70% отходов всего региона сейчас принимает «Левобережный» полигон, который обслуживает МУП «САХ». Он работает с 1967 года. И уже давно должен быть закрыт и рекультивирован, но из-за проволочек с мусорной концессией, полигон продолжает работать. На его модернизацию и приведение ко всем существующем нормам требуется 266 миллионов рублей, которые должен где-то найти городской бюджет, пока правительство Новосибирской области заключает новые мусорные концессии. Депутаты Законодательного собрания сегодня заслушали доклад о плачевной ситуации на переполненных полигонах Новосибирска и задались вопросом: почему вопреки законодательству Новосибирская область не возьмет на себя обязательства и ответственность за происходящее там, а перекладывает эти проблемы на город?
В четверг, 6 октября, на заседании комиссии по экологии обсуждали установку санитарно-защитных зон на полигонах твердых коммунальных отходов «Левобережный» и «Гусинобродский».
В курс дела собравшихся ввел новосибирский межрайонный природоохранный прокурор Дмитрий Цуканов. Он напомнил, что в Новосибирске действуют два мусорных полигона – на правом берегу «Гусинобродский», а на левом – «Левобережный», который превратил в ад жизнь жителей улицы Малыгина. Полигоны обслуживает МУП «Спецавтохозяйство», учредителем которого является мэрия Новосибирска. Надзорный орган в ходе многочисленных проверок выяснил, что у полигонов не установлены санитарно-защитные зоны. Более того, их эксплуатировали с нарушением требований СанПиН.
Природоохранная прокуратура подала в суд, чтобы МУП «Спецавтохозяйство» установило эти санитарно-защитные зоны. Суд встал на сторону истца.
«Ответчиком МУП «САХ» не представлено допустимых и достоверных доказательств, <...> свидетельствующих о невозможности приведения полигонов ТКО в соответствии с требованиями СанПиН. Пояснения ответчиков не подтверждаются доказательствами по делу», – зачитал Дмитрий Цуканов выдержку из решения суда.
«Спецавтохозяйству» дали срок до 1 января 2025 года, чтобы устранить все нарушения. Но прокуратуру это не устроило, показалось, что долго – и они смогли обжаловать сроки в апелляционном порядке. Новая дата, к которой все должно быть готово, – 1 июля 2023 года. Тут следует отметить перегиб, на который потом сошлется муниципальное предприятие, потому что единые требования к работе мусороперерабатывающих заводов и полигонов, принятые постановлением правительства РФ, должны быть применены до 1 января 2026 года.
Также природоохранный прокурор Дмитрий Цуканов напомнил, что в прошлом году «Левобережный» полигон неоднократно горел. В 2022 году этого удалось избежать.
«Возгорания прекратились благодаря мерам, принятым МУП «САХ»: были установлены термодатчики, ведется патрулирование, приобретен пожарный автомобиль», – похвалил он работу «Спецавтохозяйства».
Глава Роспотребнадзора по Новосибирской области Александр Щербатов добавил, что за последнее время МУП «САХ» выплатило два административных штрафа по 250 тысяч рублей.
«Мы рассматриваем постановления об их привлечении к административной ответственности в судебном порядке. МУП «САХ» предъявило исковые требования, что мы неправомерно их привлекли. Это настораживает. У них нет понимания, что есть проблемы», – отметил Щербатов.
Он также рассказал, что предприятие в августе отправило заявку по проекту установления санитарно-защитной зоны. «Не все выбросы загрязняющих веществ были учтены, не все риски влияния на здоровье населения были рассчитаны. Поэтому был направлен отказ», – добавил Щербатов.
Директор МУП «Спецавтохозяйство» Андрей Зыков был не согласен с предыдущими докладчиками. Он попросил не забывать, что полигоны должны были закрыться еще в 2019 году, ведь все ждали новые мусоросортировочные центры в рамках концессии с группой компаний «ВИС», соглашение по итогам пришлось расторгать. Поэтому полигонам пришлось работать дальше на пределе возможностей.
«Мы за три года – с 2019 по 2022 год – заплатили 3 миллиона 120 тысяч рублей штрафов. Только за то, что мы продолжаем работать», – пожаловался он.
После того, как в 2020 году стало понятно, что места на полигонах для складирования отходов уже не хватает, было принято решение о расширении. Санитарные зоны, которые были установлены в 2017 году, оказались неактуальными.
«Работа была начата немедленно после заключения договора об аренде дополнительных земельных участков», – заметил Зыков.
Он рассказал депутатам, что выполнить требования суда по приведению полигонов в соответствие с требованиями СанПиН они физически не могут.
