Жители Новосибирска с нетерпением ждут запуск новой станции метрополитена. С 2020 года уже несколько раз переносили торжественное открытие, а сейчас ввод объекта отложен на неопределенное время. Почему заказчик искусственно затягивает сроки сдачи важнейшего объекта и не продлевает срок выполнения работ подрядчику по контракту?
С конца 2019 года все работы по строительству станции «Спортивная» производились ООО «СпецТрансСтрой». Заказчик контракта муниципальное предприятие города Новосибирска «Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры» (МП «Метро МиР») согласно проектной документации разделил строительство станции метрополитена на 4 этапа – 4 муниципальных контракта.
Первые три этапа ООО «СпецТрансСтрой» выполнены, а с января 2022 года идет четвертый, заключительный этап, включающий обустройство новой станции, пусконаладку и т. д. Практически весь объем работ на «Спортивной» выполнен, но подрядчик не сможет сдать объект заказчику из-за отсутствия документации, получившей положительное заключение Главгосэкспертизы касаемо внесенных изменений в ранее выданную проектную документацию. Без этой процедуры станцию не смогут сдать в эксплуатацию. Об этом ООО «СпецТрансСтрой» неоднократно сообщало заказчику.
В процессе выполнения работ по контракту возникла необходимость корректировки проектной и технической документации, при этом изменения существенным образом отличались от проектных. Кроме того, часть проектной документации (утвержденной строительной экспертизой еще в 2018 году) была изменена в соответствии с современными требованиями. Эти изменения должны были пройти экспертизу в силу прямого указания закона. Провести все необходимые процедуры должны были проектировщик и заказчик. При этом изменения, внесенные в проект непосредственно заказчиком, до настоящего времени не получили положительного заключения государственной экспертизы.
Тем временем за неисполнение сроков контракта ООО «СпецТрансСтрой» подвергается проверкам прокуратуры, а также вынесено решение о наложении административного штрафа за неисполнение сроков контракта в объеме 13,5 миллиона рублей. Размер штрафа определен исходя из суммы не исполненных обязательств.
В свою очередь, генеральный директор ООО «СпецТрансСтрой» Сергей Арапов объясняет неисполнение сроков контракта рядом причин, на которые подрядчик не мог повлиять.
«Это санкции, политическая обстановка, и уход многих производителей оборудования, предусмотренного в рамках реализации проекта, с российского рынка. Мы нашли варианты совмещения текущего проектного оборудования с российским ПО, нашли отечественных производителей для замены проектного оборудования, поставили его. По крупицам собирали у поставщиков оборудование, многое из которого производят только в Европе, а в России на складах его не было в нужных объемах. Под эти замены приходилось практически полностью перерабатывать проекты, сметную документацию, пересогласовывать ее с заказчиком и направлять в производство работ. И на это, чтобы устранить замечания и совместить системы, согласования занимали не одну неделю», – отметил Сергей Арапов.
При этом самостоятельная замена подрядчиком оборудования, предусмотренного контрактом, прошедшего экспертизу и снятого с производства, действующим законодательством не предусмотрена.
В 2022 году на сессии Законодательного собрания Новосибирской области депутатами принято решение о выделении дополнительных денежных средств на строительство станции «Спортивная», а в октябре 2022 года решением Совета депутатов города Новосибирска денежные средства доведены на объект. В конце 2022 года мэр Новосибирска Анатолий Локоть подписал распоряжение об увеличении цены контракта, а также приняли решение продлить срок действия муниципального контракта – подготовить дополнительное соглашение на продление срока выполнения работ.
«Мы не раз обращались в адрес заказчика с предложением подписания дополнительного соглашения о продлении срока выполнения работ. В настоящее время заказчик обязанность по продлению сроков выполнения работ не выполнил и соглашение не заключил. Сейчас нам вынесено решение о наложении административного штрафа за неисполнение сроков контракта в объеме 13,5 млн рублей. Мы планируем обжаловать решение суда и надеемся, что к нам не будут применять радикальные штрафные санкции, которые могут оказаться фатальными», – уточнил Сергей Арапов.
Отметим, что ООО «СпецТрансСтрой» является генеральным подрядчиком по строительству многих социально значимых объектов в городе Новосибирске и Новосибирской области, которые финансируются из федерального и муниципального бюджетов, контроль за строительством осуществляется правительством РФ в рамках исполнения национальных проектов, а бездействие заказчика по строительству станции «Спортивная» может привести к банкротству ООО «СпецТрансСтрой», а также к расторжению действующих контрактов – к срыву сроков строительства, сдачи в эксплуатацию социально-значимых объектов в регионе.
