Депутаты Заксобрания Новосибирской области решили поддержать обращение коллег из Ленинградской области к председателю экологического комитета Госдумы. Они просят разобраться, является ли свежий бурелом валежником.
В четверг, 8 июня, сессия Заксобрания Новосибирской области единогласно поддержала обращение коллег из парламента Ленинградской области к председателю комитета Госдумы РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрию Кобылкину «О проблемах применения нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с заготовкой и сбором гражданами валежника для собственных нужд, и необходимости совершенствования федерального законодательства в указанной сфере».
С докладом выступил зампред Законодательного собрания Новосибирской области Владимир Карпов
«Данная проблематика актуальна и для нас, и мы неоднократно рассматривали эти вопросы. Между тем правовое регулирование вопроса сбора валежника продолжает оставаться актуальным. И то, что коллеги из Ленинградской области такое обращение подготовили, это заслуживает нашей поддержки», – сказал он.
63 народных избранника проголосовали «за».
Суть обращения сводится к тому, что в законодательстве нет четкого определения для термина «валежник». Единственным нормативным актом, в котором это определение имеется, является приказ №496 Минприроды РФ «об утверждении Правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов». Там под валежником понимаются «остатки стволов деревьев, сучьев, не являющиеся порубочными остатками в местах проведения лесосечных работ, и (или) образовавшиеся вследствие естественного отмирания деревьев, при их повреждении вредными организмами, буреломе, снеговале, и других природных явлений». При этом использование союза «и (или)» означает, что дерево, чтобы быть отнесенным к валежнику, не обязательно должно иметь признаки естественного отмирания.
«Очевидно, что деревья, отнесенные к категории “свежий бурелом” или “свежий ветровал”, в течение определенного времени являются жизнеспособными, сохраняют свою ликвидность и могут быть преобразованы в деловую древесину, вследствие чего возможность их заготовки гражданами в качестве валежника исключается», – сказано в тексте обращения.
Также, согласно постановлению правительства РФ № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда лесам и находящимся в них природных объектов, вследствие нарушения лесного законодательства», определены таксы для исчисления размера вреда. В соответствии с указанным нормативным актом, присвоение древесины ветровальных деревьев требует возмещения вреда по ставкам оплаты за единицу объема лесных ресурсов.
Авторы обращения предложили, чтобы в Лесном Кодексе валежник определялся как «лежащие на поверхности земли, утратившие жизнеспособность, товарную ценность и свойства деловой древесины остатки стволов деревьев и (или) их части, образовавшиеся в результате неблагоприятных факторов окружающей среды и (или) антропогенных факторов, либо вследствие естественных биологических процессов».
А вопрос об отнесении к категории «валежник» порубочных остатков в местах проведения лесосечных работ, требует дальнейшего обсуждения.
Кроме того, парламентарии считают, что нужно отрегулировать вопрос, связанный с возможностью использования гражданами инструментов для заготовки валежника и техники для транспортировки его из леса, и внести ряд изменений в Правила санитарной безопасности в лесах.
Поэтому, по мнению депутатов, процесс заготовки и сбора гражданами валежника для собственных нужд требует контроля.
«В целях обеспечения единообразного правового регулирования отношений, связанных с заготовкой и сбором гражданами валежника для собственных нужд, предлагается передать полномочия по установлению порядка его заготовки и сбора правительству Российской Федерации», – подчеркивают авторы обращения.
В четверг, 8 июня, сессия Заксобрания Новосибирской области единогласно поддержала обращение коллег из парламента Ленинградской области к председателю комитета Госдумы РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрию Кобылкину «О проблемах применения нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с заготовкой и сбором гражданами валежника для собственных нужд, и необходимости совершенствования федерального законодательства в указанной сфере».
С докладом выступил зампред Законодательного собрания Новосибирской области Владимир Карпов
«Данная проблематика актуальна и для нас, и мы неоднократно рассматривали эти вопросы. Между тем правовое регулирование вопроса сбора валежника продолжает оставаться актуальным. И то, что коллеги из Ленинградской области такое обращение подготовили, это заслуживает нашей поддержки», – сказал он.
63 народных избранника проголосовали «за».
Суть обращения сводится к тому, что в законодательстве нет четкого определения для термина «валежник». Единственным нормативным актом, в котором это определение имеется, является приказ №496 Минприроды РФ «об утверждении Правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов». Там под валежником понимаются «остатки стволов деревьев, сучьев, не являющиеся порубочными остатками в местах проведения лесосечных работ, и (или) образовавшиеся вследствие естественного отмирания деревьев, при их повреждении вредными организмами, буреломе, снеговале, и других природных явлений». При этом использование союза «и (или)» означает, что дерево, чтобы быть отнесенным к валежнику, не обязательно должно иметь признаки естественного отмирания.
«Очевидно, что деревья, отнесенные к категории “свежий бурелом” или “свежий ветровал”, в течение определенного времени являются жизнеспособными, сохраняют свою ликвидность и могут быть преобразованы в деловую древесину, вследствие чего возможность их заготовки гражданами в качестве валежника исключается», – сказано в тексте обращения.
Также, согласно постановлению правительства РФ № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда лесам и находящимся в них природных объектов, вследствие нарушения лесного законодательства», определены таксы для исчисления размера вреда. В соответствии с указанным нормативным актом, присвоение древесины ветровальных деревьев требует возмещения вреда по ставкам оплаты за единицу объема лесных ресурсов.
Авторы обращения предложили, чтобы в Лесном Кодексе валежник определялся как «лежащие на поверхности земли, утратившие жизнеспособность, товарную ценность и свойства деловой древесины остатки стволов деревьев и (или) их части, образовавшиеся в результате неблагоприятных факторов окружающей среды и (или) антропогенных факторов, либо вследствие естественных биологических процессов».
А вопрос об отнесении к категории «валежник» порубочных остатков в местах проведения лесосечных работ, требует дальнейшего обсуждения.
Кроме того, парламентарии считают, что нужно отрегулировать вопрос, связанный с возможностью использования гражданами инструментов для заготовки валежника и техники для транспортировки его из леса, и внести ряд изменений в Правила санитарной безопасности в лесах.
Поэтому, по мнению депутатов, процесс заготовки и сбора гражданами валежника для собственных нужд требует контроля.
«В целях обеспечения единообразного правового регулирования отношений, связанных с заготовкой и сбором гражданами валежника для собственных нужд, предлагается передать полномочия по установлению порядка его заготовки и сбора правительству Российской Федерации», – подчеркивают авторы обращения.
Напомним, сбор валежника разрешен федеральным законом, вступившим в силу с 1 января 2019 года. Под валежником понимаются упавшие в силу естественных причин стволы деревьев или их части. Когда этот законопроект обсуждался в первом чтении, он вызвал бурные дискуссии. Особенно обсуждался вопрос, относятся ли к валежнику крупные деревья, поваленные ветром. И хотя депутаты приняли решение без каких-либо дополнительных дебатов, к законопроекту планировали вернуться.
В первый год после принятия закона новосибирцы заготовили 12 тысяч кубов валежника, к такому выводу пришло профильное министерство, проанализировав снижение спроса на дрова.