«Невозможно сделать систему удаления газа, потому что трубы необходимо прокладывать в горизонтальной плоскости. Как это делать на объектах, которые существуют один с 1967 года, другой с 1993 года, мы не нашли технического решения», – признался руководитель директор МУП «САХ».
А для того, чтобы построить эту систему на уровне текущего слоя мусора, нужно не менее 266 миллионов рублей. Где взять такие деньги, на предприятии с выручкой 130 миллионов в год, никто не знает.
«Это приведет к мгновенному увеличению тарифа», – предостерег Зыков, выразив сомнение, что в этом вообще есть смысл. Потому что «Левобережный» полигон все равно планируют закрывать.
Прокомментировал он и ремарку природоохранного прокурора насчет возгораний: «Почему мы горели в 2021 году в одном и том же месте четыре раза? Нас поджигают».
Председатель комитета охраны окружающей среды мэрии города Новосибирска Мария Сидорова предложила решить вопрос с предприятиями, которые ведут свою деятельность вблизи полигона: «У нас есть незаконные свалки, незаконная предпринимательская деятельность. Но людям без разницы, они видят только полигон». Также она объяснила, что работы по установлению новых санитарно-защитных зон займут минимум 2-2,5 года. Так что в установленные судом сроки успеть нереально.
Депутат Денис Субботин поднял вопрос о закрытии «Левобережного» полигона – законодателя интересовало, когда наступит предел свалки.
Оказалось, уже наступил. Мария Сидорова ему напомнила, что сейчас полигон принимает 70% отходов, и не только города, а всей Новосибирской области. «Мы уже делаем чудеса, в пятилитровую бутылку наливаем десять литров», – образно выразилась чиновница, добавив, что консервацию можно начать хоть сейчас, было бы куда везти мусор.
При этом, по словам начальника управления благоустройства министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области Натальи Аббасовой, «Гусинобродский» полигон имеет в запасе пять лет. Так что Новосибирску и агломерации нужны новые объекты для складирования отходов. Областные власти надеются, что такой появится в конце 2025 года. Но все помнят, чем закончилась первая мусорная концессия. Напомним, сегодня были опубликованы условия новых мусорных концессий.
«В соответствии с федеральным законом №89-ФЗ деятельность по накоплению, сбору, транспортировке, утилизации, захоронению ТКО – это все полномочия субъекта РФ. К муниципалам относится только формирование мест накопления и просветительская работа. На субъекте, в том числе лежат полномочия, а, значит, и ответственность, за утверждение инвестиционных и производственных программ. У меня вопрос про 266 миллионов (на приведение полигона в соответствие СанПин, – прим.ред.): а почему муниципалы должны платить?» – удивилась вице-спикер Заксобрания Новосибирской области Ирина Диденко.
«Кроме 89-го закона у нас есть внутренний закон 582-й, который разграничивает полномочия между органами власти...» – начала было отвечать Наталья Аббасова.
«Еще раз, – жестко оборвала ее Диденко. – 89-й закон, давайте статью найду. Какой внутренний? Это отраслевой закон, вы по нему должны работать, он первичный!»
Аббасова заверила, что инвестиционные программы – это дело тарифного департамента.
«Дословно читаю вам: инвестпрограммы – утверждение, разработка, производство…» – продолжила Диденко.
«Я услышала! У нас внутри правительства Новосибирской области инвестиционными программами занимается департамент по тарифам», – сказала начальника управления благоустройства министерства ЖКХ и энергетики.
«МУП «САХ» как никто заинтересовано, чтобы у него была инвестпрограмма, производственная программа. Но им отказали, потому что эти полигоны планируются к закрытию», – внесла ясность Мария Сидорова.
Депутаты поддержали Ирину Диденко. Они выразили уверенность, что платить и отвечать за происходящее на полигонах должен субъект РФ, то есть Новосибирская область, а не город Новосибирск и не муниципальное предприятие.
«За эксплуатацию полигона отвечает хозяйствующий субъект. Эти полигоны существуют один с 93-го, другой с 67-го года, еще до вступления всех этих норм. Они не переданы в собственность Новосибирской области», – не согласилась Аббасова.
«А почему? Хватит ждать, надо как-то менять отношение!» – возмутилась Диденко.
«Здесь получается битый небитого везет. Причем здесь САХ, что вы к нему лезете? При чем здесь мэрия? Нашли крайнего, это вообще неправильно! Региону надо договариваться, принимать решения», – согласился Николай Мочалин.
Игорь Умербаев предложил немедленно закрыть полигон «Левобережный», а твердые коммунальные отходы возить на «Гусинобродский» и полигон в Коченевском районе.
