Вместо одной большой мусорной концессии, которая с 2016 года так и не была реализована, в Новосибирской области планируют заключить два соглашения на строительство крупных полигонов и мусороперерабатывающих комплексов под областным центром. Разработка проектов на контроле депутатов Законодательного собрания: 14 июля состоялась внеочередная сессия, посвященная в первую очередь обсуждению будущих концессий. И даже несмотря на многочисленные заседания рабочей группы и кулуарные обсуждения, развернулась острая дискуссия.
Проекты концессионных соглашений по строительству мусороперерабатывающих комплексов (МСК), полигонов и ряда других специальных объектов вблизи сел Раздольное и Верх-Тула активно разрабатывают в правительстве Новосибирской области. Учитывая неудачный опыт реализации такой концессии с ООО «Экология-Новосибирск» – за шесть лет работы не были даже начаты, – на этот раз представители обладминистрации, профильные министры и даже губернатор активно работают над проектами вместе с депутатами Законодательного собрания региона.
Напомним, что концессионное соглашение с ООО «Экология-Новосибирск» (с 2017 на 75 % Группа «ВИС») было заключено в 2016 году. Инвестор должен был построить под Новосибирском два мусороперерабатывающего комплекса и два полигона вблизи сел Верх-Тула и Раздольное. Срок действия соглашения составлял 40 лет. Больше всего вопросов вызвали условия, под которым подписались областные власти. Например, соглашением предполагались гарантированные 800 тысяч тонн отходов в год – в случае, если показатель не достигается, доход частника обязался компенсировать регион. При этом с наибольшей вероятностью такой объем никогда бы не удалось достигнуть, а значит область выплачивала бы концессионеру сотни миллионов рублей на протяжении 40 лет.
Однако проекты не были реализованы. Частник ссылался на невозможность приступить к работам из-за сложностей с выбранными регионом земельными участками. Область попыталась изменить параметры концессии через Федеральную антимонопольную службу, но получила отказ. Происходило все это на фоне протестов жителей Раздольного, требующих выбрать другой участок для строительства комплекса и полигона. В замороженном состоянии тема оставалась до 2022 года. В мае губернатор Андрей Травников, наконец, объявил о расторжении концессии.
С расторжением концессии все выдохнули, но за шесть лет вопрос строительства МСК и полигонов встал еще острее: завалена левобережная свалка в Новосибирске, а правобережная – Гусинобродская – не вечная. Поэтому на этот раз депутаты Законодательного собрания активно вступили в тему реализации проектов в Верх-Туле и Раздольном. Разработка началась сразу после расторжения, уже в мае возобновила работу рабочая группа. Свои предложения министры и представители правительства озвучивали на заседаниях комитетов и комиссий, принимая во внимание рекомендации депутатов.
Парламентарии настояли на разбивке одной большой концессии на две – отдельно по Верх-Туле и Раздольному. Это важный шаг на пути к тому, чтобы избежать монополии – какая могла сложиться с Группой «ВИС», чья «Экология-Новосибирск» и так единолично контролирует весь вывоз мусора на территории региона. Конкурсный отбор концессионеров – тоже рекомендация депутатов – даст возможность новосибирским коммерсантам побороться за концессии. Несмотря на большое количество заседаний рабочих групп, существенно переработанные проекты концессий, даже на сегодняшней сессии тема вызвала острое обсуждение.
Депутаты рассматривали проект постановления о предложениях по реализации концессий. С докладом выступил министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников. Он сообщил, что проекты будут реализовываться по «классической концессионной схеме», которую предполагает Федеральный закон № 115. Глава Минэко сравнил 115-й закон и № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Так, по закону о контрактной системе на регион бы легли существенные траты: почти 8 миллиардов бы ушло сразу на реализацию проектов, еще несколько – на содержание. По 115-му закону таких финансовых обязательств нет. Кроме того, по закону о концессиях риски, связанные с реализацией проекта, несет на себе частный инвестор, а право собственности на объект принадлежит области. Вариант для области удобен, но он однозначно предполагает рост тарифа – возможности региона по его регулированию будут ограничены.
