Стоимость возведения мусорных полигонов и сопутствующих объектов под Новосибирском, предусмотренная проектами концессий, завышена более чем на миллиард рублей, подсчитал депутат Законодательного собрания Вадим Агеенко. Кроме того, проекты предполагают почти шестикратное увеличение тарифов для полигонов, что приведет и к росту стоимости услуги для юрлиц и жителей региона.
Проекты новых концессионных соглашений по возведению мусоросортировочных комплексов, полигонов твердых коммунальных отходов (ТКО), объектов компостирования и площадок крупногабаритных отходов активно обсуждают депутаты Законодательного собрания и представители правительства региона после громкой неудачи с предыдущей концессией. Аналитическую справку о необоснованном завышении стоимости объектов подготовил депутат регионального парламента Вадим Агеенко.
Во-первых, депутат обращает внимание на серьезное завышение стоимости площадок компостирования. В проекте соглашений указано, что создание таких объектов предусматривает Территориальная схема, однако, указывает Вадим Агеенко, Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», не содержит даже термина «компостирование». Правила обращения с отходами утверждены постановлением правительства – в документе тоже нет ни слова о компостировании. Это означает, что регион не обязан компостировать отходы.
Помимо этого, вопреки проектам соглашений, территориальная схема обращения с отходами не предусматривает строительства площадок компостирования на планируемых площадках – у Верх-Тулы и Раздольного. Не обсуждалась даже экономическая целесообразность возведения таких площадок на этих участках. Любопытно, что по действующим техническим условиям «все что будет «откомпостировано» на этом дорогостоящем объекте компостирования (стоимость 691,35 миллиона рублей) из ТКО будет относиться исключительно к категории «техногрунт», который можно будет использовать только для послойной изоляции (пересыпание) ТКО размещаемых на полигоне отходов, то есть техногрунт уйдет опять на полигон, как обычный грунт», – пишет депутат.
При этом себестоимость производства тонны техногрунта составит 11,52 тысячи рублей, стоимость обработки тонны мусора на мусоросортировочном комплексе – 4,6 тысячи рублей, стоимость захоронения тонны на полигоне – 4,01 тысячи рублей, а стоимость переработки тонны крупногабаритного мусора – 17,7 тысячи рублей. Строительство же площадки в Верх-Туле обойдется в 19 % от общей стоимости реализации концессии – 691 миллион 353 тысячи рублей из 3 миллиардов 627 миллионов рублей.
– Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что МЖКХиЭ (министерство ЖКХ и энергетики) НСО в своих предложениях созданием объекта компостирования, который не предусмотрен Территориальной схемой обращения отходов, искусственно и совершенно необоснованно завышает стоимость объектов соглашения как минимум на 19 %, – считает депутат.
Что касается других объектов, нормативы по стоимости определены приказом министерства строительства России от 29 марта 2022 года – по состоянию на 1 января 2022 года. В качестве базового региона для строительства указана Московская область, но для других регионов предусмотрен коэффициент, из которого и следует рассчитывать стоимость. Для Новосибирской области – 0,90.
Вадим Агеенко рассчитал стоимость объектов по нормативам Минстроя и сравнил с той, которую в проекте предлагает МинЖКХиЭ региона. Оказалось, что цены завышены по всем объектам.
По примеру Верх-Тулы. Полигон на 150 тысяч тонн со всеми сооружениями и оборудованием оценены в 601 миллион рублей. По нормативам Минстроя объект стоит 368 миллионов рублей. Участок компостирования на 60 тысяч тонн – 691 миллион на 230 миллионов по Минстрою. Участок приема крупногабаритного мусора на 15 тысяч тонн – 265 против 73 миллионов рублей.
Мусоросортировочный комплекс на 300 тысяч тонн – 1 миллиард 372 миллиона против 860 миллионов рублей. То же касается хозяйственной зоны – всех зданий, сооружения, оборудования. Общая стоимость всех объектов, если сравнивать с расчетами по нормативам Минстроя, завышена на почти полтора миллиарда рублей – 3,6 миллиарда вместо 1,9 миллиарда рублей. И это не учитывая того, что участок компостирования можно и не строить.
– В хозяйственной зоне большой вопрос вызывает объект Операторская (здание) стоимостью 426 433,60 тысячи рублей, в то время как Административно-бытовой корпус (АБК) стоит всего 49 437,74 тысячи рублей, – также обращает внимание Вадим Агеенко.
