Лента новостей

Все новости

Популярное

Власть и экспертное сообщество вместе искали «новые смыслы»

 

Власть и экспертное сообщество вместе искали «новые смыслы»

На площадке Сибирского филиала Фонда развития гражданского общества представители власти, экспертного и профессионального педагогического сообщества выясняли, чем они могут помочь друг другу в формировании содержания политико-воспитательного процесса и новых практик.

Для участников круглого стола «Жизнь после либерализма: Конструирование содержания политико-воспитательного процесса в современной России» было изначально очевидно, что прежние теории, концепции, понятия, с помощью которых описывается современное общество и на основе которых конструируются социально-политические отношения, не отвечают духу времени.

2.jpg

Руководитель Сибирского филиала ФоРГО, доктор социологических наук Константин Антонов объяснил этот парадокс.

«После распада СССР в России произошел нормативный импорт западной версии Модерна, который был принят нами на веру. Социально-политические теории и концепции были приняты как универсальные. При этом российская естественная уникальность, имманентная нам, игнорировалась. Однако вскоре стало возникать подозрение, что в универсальных теориях заложен чей-то интерес и они использовались «держателями патента» в качестве механизма установления своего доминирования», - начал разговор Константин Антонов.

9.jpg

Эта проблема давно уже является предметом научного анализа для директора института философии и права Уральского отделения РАН, кандидата политических наук Виктора Мартьянова, но раньше критика такого подхода была «не в моде». Теперь же Виктор Мартьянов получил возможность изложить свои взгляды на происходящие в мире изменения и пояснить, почему базовые понятия и категории – рынок, права человека, свобода слова – сейчас «не работают», а остаются лишь идеологическим прикрытием для режимов, называемых ядром современной миросистемы.

14.jpg

«Мы попали в ловушку колониального мышления, когда мы отказались от собственных ценностей и быстро встроились в те понятийные догмы, которые предлагал западный мейнстрим. Все понятия, которые мы сейчас используем для описания современности, находятся в рамках либерального консенсуса. Сегодня мы осознали это и пытаемся определиться с ключевыми проблемами: кто мы, что мы хотим, каково наше место в мире», - пояснил Виктор Мартьянов.

2.jpg

По его мнению, России нет смысла следовать за навязанной нормой, которой является западный либеральный мейнстрим с его универсальными ценностями. Наша демократия будет все равно с их точки зрения недодемократией, рынок – квазирынком, любые выборы все равно будут признаны ограниченными и так далее.

А между тем эти самые «универсальные ценности», которые, по выражению Виктора Мартьянова, противоречат практикам их применения и обнаруживают в себе двойные стандарты, продолжают внедряться посредством культурных кодов, которые являются своего рода ключом к пониманию культуры народов, их уникальных особенностей.

сейчас.jpg

«Противопоставление индивидуалистической идентичности западного типа и коллективной восточного заведомо предполагает, что в русском культурном коде нет индивидуальной идентичности. Но это не так! Просто она другая и формируется по другим принципам», - заметила доктор культурологии, профессор Галина Паршукова.

Она привела примеры конкретных образцов российского кинематографа, задавшись вопросом: насколько эффективна государственная политика в сфере поддержки и развития национальных культурных ценностей.

5.jpg

10.jpg

Впрочем, если с подобными образцами «произведений культуры» каждый из нас сталкивается постоянно и может «нажать на кнопку», отключив «трансляцию», то куда большие проблемы скрыты в системе образования! Например, в школьном курсе обществознания. Этот предмет должен способствовать формированию гражданской позиции, целостному представлению об обществе, но на деле не дает ожидаемых ориентиров. Нужно кардинальным образом менять содержание как самого предмета, так и программы его преподавания.