«Правительство и муниципалитет слышать друг друга не хотят. Но у нас есть федеральный закон», – заметил заместитель председателя комиссии Сергей Конько.
Депутаты решили рекомендовать правительству Новосибирской области исполнить свои полномочия в соответствии с Федеральным законом №89-ФЗ по вопросу организации полигонов, за что и проголосовали единогласно.
В четверг, 6 октября, на заседании комиссии по экологии обсуждали установку санитарно-защитных зон на полигонах твердых коммунальных отходов «Левобережный» и «Гусинобродский».
В курс дела собравшихся ввел новосибирский межрайонный природоохранный прокурор Дмитрий Цуканов. Он напомнил, что в Новосибирске действуют два мусорных полигона – на правом берегу «Гусинобродский», а на левом – «Левобережный», который превратил в ад жизнь жителей улицы Малыгина. Полигоны обслуживает МУП «Спецавтохозяйство», учредителем которого является мэрия Новосибирска. Надзорный орган в ходе многочисленных проверок выяснил, что у полигонов не установлены санитарно-защитные зоны. Более того, их эксплуатировали с нарушением требований СанПиН.
Природоохранная прокуратура подала в суд, чтобы МУП «Спецавтохозяйство» установило эти санитарно-защитные зоны. Суд встал на сторону истца.
«Ответчиком МУП «САХ» не представлено допустимых и достоверных доказательств, <...> свидетельствующих о невозможности приведения полигонов ТКО в соответствии с требованиями СанПиН. Пояснения ответчиков не подтверждаются доказательствами по делу», – зачитал Дмитрий Цуканов выдержку из решения суда.
«Спецавтохозяйству» дали срок до 1 января 2025 года, чтобы устранить все нарушения. Но прокуратуру это не устроило, показалось, что долго – и они смогли обжаловать сроки в апелляционном порядке. Новая дата, к которой все должно быть готово, – 1 июля 2023 года. Тут следует отметить перегиб, на который потом сошлется муниципальное предприятие, потому что единые требования к работе мусороперерабатывающих заводов и полигонов, принятые постановлением правительства РФ, должны быть применены до 1 января 2026 года.
Также природоохранный прокурор Дмитрий Цуканов напомнил, что в прошлом году «Левобережный» полигон неоднократно горел. В 2022 году этого удалось избежать.
«Возгорания прекратились благодаря мерам, принятым МУП «САХ»: были установлены термодатчики, ведется патрулирование, приобретен пожарный автомобиль», – похвалил он работу «Спецавтохозяйства».
Глава Роспотребнадзора по Новосибирской области Александр Щербатов добавил, что за последнее время МУП «САХ» выплатило два административных штрафа по 250 тысяч рублей.
«Мы рассматриваем постановления об их привлечении к административной ответственности в судебном порядке. МУП «САХ» предъявило исковые требования, что мы неправомерно их привлекли. Это настораживает. У них нет понимания, что есть проблемы», – отметил Щербатов.
Он также рассказал, что предприятие в августе отправило заявку по проекту установления санитарно-защитной зоны. «Не все выбросы загрязняющих веществ были учтены, не все риски влияния на здоровье населения были рассчитаны. Поэтому был направлен отказ», – добавил Щербатов.
Директор МУП «Спецавтохозяйство» Андрей Зыков был не согласен с предыдущими докладчиками. Он попросил не забывать, что полигоны должны были закрыться еще в 2019 году, ведь все ждали новые мусоросортировочные центры в рамках концессии с группой компаний «ВИС», соглашение по итогам пришлось расторгать. Поэтому полигонам пришлось работать дальше на пределе возможностей.
«Мы за три года – с 2019 по 2022 год – заплатили 3 миллиона 120 тысяч рублей штрафов. Только за то, что мы продолжаем работать», – пожаловался он.
После того, как в 2020 году стало понятно, что места на полигонах для складирования отходов уже не хватает, было принято решение о расширении. Санитарные зоны, которые были установлены в 2017 году, оказались неактуальными.
«Работа была начата немедленно после заключения договора об аренде дополнительных земельных участков», – заметил Зыков.
Он рассказал депутатам, что выполнить требования суда по приведению полигонов в соответствие с требованиями СанПиН они физически не могут.
«Невозможно сделать систему удаления газа, потому что трубы необходимо прокладывать в горизонтальной плоскости. Как это делать на объектах, которые существуют один с 1967 года, другой с 1993 года, мы не нашли технического решения», – признался руководитель директор МУП «САХ».
А для того, чтобы построить эту систему на уровне текущего слоя мусора, нужно не менее 266 миллионов рублей. Где взять такие деньги, на предприятии с выручкой 130 миллионов в год, никто не знает.
