Лента новостей

Все новости

Популярное

На пути Новосибирского метрополитена к светлому будущему встали три буквы

 Анна Алябьева   Фото: архив, автор, nsk-metro.ru

На пути Новосибирского метрополитена к светлому будущему встали три буквы

У мэра Новосибирска Анатолия Локтя как-то не складываются отношения с метрополитеном. За время его нахождения в кресле градоначальника не было запущено ни одной станции метрополитена, а обещанная «Спортивная» будет сдана (в лучшем случае) осенью. О продлении Дзержинской ветки и вовсе можно слагать легенды. К тому же, в последнее время слова «мэр» и «ПСД» (проектно-сметная документация) идут бок о бок, когда речь заходит о Новосибирском метрополитене.

Новосибирский метрополитен был введен в эксплуатацию в декабре 1985 года. В настоящее время новосибирская подземка состоит из двух веток и 13 работающих станций. Тринадцатая станция – «Золотая Нива» – была введена в эксплуатацию в феврале 2011 года. Четырнадцатая станция – «Спортивная» – сейчас находится в стадии строительства. За 2022 год метро перевезло 77,3 миллиона пассажиров. Новосибирский метрополитен является третьим по загруженности в России. Всего за годы работы метро в Новосибирске перевезло уже более двух с половиной миллиардов пассажиров. И в последние годы пассажиропоток продолжает расти. Чего не скажешь о самом метрополитене.

Отметим, что согласно постановлению совета министров СССР от 30 марта 1981 года, Новосибметропроектом была разработана и утверждена правительством генеральная схема развития метрополитена в Новосибирске. По этой схеме, новосибирская подземка должна состоять из пяти линий протяженностью 91,4 километра: Ленинская и Дзержинская, а также Первомайская, Октябрьская и Кировская.

По данным департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска, в соответствии с действующим генпланом полная схема метрополитена предусматривает три линии, 46 станций и четыре электродепо. Планы по строительству были разделены на три этапа: первый – до 2030 года, второй – до 2050 года, третий – после 2050 года.

До 2030 года планируется продлить Дзержинскую ветку от станции «Золотая Нива» до улицы Коминтерна на две станции – «Гусинобродская» и «Молодежная». Также должно появиться метродепо «Волочаевская». Ленинская ветка должна быть продлена от станции «Площадь Маркса» до улицы Троллейной – запланированы станции «Площадь Станиславского» и «Троллейная». За станцией «Заельцовская» должна появиться станция «Северная».

К 2050 году, согласно генплану города, на Ленинской линии должны появиться также станции «Авиационная», «Космическая» и «Родники», а также «Связистов» и «Чистая Слобода.

В апреле 2018 года новосибирские областные власти заявляли, что в левобережной части Новосибирска появится еще одна линия метрополитена – Кировская. Подчеркивалось, что «это не слухи, а стратегические перспективы», но уточнялось, что перспектива эта более долгая, чем, например, другие этапы развития метро в Новосибирске.

На первом этапе тогда стояла достройка Дзержинской линии, так как заявлялось, что проектно-сметная документация полностью разработана. К тому же, там есть проблемы – последние перегоны однотоннельные и не позволяют полностью использовать способности метро. Вторым этапом развития метро значилась достройка Ленинской линии на левом берегу, начиная от «Карла Маркса». И третий этап – строительство Кировской линии (перспектива примерно 2025−2030 годов).


История, длиною в Дзержинскую линию

Дзержинская линия метро сейчас состоит из пяти станций: «Площадь Гарина-Михайловского» – «Сибирская» – «Маршала Покрышкина» – «Березовая роща» – «Золотая Нива».

Последняя станция на этой ветке – «Золотая Нива» – была сдана в феврале 2011 года. Сейчас на ней до сих пор не достроен второй перегонный тоннель.

При этом Дзержинская линия Новосибирского метрополитена может претендовать на звание «самой длительно обсуждаемой» в мире. В 2013 году проектом строительства участка ее продления занималось ООО «Красноярскметропроект». В октябре 2013 года проектировщик был оштрафован на 7 миллионов рублей за срыв сроков и некачественную работу.