Анна Гуськова, кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, преподает обществознание в школе. Она задалась вопросом, как ученик может усвоить 365 понятий, содержащихся в курсе? Когда она зачитала некоторые формулировки понятий, участники круглого стола не могли сдержать эмоций – от смеха до возмущения. У них возник лишь один вопрос: кто все это создал? Не смогли они найти и ответ на вопрос, насколько эти знания помогают школьнику ориентироваться в социальной жизни, помогают ему в постижении основ социальной структуры и социальных отношений!

эту3.jpg

В обсуждении заместитель министра образования Новосибирской области Светлана Королькова поддержала коллегу.

«Раньше при изучении каждого предмета закладывалась цель воспитания гражданственности. Например, при изучении деления мы приводили в пример березы, осины. Попутно объясняли, как важно беречь лес, природу. Сейчас же «воспитание» ушло из предметной области», - пояснила Королькова.

«Я бы не стал во всем винить Запад, мы сами во многом виноваты, что разрушили систему детского научно-технического творчества, доступного дополнительного образования, лишив молодежь социальных лифтов, многообразия выбора профессий», - посчитал заведующий кафедрой социологии и массовых коммуникаций НГТУ, кандидат социологических наук Михаил Мельников.

Доктор философских наук, профессор Олег Донских обратил внимание на то, что ценности и традиции невозможно навязать «сверху», они усваиваются в том числе в процессе чтения. «Мы задаем студентам простой вопрос: назовите четыре фамилии русских писателей. В ответ получаем: Пушкин, Толстоевский…». Литература преподается в форме пересказа сюжета, по мнению Олега Донских, необходимо срочно менять содержание школьных курсов.

DSC_0749.jpg

Еще на одну проблему в связи с этим обратил внимание кандидат политических наук, доцент из НГУ Дмитрий Березняков. По его мнению, не стоит раскручивать алармистских ожиданий и негативных характеристик современной российской молодежи.

DSC_0211.jpg

«Перед ней, как когда-то перед нынешними старшими поколениями, стоят те же самые проблемы выбора профессий, карьерного роста, поиска эффективных траекторий мобильности. В конечном счете, они формируются в тех социальных условиях, которые созданы для них старшими. Поэтому, критикуя молодёжь, стоит помнить, что эта критика и самих себя, того поколения, которое и создало те условия, в которых идёт их социализация», - сделал вывод Березняков, подчеркнув при этом, что сегодняшний разговор как раз и направлен на поиск содержательного основания для изменения социальных практик, которые вошли в противоречие с нынешней реальностью.

«Нет системы наработки смыслов, нет институтов, которые бы этим занимались целенаправленно. Все ситуативно», - поддержал эксперта министр региональной политики Андрей Клюзов. - Воспитание патриотизма выходит за рамки ритуала, патриотизм находит отражение в действиях, и в конечном счете высшее проявление патриота – это способность совершить поступок для Родины. Нам нужен язык общения по этой тематике, отработанные категории, в которые люди поверят. Нужны новые инструменты в коммуникации с обществом, их внятное содержание. Уверен, научное сообщество может нам в этом помочь».

Со своей стороны Андрей Клюзов предложил академическому и вузовскому сообществу стать активной интеллектуальной силой, в которой сегодня нуждается система государственного управления.

«Поймите, я могу дать поручение двум-трем сотрудникам министерства что-то разработать, что-то «подправить». Но, вы же понимаете, что результат будет совершенно иной, чем то, что могли бы сделать десятки профессионалов – политологов, социологов, философов», - обратился к участникам круглого стола министр.

эту 2.jpg

Он заявил, что власть готова поддерживать участие профессионального сообщества грантами, субсидиями. Главное, чтобы был свой, отечественный продукт, который можно было бы успешно внедрить в управленческие практики.

«У нас есть государственные программы по разным направлениям – формирование и поддержка патриотизма, местного самоуправления, гражданского участия. Но нам нужен взгляд со стороны профессионалов, своего рода оценка качества нашей деятельности, новые идеи, инвентаризация управленческих практик. И мы понимаем, что это тяжелый интеллектуальный труд, который мы можем поддержать материально», - продолжил Клюзов.