Жители Новосибирска с нетерпением ждут запуск новой станции метрополитена. С 2020 года уже несколько раз переносили торжественное открытие, а сейчас ввод объекта отложен на неопределенное время. Почему заказчик искусственно затягивает сроки сдачи важнейшего объекта и не продлевает срок выполнения работ подрядчику по контракту?
С конца 2019 года все работы по строительству станции «Спортивная» производились ООО «СпецТрансСтрой». Заказчик контракта муниципальное предприятие города Новосибирска «Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры» (МП «Метро МиР») согласно проектной документации разделил строительство станции метрополитена на 4 этапа – 4 муниципальных контракта.
Первые три этапа ООО «СпецТрансСтрой» выполнены, а с января 2022 года идет четвертый, заключительный этап, включающий обустройство новой станции, пусконаладку и т. д. Практически весь объем работ на «Спортивной» выполнен, но подрядчик не сможет сдать объект заказчику из-за отсутствия документации, получившей положительное заключение Главгосэкспертизы касаемо внесенных изменений в ранее выданную проектную документацию. Без этой процедуры станцию не смогут сдать в эксплуатацию. Об этом ООО «СпецТрансСтрой» неоднократно сообщало заказчику.
В процессе выполнения работ по контракту возникла необходимость корректировки проектной и технической документации, при этом изменения существенным образом отличались от проектных. Кроме того, часть проектной документации (утвержденной строительной экспертизой еще в 2018 году) была изменена в соответствии с современными требованиями. Эти изменения должны были пройти экспертизу в силу прямого указания закона. Провести все необходимые процедуры должны были проектировщик и заказчик. При этом изменения, внесенные в проект непосредственно заказчиком, до настоящего времени не получили положительного заключения государственной экспертизы.
Тем временем за неисполнение сроков контракта ООО «СпецТрансСтрой» подвергается проверкам прокуратуры, а также вынесено решение о наложении административного штрафа за неисполнение сроков контракта в объеме 13,5 миллиона рублей. Размер штрафа определен исходя из суммы не исполненных обязательств.
В свою очередь, генеральный директор ООО «СпецТрансСтрой» Сергей Арапов объясняет неисполнение сроков контракта рядом причин, на которые подрядчик не мог повлиять.
«Это санкции, политическая обстановка, и уход многих производителей оборудования, предусмотренного в рамках реализации проекта, с российского рынка. Мы нашли варианты совмещения текущего проектного оборудования с российским ПО, нашли отечественных производителей для замены проектного оборудования, поставили его. По крупицам собирали у поставщиков оборудование, многое из которого производят только в Европе, а в России на складах его не было в нужных объемах. Под эти замены приходилось практически полностью перерабатывать проекты, сметную документацию, пересогласовывать ее с заказчиком и направлять в производство работ. И на это, чтобы устранить замечания и совместить системы, согласования занимали не одну неделю», – отметил Сергей Арапов.
При этом самостоятельная замена подрядчиком оборудования, предусмотренного контрактом, прошедшего экспертизу и снятого с производства, действующим законодательством не предусмотрена.
В 2022 году на сессии Законодательного собрания Новосибирской области депутатами принято решение о выделении дополнительных денежных средств на строительство станции «Спортивная», а в октябре 2022 года решением Совета депутатов города Новосибирска денежные средства доведены на объект. В конце 2022 года мэр Новосибирска Анатолий Локоть подписал распоряжение об увеличении цены контракта, а также приняли решение продлить срок действия муниципального контракта – подготовить дополнительное соглашение на продление срока выполнения работ.
«Мы не раз обращались в адрес заказчика с предложением подписания дополнительного соглашения о продлении срока выполнения работ. В настоящее время заказчик обязанность по продлению сроков выполнения работ не выполнил и соглашение не заключил. Сейчас нам вынесено решение о наложении административного штрафа за неисполнение сроков контракта в объеме 13,5 млн рублей. Мы планируем обжаловать решение суда и надеемся, что к нам не будут применять радикальные штрафные санкции, которые могут оказаться фатальными», – уточнил Сергей Арапов.
Отметим, что ООО «СпецТрансСтрой» является генеральным подрядчиком по строительству многих социально значимых объектов в городе Новосибирске и Новосибирской области, которые финансируются из федерального и муниципального бюджетов, контроль за строительством осуществляется правительством РФ в рамках исполнения национальных проектов, а бездействие заказчика по строительству станции «Спортивная» может привести к банкротству ООО «СпецТрансСтрой», а также к расторжению действующих контрактов – к срыву сроков строительства, сдачи в эксплуатацию социально-значимых объектов в регионе.