В августе 2017 года власти города вспомнили о проекте и даже заявили, что нашли инвестора.

В феврале 2019 года на тот момент руководитель транспортного департамента мэрии Роман Дронов сообщил, что проект достройки линии не одобрен Главгосэкспертизой. По его словам, ПСД была актуализирована, но не получила положительного заключения. Это в мэрии объяснили технической ошибкой при отправке документов – был загружен отсканированный вариант в PDF, а нужно было его перед отправкой обработать в специальной программе. Чтобы как-то оправдать этот провал, на тот момент глава МУП «УЗСПТС» Александр Мысик (в настоящее время в отношении него возбуждено и расследуется несколько уголовных дел – примечание редакции) заявил, что проектировщик давно уже умер и спросить не у кого. Тогда Сибкрай.ru отыскал проектную организацию из Красноярска, у которого вся информация сохранилась в архиве. По данным представителей этой компании, новосибирская мэрия к ним даже не обращалась.

Довольно длительное время мэрия и в частности глава города Анатолий Локоть заявляли о готовности проектно-сметной документации по этой ветке. Кроме того, на протяжении года губернатор Новосибирской области Андрей Травников спрашивал у мэра Локтя о подготовке документов для экспертизы. 12 июля 2021 года на оперативном совещании в региональном правительстве градоначальник обещал в ближайшее время предоставить проектно-сметную документацию Травникову. Тогда Локоть утверждал, что «документация готова, находится на экспертизе». На следующий день Главгосэкспертиза России ответила на запрос Сибкрай.ru и пояснила, что документы от мэрии Новосибирска даже не поступали.


98630c34c88ecf31a0412c1bb0c40433.jpg


В сентябре 2021 года мэр заявил, что ведет тайные переговоры по строительству метро. Но выяснилось, что федеральные деньги на метро получили Нижний Новгород, Челябинск, Красноярск. Актуализировать переговоры обещали после сдачи станции метро «Спортивная».

В конце декабря 2021 года глава региона напомнил, что уже полгода ждет обещанную Локтем проектно-сметную документацию на метро, ведь без документов невозможно получить федеральное финансирование. Мэр же в ответ заявил, что без федерального финансирования у него не принимают ПСД на экспертизу. С декабря ситуация не сдвинулась с мертвой точки. Разве что Александр Мысик, ответственный за разработку документации, сообщил, что документы подготовлены, а губернатор это в очередной раз опроверг. 

В мае 2022 года глава Новосибирской области Андрей Травников констатировал, что проектно-сметная документация для строительства Дзержинской ветки метро до сих пор не готова, несмотря на заявления городских чиновников об обратном.  

30 декабря 2022 года мэр Новосибирска Анатолий Локоть назвал Дзержинскую ветку метро полуфабрикатом и признал, что ПДС на ее продление так и не готова. 

«Надо достраивать Дзержинскую линию. Дзержинская линия у нас не окончена, это полуфабрикат фактически, то есть в однопутном движении. И надо приводить все в норматив. Для этого нужно довести до ума документацию, которая, конечно, из-за того, что мы не получили своевременного финансирования, устарела. И теперь требуется переработка по современным требованиям, изменились требования, ГОСТы. Ну и деньги другие. Там много что другое. Поэтому надо достраивать эту станцию», – видимо, имея в виду станцию метро «Золотая нива», сказал мэр. 

15 июня 2023 года мэр Новосибирска Анатолий Локоть заявил, что проектная документация на продление Дзержинской линии Новосибирского метрополитена, которую мэрия актуализировала несколько лет, устарела и администрация города работает над подготовкой новой документации. При этом Локоть уточнил, что назвать сроки завершения работы над документами не может.

Продление Дзержинской линии метрополитена Новосибирска, по данным на декабрь 2021 года, оценивалась уже в 25,3 миллиарда рублей. По проекту, должны появиться станции «Гусинобродская» и «Молодежная», а также ветка в метродепо «Волочаевское». В середине июня 2023 года заместитель начальника управления пассажирских перевозок департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Михаил Никулин рассказал о судьбе будущих станций метрополитена. По его информации, первый этап проектирования включает достройку второго перегонного тоннеля между станциями «Берёзовая роща» и «Золотая Нива», строительство одного перегонного тоннеля до станции метро «Гусинобродская». По предварительной оценке, проектирование перегона обойдется в 50 миллионов рублей, а в целом проект продления Дзержинской линии (без учета метродепо) обойдется в 500-550 миллионов рублей.

