Евгения жила в подъезде многоквартирного дома в Новосибирске – прямо на лестничной клетке. Она даже не была уверена в том, что ее зовут Евгения. Просто отзывалась на то имя, которым ее называли. На вид ей было около 50 лет. Но рассказать, кто она, откуда и как тут оказалась, женщина не могла. Память как стерли.
Местные жители однажды вызвали полицию – не дело, когда люди спят на лестнице в подъезде. Евгению увезли в отдел, но там ее задерживать не стали: она не была пьяна, понимала, где находится, ничего не нарушала. Спустя какое-то время она пришла обратно – ее тянуло в этот подъезд.
Как рассказала Сибкрай.ru руководитель поискового отряда «ЛизаАлерт Новосибирской области» Алеся Яблонских, причина вернуться у женщины была.
«Какое-то время она проживала в одной из квартир в этом подъезде. И свое существование осознавала только с начала 2022 года. Она помнила людей, с которыми жила. Что было до этого – абсолютно чистый лист, памяти нет. Потом возможности проживать в данной квартире уже больше не было, соответственно, она, не зная никаких других адресов, людей, просто осталась и жила в подъезде», – объяснила Алеся Яблонских.
Поисковикам стало известно о женщине от одного из неравнодушных местных жителей. Он выяснил, что Евгения не помнит своего прошлого, своих родных, и обратился в отряд «ЛизаАлерт». Волонтеры приехали, убедились, что все так и есть, и договорились с руководителем благотворительной организации «Маяк» Александром Алексеевым. Женщина переехала в хостел.
«Маяк» в Новосибирске работает уже несколько лет, помогает бездомным людям вернуться к обычной жизни – восстановить документы, посетить врачей, устроиться на работу, найти постоянное жилье. Подопечные «Маяка» всегда могут рассчитывать на горячую пищу и теплую одежду.
Ежегодно с наступлением холодов в стране умирают тысячи бездомных. Только в Новосибирске за 2021 год погибли 1374 человека (а это 5,47% от всех смертей). Такую статистику приводит руководитель благотворительной организации «Маяк» Александр Алексеев. Волонтеры «Маяка» работают, чтобы успеть спасти хоть кого-то.Недавно один из их проектов – бесплатный хостел для попавших в беду – был на грани закрытия. Выросла стоимость аренды и волонтеры влезли в долги. Но благодаря огласке деньги удалось собрать. И учреждение спасли. А оно уберегло еще одну жизнь – сколько бы на улице смогла прожить Евгения, женщина без памяти?
В хостеле «Маяка» Евгения провела около месяца. Там она получила возможность поесть, помыться, переодеться в сухое и чистое, наконец-то лечь спать в теплую постель, а не на холодный пол в подъезде. Волонтеры «Маяка» съездили с женщиной в отдел полиции, где у нее сняли отпечатки пальцев, а ее изображение пробили по базе фотороботов. Но ни в каких базах ее не нашли. Она никогда не попадала в поле зрения правоохранителей. Ее никто не искал. Прямо-таки Джейн Доу – так за рубежом представители разных профессий называют неизвестных. Например, врачи так записывают пациентов с потерей памяти.
А в это время поисковики отряда «ЛизаАлерт» делали свою часть работы – распространяли ориентировки на Евгению.
«Мы размещали ориентировки не только по Новосибирску и Новосибирской области, но и по Сибирском федеральному округу. Затем уже начали расширяться по Сибири и Дальнему Востоку, а в конечном итоге стали просить все наши регионы – абсолютно все, а у нас больше шестидесяти регионов присутствия – взять ориентировку на размещение к себе», – рассказала порядок поиска Алеся Яблонских.
И тут же пошел вал откликов. Худенькую кареглазую женщину лет 50-ти начали опознавать по фото в разных уголках страны. Кто-то сообщил, что такая жила по соседству, кто-то – что работала продавцом в ближайшем магазине или мыла полы.
«Таких свидетельств было очень много. В ряде случаев, те, кто были в качестве свидетелей, в итоге находили у себя в населенном пункте человека, на которого они думали. Одно свидетельство было из Коченевского района. Мы с координатором туда ездили. Спасибо местной полиции, они потратили с нами несколько часов, мы катались по всему Коченево. В итоге мы нашли ту женщину, на которую наша найденная была похожа. Она жила дома, с ней было все хорошо», – продолжает Алеся.
И наконец настоящий дом нашей «Джейн Доу» нашелся в Томской области. Первой Евгению признали односельчане. Поисковики сделали все, чтобы выяснить, остался ли у женщины кто-то на малой родине. Нашлась родная сестра. Как оказалось, Евгению она не искала.
Тем не менее, личность по видеосвязи подтвердить удалось. Как рассказал Александр Алексеев, присутствующий при этой встрече, Евгения сестру даже не вспомнила...
Теперь Евгения находится в специализированном учреждении, куда ее поместили из-за проблем с памятью. Она получает медицинский уход, и уж точно не останется на улице. А каким будет дальнейшее участие родственницы в ее судьбе – это уже другая история.
*Юридический термин для обозначения женщины, чью личность установить не удается. Аналог Джона Доу.