Проект концессии по объектам у Раздольного предполагает возведение мусоросортировочного комплекса объемом 330 тысяч тонн в год. Предварительная стоимость – без НДС – 4 миллиарда 60 миллионов рублей. Мощность МСК возле Верх-Тулы должна составить 300 тысяч тонн в год, стоимость – 3 миллиарда 758 миллионов рублей. Срок действия соглашений – 25 лет, из которых по полтора года уйдет на проектно-изыскательские работы и строительство. 22 года – срок эксплуатации.
Бюджетные средства привлекать при реализации проектов не планируется. Порядка 90 % – заемный капитал, остальное – собственный капитал частного инвестора. Также будут предоставлены банковские гарантии на каждый этап – проектирование (20 % затрат), строительство (20 %), эксплуатацию (1,5 % валовой выручки). Ожидается, что льготный займ под 6 % предоставит Публично-правовая компания «Российский экологический оператор» (ППК «РЭО»), учредителем которой является Минприроды России.
В представленном министром докладе уже учтен ряд пожеланий депутатов Законодательного собрания. Однако вопросы остаются до сих пор. В том числе и к необходимости заключения прямого соглашения – между концедентом (областью), концессионером и банком. Оно применяется для привлечения банковских средств на условиях проектного финансирования (в качестве обеспечения кредита используются права концессионера по концессионному соглашению), но предполагает перенаправление на счет банка средств, выплачиваемых концедентом при досрочном прекращении соглашения в случае дефолта частного инвестора.
– Прошло два комитета, мы свои замечания везде высказывали, в том числе по прямому соглашению. И сейчас у вас в презентации об этом прямом соглашении, которое связывает в конечном итоге концессионера и концедента. Мы несем соответственность. Какая необходимость в таких соглашениях? – поинтересовался депутат Вадим Агеенко.
Министр Лев Решетников в ответ подчеркнул, что прямое соглашение необходимо для привлечения банковского финансирования. Кроме того, документ позволит снизить ставку по кредиту на 0,5-1 % – на проектах получится сэкономить. Впрочем, по словам заместителя губернатора Сергея Семки, заключение такого соглашения решено сделать необязательным, но регион оставит за собой это право.
К опыту неудачных концессий обратился депутат Роман Яковлев. Он напомнил о срыве сроков реализации проектов семи поликлиник – из них строятся всего три, по четырем работы даже не начаты, тогда как срок сдачи – август 2022-го.
– Концессионное соглашение стало ругательным словом для большинства жителей. Ознакомившись с материалами по данному вопросу, я понимаю, что здесь остаются такие же параметры, которые были в прошлом [соглашении с «Экологией-Новосибирск»] касаемо экономики и недополученной прибыли, выплаты и проценты, которые закладываются, в конечном счете будут закладываться в тарифы, которые мы, жители Новосибирской области, будем оплачивать. И тот сомнительный анализ который вы приводили, свидетельствует о том, что есть альтернативные варианты, которые будут влиять на сдерживание тарифа. Второй момент – есть вопросы у местных жителей к выбору площадок мусоросортировочных заводов, – заявил депутат. Он предложил перенести рассмотрение проектов концессий на сентябрь, а к тому времени более детально проработать документы.
Однако времени нет – регион и так существенно затянул с реализацией «мусорной реформы» и по сути шесть лет стоял на месте. Стоит учитывать сроки конкурсных процедур по концессиям, прохождения экспертизы, заключения соглашений и надвигающийся зимний период.
– Вопрос перезрел, нужно его закрывать и на рабочих группах мы довольно подробно его проговорили, достаточно глубоко погрузились, – отметил Лев Решетников. Он обратил внимание на опыт других стран, где концессии вызывают такие же вопросы.
Рост тарифов, неизбежный в случае реализации проектов, министр экономического развития назвал необходимостью, если «мы хотим развитую инфраструктуру». С ним не согласился депутат Вадим Агеенко. По его мнению, реализация проектов путем концессионных соглашений – путь рискованный, а в случае строительства полигонов и комплексов за счет бюджетных средств результат гарантирован.