 

Не «Спортивная» подготовка на Ленинской ветке

Ленинская линия Новосибирского метрополитена связывает левобережную и правобережную части города. Сейчас она состоит из восьми станций: «Площадь Маркса», «Студенческая», «Речной вокзал», «Октябрьская», «Площадь Ленина», «Красный Проспект», «Гагаринская», «Заельцовская». Согласно утвержденной Госстроем РФ в 2001 году «Схеме развития скоростного внеуличного транспорта Новосибирска до 2015 года», следующей на Ленинской линии должна быть построена станция «Площадь Станиславского». Но на сегодняшний день пока так и не открылась ни одна новая станция на Ленинской ветке. В том числе и строившаяся к не состоявшемуся Молодежному чемпионату мира по хоккею «Спортивная».

Станцию «Спортивная» начали возводить вместе с новой ледовой ареной к Молодёжному первенству мира по хоккею, который должен был состояться в 2023 году. Однако весной 2022 года Международная федерация хоккея заявила об отмене проведения чемпионата в России. Первоначально сдача метростанции «Спортивная» в эксплуатацию была запланирована на июнь 2022 года, но к сроку завершить работы строители не успели. Позднее мэр пообещал, что станцию метро «Спортивная» сдадут в сентябре. А гендиректор ООО «СпецТрансСтрой» Сергей Арапов сказал, что станцию откроют для первых матчей в новой арене в ноябре. Зимой 2023 года появилась информация о вводе к лету. В итоге пока не открыты ни станция метро, ни ЛДС. В апреле прокурор Новосибирска Роман Сивак сообщил, что ввод станции в эксплуатацию запланирован на июль 2023 года.


cyx5omvSnfo.jpg


Но 14 июня 2023 года выяснилось, что метростанция «Спортивная» за четыре месяца потеряла 2 % готовности. Так, к середине июня заказчик оценил выполнение работ в 95 %, в то время как в февральском отчете мэра города Анатолия Локтя депутатам оно оценивалось в 97 %. Кроме того, был назван новый срок окончания строительства станции – 1 октября 2023 года. Сам контракт был продлен до 31 декабря 2023 года.

При этом стоит вспомнить, что в конце 2022 года мэрия Новосибирска опубликовала постановление об изменениях, вносимых в проект планировки территории, ограниченной улицами Широкой, Станиславского, Титова и Связистов. Согласно документу, до 2030 года в эксплуатацию планируется ввести станции «Площадь Станиславского» и «Троллейная».

 

Строительство метро – политическая воля властей

По мнению доцента кафедры архитектуры НГУАДИ, члена Союза архитекторов России Игоря Поповского, без политической воли и некоторых рисков метрополитен в Новосибирске не сможет развиваться и строиться.

Проблему Дзержинской ветки он видит в том, что в процессе отведенного времени специалисты, проектировщики метро, в Новосибирске «просто прекратили быть».

«В результате некомпетентно были сделаны проекты, которые должны были корректироваться под новые нормы, под все решения. И получили соответствующие срывы в экспертизе. Ну и сейчас эта проблема продолжается, потому что давать работу в те организации, которые эту ситуацию проваливают, нет смысла, и даже опасно. Я не знаю тонкостей ситуация о том, кому и как планируется передать проектирование второго тоннеля от "Березовой Рощи" до "Золотой Нивы", но этот процесс происходит», – отметил Сибкрай.ru архитектор.

Что касается станции «Спортивная», то Поповский уверен, что ее не торопятся сдавать из-за неготовности ЛДС – пока новая ледовая арена не заработает, на станции не будет нужного трафика.