То же касается объекта, который планируют возводить возле Раздольного. Мусоросортировочный комплекс на 330 тысяч тонн оценили в 1 миллиард 547 миллионов рублей, а по нормативам Минстроя он стоит 923 миллиона рублей. По четырем основным объектам – полигон, комплекс, площадка компостирования и участок приема крупногабаритного мусора – стоимость завышена на 1,2 миллиарда рублей (это треть от всей стоимости проекта). А если вычесть площадку для компостирования, то на все 1,7 миллиарда.
Еще одна странность в проектах концессий – предлагаемые тарифы. Сейчас для полигонов муниципального «Спецавтохозяйства» тариф составляет 601 рубль с тонны с учетом сортировки. А согласно проектам для объекта у Верх-Тулы с 2025 года тариф составит 3 610,38 рубля, в 2026 – 4 026,27 рубля. Таким образом, с учетом незначительного планового повышения тарифа к 2025 году, он вырастет в шесть раз.
В проектах предусмотрена концессионная плата – тысяча рублей. Ее концессионер уплачивает концеденту только один раз за все время реализации проекта, использования построенного объекта. При этом в соглашении 2016 года с ООО «Экология-Новосибирск» эта плата составляла миллион рублей и подлежала ежегодной индексации, выплачивалась с первого по восьмой год эксплуатации объекта. И еще 15 % от объема валовой выручки концессионера, начиная с девятого года действия соглашения.
Таким образом, к проектам концессионных соглашений остаются вопросы, и самый серьезный из них – к рассчитанной стоимости объектов. Даже с учетом послефевральского повышения цен, нарушений логистических цепочек и сопутствующих санкциям факторов, крайне маловероятно, что стоимость объектов могла вырасти на треть по сравнению со стоимостью, определенной Минстроем.
Напомним, что ранее депутат Вадим Агеенко рассказал о печальном опыте работы области с коммерсантами по реализации проектов строительства мусорных полигонов в Новосибирской области.
Стоимость возведения мусорных полигонов и сопутствующих объектов под Новосибирском, предусмотренная проектами концессий, завышена более чем на миллиард рублей, подсчитал депутат Законодательного собрания Вадим Агеенко. Кроме того, проекты предполагают почти шестикратное увеличение тарифов для полигонов, что приведет и к росту стоимости услуги для юрлиц и жителей региона.Cтоимость новых концессий по мусоросортировке и полигонам оказалась завышена на миллиарды
 Денис Калин
Фото: архив
Проекты новых концессионных соглашений по возведению мусоросортировочных комплексов, полигонов твердых коммунальных отходов (ТКО), объектов компостирования и площадок крупногабаритных отходов активно обсуждают депутаты Законодательного собрания и представители правительства региона после громкой неудачи с предыдущей концессией. Аналитическую справку о необоснованном завышении стоимости объектов подготовил депутат регионального парламента Вадим Агеенко.
Во-первых, депутат обращает внимание на серьезное завышение стоимости площадок компостирования. В проекте соглашений указано, что создание таких объектов предусматривает Территориальная схема, однако, указывает Вадим Агеенко, Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», не содержит даже термина «компостирование». Правила обращения с отходами утверждены постановлением правительства – в документе тоже нет ни слова о компостировании. Это означает, что регион не обязан компостировать отходы.
Помимо этого, вопреки проектам соглашений, территориальная схема обращения с отходами не предусматривает строительства площадок компостирования на планируемых площадках – у Верх-Тулы и Раздольного. Не обсуждалась даже экономическая целесообразность возведения таких площадок на этих участках. Любопытно, что по действующим техническим условиям «все что будет «откомпостировано» на этом дорогостоящем объекте компостирования (стоимость 691,35 миллиона рублей) из ТКО будет относиться исключительно к категории «техногрунт», который можно будет использовать только для послойной изоляции (пересыпание) ТКО размещаемых на полигоне отходов, то есть техногрунт уйдет опять на полигон, как обычный грунт», – пишет депутат.
