Многофункциональная ледовая арена, которая должна была стать местом проведения Молодежного чемпионата мира по хоккею в 2023 году, вряд ли будет сдана к обещанному сроку. Сибкрай.ru изучил отчет контрольно-счетной палаты Новосибирской области. В документе говорится, что ни один из девяти объектов до сих пор не сдан. Нарушения по срокам фиксируются регулярно.
Ещё в 2020 году Контрольно-счетная палата Новосибирской области после анализа объема использованных бюджетных средств, потраченных на новую ледовую арену в 2019–2020 годах, установила, что по ряду объектов были оплачены не смонтированное оборудование и не использованные материалы. При чем делалось это, по мнению аудиторов, для формального соблюдения графика работ и освоения бюджетных средств. КСП ещё тогда обратила внимание на возможные риски по срыву сроков и предлагала увеличить темпы работ, а новосибирскому правительству – усилить контроль.
В соглашении о предоставлении федеральной субсидии в качестве контрольных точек технической готовности объектов многофункциональной ледовой арены обозначены сроки введения в эксплуатацию: 20% – в 2019 году, 52% – в 2020 году, 85% – в 2021 году, 100% – в 2022 году.
Проектная и сметная документация по ЛДС неоднократно корректировалась, последний раз – 23 марта 2022 года. Согласно дополнительному соглашению к контракту, дата окончания работ на объекте – 15 декабря 2022 года. Кстати, это сегодня. Общая стоимость – 14,8 миллиарда рублей. Траты на 1 октября 2022 года – 14,1 миллиарда рублей (94,8% от суммы контрактов), объем принятых работ – 3,9 миллиарда рублей (26,2%), неотработанные авансы – 10,2 миллиарда рублей.
«По состоянию на 1 октября 2022 года проектная документация после очередной корректировки направлена на государственную экспертизу, по результатам которой возможно очередное увеличение сметной стоимости. По информации заказчика, предполагаемая дата положительного заключения 25 декабря 2022 года», – говорится в заключении КСП.
По данным Государственного автономного учреждения Новосибирской области «Арена», отставание от графика – 70 дней. Основные причины – «недостаточное количество рабочих на отделочных работах; распространение новой коронавирусной инфекции, что повлекло приостановление деятельности на длительный срок большинства поставщиков (субподрядчиков) и перевод сотрудников на удалённую работу; отказ производителей от поставок ряда видов оборудования; снятие с производства или невозможность поставки оборудования и замены его на аналогичные; получение заказчиком технических условий силовых структур по обеспечению безопасности объекта». По информации «Арены», строительная готовность объекта на 17 октября 2022 года составляла 76%. За просрочку исполнения договорных обязательств заказчик в конце октября направлял претензии подрядчику («Элин-Альфа»») на 29,6 миллиона рублей и 13,8 миллиона рублей. Также был подан иск в Арбитражный суд Новосибирской области. Заявления суд не удовлетворил, апелляции оставлены без изменений.
Объем принятых работ по автомобильной дороге от улицы Немировича-Данченко составляет 82,6% (на 1 октября 2022 года). Неотработанные авансы – 8,3 миллиона рублей. При этом на объекте нарушены сроки выполнения контракта, при изменении даты окончания работ с 25 октября 2021 года на 31 августа 2022 года, по состоянию на 1 октября 2022 года, работы не завершены. Предполагаемая дата окончания работ – до 20 декабря 2022 года.
Объем принятых работ по дороге от пляжа «Наутилус» составляет 84,9%. Неотработанные авансы – 157,1 миллиона рублей.
«Нарушены сроки выполнения контракта, при установленной контрактом даты окончания работ – 22 августа 2022 года, по состоянию на 1 октября 2022 года, работы на объекте не завершены. Предполагаемая дата завершения – до 30 ноября 2022 года», – говорится в заключении аудиторов.
При этом заказчик принял работы с отклонением от проекта.
По станции метро «Спортивная» объем принятых работ составил 83,7%, неотработанные авансы – 391,5 миллиона рублей. Срок ввода в эксплуатацию согласно контрактам – 30 июня 2022 года. Объект не сдан до сих пор.
«При нормативной продолжительности строительства объекта – 25 месяцев, работы должны завершиться в декабре 2021 года. При этом фактически, с момента заключения первого муниципального контракта от 9 ноября 2019 года на момент окончания обследования (октябрь 2022 года) работы ведутся в течение 35 месяцев», – уточнили аудиторы.
К тому же заказчик принял к оплате стоимость оборудования, не использующегося на момент подписания актов приемки – на 176,5 миллиона рублей. А также принял и оплатил материалы и фактически не выполненные строительно-монтажные работы по установке на 5,9 миллиона рублей. Кроме того, были нарушены сроки выполнения контракта – при установленной дате окончания работ 30 июня 2022 года, работы на объекте продолжаются.
По пешеходному переходу через дамбу Октябрьского моста выяснилось, что заказчик необоснованно принял и оплатил затраты на производство работ в зимнее время в размере 6,2% вместо 4% (на сумму 2 миллиона рублей). Допущено превышение принятых и оплаченных затрат по непредвиденным расходам.
Объем принятых работ по благоустройству территории ледовой арены к 1 октября составил 74,5%. Срок ввода в эксплуатацию по контактам – 31 декабря 2022 года. При этом установлено, что в ходе реализации проекта цена контракта выросла с 433,5 миллиона рублей до 536,7 миллионов рублей (на 23,8%). На 1 октября 2022 года заказчик принял работы на 46,5%. Строительная готовность объекта составляет 90%. В составе капитальных вложений на создание объекта не учтены расходы заказчика на выполнение работ по разработке ПСД – 9 миллиардов рублей.
«В структуру расходов на создание объекта благоустройства территории, прилегающей к многофункциональной ледовой арене, включены затраты на компенсацию за восстановление зеленых насаждений, существовавших на месте благоустраиваемой территории (восстановительная стоимость зеленых насаждений в сумме 765 тысяч рублей)», – выяснила КСП.
По состоянию на 1 октября 2022 года на создание комплекса многофункциональной ледовой арены направлено 22,7 миллиарда (94,2% от общей стоимости работ). Общий объем принятых работ на всех объектах составляет 12 миллиардов рублей (49,8% от общего объема необходимых затрат), объем неотработанных авансов – 10,7 миллиарда рублей (95,2% из которых по ЛДС).
Фактически на начало октября 2022 года ни один из объектов, создаваемых за бюджетные средства, не введен в эксплуатацию. Завершены лишь работы по реконструкции площади Лыщинского, но разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не получено. На всех других объектах работы продолжаются до сих пор. При этом срок ввода в эксплуатацию, установленный в качестве контрольной точки по обеспечению технической готовности, – 25 декабря 2022 года. Но, по мнению аудиторов КСП, есть серьезный риск нарушения данного срока.
Однако, ранее директор по строительству ООО «ЭлинАльфа» – генерального подрядчика строительства ЛДС – Денис Синюк заявил, что все строительно-монтажные работы на ледовой арене завершат в декабре. По его словам, уже ведётся оформление документов, необходимых для ввода арены в эксплуатацию.
Ещё в 2020 году Контрольно-счетная палата Новосибирской области после анализа объема использованных бюджетных средств, потраченных на новую ледовую арену в 2019–2020 годах, установила, что по ряду объектов были оплачены не смонтированное оборудование и не использованные материалы. При чем делалось это, по мнению аудиторов, для формального соблюдения графика работ и освоения бюджетных средств. КСП ещё тогда обратила внимание на возможные риски по срыву сроков и предлагала увеличить темпы работ, а новосибирскому правительству – усилить контроль.
В соглашении о предоставлении федеральной субсидии в качестве контрольных точек технической готовности объектов многофункциональной ледовой арены обозначены сроки введения в эксплуатацию: 20% – в 2019 году, 52% – в 2020 году, 85% – в 2021 году, 100% – в 2022 году.
Проектная и сметная документация по ЛДС неоднократно корректировалась, последний раз – 23 марта 2022 года. Согласно дополнительному соглашению к контракту, дата окончания работ на объекте – 15 декабря 2022 года. Кстати, это сегодня. Общая стоимость – 14,8 миллиарда рублей. Траты на 1 октября 2022 года – 14,1 миллиарда рублей (94,8% от суммы контрактов), объем принятых работ – 3,9 миллиарда рублей (26,2%), неотработанные авансы – 10,2 миллиарда рублей.
«По состоянию на 1 октября 2022 года проектная документация после очередной корректировки направлена на государственную экспертизу, по результатам которой возможно очередное увеличение сметной стоимости. По информации заказчика, предполагаемая дата положительного заключения 25 декабря 2022 года», – говорится в заключении КСП.
По данным Государственного автономного учреждения Новосибирской области «Арена», отставание от графика – 70 дней. Основные причины – «недостаточное количество рабочих на отделочных работах; распространение новой коронавирусной инфекции, что повлекло приостановление деятельности на длительный срок большинства поставщиков (субподрядчиков) и перевод сотрудников на удалённую работу; отказ производителей от поставок ряда видов оборудования; снятие с производства или невозможность поставки оборудования и замены его на аналогичные; получение заказчиком технических условий силовых структур по обеспечению безопасности объекта». По информации «Арены», строительная готовность объекта на 17 октября 2022 года составляла 76%. За просрочку исполнения договорных обязательств заказчик в конце октября направлял претензии подрядчику («Элин-Альфа»») на 29,6 миллиона рублей и 13,8 миллиона рублей. Также был подан иск в Арбитражный суд Новосибирской области. Заявления суд не удовлетворил, апелляции оставлены без изменений.