«Там есть парк, но до него сейчас люди добираться другим способом. И в этом отношении без ЛДС прямо можно не торопиться эту станцию сдавать. А те проблемы, которые там есть, с теми же эскалаторами, это наши проблемы в конкурсах, тендерах», – уверен он.

При этом Игорь Поповский отметил, что если оценивать ситуацию по метро в целом, то в России, по его словам, ситуация с метро хорошая только в Москве и частично в Санкт-Петербурге.

«Но вы сами понимаете, что у Москвы бюджет 3 триллиона рублей и он не дефицитный. А наш бюджет дефицитный. Наш регион не является донором, у нас 23 региона-донора, но Новосибирская область таковым регионом не является. И соответственно мы полностью зависим от федерального финансирования. Конечно, можно было бы рискнуть и взять на это кредиты. Кстати, нам это предлагают. Тогда нужно понимать, как эти кредиты выплачивать и чем рисковать. Потому что дорожная инфраструктура у нас тоже не в очень приятном положении. У нас много проблем, помимо метро. Последний губернатор, который очень рискованно шел в этом плане, это был Василий Юрченко. Он даже предполагал концессию по метро. Но концессии в Новосибирской области зарекомендовали себя не с лучшей стороны. Естественно, политическая воля губернатора – это большая ситуация, которая может дело метро продвинуть, изменить ситуацию. И этот момент полностью на политической воле руководства города и самого губернатора», – считает архитектор.


ELI_14200148-6477fa38d457a.jpg


При этом эксперт считает очень важным закончить Дзержинскую линию Новосибирского метрополитена и построить метродепо.

«Потому что сейчас без второго метродепо поезда стоят в отстойниках. Все это грозит возможной технократической катастрофой когда-нибудь. Потому что обслуживание поездов должно быть на должном уровне. Наше метро, я бы сказал, по технической оснащенности и безопасности очень хорошее. И продление метро по Дзержинской линии, продление в сторону "Снегирей" и в сторону Троллейного жилмассива даст очень хороший эффект, потому что сами понимаете у нас зима очень тяжелая, пробки, транспортная инфраструктура, мягко говоря, плохо справляется и даже выделенные полосы не спасают. Я не являюсь пессимистом, и тем не менее у меня мало уверенности, что до 2030 года мероприятия по генплану, связанные с метро, будут выполнены. У меня в этом есть сомнения. Но если до 2030 года окончательно построится Дзержинская ветка в сторону Молодежного МЖК и там построится депо, это будет очень-очень большой рывок. Это, во-первых, две станции, а, во-вторых, это колоссальный жилой район. И это позволит улучшить логистику города. И в этом отношении, это было бы прямо прорывом», – сказал он.

Необходимо решать ситуацию с доступностью метро и в левобережной части города. При этом строить новую линию, по мнению Поповского, значит реконструировать старую линию и вести новые линии, например, через реку Тула.

«Это все очень сложно. Поэтому Ленинская линия с точки зрения экономического, эффективного и, я бы сказал, недорого продолжения, это, конечно Станиславский и Троллейный жилмассивы. Это было бы абсолютно логично. Точно также и продолжение Ленинской линии в сторону "Снегирей" было бы неплохим результатом. Но тут нужно задействовать всех застройщиков городского аэропорта. Потому что для них это создает очень благоприятные условия и они в этом заинтересованы. И город, конечно, мог бы создать какие-то договорные отношения по этим территориям. И я опять же скажу, что это процесс политической воли. Новосибирское метро строилось всегда, начиная с советского периода, с политической воли глав региона и мэров города. И там, безусловно, без рисков не происходит. И население очень сильно обращает на это внимание, критикуют, существуют и оппозиционные взгляды. Но большие инфраструктурные объекты, которые действительно могут развить логистику города, они важны и с точки зрения развития рабочих мест, и развития местного производства, и с точки зрения последующих изменений в городе», – уверен Игорь Поповский.


У мэра Новосибирска Анатолия Локтя как-то не складываются отношения с метрополитеном. За время его нахождения в кресле градоначальника не было запущено ни одной станции метрополитена, а обещанная «Спортивная» будет сдана (в лучшем случае) осенью. О продлении Дзержинской ветки и вовсе можно слагать легенды. К тому же, в последнее время слова «мэр» и «ПСД» (проектно-сметная документация) идут бок о бок, когда речь заходит о Новосибирском метрополитене.

