Лента новостей

Все новости

Популярное

«Мы не подведем!»: письмо школьницы помогло открыть первый набор военных летчиц в России

 Татьяна Дейс   Фото: КП-Новосибирск

«Мы не подведем!»: письмо школьницы помогло открыть первый набор военных летчиц в России

Выпускница Сибирского авиационного кадетского корпуса имени А.И. Покрышкина писала министру обороны РФ, чтобы ей разрешили учиться в военном авиационном училище. Девушек туда не брали. Тогда она стала пилотом гражданской авиации, а ее письмо изменило судьбы многих девушек страны, мечтающих о небе.

Анастасия Тушенкова с детства мечтала стать военной летчицей. Она не любила играть в куклы, зато часто летала во сне. В 14 лет она решила стать спасателем, но, попав в кадетский корпус МЧС, поняла, что это не для нее и в девятом классе перешла в Сибирский авиационный кадетский корпус имени Покрышкина.

«Будучи кадетом, жила на казарменном положении в Новосибирске. Помимо основных мы изучали авиационные предметы, занимались строевой и огневой подготовкой, прыгали с парашютом и летали на настоящем самолете! А дальше, как поет Владимир Захаров: «В небо только раз окунись, в небо и попал на всю жизнь», – рассказала КП-Новосибирск Анастасия Тушенкова. – Тогда у меня и родилась мечта стать пилотом военного истребителя».

На девушку произвели впечатление атмосфера кадетского корпуса, а также книги, фильмы. Книги Антуана де Сент-Экзюпери, «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, «Тимур и его небо» Ларисы Севериковой были прочитаны не один раз. Любимыми фильмами стали: старый и добрый «В бой идут одни старики», советские «Экипаж», «Небесный тихоход», «Случай в квадрате 36-80».

wr-750 (4).jpg

Отличница, она упорно шла к своей цели. Но узнала, что в единственное в России место, которое выпускает пилотов истребителей, Краснодарское высшее военное авиационное училище, девушек не берут. Она не опустила руки и дошла до самых верхов. Постоянно писала в Министерство обороны РФ, оставляла даже вопрос на прямой линии Президента РФ: «Почему же девушек не берут в военные летчики?».

«В 2016 году, будучи в одиннадцатом классе, я попала на местечковый конкурс красоты, выступала с творческим номером – играла в группе на барабанах в кадетской форме. Это привлекло внимание корреспондента «Комсомольской правды». Мы разговорились, а я как раз новое письмо министру обороны Сергею Шойгу написала, и в итоге его напечатали в «Комсомолке», – вспоминает Анастасия.

В своем письме Анастасия писала: «Всю сознательную жизнь я мечтаю стать летчиком и делаю все, чтобы осуществить свою мечту. (...) Я не думала ни о чем другом - только военная авиация и только Краснодар. Но в конце десятого класса я узнала, что набор девушек туда прекратили и не берут их на обучение. Тогда мне буквально отрезали крылья. Я не знаю, каким путем мне прорваться в военное училище, ведь там теперь даже документы не рассматривают. Очень грустно, что в России не все могут стать тем, кем хотят. Уважаемый Сергей Кужугетович, прошу Вас об одном, дайте возможность девушкам летать – мы не подведем!».

Ответ пришел от тогдашнего Главкома военно-космических сил России Виктора Бондарева, который объяснил настойчивой ученице, что в 2016 году ее мечта пока не может сбыться. Однако, он подчеркнул в письме, что министр обороны Сергей Шойгу поручил ему проработать возможность обучения девушек в летных вузах Военно-космических сил России.

wr-750 (5).jpg

И действительно через год в Краснодарское высшее военное летное училище имени Серова набрали 16 девушек-курсанток со всей страны. А в октябре 2022 года состоялся первый выпуск. Кстати, больше половины девушек закончили обучение на отлично.