DSC_0864.jpg

Андрей Клюзов предложил сделать регулярными мероприятия, связанные с коммуникацией научного сообщества и органов власти по всем актуальным вопросам формирования российской идентичности.

Его поддержала заместитель министра образования Светлана Королькова.

«Мы сегодня нуждаемся в производстве содержания базовых социальных дисциплин, назрела необходимость в создании информационно-справочного, методического материала для проведения уроков «Разговоры о важном» - как с учениками, так и с родителями. У нас сформировался заказ монографии о фундаментальных изменениях в сфере социально-политического описания реальности. И мы готовы ресурсно поддержать эту работу», - сказала Светлана Королькова.

DSC_0696.jpg

Для этого необходимо, чтобы экспертное сообщество включилось в процесс формирования содержания, в методическое и методологическое сопровождение воспитательного процесса. И государство готово выделять на эти цели необходимые ресурсы.

Это станет хорошим стимулом и для развития вузовской и академической науки, ее социально-политического направления.

эту.jpg

Предметная договоренность экспертного, профессионального педагогического сообществ и органов государственной власти об эффективном, взаимовыгодном взаимодействии и стала результатом круглого стола, в котором, кстати, приняли участие представители Новосибирской, Кемеровской, Томской, Южно-Сахалинской областей и Алтайского края.

DSC_0360.jpg

А площадка Сибирского филиала Фонда гражданского общества лишний раз подтвердила свой экспертный ведущий статус за Уралом.

На площадке Сибирского филиала Фонда развития гражданского общества представители власти, экспертного и профессионального педагогического сообщества выясняли, чем они могут помочь друг другу в формировании содержания политико-воспитательного процесса и новых практик.

Для участников круглого стола «Жизнь после либерализма: Конструирование содержания политико-воспитательного процесса в современной России» было изначально очевидно, что прежние теории, концепции, понятия, с помощью которых описывается современное общество и на основе которых конструируются социально-политические отношения, не отвечают духу времени.

2.jpg

Руководитель Сибирского филиала ФоРГО, доктор социологических наук Константин Антонов объяснил этот парадокс.

«После распада СССР в России произошел нормативный импорт западной версии Модерна, который был принят нами на веру. Социально-политические теории и концепции были приняты как универсальные. При этом российская естественная уникальность, имманентная нам, игнорировалась. Однако вскоре стало возникать подозрение, что в универсальных теориях заложен чей-то интерес и они использовались «держателями патента» в качестве механизма установления своего доминирования», - начал разговор Константин Антонов.

9.jpg

Эта проблема давно уже является предметом научного анализа для директора института философии и права Уральского отделения РАН, кандидата политических наук Виктора Мартьянова, но раньше критика такого подхода была «не в моде». Теперь же Виктор Мартьянов получил возможность изложить свои взгляды на происходящие в мире изменения и пояснить, почему базовые понятия и категории – рынок, права человека, свобода слова – сейчас «не работают», а остаются лишь идеологическим прикрытием для режимов, называемых ядром современной миросистемы.

14.jpg

«Мы попали в ловушку колониального мышления, когда мы отказались от собственных ценностей и быстро встроились в те понятийные догмы, которые предлагал западный мейнстрим. Все понятия, которые мы сейчас используем для описания современности, находятся в рамках либерального консенсуса. Сегодня мы осознали это и пытаемся определиться с ключевыми проблемами: кто мы, что мы хотим, каково наше место в мире», - пояснил Виктор Мартьянов.

2.jpg

По его мнению, России нет смысла следовать за навязанной нормой, которой является западный либеральный мейнстрим с его универсальными ценностями. Наша демократия будет все равно с их точки зрения недодемократией, рынок – квазирынком, любые выборы все равно будут признаны ограниченными и так далее.