Новосибирский метрополитен был введен в эксплуатацию в декабре 1985 года. В настоящее время новосибирская подземка состоит из двух веток и 13 работающих станций. Тринадцатая станция – «Золотая Нива» – была введена в эксплуатацию в феврале 2011 года. Четырнадцатая станция – «Спортивная» – сейчас находится в стадии строительства. За 2022 год метро перевезло 77,3 миллиона пассажиров. Новосибирский метрополитен является третьим по загруженности в России. Всего за годы работы метро в Новосибирске перевезло уже более двух с половиной миллиардов пассажиров. И в последние годы пассажиропоток продолжает расти. Чего не скажешь о самом метрополитене.

Отметим, что согласно постановлению совета министров СССР от 30 марта 1981 года, Новосибметропроектом была разработана и утверждена правительством генеральная схема развития метрополитена в Новосибирске. По этой схеме, новосибирская подземка должна состоять из пяти линий протяженностью 91,4 километра: Ленинская и Дзержинская, а также Первомайская, Октябрьская и Кировская.

По данным департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска, в соответствии с действующим генпланом полная схема метрополитена предусматривает три линии, 46 станций и четыре электродепо. Планы по строительству были разделены на три этапа: первый – до 2030 года, второй – до 2050 года, третий – после 2050 года.

До 2030 года планируется продлить Дзержинскую ветку от станции «Золотая Нива» до улицы Коминтерна на две станции – «Гусинобродская» и «Молодежная». Также должно появиться метродепо «Волочаевская». Ленинская ветка должна быть продлена от станции «Площадь Маркса» до улицы Троллейной – запланированы станции «Площадь Станиславского» и «Троллейная». За станцией «Заельцовская» должна появиться станция «Северная».

К 2050 году, согласно генплану города, на Ленинской линии должны появиться также станции «Авиационная», «Космическая» и «Родники», а также «Связистов» и «Чистая Слобода.

В апреле 2018 года новосибирские областные власти заявляли, что в левобережной части Новосибирска появится еще одна линия метрополитена – Кировская. Подчеркивалось, что «это не слухи, а стратегические перспективы», но уточнялось, что перспектива эта более долгая, чем, например, другие этапы развития метро в Новосибирске.

На первом этапе тогда стояла достройка Дзержинской линии, так как заявлялось, что проектно-сметная документация полностью разработана. К тому же, там есть проблемы – последние перегоны однотоннельные и не позволяют полностью использовать способности метро. Вторым этапом развития метро значилась достройка Ленинской линии на левом берегу, начиная от «Карла Маркса». И третий этап – строительство Кировской линии (перспектива примерно 2025−2030 годов).


История, длиною в Дзержинскую линию

Дзержинская линия метро сейчас состоит из пяти станций: «Площадь Гарина-Михайловского» – «Сибирская» – «Маршала Покрышкина» – «Березовая роща» – «Золотая Нива».

Последняя станция на этой ветке – «Золотая Нива» – была сдана в феврале 2011 года. Сейчас на ней до сих пор не достроен второй перегонный тоннель.

При этом Дзержинская линия Новосибирского метрополитена может претендовать на звание «самой длительно обсуждаемой» в мире. В 2013 году проектом строительства участка ее продления занималось ООО «Красноярскметропроект». В октябре 2013 года проектировщик был оштрафован на 7 миллионов рублей за срыв сроков и некачественную работу.

В августе 2017 года власти города вспомнили о проекте и даже заявили, что нашли инвестора.

В феврале 2019 года на тот момент руководитель транспортного департамента мэрии Роман Дронов сообщил, что проект достройки линии не одобрен Главгосэкспертизой. По его словам, ПСД была актуализирована, но не получила положительного заключения. Это в мэрии объяснили технической ошибкой при отправке документов – был загружен отсканированный вариант в PDF, а нужно было его перед отправкой обработать в специальной программе. Чтобы как-то оправдать этот провал, на тот момент глава МУП «УЗСПТС» Александр Мысик (в настоящее время в отношении него возбуждено и расследуется несколько уголовных дел – примечание редакции) заявил, что проектировщик давно уже умер и спросить не у кого. Тогда Сибкрай.ru отыскал проектную организацию из Красноярска, у которого вся информация сохранилась в архиве. По данным представителей этой компании, новосибирская мэрия к ним даже не обращалась.

