В Плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития области необходимо сделать акцент на развитие территорий, а не только Новосибирской агломерации, убеждены депутаты комитета Законодательного собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности.
Свой отчет о ходе исполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2019, за 2022 год заместитель министра экономического развития Виталий Шовтак начал с объяснения, почему для расчета достижения показателей взят именно консервативный сценарий: «Экономика региона и страны в целом в 2022 году работала в условиях жестких санкционных ограничений со стороны недружественных стран, нестабильности в мировой экономике, а также высокой ключевой ставки Центрального Банка, которая доходила до 20 процентов». Замминистра отметил, что в рамках плана предусмотрено 212 показателей. По итогам 2022 года 117 показателей превысили планируемые значения, 20 – в пределах плана, 59 показателей (это 27,9%) – не исполнены.
Перечисляя показатели, где не удалось достигнуть плановых значений, Виталий Шовтак назвал среднегодовую численность постоянного населения - показателя не удалось достичь буквально на 100 человек, тем не менее, факт по словам замминистра вызывает опасения. Индекс физического объема валового регионального процента составил 101,4% вместо запланированных 103%. Не выполнен показатель «доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей» –22,8 вместо 24,2% . Индекс физического объема инвестиций в основной капитал при плане 102,5% составил 84,9%. «Этому есть и объективные причины, прежде всего, процентная ставка ЦБ, которая не могла не сказаться на инвестиционной деятельности. Это серьезный вызов развитию региона, поскольку инвестиции определяют темпы развития в будущем», – отметил замминистра. Среди недостигнутых показателей – ожидаемая продолжительности жизни при рождении». При плане 72,2 года фактический показатель 71,5. Не достигнут общий коэффициент рождаемости. при плане 9,8 – 9,6 промилле. Зато коэффициент миграционного прироста выше плановых значений, хотя, по словам Виталия Шовтака, «миграционный прирост имеет и отрицательные моменты, которые в будущем могут сказаться на внутренней экономической и социальной ситуации».
По данным отчета, численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума снизилась на 2,3 процентных пункта. Ухудшение произошло по показателям: реальные денежные доходы населения, индекс реальной начисленной заработной платы, в процентах к предыдущему году. В то же время выросла среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, составившая 53 756 рублей.
Объем финансирования крупных инвестиционных проектов и проектов инфраструктурного плана Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года составил 44,2 млрд рублей. В течение 2022 года шла реализация 10 крупных инвестиционных проектов и 37 проектов инфраструктурного плана в сфере энергетики, здравоохранения, ЖКХ, культуры, городской среды, образования. Среди успешных замминистра отметил запуск птицефабрики по производству мяса уток мощностью 18 тыс. тонн в селе Улыбино Искитимского района, запуск завода по производству бумаги и гофротары в п. Красный Яр Новосибирского района, завершение строительства многофункционального логистического центра в Новосибирском районе.
«Данные за полугодие 2023 года свидетельствуют о том, что большинство показателей удастся достигнуть. Есть проблемы, связанные с объемом инвестиций в основной капитал, а также с повышением учетной ставки Центробанка и с продукцией сельского хозяйства, что обусловлено климатическими особенностями года», – завершил отчет Виталий Шовтак.
Свое недоумение данными демографии высказал заместитель председателя комитета Дмитрий Франчук: «Видимо, нет разделения между Новосибирской агломерацией и остальными районами. У меня на округе в сравнении с 2018 годом убыль населения больше 10%. А у вас в «зеленой» зоне – 102 процента!»
Замминистра признал существование дисбаланса между численностью населения в Новосибирской агломерации и всей остальной территорией области: «Агломерация вбирает в себя весь миграционный прирост, кроме того существует внутрирегиональная миграция, что обескровливает наши муниципальные образования. Процесс отчасти закономерный, поскольку в агломерации концентрируется большая часть производств, здесь более высокие зарплаты, есть вся социальная инфраструктура. В то же время на реализацию программы комплексного развития территории из областного бюджета направлено около 1 млрд рублей», – охарактеризовал ситуацию чиновник.