А между тем эти самые «универсальные ценности», которые, по выражению Виктора Мартьянова, противоречат практикам их применения и обнаруживают в себе двойные стандарты, продолжают внедряться посредством культурных кодов, которые являются своего рода ключом к пониманию культуры народов, их уникальных особенностей.

сейчас.jpg

«Противопоставление индивидуалистической идентичности западного типа и коллективной восточного заведомо предполагает, что в русском культурном коде нет индивидуальной идентичности. Но это не так! Просто она другая и формируется по другим принципам», - заметила доктор культурологии, профессор Галина Паршукова.

Она привела примеры конкретных образцов российского кинематографа, задавшись вопросом: насколько эффективна государственная политика в сфере поддержки и развития национальных культурных ценностей.

5.jpg

10.jpg

Впрочем, если с подобными образцами «произведений культуры» каждый из нас сталкивается постоянно и может «нажать на кнопку», отключив «трансляцию», то куда большие проблемы скрыты в системе образования! Например, в школьном курсе обществознания. Этот предмет должен способствовать формированию гражданской позиции, целостному представлению об обществе, но на деле не дает ожидаемых ориентиров. Нужно кардинальным образом менять содержание как самого предмета, так и программы его преподавания.

Анна Гуськова, кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, преподает обществознание в школе. Она задалась вопросом, как ученик может усвоить 365 понятий, содержащихся в курсе? Когда она зачитала некоторые формулировки понятий, участники круглого стола не могли сдержать эмоций – от смеха до возмущения. У них возник лишь один вопрос: кто все это создал? Не смогли они найти и ответ на вопрос, насколько эти знания помогают школьнику ориентироваться в социальной жизни, помогают ему в постижении основ социальной структуры и социальных отношений!

эту3.jpg

В обсуждении заместитель министра образования Новосибирской области Светлана Королькова поддержала коллегу.

«Раньше при изучении каждого предмета закладывалась цель воспитания гражданственности. Например, при изучении деления мы приводили в пример березы, осины. Попутно объясняли, как важно беречь лес, природу. Сейчас же «воспитание» ушло из предметной области», - пояснила Королькова.

«Я бы не стал во всем винить Запад, мы сами во многом виноваты, что разрушили систему детского научно-технического творчества, доступного дополнительного образования, лишив молодежь социальных лифтов, многообразия выбора профессий», - посчитал заведующий кафедрой социологии и массовых коммуникаций НГТУ, кандидат социологических наук Михаил Мельников.

Доктор философских наук, профессор Олег Донских обратил внимание на то, что ценности и традиции невозможно навязать «сверху», они усваиваются в том числе в процессе чтения. «Мы задаем студентам простой вопрос: назовите четыре фамилии русских писателей. В ответ получаем: Пушкин, Толстоевский…». Литература преподается в форме пересказа сюжета, по мнению Олега Донских, необходимо срочно менять содержание школьных курсов.

DSC_0749.jpg

Еще на одну проблему в связи с этим обратил внимание кандидат политических наук, доцент из НГУ Дмитрий Березняков. По его мнению, не стоит раскручивать алармистских ожиданий и негативных характеристик современной российской молодежи.

DSC_0211.jpg

«Перед ней, как когда-то перед нынешними старшими поколениями, стоят те же самые проблемы выбора профессий, карьерного роста, поиска эффективных траекторий мобильности. В конечном счете, они формируются в тех социальных условиях, которые созданы для них старшими. Поэтому, критикуя молодёжь, стоит помнить, что эта критика и самих себя, того поколения, которое и создало те условия, в которых идёт их социализация», - сделал вывод Березняков, подчеркнув при этом, что сегодняшний разговор как раз и направлен на поиск содержательного основания для изменения социальных практик, которые вошли в противоречие с нынешней реальностью.