Довольно длительное время мэрия и в частности глава города Анатолий Локоть заявляли о готовности проектно-сметной документации по этой ветке. Кроме того, на протяжении года губернатор Новосибирской области Андрей Травников спрашивал у мэра Локтя о подготовке документов для экспертизы. 12 июля 2021 года на оперативном совещании в региональном правительстве градоначальник обещал в ближайшее время предоставить проектно-сметную документацию Травникову. Тогда Локоть утверждал, что «документация готова, находится на экспертизе». На следующий день Главгосэкспертиза России ответила на запрос Сибкрай.ru и пояснила, что документы от мэрии Новосибирска даже не поступали.


98630c34c88ecf31a0412c1bb0c40433.jpg


В сентябре 2021 года мэр заявил, что ведет тайные переговоры по строительству метро. Но выяснилось, что федеральные деньги на метро получили Нижний Новгород, Челябинск, Красноярск. Актуализировать переговоры обещали после сдачи станции метро «Спортивная».

В конце декабря 2021 года глава региона напомнил, что уже полгода ждет обещанную Локтем проектно-сметную документацию на метро, ведь без документов невозможно получить федеральное финансирование. Мэр же в ответ заявил, что без федерального финансирования у него не принимают ПСД на экспертизу. С декабря ситуация не сдвинулась с мертвой точки. Разве что Александр Мысик, ответственный за разработку документации, сообщил, что документы подготовлены, а губернатор это в очередной раз опроверг. 

В мае 2022 года глава Новосибирской области Андрей Травников констатировал, что проектно-сметная документация для строительства Дзержинской ветки метро до сих пор не готова, несмотря на заявления городских чиновников об обратном.  

30 декабря 2022 года мэр Новосибирска Анатолий Локоть назвал Дзержинскую ветку метро полуфабрикатом и признал, что ПДС на ее продление так и не готова. 

«Надо достраивать Дзержинскую линию. Дзержинская линия у нас не окончена, это полуфабрикат фактически, то есть в однопутном движении. И надо приводить все в норматив. Для этого нужно довести до ума документацию, которая, конечно, из-за того, что мы не получили своевременного финансирования, устарела. И теперь требуется переработка по современным требованиям, изменились требования, ГОСТы. Ну и деньги другие. Там много что другое. Поэтому надо достраивать эту станцию», – видимо, имея в виду станцию метро «Золотая нива», сказал мэр. 

15 июня 2023 года мэр Новосибирска Анатолий Локоть заявил, что проектная документация на продление Дзержинской линии Новосибирского метрополитена, которую мэрия актуализировала несколько лет, устарела и администрация города работает над подготовкой новой документации. При этом Локоть уточнил, что назвать сроки завершения работы над документами не может.

Продление Дзержинской линии метрополитена Новосибирска, по данным на декабрь 2021 года, оценивалась уже в 25,3 миллиарда рублей. По проекту, должны появиться станции «Гусинобродская» и «Молодежная», а также ветка в метродепо «Волочаевское». В середине июня 2023 года заместитель начальника управления пассажирских перевозок департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Михаил Никулин рассказал о судьбе будущих станций метрополитена. По его информации, первый этап проектирования включает достройку второго перегонного тоннеля между станциями «Берёзовая роща» и «Золотая Нива», строительство одного перегонного тоннеля до станции метро «Гусинобродская». По предварительной оценке, проектирование перегона обойдется в 50 миллионов рублей, а в целом проект продления Дзержинской линии (без учета метродепо) обойдется в 500-550 миллионов рублей.