«Надо менять приоритеты. Должны быть разные стратегии! Тем более, что, насколько знаю, в 2024 году область не будет участвовать в этой программе, – высказал свою позицию Дмитрий Франчук. - Средства областного бюджета, которые могли бы быть использованы на софинансирование программы, стоит направить на улучшение материально-технической базы аграрных лицеев, которые воспитывают кадры на селе. Чтобы наша продовольственная безопасность была в приоритете!»
«Есть ли в плане какая-то корректировка, чтобы сохранить прирост населения в отдаленных районах, – поинтересовался депутат Иван Мороз. - Если мер не принять, то через десять лет таких районов, как Кыштовский, Северный, Усть-Таркский, Венгеровский не будет существовать. Надо повернуть процесс. Но вижу, плана такого нет».
«Территориальный подход в реализации Стратегии социально-экономического развития области должен быть отражен более ярко, – мнение вице-спикера Законодательного Собрания Ирины Диденко. – Депутаты, которые представляют сельские территории, говорят о необходимости единого территориального развития. Надеемся, что Стратегия будет актуализирована. В том числе, в отношении программ развития экономики, инвестиционной деятельности, развития малого и среднего предпринимательства. Очень надеюсь, что у нас появится отраслевая программа развития экономики, которая будет учитывать и географический признак». Вице-спикер подчеркнула, что на территориях региона сегодня особенно остро стоит кадровая проблема. «Не случайно сегодня прозвучали предложения об организации обучения на местах, усилении целевого обучения. Мы считаем, что в ряде программ эти инициативы должны быть закреплены. Такие возможности есть», – убеждена Ирина Диденко.
Решение комитета озвучил заместитель председателя комитета Сергей Кальченко: «Отметить, что замечания комитета при рассмотрении отчетов за 2019, 2020, 2021 год сохраняют свою актуальность. Правительству области учесть рекомендации, содержащиеся в постановлениях Заксобрания. Предоставить до 1 января 2024 года в Законодательное Собрание информацию о причинах недостижения плановых значений по ряду показателей на протяжении последних четырех лет».
Комитет принял решение вынести Отчет о ходе исполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2019, за 2022 год на рассмотрение сессии Законодательного Собрания Новосибирской области.
В Плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития области необходимо сделать акцент на развитие территорий, а не только Новосибирской агломерации, убеждены депутаты комитета Законодательного собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности.Новосибирские депутаты раскритиковали показатели исполнения стратегии развития региона
 
Фото: Заксобрание НСО
Свой отчет о ходе исполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2019, за 2022 год заместитель министра экономического развития Виталий Шовтак начал с объяснения, почему для расчета достижения показателей взят именно консервативный сценарий: «Экономика региона и страны в целом в 2022 году работала в условиях жестких санкционных ограничений со стороны недружественных стран, нестабильности в мировой экономике, а также высокой ключевой ставки Центрального Банка, которая доходила до 20 процентов». Замминистра отметил, что в рамках плана предусмотрено 212 показателей. По итогам 2022 года 117 показателей превысили планируемые значения, 20 – в пределах плана, 59 показателей (это 27,9%) – не исполнены.
Перечисляя показатели, где не удалось достигнуть плановых значений, Виталий Шовтак назвал среднегодовую численность постоянного населения - показателя не удалось достичь буквально на 100 человек, тем не менее, факт по словам замминистра вызывает опасения. Индекс физического объема валового регионального процента составил 101,4% вместо запланированных 103%. Не выполнен показатель «доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей» –22,8 вместо 24,2% . Индекс физического объема инвестиций в основной капитал при плане 102,5% составил 84,9%. «Этому есть и объективные причины, прежде всего, процентная ставка ЦБ, которая не могла не сказаться на инвестиционной деятельности. Это серьезный вызов развитию региона, поскольку инвестиции определяют темпы развития в будущем», – отметил замминистра. Среди недостигнутых показателей – ожидаемая продолжительности жизни при рождении». При плане 72,2 года фактический показатель 71,5. Не достигнут общий коэффициент рождаемости. при плане 9,8 – 9,6 промилле. Зато коэффициент миграционного прироста выше плановых значений, хотя, по словам Виталия Шовтака, «миграционный прирост имеет и отрицательные моменты, которые в будущем могут сказаться на внутренней экономической и социальной ситуации».