– Концессионное соглашение это конец цепочки. Создание структуры это достаточно большие промышленные объекты, которые создает не концессия, создаем не мы, и мы их не оплачиваем. Поэтому если мы хотим создать структуру в области, так создавайте – губернатор и министр. Вкладывайте бюджетные деньги, развивайте. Концессия – это обычная ипотека. Купил квартиру себе, а вторую покупаешь банку. То же самое здесь. Взял заем, а потом процентами население оплатит через свой тариф. И больше здесь ничего нет. Поэтому когда мы выходим на концессию, это желание правительства сказать, что у них нет бюджетных денег. Вот и вся классическая схема. И не надо вспоминать ни Канаду, ни Англию, ни Францию – надо под ноги смотреть и понимать, как мы работаем здесь, в Новосибирской области. А то это желание у наших министров все куда-то в Германию да в Японию смотреть…, – рассуждает депутат.
Обратил внимание парламентарий и на стоимость проектов. Напомним, что ранее Вадим Агеенко проанализировал параметры планируемых концессий и пришел к выводу, что стоимость объектов завышена на миллиарды рублей по сравнению с нормативами, установленными министерством строительства России. Кроме того, проектами предполагается строительство площадок компостирования – они обойдутся в порядка 700 миллионов рублей за каждую при том, что возводить их необязательно, а, по мнению депутата, и не нужно.
По словам министра ЖКХ и энергетики региона Дениса Архипова, в проектах указана стоимость, рекомендованная публично-правовой компанией «Российский экологический оператор». Выяснилось, что «РЭО» направило в министерство письмо с рекомендацией, компания основывалась на опыте возведения объектов в последние годы.
– Вы всё ссылаетесь на рекомендации ППК «РЭО», но мы говорим о нормативах, которые есть в приказах Минстроя. Понятно, что это полугосударственная структура, но при чем здесь ППК «РЭО»? Сегодня правительство выступает инициатором, а дальше реализует инвестор. По каким он процентам возьмет [займ] – это уже его дело, как и с ППК договариваться. Почему если ППК говорит на 30 % завысить стоимость, вы вот так киваете головой и ставите [такую стоимость]? – спросил Вадим Агеенко.
Министр ЖКХ и энергетики пояснил, что ППК создан решением правительства РФ для методической и финансовой помощи регионам. Для получения поддержки «РЭО» проекты должны соответствовать определенным условиям. Готовность следовать рекомендациям компании связана с тем, что ППК обещает предоставить заемные средства со ставкой всего 6 % годовых – это самые дешевые ресурсы на финансовом рынке.
Таким образом, общие черты будущих концессий уже видны, но как правительству, так и депутатам предстоит большая работа – до запуска конкурсных процедур заседания рабочей группы будут продолжаться. В поддержку такой совместной работы выступил первый заместитель председателя Заксобрания Андрей Панферов, который высказал позицию фракции «Единая Россия» в парламенте.
– Правительство Новосибирской области учло рекомендации рабочих групп, которые проводились с участием депутатского корпуса Заксобрания, начиная с 2017 года, также рекомендации всех депутатов Заксобрания, – отметил он.
Заместитель председателя Ирина Диденко тоже обратила внимание на необходимость скоординированной работы.
– Мы должны понимать у нас нет права на ошибку, их мы исчерпали за истекшие шесть лет, – пояснила она.
Согласился с такой позицией заместитель председателя Владимир Карпов.
– Есть сомнения, я не буду скрывать, что мы разработали рекомендации, но будут ли они реализованы? Мы обязаны участвовать в конкретной работе по выработке окончательного варианта концессии. У нас других вариантов для решения нет. Поэтому я прошу активно участвовать в заседаниях рабочей группы, – обратился он к депутатам.
Несмотря на такую консолидацию, не все парламентарии готовы окунуться в новые концессионные авантюры. Депутат Вадим Агеенко выразил сомнение в том, что концессии – единственная возможность для строительства мусорных комплексов и полигонов в регионе.
– То, что обещает «РЭО» – это только обещание. Все это будет дорого, значит опять за всё это заплатят жители нашей области через повышение тарифов. Видно и понятно, что поддержим тему, тем более основная фракция так решила. Но лично я – у меня просто рука не поднимется – я воздержусь, потому что зная такие цифры я не могу нажать «За», – остался при своем депутат.
Тем не менее, новые концессии, наконец, откроют перспективы для новосибирских компаний, обратил внимание депутат Дмитрий Козловский.