 

Не «Спортивная» подготовка на Ленинской ветке

Ленинская линия Новосибирского метрополитена связывает левобережную и правобережную части города. Сейчас она состоит из восьми станций: «Площадь Маркса», «Студенческая», «Речной вокзал», «Октябрьская», «Площадь Ленина», «Красный Проспект», «Гагаринская», «Заельцовская». Согласно утвержденной Госстроем РФ в 2001 году «Схеме развития скоростного внеуличного транспорта Новосибирска до 2015 года», следующей на Ленинской линии должна быть построена станция «Площадь Станиславского». Но на сегодняшний день пока так и не открылась ни одна новая станция на Ленинской ветке. В том числе и строившаяся к не состоявшемуся Молодежному чемпионату мира по хоккею «Спортивная».

Станцию «Спортивная» начали возводить вместе с новой ледовой ареной к Молодёжному первенству мира по хоккею, который должен был состояться в 2023 году. Однако весной 2022 года Международная федерация хоккея заявила об отмене проведения чемпионата в России. Первоначально сдача метростанции «Спортивная» в эксплуатацию была запланирована на июнь 2022 года, но к сроку завершить работы строители не успели. Позднее мэр пообещал, что станцию метро «Спортивная» сдадут в сентябре. А гендиректор ООО «СпецТрансСтрой» Сергей Арапов сказал, что станцию откроют для первых матчей в новой арене в ноябре. Зимой 2023 года появилась информация о вводе к лету. В итоге пока не открыты ни станция метро, ни ЛДС. В апреле прокурор Новосибирска Роман Сивак сообщил, что ввод станции в эксплуатацию запланирован на июль 2023 года.


cyx5omvSnfo.jpg


Но 14 июня 2023 года выяснилось, что метростанция «Спортивная» за четыре месяца потеряла 2 % готовности. Так, к середине июня заказчик оценил выполнение работ в 95 %, в то время как в февральском отчете мэра города Анатолия Локтя депутатам оно оценивалось в 97 %. Кроме того, был назван новый срок окончания строительства станции – 1 октября 2023 года. Сам контракт был продлен до 31 декабря 2023 года.

При этом стоит вспомнить, что в конце 2022 года мэрия Новосибирска опубликовала постановление об изменениях, вносимых в проект планировки территории, ограниченной улицами Широкой, Станиславского, Титова и Связистов. Согласно документу, до 2030 года в эксплуатацию планируется ввести станции «Площадь Станиславского» и «Троллейная».

 

Строительство метро – политическая воля властей

По мнению доцента кафедры архитектуры НГУАДИ, члена Союза архитекторов России Игоря Поповского, без политической воли и некоторых рисков метрополитен в Новосибирске не сможет развиваться и строиться.

Проблему Дзержинской ветки он видит в том, что в процессе отведенного времени специалисты, проектировщики метро, в Новосибирске «просто прекратили быть».

«В результате некомпетентно были сделаны проекты, которые должны были корректироваться под новые нормы, под все решения. И получили соответствующие срывы в экспертизе. Ну и сейчас эта проблема продолжается, потому что давать работу в те организации, которые эту ситуацию проваливают, нет смысла, и даже опасно. Я не знаю тонкостей ситуация о том, кому и как планируется передать проектирование второго тоннеля от "Березовой Рощи" до "Золотой Нивы", но этот процесс происходит», – отметил Сибкрай.ru архитектор.

Что касается станции «Спортивная», то Поповский уверен, что ее не торопятся сдавать из-за неготовности ЛДС – пока новая ледовая арена не заработает, на станции не будет нужного трафика.

«Там есть парк, но до него сейчас люди добираться другим способом. И в этом отношении без ЛДС прямо можно не торопиться эту станцию сдавать. А те проблемы, которые там есть, с теми же эскалаторами, это наши проблемы в конкурсах, тендерах», – уверен он.

При этом Игорь Поповский отметил, что если оценивать ситуацию по метро в целом, то в России, по его словам, ситуация с метро хорошая только в Москве и частично в Санкт-Петербурге.