«То, что мне тогда, в 2016 году вообще ответили – это очень вдохновило. Да, по сути мне тогда отказали. Но содержание было добрым и утешающим, за что я благодарна. А то, что девчонки через год смогли поступать в Краснодар, говорит о том, что меня услышали», – улыбается Настя.

Среди 16 поступивших девушек Анастасии не было. Она решила не ждать год, а переехала в Санкт-Петербург, там поступила в местный государственный университет гражданской авиации.

«Помню свой самый тревожный полет еще на практике в университете. Летали осенью, неожиданно образовалась облачность с переохлажденными осадками, самолет сильно обледенел. Мы возвращались на аэродром на малой высоте под облаками, из-за обледенения заход на посадку был совсем не из легких. Атмосфера была очень напряженной, но инструктор ни на минуту не забрал у меня управление. Он верил, и я справилась. В такие моменты и происходит становление уверенного в себе пилота», – рассказывает уже взрослая 24-летняя пилотесса.

wr-750 (6).jpg

Когда Анастасия сдавала профессиональный английский, узнала про небольшую авиакомпанию «Северсталь Авиа» из Череповца, а когда увидела в их авиапарке самолет CRJ200 Bombardier – влюбилась. Но так как вуз выпускал пилотов на самолетах Diamond DA42, пришлось проходить переобучение во Франции. Через два месяца, Анастасия вернулась в Россию уже в должности второго пилота CRJ-200. И теперь она летает. Пилотесса рассказала о множестве предрассудков о месте женщины в авиации, но с годами их становится меньше.

«Мне очень повезло с коллегами, они относятся ко мне с уважением, как к профессионалу. Не буду скрывать, я довольно эмоциональный человек, но, когда прихожу на работу, становлюсь другой версией себя. В небе не место эмоциям, там нужен холодный рассудок и рациональное мышление», – говорит Анастасия Тушенкова.

Девушка не жалеет, что все случилось так, как случилось, и вместо военного, она стала гражданским пилотом: «Я поняла, что очень хочу завести семью. А это, мне кажется, сложнее совместить с боевыми самолетами». Она очень рада, что ее письмо помогло многим девчонкам исполнить мечту о военной авиации.

Выпускница Сибирского авиационного кадетского корпуса имени А.И. Покрышкина писала министру обороны РФ, чтобы ей разрешили учиться в военном авиационном училище. Девушек туда не брали. Тогда она стала пилотом гражданской авиации, а ее письмо изменило судьбы многих девушек страны, мечтающих о небе.

Анастасия Тушенкова с детства мечтала стать военной летчицей. Она не любила играть в куклы, зато часто летала во сне. В 14 лет она решила стать спасателем, но, попав в кадетский корпус МЧС, поняла, что это не для нее и в девятом классе перешла в Сибирский авиационный кадетский корпус имени Покрышкина.

«Будучи кадетом, жила на казарменном положении в Новосибирске. Помимо основных мы изучали авиационные предметы, занимались строевой и огневой подготовкой, прыгали с парашютом и летали на настоящем самолете! А дальше, как поет Владимир Захаров: «В небо только раз окунись, в небо и попал на всю жизнь», – рассказала КП-Новосибирск Анастасия Тушенкова. – Тогда у меня и родилась мечта стать пилотом военного истребителя».

На девушку произвели впечатление атмосфера кадетского корпуса, а также книги, фильмы. Книги Антуана де Сент-Экзюпери, «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, «Тимур и его небо» Ларисы Севериковой были прочитаны не один раз. Любимыми фильмами стали: старый и добрый «В бой идут одни старики», советские «Экипаж», «Небесный тихоход», «Случай в квадрате 36-80».

wr-750 (4).jpg

Отличница, она упорно шла к своей цели. Но узнала, что в единственное в России место, которое выпускает пилотов истребителей, Краснодарское высшее военное авиационное училище, девушек не берут. Она не опустила руки и дошла до самых верхов. Постоянно писала в Министерство обороны РФ, оставляла даже вопрос на прямой линии Президента РФ: «Почему же девушек не берут в военные летчики?».

