале 2024 года – сразу после получения необходимых разрешений.
«ВИС» против региональных властей
25 сентября 2023 года Группа «ВИС» заявила о 90 %-ой технической готовности мостового перехода. Но в ноябре внезапно выяснилось, что готовность объекта составляет только 69 %. Отставание в графике выявила Контрольно-счетная палата Новосибирской области.
«Крайний срок окончания строительства – не позднее декабря 2023 года. Фактическое финансирование мостового перехода на август 2023 года составило 39 миллиардов 801 миллион рублей или 89 %. Техническая готовность, к сожалению, отстает, и на этот же период составляла 66,72 %», – сообщил аудитор Василий Круковский.
Запуск моста был отложен на неопределенный срок.
Группа «ВИС» официально заявила, что срок сдачи четвертого моста переносится на 2024 год, а строительство объекта будет приостановлено.
Причиной такого решения в ГК «ВИС» назвали неисполнение заказчиком обязательств, то есть, по сути, обвинили областное правительство в срыве сроков сдачи. ГК «ВИС» указала следующие нарушения со стороны заказчика:
– срыв сроков проведения работ по переустройству коллектора бытовой канализации в зоне строительства;
– ошибки в проектной документации;
– необеспечение мероприятия по подключению к городской ливневой канализации;
– непредоставление водного объекта для сброса сточных вод при эксплуатации моста.
В ГК «ВИС» добавили, что десять месяцев вели переговоры с региональным Минтрансом о разрешении проблемы и выделяли финансирование из собственных средств компании. В октябре активные работы на объекте были остановлены.
В свою очередь Минстранс Новосибирской области не согласился с заявлениями ГК «ВИС», заявив, что свои обязательства, включая финансирование строительства, регион исполняет своевременно и в полном объеме. Спор перешел в судебную плоскость. В Арбитражном суде Новосибирской области в настоящее время рассматривается три исковых заявления Минтранса региона к ООО «Сибирская концессионная компания» (входит в состав субхолдинга Группы «ВИС»).
В областном правительстве добавили, что ГК «ВИС» не подтвердила необходимость дополнительных расходов, а также наличие прямой причинно-следственной связи между заявленными нарушениями и невозможностью завершить строительство.
Игра в одни ворота или политическое давление?
Координатор дорожной инспекции ОНФ по Новосибирской области Александр Стефанов считает, что концессия (государственно-частное партнерство) – один из самых закрытых от общества способов реализации инфраструктурных государственных проектов.
«Ссылаясь на коммерческую тайну, для общественного контроля закрыты условия соглашения, все организационные и технические процедуры при его реализации», – пояснил Сибкрай.ru Стефанов.
По его словам, из того, что попадало в открытый доступ, ясно, что:
1) соглашение заключено по проектным решениям, не соответствующим тому, что принималось на стадии предпроектного обоснования мостового перехода в 2012 году;
2) аргументированная критика со стороны общества и депутатов как технических решений, так и финансовой модели на стадии подготовки соглашения, осталась без ответа;
3) нарушения условий соглашения начались сразу после его подписания;
4) увеличение стоимости работ, прямо связанных с просрочкой выполнения работ, компенсировано практически полностью бюджетом. При этом вопрос ответственности за это даже не поднимался.
«По сути, практика применения государственно-частного партнерства, полностью противоречит принципам установленным федеральным законодательством. Так, статьей 1 115-ФЗ установлено, что целями концессий является привлечение инвестиций, повышение эффективности и обеспечение качества, а статья 4 224-ФЗ устанавливает принцип справедливого распределения рисков, – подчеркнул он. – По факту, вместо эффективности – удорожание, вместо инвестиций – бюджетное финансирование и коммерческие кредиты под бюджетные же гарантии, вместо распределения рисков – обязательства региона по всему спектру... Игра в одни ворота. По этим граблям регион топтался на так называемой "мусорной концессии". Не помогло, появилась мостовая, больницы и прочие. Давно пора вернуть здравый смысл в этот нужный на самом деле механизм экономического развития государства».
По мнению депутата горсовета Новосибирска Александра Бурмистрова, суть происходящего в том, что «региональные власти наконец-таки начали требовать от концессионера соблюдения проектной документации, выполнения работ по проекту, без замен качественных материалов на дешевые аналоги».
«В течении последних лет эта порочная практика на этой стройке реализовывалась. Пример тому коллектор дождевой канализации, где вместо немецких труб положили турецкие. Он деформировался почти на метр. На эту тему было много скандалов, обращений в правоохранительные органы. Возможно реакция "ВИСа" с этим связана, а может и с изменением позиции региональных властей. Но самое главное, что позиция министерства транспорта подкрепляется победами в судах. По крайней мере, одной точно. В судебном решении говорится, что истец – Минтранс – требует обязать концессионную компанию так называемый обогреваемый коллектор сделать по проекту, без замен на дешевые аналоги», – рассказал Бурмистров Сибкрай.ru.
Он положительно оценил тот факт, что региональное правительство начало требовать, чтобы строители четвертого моста работали по документации, не меняя одно на другое, не экономя.
«Что происходило: дорогие материалы меняли на более дешевые, а сумма оставалась той же. Еще в 2021 году во время дебатов в прямом эфире я представителю этой компании перечислил все те примеры, где замена материалов уже была сделала, или планировалась. Все эти их прибыли, которые удавалось получать на этих манипуляциях в ущерб качеству работ, они теперь при той судебной практике, которая стала появляться, стали менее вероятны. И эту заморозку работ на объекте я воспринимаю как давление на региональное правительство и губернатора в преддверии выборов президента», – заявил депутат.
Новосибирск в последнее время все чаще стоит в пробках, и четвертый мостовой переход мог частично разгрузить заторы на имеющихся в городе автомобильных мостах. Но сегодня это все превращается в бесконечную проблему, в которую вовлечены десятки тысяч, а может быть и даже сотни тысяч, людей. Бурмистров предполагает, что срывом сроков власть просто пытаются продавить, «чтобы она стала более сговорчивой в плане расходования бюджетных средств на бесконечно увеличивающиеся аппетиты концессионера».
При этом он не отвергает того, что бюджету придется отвечать за сегодняшние манипуляции концессионера.
«Напомню историю с Бугринским мостом. Суть ее сводилась к тому, что по мнению "Сибмоста", из-за того, что мэрия не вовремя там кого-то расселила, они позже положенных сроков провели работы, в этот момент все подорожало, поэтому был иск, сумма – более миллиарда рублей. Мэрия добилась победы в суде. Соответственно, по четвертому мосту, исходя из ответа пресс-службы, "ВИС" тоже подводит к тому, что вина лежит якобы на Минтрансе региона. А происходит то, что министерство транспорта поменяло логику своих действий, оно стало реально спрашивать соблюдения документации, стало выполнять функции заказчика так, как положено. А действия концессионера – это пример политического давления на региональные власти», – уверен он.
И отсюда вытекает вполне логичный вопрос: устоит ли региональная власть под этим давлением?
Отметим, что место для четвертого моста указано в генеральном плане застройки города. Переход в конечном итоге должен связать улицы Ипподромскую и Зыряновскую с левобережной частью города, транспортный поток выйдет на площадь Энергетиков и площадь Труда и далее – на Станционную, в сторону аэропорта «Толмачево». Его протяженность составит пять километров. Также должна быть предусмотрена система подъездов и многоуровневых развязок на левом берегу реки Обь.