При этом себестоимость производства тонны техногрунта составит 11,52 тысячи рублей, стоимость обработки тонны мусора на мусоросортировочном комплексе – 4,6 тысячи рублей, стоимость захоронения тонны на полигоне – 4,01 тысячи рублей, а стоимость переработки тонны крупногабаритного мусора – 17,7 тысячи рублей. Строительство же площадки в Верх-Туле обойдется в 19 % от общей стоимости реализации концессии – 691 миллион 353 тысячи рублей из 3 миллиардов 627 миллионов рублей.
– Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что МЖКХиЭ (министерство ЖКХ и энергетики) НСО в своих предложениях созданием объекта компостирования, который не предусмотрен Территориальной схемой обращения отходов, искусственно и совершенно необоснованно завышает стоимость объектов соглашения как минимум на 19 %, – считает депутат.
Что касается других объектов, нормативы по стоимости определены приказом министерства строительства России от 29 марта 2022 года – по состоянию на 1 января 2022 года. В качестве базового региона для строительства указана Московская область, но для других регионов предусмотрен коэффициент, из которого и следует рассчитывать стоимость. Для Новосибирской области – 0,90.
Вадим Агеенко рассчитал стоимость объектов по нормативам Минстроя и сравнил с той, которую в проекте предлагает МинЖКХиЭ региона. Оказалось, что цены завышены по всем объектам.
По примеру Верх-Тулы. Полигон на 150 тысяч тонн со всеми сооружениями и оборудованием оценены в 601 миллион рублей. По нормативам Минстроя объект стоит 368 миллионов рублей. Участок компостирования на 60 тысяч тонн – 691 миллион на 230 миллионов по Минстрою. Участок приема крупногабаритного мусора на 15 тысяч тонн – 265 против 73 миллионов рублей.
Мусоросортировочный комплекс на 300 тысяч тонн – 1 миллиард 372 миллиона против 860 миллионов рублей. То же касается хозяйственной зоны – всех зданий, сооружения, оборудования. Общая стоимость всех объектов, если сравнивать с расчетами по нормативам Минстроя, завышена на почти полтора миллиарда рублей – 3,6 миллиарда вместо 1,9 миллиарда рублей. И это не учитывая того, что участок компостирования можно и не строить.
– В хозяйственной зоне большой вопрос вызывает объект Операторская (здание) стоимостью 426 433,60 тысячи рублей, в то время как Административно-бытовой корпус (АБК) стоит всего 49 437,74 тысячи рублей, – также обращает внимание Вадим Агеенко.
То же касается объекта, который планируют возводить возле Раздольного. Мусоросортировочный комплекс на 330 тысяч тонн оценили в 1 миллиард 547 миллионов рублей, а по нормативам Минстроя он стоит 923 миллиона рублей. По четырем основным объектам – полигон, комплекс, площадка компостирования и участок приема крупногабаритного мусора – стоимость завышена на 1,2 миллиарда рублей (это треть от всей стоимости проекта). А если вычесть площадку для компостирования, то на все 1,7 миллиарда.
Еще одна странность в проектах концессий – предлагаемые тарифы. Сейчас для полигонов муниципального «Спецавтохозяйства» тариф составляет 601 рубль с тонны с учетом сортировки. А согласно проектам для объекта у Верх-Тулы с 2025 года тариф составит 3 610,38 рубля, в 2026 – 4 026,27 рубля. Таким образом, с учетом незначительного планового повышения тарифа к 2025 году, он вырастет в шесть раз.
В проектах предусмотрена концессионная плата – тысяча рублей. Ее концессионер уплачивает концеденту только один раз за все время реализации проекта, использования построенного объекта. При этом в соглашении 2016 года с ООО «Экология-Новосибирск» эта плата составляла миллион рублей и подлежала ежегодной индексации, выплачивалась с первого по восьмой год эксплуатации объекта. И еще 15 % от объема валовой выручки концессионера, начиная с девятого года действия соглашения.
Таким образом, к проектам концессионных соглашений остаются вопросы, и самый серьезный из них – к рассчитанной стоимости объектов. Даже с учетом послефевральского повышения цен, нарушений логистических цепочек и сопутствующих санкциям факторов, крайне маловероятно, что стоимость объектов могла вырасти на треть по сравнению со стоимостью, определенной Минстроем.
Напомним, что ранее депутат Вадим Агеенко рассказал о печальном опыте работы области с коммерсантами по реализации проектов строительства мусорных полигонов в Новосибирской области.