– Я бы хотел обратиться к новосибирским предпринимателям и бизнесменам, которые должны внимательно изучить эту концессию и участвовать в конкурсе. Простыми словами, цена объекта 4,5 миллиарда рублей, концессионер вкладывает всего 5 % – это 225 миллионов рублей. И то эти деньги будут работать под 13,5 % годовых. Все это окупится от тарифа. Концессионер защищен со всех сторон, застрахован он даже больше, чем Новосибирская область. Все мы заинтересованы в том, чтобы был новосибирский концессионер, потому что налоги будут оставаться в регионе, – выразил мнение парламентарий.
Согласился с этим губернатор Андрей Травников.
– Спасибо огромное за этот призыв, я к нему присоединяюсь. В конце концов, призываю проявить смелость и поучаствовать в крупных проектах, которые реализуются на территории Новосибирской области, – обратился к бизнесменам глава региона.
Депутаты большинством приняли проект постановления с рекомендациями по проектам концессионных соглашений. «За» проголосовали 59 парламентариев, воздержались трое, против не проголосовал никто. Резюмируя обсуждение, председатель областного парламента Андрей Шимкив тоже призвал новосибирский бизнес действовать.
– Сегодняшние выступления многих депутатов это пример того, что проблема волнует всех, и депутатов, наверно, больше всего. Потому что каждый из нас, приезжая на округ, слышит от глав районов, от директоров ЖКХ, что проблема есть. Конечно, сказывается отрицательный опыт шести лет – за них мы никуда не сдвинулись. Я все-таки сторонник того, что надо продвигаться. Не получилось раз, надо делать еще попытки. Главное, чего мы добились – разделение, наш бизнес сможет участвовать. Два полигона – левый и правый берег – очень много вопросов по методам обработки, набору техники, как захоранивать, что перерабатывать, что нет, но принципиальный вопрос, что рабочая группа будет продолжать работу до выставления на аукцион. Аукцион это тоже предмет очень хорошей договоренности. Теперь будет нормальный конкурс, где может поучаствовать любой. Уже есть много желающих, в том числе из Новосибирской области, – отметил Шимкив.
Вместо одной большой мусорной концессии, которая с 2016 года так и не была реализована, в Новосибирской области планируют заключить два соглашения на строительство крупных полигонов и мусороперерабатывающих комплексов под областным центром. Разработка проектов на контроле депутатов Законодательного собрания: 14 июля состоялась внеочередная сессия, посвященная в первую очередь обсуждению будущих концессий. И даже несмотря на многочисленные заседания рабочей группы и кулуарные обсуждения, развернулась острая дискуссия.Депутаты Заксобрания настояли на новых условиях мусорных концессий
 Денис Калин
Фото: www.veolia.com.ru
Проекты концессионных соглашений по строительству мусороперерабатывающих комплексов (МСК), полигонов и ряда других специальных объектов вблизи сел Раздольное и Верх-Тула активно разрабатывают в правительстве Новосибирской области. Учитывая неудачный опыт реализации такой концессии с ООО «Экология-Новосибирск» – за шесть лет работы не были даже начаты, – на этот раз представители обладминистрации, профильные министры и даже губернатор активно работают над проектами вместе с депутатами Законодательного собрания региона.
Напомним, что концессионное соглашение с ООО «Экология-Новосибирск» (с 2017 на 75 % Группа «ВИС») было заключено в 2016 году. Инвестор должен был построить под Новосибирском два мусороперерабатывающего комплекса и два полигона вблизи сел Верх-Тула и Раздольное. Срок действия соглашения составлял 40 лет. Больше всего вопросов вызвали условия, под которым подписались областные власти. Например, соглашением предполагались гарантированные 800 тысяч тонн отходов в год – в случае, если показатель не достигается, доход частника обязался компенсировать регион. При этом с наибольшей вероятностью такой объем никогда бы не удалось достигнуть, а значит область выплачивала бы концессионеру сотни миллионов рублей на протяжении 40 лет.
Однако проекты не были реализованы. Частник ссылался на невозможность приступить к работам из-за сложностей с выбранными регионом земельными участками. Область попыталась изменить параметры концессии через Федеральную антимонопольную службу, но получила отказ. Происходило все это на фоне протестов жителей Раздольного, требующих выбрать другой участок для строительства комплекса и полигона. В замороженном состоянии тема оставалась до 2022 года. В мае губернатор Андрей Травников, наконец, объявил о расторжении концессии.