«Это приведет к мгновенному увеличению тарифа», – предостерег Зыков, выразив сомнение, что в этом вообще есть смысл. Потому что «Левобережный» полигон все равно планируют закрывать.
Прокомментировал он и ремарку природоохранного прокурора насчет возгораний: «Почему мы горели в 2021 году в одном и том же месте четыре раза? Нас поджигают».
Председатель комитета охраны окружающей среды мэрии города Новосибирска Мария Сидорова предложила решить вопрос с предприятиями, которые ведут свою деятельность вблизи полигона: «У нас есть незаконные свалки, незаконная предпринимательская деятельность. Но людям без разницы, они видят только полигон». Также она объяснила, что работы по установлению новых санитарно-защитных зон займут минимум 2-2,5 года. Так что в установленные судом сроки успеть нереально.
Депутат Денис Субботин поднял вопрос о закрытии «Левобережного» полигона – законодателя интересовало, когда наступит предел свалки.
Оказалось, уже наступил. Мария Сидорова ему напомнила, что сейчас полигон принимает 70% отходов, и не только города, а всей Новосибирской области. «Мы уже делаем чудеса, в пятилитровую бутылку наливаем десять литров», – образно выразилась чиновница, добавив, что консервацию можно начать хоть сейчас, было бы куда везти мусор.
При этом, по словам начальника управления благоустройства министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области Натальи Аббасовой, «Гусинобродский» полигон имеет в запасе пять лет. Так что Новосибирску и агломерации нужны новые объекты для складирования отходов. Областные власти надеются, что такой появится в конце 2025 года. Но все помнят, чем закончилась первая мусорная концессия. Напомним, сегодня были опубликованы условия новых мусорных концессий.
«В соответствии с федеральным законом №89-ФЗ деятельность по накоплению, сбору, транспортировке, утилизации, захоронению ТКО – это все полномочия субъекта РФ. К муниципалам относится только формирование мест накопления и просветительская работа. На субъекте, в том числе лежат полномочия, а, значит, и ответственность, за утверждение инвестиционных и производственных программ. У меня вопрос про 266 миллионов (на приведение полигона в соответствие СанПин, – прим.ред.): а почему муниципалы должны платить?» – удивилась вице-спикер Заксобрания Новосибирской области Ирина Диденко.
«Кроме 89-го закона у нас есть внутренний закон 582-й, который разграничивает полномочия между органами власти...» – начала было отвечать Наталья Аббасова.
«Еще раз, – жестко оборвала ее Диденко. – 89-й закон, давайте статью найду. Какой внутренний? Это отраслевой закон, вы по нему должны работать, он первичный!»
Аббасова заверила, что инвестиционные программы – это дело тарифного департамента.
«Дословно читаю вам: инвестпрограммы – утверждение, разработка, производство…» – продолжила Диденко.
«Я услышала! У нас внутри правительства Новосибирской области инвестиционными программами занимается департамент по тарифам», – сказала начальника управления благоустройства министерства ЖКХ и энергетики.
«МУП «САХ» как никто заинтересовано, чтобы у него была инвестпрограмма, производственная программа. Но им отказали, потому что эти полигоны планируются к закрытию», – внесла ясность Мария Сидорова.
Депутаты поддержали Ирину Диденко. Они выразили уверенность, что платить и отвечать за происходящее на полигонах должен субъект РФ, то есть Новосибирская область, а не город Новосибирск и не муниципальное предприятие.
«За эксплуатацию полигона отвечает хозяйствующий субъект. Эти полигоны существуют один с 93-го, другой с 67-го года, еще до вступления всех этих норм. Они не переданы в собственность Новосибирской области», – не согласилась Аббасова.
«А почему? Хватит ждать, надо как-то менять отношение!» – возмутилась Диденко.
«Здесь получается битый небитого везет. Причем здесь САХ, что вы к нему лезете? При чем здесь мэрия? Нашли крайнего, это вообще неправильно! Региону надо договариваться, принимать решения», – согласился Николай Мочалин.
Игорь Умербаев предложил немедленно закрыть полигон «Левобережный», а твердые коммунальные отходы возить на «Гусинобродский» и полигон в Коченевском районе.
«Правительство и муниципалитет слышать друг друга не хотят. Но у нас есть федеральный закон», – заметил заместитель председателя комиссии Сергей Конько.
Депутаты решили рекомендовать правительству Новосибирской области исполнить свои полномочия в соответствии с Федеральным законом №89-ФЗ по вопросу организации полигонов, за что и проголосовали единогласно.