«Нет системы наработки смыслов, нет институтов, которые бы этим занимались целенаправленно. Все ситуативно», - поддержал эксперта министр региональной политики Андрей Клюзов. - Воспитание патриотизма выходит за рамки ритуала, патриотизм находит отражение в действиях, и в конечном счете высшее проявление патриота – это способность совершить поступок для Родины. Нам нужен язык общения по этой тематике, отработанные категории, в которые люди поверят. Нужны новые инструменты в коммуникации с обществом, их внятное содержание. Уверен, научное сообщество может нам в этом помочь».

Со своей стороны Андрей Клюзов предложил академическому и вузовскому сообществу стать активной интеллектуальной силой, в которой сегодня нуждается система государственного управления.

«Поймите, я могу дать поручение двум-трем сотрудникам министерства что-то разработать, что-то «подправить». Но, вы же понимаете, что результат будет совершенно иной, чем то, что могли бы сделать десятки профессионалов – политологов, социологов, философов», - обратился к участникам круглого стола министр.

эту 2.jpg

Он заявил, что власть готова поддерживать участие профессионального сообщества грантами, субсидиями. Главное, чтобы был свой, отечественный продукт, который можно было бы успешно внедрить в управленческие практики.

«У нас есть государственные программы по разным направлениям – формирование и поддержка патриотизма, местного самоуправления, гражданского участия. Но нам нужен взгляд со стороны профессионалов, своего рода оценка качества нашей деятельности, новые идеи, инвентаризация управленческих практик. И мы понимаем, что это тяжелый интеллектуальный труд, который мы можем поддержать материально», - продолжил Клюзов.

DSC_0864.jpg

Андрей Клюзов предложил сделать регулярными мероприятия, связанные с коммуникацией научного сообщества и органов власти по всем актуальным вопросам формирования российской идентичности.

Его поддержала заместитель министра образования Светлана Королькова.

«Мы сегодня нуждаемся в производстве содержания базовых социальных дисциплин, назрела необходимость в создании информационно-справочного, методического материала для проведения уроков «Разговоры о важном» - как с учениками, так и с родителями. У нас сформировался заказ монографии о фундаментальных изменениях в сфере социально-политического описания реальности. И мы готовы ресурсно поддержать эту работу», - сказала Светлана Королькова.

DSC_0696.jpg

Для этого необходимо, чтобы экспертное сообщество включилось в процесс формирования содержания, в методическое и методологическое сопровождение воспитательного процесса. И государство готово выделять на эти цели необходимые ресурсы.

Это станет хорошим стимулом и для развития вузовской и академической науки, ее социально-политического направления.

эту.jpg

Предметная договоренность экспертного, профессионального педагогического сообществ и органов государственной власти об эффективном, взаимовыгодном взаимодействии и стала результатом круглого стола, в котором, кстати, приняли участие представители Новосибирской, Кемеровской, Томской, Южно-Сахалинской областей и Алтайского края.

DSC_0360.jpg

А площадка Сибирского филиала Фонда гражданского общества лишний раз подтвердила свой экспертный ведущий статус за Уралом.

Новости партнеров

В России и мире

Кошка мяукает возле закрытых дверей: в чем может быть причина такого странного поведения
Огненная любовь: мужчины этих знаков Зодиака сходят с ума от женщин Львов, Стрельцов или Овнов
Не только зеркало души: как распознать гипертонию по глазам
9 важных дел, которые вы должны сделать до 9 утра: благодаря этому вы станете намного счастливее и здоровее
Целебный «бодиарт»: при каких заболеваниях поможет простая йодная сетка?
Если женщина демонстрирует эти 3 черты характера, от нее сбежит любой ухажер
Слава и деньги – их судьба: 4 знака Зодиака, которые рождены, чтобы стать знаменитыми
Любителям соленых огурцов повезло: названы их неожиданные полезные свойства
Россиянам, путешествующим в Европу и Америку, нужно быть готовыми к массовым отказам от перелетов
Правда ли, что статины разрушают печень и их вред превышает пользу? Врачи ответили однозначно