В Новосибирской области столкнулись технологии будущего с формалистскими подходами настоящего. Внедрение технологий искусственного интеллекта для улучшения ситуации на дорогах – это уже не научная фантастика, а требование закона. Но из уст чиновников обещания сделать города «умными» до сих пор звучат как планы по освоению бюджетов.
Накануне министр цифрового развития и связи региона Сергей Цукарь рассказал в эфире на «Радио России» о применении технологий искусственного интеллекта, которая поможет контролировать содержание дорог и не только.
«В рамках концепции проекта планируется создание личного кабинета для руководителей муниципальных образований Новосибирской области в информационной системе "Безопасный город". По результатам полученной аналитики состояния дорог и городского хозяйства глава администрации и сотрудники профильных подразделений смогут оперативно реагировать на оповещения в системе и планировать ремонтно-восстановительные работы», – заявил Сергей Цукарь.
На практике это будет означать, что на муниципальные автобусы установили автономные мобильные комплексы нейросетевой аналитики для визуального мониторинга объектов городского хозяйства и благоустройства территории. Оборудование в режиме реального времени будет анализировать состояния дороги, включая разметку, освещение, бордюры, наличия мусора, состояние дорожных знаков, канализационных люков. В поле зрения попадут даже переполненные мусорные контейнеры, вандальские граффити и кондиционеры в неположенных местах на фасадах.
Минцифры региона сейчас прорабатывают алгоритм реагирования на выявленные нарушения. После тестов систему в плановом режиме запустят в 2024 году.
Однако это далеко не первый и единственно возможный способ применения искусственного интеллекта на дорогах Новосибирской области. Так, сейчас практикуется размещение на дорогах детекторов, которые будут считывать информацию по движению транспортного потока. И в дальнейшем использовать это для управления дорожным движением.
Об этом, кстати, шла речь на Международном сибирском транспортном форуме. Об этом же год назад говорили в областном парламенте, когда на заседании транспортного комитета Заксобрания Новосибирской области заслушали отчет контрольно-счетной палаты Новосибирской области об эффективности и законности использования бюджетных средств на создание ИТС.
Как отмечает эксперт бюро расследований «Народного Фронта» Александр Стефанов, развитие интеллектуальных транспортных систем (ИТС) – это не что-то запредельное, а всего лишь соблюдение обязательных требований дорожного законодательства (443-ФЗ). Владельцы дорог обязаны проводить аудит и мониторинг дорожного движения для достижения его эффективности и безопасности.
По его словам, ИИ должен помочь пользователям дорог достигать двух основных задач. Первая – это сокращение времени, проводимого в пути. Вторая – это повышение безопасности на дорогах.
«Один из способов решения, это когда как раз технические средства позволяют учитывать интенсивность по разным направлениям, и, в зависимости от этого, делать различные фазы пропуска на пересечениях», – пояснил Стефанов.
Однако для того, чтобы сказать, что с применением ИИ мы стали лучше жить, эти улучшения должны быть видимы пользователями и измеримы специалистами.
«Если мы говорим, что мы куда-то в хорошую сторону движемся, то нам нужно, как минимум, для начала зафиксировать существующее положение вещей. То есть, какая на участке внедрения систем ИТС пропускная способность, интенсивность, средняя скорость, аварийность и т.д. и затем оценить, насколько ИТС позволят изменить эту ситуацию. Вот этого, к сожалению, я для себя так и не увидел», – отмечает Стефанов.
При этом, охват дорог Новосибирской агломерации ИТС пока еще очень мал. А к этой задаче подходить нужно комплексно: смотреть взаимосвязи по всем основным транспортным коридорам и решать вопрос на уровне макромоделей.
«Насколько я знаю, сейчас идет речь об очень ограниченных участках, по которым ведется работа. Но учитывая общий объём проблем, это сейчас капля в море. С учетом того, что если мы регулируем или как-то оптимизируем потоки на одном участке, то, как правило, у нас пробка или затор смещается на 300-500 метров. И весь транспортный поток останавливается не на этом участке, так на следующем. Как раз тот конечный результат по сокращению времени в пути за счет этого нивелируется», – поделился наблюдениями эксперт.
Стефанов настаивает: прежде чем начинать заигрывания с искусственным интеллектом, нужно как минимум разработать проекты организации дорожного движения и паспорта дорог:
«Мы строим крышу, не имея фундамента и стен. А это – формализация процесса безотносительно конечного результата. В том, что деньги будут освоены, никаких сомнений нет. Даже родятся и пойдут наверх какие-то красивые отчеты. Но насколько это в реальности отразится на людях – это все остается за скобками», – заключает эксперт.
Наблюдатели отмечают, что организация дорожного движения – это не просто работа светофоров, но и грамотное планирование территорий. А в том же Новосибирске точечная застройка происходит без расчета влияния объекта капитального строительства на эффективность организации дорожного движения.
Напомним, в июле 2022 года министерство строительства РФ опубликовало рейтинг уровня цифровизации городского хозяйства регионов за 2021 год. Специалисты сравнивали 47 показателей по направлениям: городское управление, умное ЖКХ, инновации для городской среды, умный городской транспорт и другим. Новосибирск в интеллектуальном рейтинге среди крупнейших городов занял последнее 15-е место, получив лишь 34,6 балла. Но в 2023 году областной центр смог подняться на 8 место. Однако несмотря на впечатляющий рывок, по факту до реального цифрового благополучия города, как и отмечают эксперты и наблюдатели, Новосибирску еще расти и расти.
