Доступность Новосибирского метрополитена для маломобильных категорий граждан в последнее время вызывает много вопросов. Очередная волна обсуждений хлынула после того, как в городской подземке пострадала женщина-инвалид – она потеряла сознание, предположительно, упав с эскалатора. При этом начальник Новосибирского метрополитена Аркадий Чмыхайло утверждает, что никаких проблем для передвижения инвалидов-колясочников нет. В ответ глава региональной организации Всероссийского общества инвалидов Игорь Галл-Савальский подчеркивает, что не смотря на убеждения чиновников и красивые отчеты, подземка в Новосибирске остается «закрытой» для инвалидов-колясочников.
На аппаратном совещании во вторник, 15 августа, мэр Новосибирска Анатолий Локоть попросил доложить о доступности городской подземки для инвалидов, оговорившись при этом, что Новосибирский метрополитен строился еще в те годы, когда подобные требования не предъявлялись.
«В последнее время развернулась дискуссия по поводу доступности нашего метрополитена. Наш метрополитен в основе своей, те две линии, которые сегодня построены и функционируют, они разработаны еще в 70-80-е годы были. И построены они были в основном в это же время – к началу 90-х. И, конечно, тогда требования были другие. Особых требований по доступности, по каким-то пандусам или лифтам, эти требования не предъявлялись, и построены не были. Тем не менее, задача реализации доступности сегодня существует», – сказал Локоть.
На что директор Новосибирского метрополитена Аркадий Чмыхайло бодро отрапортовал о существующих возможностях для инвалидов. Так, по его словам, на 2016-2030 годы Новосибирский метрополитен совместно с общественными организациями инвалидов разработал порядок проезда инвалидов по зрению и инвалидов-колясочников, а также порядок оказания помощи маломобильным пассажирам.
«С 2010 года в метрополитене успешно применяется три мобильных гусеничных лестничных подъемника (ступенькохода), которые позволяют осуществлять перемещение инвалидов-колясочников по метрополитену без пересадок. Данные устройства предназначены для кресел-колясок с ручным приводом. Во всех составах, которые прошли капитальный ремонт (это на сегодняшний день 20 штук), предусмотрены специальные места для инвалидов-колясочников в головных вагонах. На входах станций с высокой входной площадкой установлены пандусы. Нанесена контрастная разметка на первых и последних ступенях лестничных маршей и местах посадки в вагон на платформе. Ведется аудиовещание о прибытии поезда. На лестничных маршах установлены поручни с вылетом за первую и последнюю ступень. На контрольных пунктах на всех станциях, во всех вестибюлях имеются схемы станций, составленные шрифтом Брайля, которые при необходимости предоставляются слабовидящим пассажирам. На вновь отремонтированных входах станций установлены двери с расширенным проходом. Сотрудники метрополитена (112 человек), участвующие в сопровождении маломобильных пассажиров, проходят обучение по курсу оказания ситуационной помощи. На сегодняшний день закуплено еще шесть специализированных ступенькоходов, которые позволят перемещать пассажиров на креслах-колясках с электрическим приводом. Ранее такой услуги не было», – отчитался Чмыхайло.
По статистике, которую предоставил Новосибирский метрополитен, маломобильные новосибирцы в летние месяцы посещают подземку практически ежедневно.
«В течение года жалоб практически нет. И система в метрополитене по обслуживанию маломобильных пассажиров и инвалидов по зрению, а также других категорий маломобильных граждан отлажена», – уверяет директор предприятия.
По словам Чмыхайло, для того, чтобы посетить метрополитен, маломобильный пассажир должен не менее чем за час до начала планируемого передвижения позвонить в администрацию метрополитена по телефону 222-49-80 и подать заявку. После этого в назначенное время на входе его будут встречать и сопровождать специально подготовленные сотрудники.
Чтобы убедить сомневающихся в доступности новосибирской подземки, мэр Новосибирска Анатолий Локоть поручил департаменту социальной политики проверить метрополитен, а затем публично показать, какие возможности имеются.
«Провести демонстрационные испытания всех тех устройств, которые приобретены метрополитеном. А департаменту информационной политики все это сопроводить. Давайте покажем новосибирцам. Потому что мало телефона, нужно продемонстрировать, показать, как этим пользоваться, какие возможности есть», – сказал Локоть.
На словах звучит красиво, вот только на деле все это оказывается не так радужно. Глава региональной организации Всероссийского общества инвалидов Игорь Галл-Савальский рассказал Сибкрай.ru, что ступенькоходов для электрических инвалидных колясок, которыми похвастался Чмыхайло, не существует в природе.
«У него есть ступенькоход для электрических колясок? Потрясающе. А вы знаете, что ступенькоходов для электрических колясок в природе не существует. Их просто нет. Это проблема, которая существует у многих метрополитенов во всем мире – по электрическим коляскам, – подчеркнул Галл-Савальский. – Все очень просто, наверное, где-то в его фантазиях это и есть. А вот прямая обычная жизнь: сегодня я пытаюсь уже несколько часов дозвониться по указанному на сайте Новосибирского метрополитена телефону для заявок на сопровождение пассажира. Никто не берет трубку. Кроме того, в порядке перевозки пассажиров обозначено, что ступенькоходы, которые у них есть, ограничены весом в 130 килограммов. Например, я вешу 105 килограммов, в одежде буду 115. Коляска у меня обычная – 20 килограммов. Итого получается 135. То есть я уже в метро не попадаю».
Он подчеркнул, что на сегодняшний день Новосибирский метрополитен по-прежнему остается недоступным для инвалидов-колясочников.
Так, в конце июля в подземке пострадала женщина-инвалид на коляске. Она потеряла сознание, предположительно, упав с эскалатора. Ее забрала скорая помощь. В метрополитене заявили, что «сотрудники оказали пострадавшей необходимую помощь, проводится внутреннее расследование, что и почему произошло».
Напомним, ранее стало известно, что в Новосибирске 105 из 170 имеющихся пандусов не соответствуют нормам. В этом признались сами чиновники мэрии.