«В 2016 году, будучи в одиннадцатом классе, я попала на местечковый конкурс красоты, выступала с творческим номером – играла в группе на барабанах в кадетской форме. Это привлекло внимание корреспондента «Комсомольской правды». Мы разговорились, а я как раз новое письмо министру обороны Сергею Шойгу написала, и в итоге его напечатали в «Комсомолке», – вспоминает Анастасия.

В своем письме Анастасия писала: «Всю сознательную жизнь я мечтаю стать летчиком и делаю все, чтобы осуществить свою мечту. (...) Я не думала ни о чем другом - только военная авиация и только Краснодар. Но в конце десятого класса я узнала, что набор девушек туда прекратили и не берут их на обучение. Тогда мне буквально отрезали крылья. Я не знаю, каким путем мне прорваться в военное училище, ведь там теперь даже документы не рассматривают. Очень грустно, что в России не все могут стать тем, кем хотят. Уважаемый Сергей Кужугетович, прошу Вас об одном, дайте возможность девушкам летать – мы не подведем!».

Ответ пришел от тогдашнего Главкома военно-космических сил России Виктора Бондарева, который объяснил настойчивой ученице, что в 2016 году ее мечта пока не может сбыться. Однако, он подчеркнул в письме, что министр обороны Сергей Шойгу поручил ему проработать возможность обучения девушек в летных вузах Военно-космических сил России.

wr-750 (5).jpg

И действительно через год в Краснодарское высшее военное летное училище имени Серова набрали 16 девушек-курсанток со всей страны. А в октябре 2022 года состоялся первый выпуск. Кстати, больше половины девушек закончили обучение на отлично.

«То, что мне тогда, в 2016 году вообще ответили – это очень вдохновило. Да, по сути мне тогда отказали. Но содержание было добрым и утешающим, за что я благодарна. А то, что девчонки через год смогли поступать в Краснодар, говорит о том, что меня услышали», – улыбается Настя.

Среди 16 поступивших девушек Анастасии не было. Она решила не ждать год, а переехала в Санкт-Петербург, там поступила в местный государственный университет гражданской авиации.

«Помню свой самый тревожный полет еще на практике в университете. Летали осенью, неожиданно образовалась облачность с переохлажденными осадками, самолет сильно обледенел. Мы возвращались на аэродром на малой высоте под облаками, из-за обледенения заход на посадку был совсем не из легких. Атмосфера была очень напряженной, но инструктор ни на минуту не забрал у меня управление. Он верил, и я справилась. В такие моменты и происходит становление уверенного в себе пилота», – рассказывает уже взрослая 24-летняя пилотесса.

wr-750 (6).jpg

Когда Анастасия сдавала профессиональный английский, узнала про небольшую авиакомпанию «Северсталь Авиа» из Череповца, а когда увидела в их авиапарке самолет CRJ200 Bombardier – влюбилась. Но так как вуз выпускал пилотов на самолетах Diamond DA42, пришлось проходить переобучение во Франции. Через два месяца, Анастасия вернулась в Россию уже в должности второго пилота CRJ-200. И теперь она летает. Пилотесса рассказала о множестве предрассудков о месте женщины в авиации, но с годами их становится меньше.

«Мне очень повезло с коллегами, они относятся ко мне с уважением, как к профессионалу. Не буду скрывать, я довольно эмоциональный человек, но, когда прихожу на работу, становлюсь другой версией себя. В небе не место эмоциям, там нужен холодный рассудок и рациональное мышление», – говорит Анастасия Тушенкова.

Девушка не жалеет, что все случилось так, как случилось, и вместо военного, она стала гражданским пилотом: «Я поняла, что очень хочу завести семью. А это, мне кажется, сложнее совместить с боевыми самолетами». Она очень рада, что ее письмо помогло многим девчонкам исполнить мечту о военной авиации.