Нейросети полюбились новосибирским школьникам. Многие из них доверяют технологиям свои домашние задания. При этом некоторые педагоги считают, что нейросеть навредит качеству образования и планируют ужесточить контроль за детьми.
Школьные учителя начали тревожиться за будущее детей из-за роста популярности различных нейросетей. Ученики рассказывают в социальных сетях о том, как удалось получить «пятерку» за написанное нейросетью сочинение. Педагоги опасаются, что школьники вообще перестанут думать своей головой.
Доцент кафедры дискретной математики и информатики СУНЦ НГУ Евгений Павловский уверен, что нейросети могут навредить образованию. По его мнению, теперь еще больше ответственности ляжет на плечи родителей и учителей.
«Ученики еще не доросли до той степени воспитания, когда включается самоконтроль. Ученик должен осознавать, что пользоваться какими-то средствами автоматизации при выполнении заданий – неэтично. Проблема в том, что школьники не всегда способны сами определить, где проходит грань между этичным и неэтичным. Поэтому преподавателям информатики и других предметов важно отслеживать этот момент воспитательно. Мы в СУНЦ НГУ просим школьников выполнять задания самостоятельно и контролируем это, потому что только так наши ученики приобретают те навыки, которые мы хотим и можем им дать. Активное развитие мощных интеллектуальных сервисов – нейросетей – это фактор, который заставляет больше времени уделить воспитанию, обращать больше внимания на этические моменты. Ничто кроме морально-этических норм не сдержит человека от противоправного использования нейросетей, от обмана преподавателя. И в этом плане, может быть, пришло время вспомнить практики Антона Семёнович Макаренко, у которого подлинное воспитание строилось через деятельность и сознание важности вклада каждого в результаты всего коллектива. И, кажется, пришло время осознать и развивать такую систему воспитания, которая будет понятной и доступной для школьников», – высказал Atas.info свое мнение Павловский.
Он признался, что уже ловил учеников на списывании через нейросеть, но пока это были единичные случаи.
Педагоги единогласно говорят, что усилят контроль за учениками. Для определения того, списана работа или нет, им придется устанавливать авторство выполнения задания, а это добавит работы. Они также планируют спрашивать школьников очно о содержании работы, если появятся сомнения. Ужесточиться могут и контрольные работы, как на ЕГЭ – под тщательным надзором, досмотром и без телефонов.
При этом доцент кафедры математических наук СУНЦ НГУ Игорь Ляпунов уже нашел ошибки в задачах, решенных нейросетью.
«Простые задачи по математике нейросеть решает влет по фото с полной записью решения, а вот задачи с подвохом ей пока не по зубам. Как-то мы дали ей обычную экзаменационную задачу для учеников СУНЦ НГУ – выдала неверные алгоритмы и ответы. Видимо, ее создатели сами не очень грамотны», – заявил Ляпунов.
А учительница русского языка и литературы гимназии №12 в Новосибирске Юлия Татарова отмечает, что распознать списанные сочинения можно по стилю написания.
«В большинстве случаев, если дети не привыкли писать академические сочинения, то легко определяется сам написал или нет. Даже за него это сделала не нейросеть, а кто-то другой, просто списал – это сразу видно по стилистике. Но есть отдельные дети, которые умеют изначально хорошо писать, грамотно, то здесь не всегда можно заметить подвох», – объяснила она.
Татарова также рассказала, что во время дистанционного обучения некоторые учащиеся пытались сдать на проверку написанные нейросетью курсовые работы, однако их сразу вычисляли.
При этом некоторые эксперты не считают нейросеть угрозой для образования. Даже уверены, что такие технологии можно использовать в образовательных целях. А списать ученики всегда могли и без нейросетей со шпаргалок и ГДЗ.
«Я пока ничего плохо в нейросети не вижу. Всегда приходит что-то новое и оно вселяет страхи. Но я точно могу сказать, когда пишется сочинение в школе, списать таким образом невозможно. А если нейросеть написала сочинение за ученика, то ему как минимум самому выучить его надо, чтобы как-надо записать. И еще не факт, что его это спасет, так или иначе это творческая работа. Его могут очно спросить о том, как сделал и все станет понятно о знаниях. Нейросетью пользоваться не запрещено, дети могут также списывать со шпаргалок и ГДЗ», – такого мнения придерживается министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук.