Лента новостей

Все новости

Популярное

Маловодье привело к снижению грузоперевозок по Оби и работе водохранилища в ручном режиме

 Анна Алябьева   Фото: архив

Маловодье привело к снижению грузоперевозок по Оби и работе водохранилища в ручном режиме

Для судовладельцев 2022 год оказался сложным. Непросто было и специалистам по навигации на сибирских реках. Новосибирское водохранилище вынуждено работать в ручном режиме, ежедневно корректируя графики и выстраивая тактические ходы. Причина – маловодье. Прогноз на 2023 год тоже неутешительный.

К маловодью на реках Обь, Иртыш и Томь в текущем году привели малоснежная зима и жаркая весна. Синоптики уже заявили, что весенний сезон 2022 года в южно-сибирских регионах вошёл в пятёрку самых жарких и самых засушливых за весь период наблюдений.

«Этот год для нас был сложным. Мы уже с июля, и в первую очередь судовладельцы, ощутили дефицит воды на реке Обь. С июля мы начали уменьшать уровень сброса в самом водохранилище для того, чтобы обеспечить все приоритетные функции. И уже с июля перешли на 1700-1400 кубометров в секунду, в августе – на 1400-1200 кубометров в секунду. 1200 кубометров в секунду – точка, после которой осуществлять грузоперевозки очень сложно. Ну а в сентябре и октябре мы работали на отметках 1000-950 кубометров в секунду. Мы были вынуждены придерживаться таких параметров для того, чтобы выполнить все функции, которые перед нами стоят», – об этом 30 ноября сообщил исполняющий обязанности руководителя Верхне-Обского бассейнового водного управления Александр Дубовицкий.

По его словам, на сегодняшний день уровень сброса воды уменьшен до 550 кубометров в секунду.

«При таких условиях мы вынуждены работать в ручном режиме. Те графики, которые есть, приходится освежать в ежедневном режиме, выстраивать какие-то тактические ходы. Осадки не доходили до водных объектов. И этот фактор также влиял на наши условия работы», – подчеркнул он.

Отметим, что Новосибирское водохранилище – одно из немногих в России, которое работает не в каскаде, что создаёт определённые сложности не только в среднегодовом регулировании, но и в глубоком сезонном. Такие жёсткие условия заставляют дифференцировать выполняемые функции.

О том, что год будет тяжёлым в администрации Обского бассейна внутренних водных путей понимали ещё в апреле. Об этом заявил исполняющий обязанности руководителя учреждения Павел Мешков.

«20 апреля, открывая навигационный период в Новосибирской области мы ощущали, что половодья нет и скорее всего не будет. Так оно и произошло. В связи с этим пришлось менять свои планы. В этом году нам пришлось основной вид наших работ, которые могут кардинально поддерживать заданные габариты, поменять. Раньше на полмесяца пришлось ввести всю имеющуюся углубительную технику в строй. Это позволило при дефиците водности обеспечить и выдержать заданные габариты. Ожидали мы какие-то осадки, ожидали позитивные явления. Этого не произошло. 17 июля уровни по постам были ниже проектных, что уже выходит за юрисдикцию обеспечения габаритов. Пришлось вводить ограничения по осадкам, но работы мы всё равно продолжали. Продолжали углубительные работы и как-то пытались обеспечить судовладельцев какими-то параметрами, при которых они могли хоть и с недогрузом, но обеспечивать свои перевозки», – сказал Мешков.

По его данным, в 2022 году в рамках Обского бассейна перевезено 5 миллионов 300 тысяч тонн грузов. Показатель ниже запланированного и ниже чем в 2021 году (6 миллионов тонн грузов).

«С 2000 года почти каждый второй год мы имеем не то, чтобы хотелось по водности. И на это стоит обращать внимание, потому что одними углубительными работами ситуацию уже не выправить. В этом году уровень по блокпостам был на метр ниже положенного. Нужно привлекать науку. Проводим научно-исследовательские работы, чтобы прояснить, что нужно сделать, чтобы продлить навигационный период. 57% обеспеченность в среднем даёт нам водность, когда можно осуществлять грузоперевозки на полную загрузку. Это очень мало. Что касается 2023 года, то планы уже строятся. Бюджетные ассигнования в виде цифр доведены. Они будут увеличены на 20% по сравнению с 2022 годом. Основания понятны», – уточнил он.