По данным отчета, численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума снизилась на 2,3 процентных пункта. Ухудшение произошло по показателям: реальные денежные доходы населения, индекс реальной начисленной заработной платы, в процентах к предыдущему году. В то же время выросла среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, составившая 53 756 рублей.
Объем финансирования крупных инвестиционных проектов и проектов инфраструктурного плана Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года составил 44,2 млрд рублей. В течение 2022 года шла реализация 10 крупных инвестиционных проектов и 37 проектов инфраструктурного плана в сфере энергетики, здравоохранения, ЖКХ, культуры, городской среды, образования. Среди успешных замминистра отметил запуск птицефабрики по производству мяса уток мощностью 18 тыс. тонн в селе Улыбино Искитимского района, запуск завода по производству бумаги и гофротары в п. Красный Яр Новосибирского района, завершение строительства многофункционального логистического центра в Новосибирском районе.
«Данные за полугодие 2023 года свидетельствуют о том, что большинство показателей удастся достигнуть. Есть проблемы, связанные с объемом инвестиций в основной капитал, а также с повышением учетной ставки Центробанка и с продукцией сельского хозяйства, что обусловлено климатическими особенностями года», – завершил отчет Виталий Шовтак.
Свое недоумение данными демографии высказал заместитель председателя комитета Дмитрий Франчук: «Видимо, нет разделения между Новосибирской агломерацией и остальными районами. У меня на округе в сравнении с 2018 годом убыль населения больше 10%. А у вас в «зеленой» зоне – 102 процента!»
Замминистра признал существование дисбаланса между численностью населения в Новосибирской агломерации и всей остальной территорией области: «Агломерация вбирает в себя весь миграционный прирост, кроме того существует внутрирегиональная миграция, что обескровливает наши муниципальные образования. Процесс отчасти закономерный, поскольку в агломерации концентрируется большая часть производств, здесь более высокие зарплаты, есть вся социальная инфраструктура. В то же время на реализацию программы комплексного развития территории из областного бюджета направлено около 1 млрд рублей», – охарактеризовал ситуацию чиновник.
«Надо менять приоритеты. Должны быть разные стратегии! Тем более, что, насколько знаю, в 2024 году область не будет участвовать в этой программе, – высказал свою позицию Дмитрий Франчук. - Средства областного бюджета, которые могли бы быть использованы на софинансирование программы, стоит направить на улучшение материально-технической базы аграрных лицеев, которые воспитывают кадры на селе. Чтобы наша продовольственная безопасность была в приоритете!»
«Есть ли в плане какая-то корректировка, чтобы сохранить прирост населения в отдаленных районах, – поинтересовался депутат Иван Мороз. - Если мер не принять, то через десять лет таких районов, как Кыштовский, Северный, Усть-Таркский, Венгеровский не будет существовать. Надо повернуть процесс. Но вижу, плана такого нет».
«Территориальный подход в реализации Стратегии социально-экономического развития области должен быть отражен более ярко, – мнение вице-спикера Законодательного Собрания Ирины Диденко. – Депутаты, которые представляют сельские территории, говорят о необходимости единого территориального развития. Надеемся, что Стратегия будет актуализирована. В том числе, в отношении программ развития экономики, инвестиционной деятельности, развития малого и среднего предпринимательства. Очень надеюсь, что у нас появится отраслевая программа развития экономики, которая будет учитывать и географический признак». Вице-спикер подчеркнула, что на территориях региона сегодня особенно остро стоит кадровая проблема. «Не случайно сегодня прозвучали предложения об организации обучения на местах, усилении целевого обучения. Мы считаем, что в ряде программ эти инициативы должны быть закреплены. Такие возможности есть», – убеждена Ирина Диденко.
Решение комитета озвучил заместитель председателя комитета Сергей Кальченко: «Отметить, что замечания комитета при рассмотрении отчетов за 2019, 2020, 2021 год сохраняют свою актуальность. Правительству области учесть рекомендации, содержащиеся в постановлениях Заксобрания. Предоставить до 1 января 2024 года в Законодательное Собрание информацию о причинах недостижения плановых значений по ряду показателей на протяжении последних четырех лет».
Комитет принял решение вынести Отчет о ходе исполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2019, за 2022 год на рассмотрение сессии Законодательного Собрания Новосибирской области.