«Но вы сами понимаете, что у Москвы бюджет 3 триллиона рублей и он не дефицитный. А наш бюджет дефицитный. Наш регион не является донором, у нас 23 региона-донора, но Новосибирская область таковым регионом не является. И соответственно мы полностью зависим от федерального финансирования. Конечно, можно было бы рискнуть и взять на это кредиты. Кстати, нам это предлагают. Тогда нужно понимать, как эти кредиты выплачивать и чем рисковать. Потому что дорожная инфраструктура у нас тоже не в очень приятном положении. У нас много проблем, помимо метро. Последний губернатор, который очень рискованно шел в этом плане, это был Василий Юрченко. Он даже предполагал концессию по метро. Но концессии в Новосибирской области зарекомендовали себя не с лучшей стороны. Естественно, политическая воля губернатора – это большая ситуация, которая может дело метро продвинуть, изменить ситуацию. И этот момент полностью на политической воле руководства города и самого губернатора», – считает архитектор.


ELI_14200148-6477fa38d457a.jpg


При этом эксперт считает очень важным закончить Дзержинскую линию Новосибирского метрополитена и построить метродепо.

«Потому что сейчас без второго метродепо поезда стоят в отстойниках. Все это грозит возможной технократической катастрофой когда-нибудь. Потому что обслуживание поездов должно быть на должном уровне. Наше метро, я бы сказал, по технической оснащенности и безопасности очень хорошее. И продление метро по Дзержинской линии, продление в сторону "Снегирей" и в сторону Троллейного жилмассива даст очень хороший эффект, потому что сами понимаете у нас зима очень тяжелая, пробки, транспортная инфраструктура, мягко говоря, плохо справляется и даже выделенные полосы не спасают. Я не являюсь пессимистом, и тем не менее у меня мало уверенности, что до 2030 года мероприятия по генплану, связанные с метро, будут выполнены. У меня в этом есть сомнения. Но если до 2030 года окончательно построится Дзержинская ветка в сторону Молодежного МЖК и там построится депо, это будет очень-очень большой рывок. Это, во-первых, две станции, а, во-вторых, это колоссальный жилой район. И это позволит улучшить логистику города. И в этом отношении, это было бы прямо прорывом», – сказал он.

Необходимо решать ситуацию с доступностью метро и в левобережной части города. При этом строить новую линию, по мнению Поповского, значит реконструировать старую линию и вести новые линии, например, через реку Тула.

«Это все очень сложно. Поэтому Ленинская линия с точки зрения экономического, эффективного и, я бы сказал, недорого продолжения, это, конечно Станиславский и Троллейный жилмассивы. Это было бы абсолютно логично. Точно также и продолжение Ленинской линии в сторону "Снегирей" было бы неплохим результатом. Но тут нужно задействовать всех застройщиков городского аэропорта. Потому что для них это создает очень благоприятные условия и они в этом заинтересованы. И город, конечно, мог бы создать какие-то договорные отношения по этим территориям. И я опять же скажу, что это процесс политической воли. Новосибирское метро строилось всегда, начиная с советского периода, с политической воли глав региона и мэров города. И там, безусловно, без рисков не происходит. И население очень сильно обращает на это внимание, критикуют, существуют и оппозиционные взгляды. Но большие инфраструктурные объекты, которые действительно могут развить логистику города, они важны и с точки зрения развития рабочих мест, и развития местного производства, и с точки зрения последующих изменений в городе», – уверен Игорь Поповский.


Новости партнеров

В России и мире

Как не погубить свое здоровье на сидячей работе: 4 простых приема
4 знака Зодиака, представительницы которых будут самыми лучшими мамами
Как повысить самооценку: 5 простых решений для перехода на новый уровень жизни и осознанности
Вещи, которые лишают вас больших денег и ведут к бедности
Признаки того, что нам не хватает витамина D, и ваше физическое и психическое здоровье под угрозой
Ангельские души: эти знаки Зодиака легко забывают обиды и дают второй шанс
Как вылечить суставы без лекарств? Приготовьте этот волшебный эликсир, и забудете о боли
90% женщин совершают одну и ту же глупую ошибку! Почему нельзя начинать новые отношения сразу после расставания
Народная артистка продает квартиру в Москве — не будут на нее звезды удивленно смотреть
Когда хотели как лучше, а растения все равно погибли: 5 грубых ошибок при использовании фитолампы