При этом предсказывать, какой будет ситуация весной и летом, специалисты не берутся. Слишком многое может на это повлиять. Но, по словам начальника Гидрометцентра Западно-Сибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Анны Лапчик, «сценарий идёт пока достаточно негативный».

Для судовладельцев 2022 год оказался сложным. Непросто было и специалистам по навигации на сибирских реках. Новосибирское водохранилище вынуждено работать в ручном режиме, ежедневно корректируя графики и выстраивая тактические ходы. Причина – маловодье. Прогноз на 2023 год тоже неутешительный.

К маловодью на реках Обь, Иртыш и Томь в текущем году привели малоснежная зима и жаркая весна. Синоптики уже заявили, что весенний сезон 2022 года в южно-сибирских регионах вошёл в пятёрку самых жарких и самых засушливых за весь период наблюдений.

«Этот год для нас был сложным. Мы уже с июля, и в первую очередь судовладельцы, ощутили дефицит воды на реке Обь. С июля мы начали уменьшать уровень сброса в самом водохранилище для того, чтобы обеспечить все приоритетные функции. И уже с июля перешли на 1700-1400 кубометров в секунду, в августе – на 1400-1200 кубометров в секунду. 1200 кубометров в секунду – точка, после которой осуществлять грузоперевозки очень сложно. Ну а в сентябре и октябре мы работали на отметках 1000-950 кубометров в секунду. Мы были вынуждены придерживаться таких параметров для того, чтобы выполнить все функции, которые перед нами стоят», – об этом 30 ноября сообщил исполняющий обязанности руководителя Верхне-Обского бассейнового водного управления Александр Дубовицкий.

По его словам, на сегодняшний день уровень сброса воды уменьшен до 550 кубометров в секунду.

«При таких условиях мы вынуждены работать в ручном режиме. Те графики, которые есть, приходится освежать в ежедневном режиме, выстраивать какие-то тактические ходы. Осадки не доходили до водных объектов. И этот фактор также влиял на наши условия работы», – подчеркнул он.

Отметим, что Новосибирское водохранилище – одно из немногих в России, которое работает не в каскаде, что создаёт определённые сложности не только в среднегодовом регулировании, но и в глубоком сезонном. Такие жёсткие условия заставляют дифференцировать выполняемые функции.

О том, что год будет тяжёлым в администрации Обского бассейна внутренних водных путей понимали ещё в апреле. Об этом заявил исполняющий обязанности руководителя учреждения Павел Мешков.

«20 апреля, открывая навигационный период в Новосибирской области мы ощущали, что половодья нет и скорее всего не будет. Так оно и произошло. В связи с этим пришлось менять свои планы. В этом году нам пришлось основной вид наших работ, которые могут кардинально поддерживать заданные габариты, поменять. Раньше на полмесяца пришлось ввести всю имеющуюся углубительную технику в строй. Это позволило при дефиците водности обеспечить и выдержать заданные габариты. Ожидали мы какие-то осадки, ожидали позитивные явления. Этого не произошло. 17 июля уровни по постам были ниже проектных, что уже выходит за юрисдикцию обеспечения габаритов. Пришлось вводить ограничения по осадкам, но работы мы всё равно продолжали. Продолжали углубительные работы и как-то пытались обеспечить судовладельцев какими-то параметрами, при которых они могли хоть и с недогрузом, но обеспечивать свои перевозки», – сказал Мешков.

По его данным, в 2022 году в рамках Обского бассейна перевезено 5 миллионов 300 тысяч тонн грузов. Показатель ниже запланированного и ниже чем в 2021 году (6 миллионов тонн грузов).

«С 2000 года почти каждый второй год мы имеем не то, чтобы хотелось по водности. И на это стоит обращать внимание, потому что одними углубительными работами ситуацию уже не выправить. В этом году уровень по блокпостам был на метр ниже положенного. Нужно привлекать науку. Проводим научно-исследовательские работы, чтобы прояснить, что нужно сделать, чтобы продлить навигационный период. 57% обеспеченность в среднем даёт нам водность, когда можно осуществлять грузоперевозки на полную загрузку. Это очень мало. Что касается 2023 года, то планы уже строятся. Бюджетные ассигнования в виде цифр доведены. Они будут увеличены на 20% по сравнению с 2022 годом. Основания понятны», – уточнил он.

При этом предсказывать, какой будет ситуация весной и летом, специалисты не берутся. Слишком многое может на это повлиять. Но, по словам начальника Гидрометцентра Западно-Сибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Анны Лапчик, «сценарий идёт пока достаточно негативный».