Объем принятых работ по автомобильной дороге от улицы Немировича-Данченко составляет 82,6% (на 1 октября 2022 года). Неотработанные авансы – 8,3 миллиона рублей. При этом на объекте нарушены сроки выполнения контракта, при изменении даты окончания работ с 25 октября 2021 года на 31 августа 2022 года, по состоянию на 1 октября 2022 года, работы не завершены. Предполагаемая дата окончания работ – до 20 декабря 2022 года.
Объем принятых работ по дороге от пляжа «Наутилус» составляет 84,9%. Неотработанные авансы – 157,1 миллиона рублей.
«Нарушены сроки выполнения контракта, при установленной контрактом даты окончания работ – 22 августа 2022 года, по состоянию на 1 октября 2022 года, работы на объекте не завершены. Предполагаемая дата завершения – до 30 ноября 2022 года», – говорится в заключении аудиторов.
При этом заказчик принял работы с отклонением от проекта.
По станции метро «Спортивная» объем принятых работ составил 83,7%, неотработанные авансы – 391,5 миллиона рублей. Срок ввода в эксплуатацию согласно контрактам – 30 июня 2022 года. Объект не сдан до сих пор.
«При нормативной продолжительности строительства объекта – 25 месяцев, работы должны завершиться в декабре 2021 года. При этом фактически, с момента заключения первого муниципального контракта от 9 ноября 2019 года на момент окончания обследования (октябрь 2022 года) работы ведутся в течение 35 месяцев», – уточнили аудиторы.
К тому же заказчик принял к оплате стоимость оборудования, не использующегося на момент подписания актов приемки – на 176,5 миллиона рублей. А также принял и оплатил материалы и фактически не выполненные строительно-монтажные работы по установке на 5,9 миллиона рублей. Кроме того, были нарушены сроки выполнения контракта – при установленной дате окончания работ 30 июня 2022 года, работы на объекте продолжаются.
По пешеходному переходу через дамбу Октябрьского моста выяснилось, что заказчик необоснованно принял и оплатил затраты на производство работ в зимнее время в размере 6,2% вместо 4% (на сумму 2 миллиона рублей). Допущено превышение принятых и оплаченных затрат по непредвиденным расходам.
Объем принятых работ по благоустройству территории ледовой арены к 1 октября составил 74,5%. Срок ввода в эксплуатацию по контактам – 31 декабря 2022 года. При этом установлено, что в ходе реализации проекта цена контракта выросла с 433,5 миллиона рублей до 536,7 миллионов рублей (на 23,8%). На 1 октября 2022 года заказчик принял работы на 46,5%. Строительная готовность объекта составляет 90%. В составе капитальных вложений на создание объекта не учтены расходы заказчика на выполнение работ по разработке ПСД – 9 миллиардов рублей.
«В структуру расходов на создание объекта благоустройства территории, прилегающей к многофункциональной ледовой арене, включены затраты на компенсацию за восстановление зеленых насаждений, существовавших на месте благоустраиваемой территории (восстановительная стоимость зеленых насаждений в сумме 765 тысяч рублей)», – выяснила КСП.
По состоянию на 1 октября 2022 года на создание комплекса многофункциональной ледовой арены направлено 22,7 миллиарда (94,2% от общей стоимости работ). Общий объем принятых работ на всех объектах составляет 12 миллиардов рублей (49,8% от общего объема необходимых затрат), объем неотработанных авансов – 10,7 миллиарда рублей (95,2% из которых по ЛДС).
Фактически на начало октября 2022 года ни один из объектов, создаваемых за бюджетные средства, не введен в эксплуатацию. Завершены лишь работы по реконструкции площади Лыщинского, но разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не получено. На всех других объектах работы продолжаются до сих пор. При этом срок ввода в эксплуатацию, установленный в качестве контрольной точки по обеспечению технической готовности, – 25 декабря 2022 года. Но, по мнению аудиторов КСП, есть серьезный риск нарушения данного срока.
Однако, ранее директор по строительству ООО «ЭлинАльфа» – генерального подрядчика строительства ЛДС – Денис Синюк заявил, что все строительно-монтажные работы на ледовой арене завершат в декабре. По его словам, уже ведётся оформление документов, необходимых для ввода арены в эксплуатацию.