Накануне министр цифрового развития и связи региона Сергей Цукарь рассказал в эфире на «Радио России» о применении технологий искусственного интеллекта, которая поможет контролировать содержание дорог и не только.
«В рамках концепции проекта планируется создание личного кабинета для руководителей муниципальных образований Новосибирской области в информационной системе "Безопасный город". По результатам полученной аналитики состояния дорог и городского хозяйства глава администрации и сотрудники профильных подразделений смогут оперативно реагировать на оповещения в системе и планировать ремонтно-восстановительные работы», – заявил Сергей Цукарь.
На практике это будет означать, что на муниципальные автобусы установили автономные мобильные комплексы нейросетевой аналитики для визуального мониторинга объектов городского хозяйства и благоустройства территории. Оборудование в режиме реального времени будет анализировать состояния дороги, включая разметку, освещение, бордюры, наличия мусора, состояние дорожных знаков, канализационных люков. В поле зрения попадут даже переполненные мусорные контейнеры, вандальские граффити и кондиционеры в неположенных местах на фасадах.
Минцифры региона сейчас прорабатывают алгоритм реагирования на выявленные нарушения. После тестов систему в плановом режиме запустят в 2024 году.
Однако это далеко не первый и единственно возможный способ применения искусственного интеллекта на дорогах Новосибирской области. Так, сейчас практикуется размещение на дорогах детекторов, которые будут считывать информацию по движению транспортного потока. И в дальнейшем использовать это для управления дорожным движением.
Об этом, кстати, шла речь на Международном сибирском транспортном форуме. Об этом же год назад говорили в областном парламенте, когда на заседании транспортного комитета Заксобрания Новосибирской области заслушали отчет контрольно-счетной палаты Новосибирской области об эффективности и законности использования бюджетных средств на создание ИТС.
Как отмечает эксперт бюро расследований «Народного Фронта» Александр Стефанов, развитие интеллектуальных транспортных систем (ИТС) – это не что-то запредельное, а всего лишь соблюдение обязательных требований дорожного законодательства (443-ФЗ). Владельцы дорог обязаны проводить аудит и мониторинг дорожного движения для достижения его эффективности и безопасности.
По его словам, ИИ должен помочь пользователям дорог достигать двух основных задач. Первая – это сокращение времени, проводимого в пути. Вторая – это повышение безопасности на дорогах.
«Один из способов решения, это когда как раз технические средства позволяют учитывать интенсивность по разным направлениям, и, в зависимости от этого, делать различные фазы пропуска на пересечениях», – пояснил Стефанов.
Однако для того, чтобы сказать, что с применением ИИ мы стали лучше жить, эти улучшения должны быть видимы пользователями и измеримы специалистами.
«Если мы говорим, что мы куда-то в хорошую сторону движемся, то нам нужно, как минимум, для начала зафиксировать существующее положение вещей. То есть, какая на участке внедрения систем ИТС пропускная способность, интенсивность, средняя скорость, аварийность и т.д. и затем оценить, насколько ИТС позволят изменить эту ситуацию. Вот этого, к сожалению, я для себя так и не увидел», – отмечает Стефанов.
При этом, охват дорог Новосибирской агломерации ИТС пока еще очень мал. А к этой задаче подходить нужно комплексно: смотреть взаимосвязи по всем основным транспортным коридорам и решать вопрос на уровне макромоделей.
«Насколько я знаю, сейчас идет речь об очень ограниченных участках, по которым ведется работа. Но учитывая общий объём проблем, это сейчас капля в море. С учетом того, что если мы регулируем или как-то оптимизируем потоки на одном участке, то, как правило, у нас пробка или затор смещается на 300-500 метров. И весь транспортный поток останавливается не на этом участке, так на следующем. Как раз тот конечный результат по сокращению времени в пути за счет этого нивелируется», – поделился наблюдениями эксперт.
Стефанов настаивает: прежде чем начинать заигрывания с искусственным интеллектом, нужно как минимум разработать проекты организации дорожного движения и паспорта дорог:
«Мы строим крышу, не имея фундамента и стен. А это – формализация процесса безотносительно конечного результата. В том, что деньги будут освоены, никаких сомнений нет. Даже родятся и пойдут наверх какие-то красивые отчеты. Но насколько это в реальности отразится на людях – это все остается за скобками», – заключает эксперт.
Наблюдатели отмечают, что организация дорожного движения – это не просто работа светофоров, но и грамотное планирование территорий. А в том же Новосибирске точечная застройка происходит без расчета влияния объекта капитального строительства на эффективность организации дорожного движения.
Напомним, в июле 2022 года министерство строительства РФ опубликовало рейтинг уровня цифровизации городского хозяйства регионов за 2021 год. Специалисты сравнивали 47 показателей по направлениям: городское управление, умное ЖКХ, инновации для городской среды, умный городской транспорт и другим. Новосибирск в интеллектуальном рейтинге среди крупнейших городов занял последнее 15-е место, получив лишь 34,6 балла. Но в 2023 году областной центр смог подняться на 8 место. Однако несмотря на впечатляющий рывок, по факту до реального цифрового благополучия города, как и отмечают эксперты и наблюдатели, Новосибирску еще расти и расти.