С расторжением концессии все выдохнули, но за шесть лет вопрос строительства МСК и полигонов встал еще острее: завалена левобережная свалка в Новосибирске, а правобережная – Гусинобродская – не вечная. Поэтому на этот раз депутаты Законодательного собрания активно вступили в тему реализации проектов в Верх-Туле и Раздольном. Разработка началась сразу после расторжения, уже в мае возобновила работу рабочая группа. Свои предложения министры и представители правительства озвучивали на заседаниях комитетов и комиссий, принимая во внимание рекомендации депутатов.
Парламентарии настояли на разбивке одной большой концессии на две – отдельно по Верх-Туле и Раздольному. Это важный шаг на пути к тому, чтобы избежать монополии – какая могла сложиться с Группой «ВИС», чья «Экология-Новосибирск» и так единолично контролирует весь вывоз мусора на территории региона. Конкурсный отбор концессионеров – тоже рекомендация депутатов – даст возможность новосибирским коммерсантам побороться за концессии. Несмотря на большое количество заседаний рабочих групп, существенно переработанные проекты концессий, даже на сегодняшней сессии тема вызвала острое обсуждение.
Депутаты рассматривали проект постановления о предложениях по реализации концессий. С докладом выступил министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников. Он сообщил, что проекты будут реализовываться по «классической концессионной схеме», которую предполагает Федеральный закон № 115. Глава Минэко сравнил 115-й закон и № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Так, по закону о контрактной системе на регион бы легли существенные траты: почти 8 миллиардов бы ушло сразу на реализацию проектов, еще несколько – на содержание. По 115-му закону таких финансовых обязательств нет. Кроме того, по закону о концессиях риски, связанные с реализацией проекта, несет на себе частный инвестор, а право собственности на объект принадлежит области. Вариант для области удобен, но он однозначно предполагает рост тарифа – возможности региона по его регулированию будут ограничены.
Проект концессии по объектам у Раздольного предполагает возведение мусоросортировочного комплекса объемом 330 тысяч тонн в год. Предварительная стоимость – без НДС – 4 миллиарда 60 миллионов рублей. Мощность МСК возле Верх-Тулы должна составить 300 тысяч тонн в год, стоимость – 3 миллиарда 758 миллионов рублей. Срок действия соглашений – 25 лет, из которых по полтора года уйдет на проектно-изыскательские работы и строительство. 22 года – срок эксплуатации.
Бюджетные средства привлекать при реализации проектов не планируется. Порядка 90 % – заемный капитал, остальное – собственный капитал частного инвестора. Также будут предоставлены банковские гарантии на каждый этап – проектирование (20 % затрат), строительство (20 %), эксплуатацию (1,5 % валовой выручки). Ожидается, что льготный займ под 6 % предоставит Публично-правовая компания «Российский экологический оператор» (ППК «РЭО»), учредителем которой является Минприроды России.
В представленном министром докладе уже учтен ряд пожеланий депутатов Законодательного собрания. Однако вопросы остаются до сих пор. В том числе и к необходимости заключения прямого соглашения – между концедентом (областью), концессионером и банком. Оно применяется для привлечения банковских средств на условиях проектного финансирования (в качестве обеспечения кредита используются права концессионера по концессионному соглашению), но предполагает перенаправление на счет банка средств, выплачиваемых концедентом при досрочном прекращении соглашения в случае дефолта частного инвестора.
– Прошло два комитета, мы свои замечания везде высказывали, в том числе по прямому соглашению. И сейчас у вас в презентации об этом прямом соглашении, которое связывает в конечном итоге концессионера и концедента. Мы несем соответственность. Какая необходимость в таких соглашениях? – поинтересовался депутат Вадим Агеенко.
Министр Лев Решетников в ответ подчеркнул, что прямое соглашение необходимо для привлечения банковского финансирования. Кроме того, документ позволит снизить ставку по кредиту на 0,5-1 % – на проектах получится сэкономить. Впрочем, по словам заместителя губернатора Сергея Семки, заключение такого соглашения решено сделать необязательным, но регион оставит за собой это право.
К опыту неудачных концессий обратился депутат Роман Яковлев. Он напомнил о срыве сроков реализации проектов семи поликлиник – из них строятся всего три, по четырем работы даже не начаты, тогда как срок сдачи – август 2022-го.
– Концессионное соглашение стало ругательным словом для большинства жителей. Ознакомившись с материалами по данному вопросу, я понимаю, что здесь остаются такие же параметры, которые были в прошлом [соглашении с «Экологией-Новосибирск»] касаемо экономики и недополученной прибыли, выплаты и проценты, которые закладываются, в конечном счете будут закладываться в тарифы, которые мы, жители Новосибирской области, будем оплачивать. И тот сомнительный анализ который вы приводили, свидетельствует о том, что есть альтернативные варианты, которые будут влиять на сдерживание тарифа. Второй момент – есть вопросы у местных жителей к выбору площадок мусоросортировочных заводов, – заявил депутат. Он предложил перенести рассмотрение проектов концессий на сентябрь, а к тому времени более детально проработать документы.
Однако времени нет – регион и так существенно затянул с реализацией «мусорной реформы» и по сути шесть лет стоял на месте. Стоит учитывать сроки конкурсных процедур по концессиям, прохождения экспертизы, заключения соглашений и надвигающийся зимний период.
– Вопрос перезрел, нужно его закрывать и на рабочих группах мы довольно подробно его проговорили, достаточно глубоко погрузились, – отметил Лев Решетников. Он обратил внимание на опыт других стран, где концессии вызывают такие же вопросы.
Рост тарифов, неизбежный в случае реализации проектов, министр экономического развития назвал необходимостью, если «мы хотим развитую инфраструктуру». С ним не согласился депутат Вадим Агеенко. По его мнению, реализация проектов путем концессионных соглашений – путь рискованный, а в случае строительства полигонов и комплексов за счет бюджетных средств результат гарантирован.
– Концессионное соглашение это конец цепочки. Создание структуры это достаточно большие промышленные объекты, которые создает не концессия, создаем не мы, и мы их не оплачиваем. Поэтому если мы хотим создать структуру в области, так создавайте – губернатор и министр. Вкладывайте бюджетные деньги, развивайте. Концессия – это обычная ипотека. Купил квартиру себе, а вторую покупаешь банку. То же самое здесь. Взял заем, а потом процентами население оплатит через свой тариф. И больше здесь ничего нет. Поэтому когда мы выходим на концессию, это желание правительства сказать, что у них нет бюджетных денег. Вот и вся классическая схема. И не надо вспоминать ни Канаду, ни Англию, ни Францию – надо под ноги смотреть и понимать, как мы работаем здесь, в Новосибирской области. А то это желание у наших министров все куда-то в Германию да в Японию смотреть…, – рассуждает депутат.
Обратил внимание парламентарий и на стоимость проектов. Напомним, что ранее Вадим Агеенко проанализировал параметры планируемых концессий и пришел к выводу, что стоимость объектов завышена на миллиарды рублей по сравнению с нормативами, установленными министерством строительства России. Кроме того, проектами предполагается строительство площадок компостирования – они обойдутся в порядка 700 миллионов рублей за каждую при том, что возводить их необязательно, а, по мнению депутата, и не нужно.
По словам министра ЖКХ и энергетики региона Дениса Архипова, в проектах указана стоимость, рекомендованная публично-правовой компанией «Российский экологический оператор». Выяснилось, что «РЭО» направило в министерство письмо с рекомендацией, компания основывалась на опыте возведения объектов в последние годы.
– Вы всё ссылаетесь на рекомендации ППК «РЭО», но мы говорим о нормативах, которые есть в приказах Минстроя. Понятно, что это полугосударственная структура, но при чем здесь ППК «РЭО»? Сегодня правительство выступает инициатором, а дальше реализует инвестор. По каким он процентам возьмет [займ] – это уже его дело, как и с ППК договариваться. Почему если ППК говорит на 30 % завысить стоимость, вы вот так киваете головой и ставите [такую стоимость]? – спросил Вадим Агеенко.
Министр ЖКХ и энергетики пояснил, что ППК создан решением правительства РФ для методической и финансовой помощи регионам. Для получения поддержки «РЭО» проекты должны соответствовать определенным условиям. Готовность следовать рекомендациям компании связана с тем, что ППК обещает предоставить заемные средства со ставкой всего 6 % годовых – это самые дешевые ресурсы на финансовом рынке.
Таким образом, общие черты будущих концессий уже видны, но как правительству, так и депутатам предстоит большая работа – до запуска конкурсных процедур заседания рабочей группы будут продолжаться. В поддержку такой совместной работы выступил первый заместитель председателя Заксобрания Андрей Панферов, который высказал позицию фракции «Единая Россия» в парламенте.
– Правительство Новосибирской области учло рекомендации рабочих групп, которые проводились с участием депутатского корпуса Заксобрания, начиная с 2017 года, также рекомендации всех депутатов Заксобрания, – отметил он.
Заместитель председателя Ирина Диденко тоже обратила внимание на необходимость скоординированной работы.
– Мы должны понимать у нас нет права на ошибку, их мы исчерпали за истекшие шесть лет, – пояснила она.
Согласился с такой позицией заместитель председателя Владимир Карпов.
– Есть сомнения, я не буду скрывать, что мы разработали рекомендации, но будут ли они реализованы? Мы обязаны участвовать в конкретной работе по выработке окончательного варианта концессии. У нас других вариантов для решения нет. Поэтому я прошу активно участвовать в заседаниях рабочей группы, – обратился он к депутатам.
Несмотря на такую консолидацию, не все парламентарии готовы окунуться в новые концессионные авантюры. Депутат Вадим Агеенко выразил сомнение в том, что концессии – единственная возможность для строительства мусорных комплексов и полигонов в регионе.
– То, что обещает «РЭО» – это только обещание. Все это будет дорого, значит опять за всё это заплатят жители нашей области через повышение тарифов. Видно и понятно, что поддержим тему, тем более основная фракция так решила. Но лично я – у меня просто рука не поднимется – я воздержусь, потому что зная такие цифры я не могу нажать «За», – остался при своем депутат.
Тем не менее, новые концессии, наконец, откроют перспективы для новосибирских компаний, обратил внимание депутат Дмитрий Козловский.
– Я бы хотел обратиться к новосибирским предпринимателям и бизнесменам, которые должны внимательно изучить эту концессию и участвовать в конкурсе. Простыми словами, цена объекта 4,5 миллиарда рублей, концессионер вкладывает всего 5 % – это 225 миллионов рублей. И то эти деньги будут работать под 13,5 % годовых. Все это окупится от тарифа. Концессионер защищен со всех сторон, застрахован он даже больше, чем Новосибирская область. Все мы заинтересованы в том, чтобы был новосибирский концессионер, потому что налоги будут оставаться в регионе, – выразил мнение парламентарий.
Согласился с этим губернатор Андрей Травников.
– Спасибо огромное за этот призыв, я к нему присоединяюсь. В конце концов, призываю проявить смелость и поучаствовать в крупных проектах, которые реализуются на территории Новосибирской области, – обратился к бизнесменам глава региона.
Депутаты большинством приняли проект постановления с рекомендациями по проектам концессионных соглашений. «За» проголосовали 59 парламентариев, воздержались трое, против не проголосовал никто. Резюмируя обсуждение, председатель областного парламента Андрей Шимкив тоже призвал новосибирский бизнес действовать.
– Сегодняшние выступления многих депутатов это пример того, что проблема волнует всех, и депутатов, наверно, больше всего. Потому что каждый из нас, приезжая на округ, слышит от глав районов, от директоров ЖКХ, что проблема есть. Конечно, сказывается отрицательный опыт шести лет – за них мы никуда не сдвинулись. Я все-таки сторонник того, что надо продвигаться. Не получилось раз, надо делать еще попытки. Главное, чего мы добились – разделение, наш бизнес сможет участвовать. Два полигона – левый и правый берег – очень много вопросов по методам обработки, набору техники, как захоранивать, что перерабатывать, что нет, но принципиальный вопрос, что рабочая группа будет продолжать работу до выставления на аукцион. Аукцион это тоже предмет очень хорошей договоренности. Теперь будет нормальный конкурс, где может поучаствовать любой. Уже есть много желающих, в том числе из Новосибирской области, – отметил Шимкив.