Ремонт дворов на улице Ельцовской в Центральном округе Новосибирска обернулся скандалом: подрядчик пытается сэкономить на всех работах, игнорируя требования контракта и рискуя качеством. Изначально участок даже не был огорожен, а для установки паспорта объекта потребовалось вмешательство депутата Законодательного собрания. Власти города защищают подрядчика, парламентарий обратился в прокуратуру.
Контракт на ремонт и благоустройство дворовой территории у домов № 1, 37 и 39, а также еще девяти объектов Центрального округа департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства Новосибирска разыграл в марте – апреле 2022 года с начальной ценой 31 миллион 501 тысяча рублей. По данным сайта госзакупок, на участие в аукционе заявились восемь участников – четверо предложили указанную начальную цену контракта, еще один – на 320 тысяч меньше, еще трое – 26,7 миллиона, 24,5 миллиона, 24 миллиона рублей. Предложивший наименьшую цену и оказался победителем – это ИП Гасанов Илкнур Фейрузович. Предпринимательство зарегистрировано 26 июня 2020 года. О популярности ИП в качестве поставщика при скромном бэкграунде Сибкрай.ru расскажет дальше.
«Картина была жуткая»
«Пакет» дворов для ремонта будет оплачен средствами областного бюджета – решение выделить дополнительные 200 миллионов на благоустройство дворовых территорий приняло Законодательное собрание Новосибирской области. Участки для восстановления подбирались с учетом наказов депутатам регионального парламента. Так в списке, в том числе, и оказалась улица Ельцовская.
Так как деньги областные, а их освоение напрямую связано с реализацией наказов, депутаты на своих округах лично контролируют их расходование. Тем более при таком существенном снижении цены контракта, на которое пошел подрядчик. Уже через несколько дней после старта работ – в середине мая – к депутату округа Законодательного собрания Константину Антонову обратились шокированные жители.
– Звонят возмущенные жители Ельцовской: приехали рабочие, двор перекопали, все побросали, машины проехать не могут, людям даже пройти тяжело. Приехали и бросили, – рассказал парламентарий на своей странице в соцсети.
Встреча с подрядчиком оказалась запоминающейся.
– Мы приехали во двор. Картина был жуткая. Приехал представитель мэрии, собрались жители. Подрядчика ждали 10 минут. Явился, словно, к папуасам белый человек приехал. Незадолго до встречи прибыли несколько рабочих, грейдер и самогруз, – описывает Константин Антонов.
Вместе депутат с жителями, в числе которых и эксперты дорожных работ, выявил огромное количество нарушений.
Подрядчика искренне поразили претензии – ведь раньше ему все сходило с рук. Он и на этот раз не подготовил паспорт благоустройства территории объекта; не согласовал работы с ТСЖ; не установил ограждение зоны проведения работ, дорожные знаки и не обустроил зону для прохода жителей к подъездам. Кроме того, не были соблюдены другие обязательные условия проведения работ, прописанные в контракте: ИП не предоставило документацию на объекты ремонта, не составило график ведения работ. Так как аукцион был отыгран по упрощенной схеме, проектно-сметная документация не предполагается, вместо нее – дефектная ведомость. Это документ, в котором после визуального осмотра объекта с учетом пожеланий местных жителей перечисляются конкретные работы. Ведомость не была составлена, а это значит, что непонятно, какие работы и в каком объеме будет производить подрядчик на объекте. Он руководствуется только средней стоимостью квадратного метра.
Второй пакет нарушений
Только после встречи с депутатом и составления акта о нарушениях исполнения контракта, что грозит штрафными санкциями, подрядчик установил паспорт объекта, ограждения и решил соблюсти другие требования. Константин Антонов направил в мэрию письмо с просьбой расторгнуть контракт.
Любопытен ответ заказчика – начальника департамента ЖКХ и энергетики мэрии Дмитрия Перязева. В нем чиновник заверил, что подрядчика контролируют, а в контракте сформулированы конкретные требования. Мэрия выдала подрядчику представление и, якобы, все нарушения были исправлены в срок – за три дня, к 19 мая.
– Поскольку указанное предписание было исполнено подрядчиком в установленный срок 19.05.2022, основания для расторжения муниципального контракта у заказчика отсутствуют, – говорится в ответе.
Спустя месяц, 15 июня, Константин Антонов вновь посетил двор – к этому времени подрядчик заработал еще один пакет существенных нарушений.
– Он должен был укатать асфальт – сделать проливку битумом, а ее нет. Это значит, что асфальт через два года смоет, но у него бы это приняли. Щебень – что такое расклинцовка? Крупный щебень кладется, затем мелкий – укатывается и уплотняется. Мы на фотографии видим: там пыль, песок, глина, ил. То есть изначально подрядчик на это рассчитывал. Изначально этот контракт, в моем представлении, недобросовестный, – пояснил в разговоре с журналистом Сибкрай.ru депутат.
Кроме того, трещины и другие дефекты обнаружились на новых бордюрных камнях.
Слова депутата подтверждают и жители улицы.
– Когда убрали нормальные бордюры, привезли, как мэрия оправдывается, прессованные. Они уже развалились. Щебень привезли не той фракции, расклинцовку не выполняли. При укладке асфальта должна быть сплошная проливка битумом, естественно, никто не проливал. В смете написано – вскрыть покрытие отбойными молотками. Подъехали, экскаватором выдернули и всё. Это по расценке в три раза меньше, – возмущается жительница дома, во дворе которого затеяли «благоустройство».
Сами жители улицы активно контролируют ход ремонта – складывается впечатление, что горожане ознакомлены с нормативами и техническими требованиями лучше, чем чиновники мэрии и подрядчик, который получит за работу миллионы рублей.
Замечания к работе подрядчика и сметной документации зафиксированы в специальном перечне. Так, не указаны номера локальных счетов сметных расчетов, отсутствует основание для составления счетов, даты согласования и утверждения счетов. Более того, в документах нет должностей и подписей лиц, утвердившего утвердивших локальные сметные расчеты – на что будут потрачены областные деньги, решил неизвестно кто.
По контракту подрядчик должен выполнить работы по трем направлениям. В части ремонта и обустройства тротуаров он выполнил разборку покрытий и асфальтобетона экскаватором, тогда как должен был использовать отбойные молотки и передвижные компрессоры, равно как и при разборке бортовых камней. Работы по разборке железобетонных тротуаров, корчевке пней и регулированию крышек колодцев вовсе не выполнялись, вопреки контракту. При обустройстве тротуаров подрядчик сэкономил 89 % стоимости работ, решив не проливать слои асфальтобетона битумом и не использовать асфальтоукладчик.
При обустройстве проезда, парковки и уширения подрядчик также не использовал отбойные молотки и компрессоры. Вместо щебня М 800 фракции 5 (3) использовалась дешевая щебеночно-песчаная смесь. Не были проведены работы по корчевке пней и регулированию крышек колодцев. На этом этапе работ поставщик сэкономил 67 % стоимости работ, не используя битум, укладчик асфальта и перегружатель.
Ремонт проезда подрядчик проводит с аналогичными нарушениями и сэкономил так же 67 % стоимости работ.
Таким образом, расценки по контракту должны быть пересмотрены, иначе при приемке работ город переплатит чересчур экономному подрядчику крупную сумму, а жителям достанется некачественно отремонтированный двор, который придется ремонтировать заново.
Любопытен и сам контракт: он оставляет право выбора материалов для ремонта за подрядчиком, а не заказчиком. Лишь сухо перечислены СНиПы, ГОСТы и нормативные акты, которыми следует руководствоваться при проведении работ.
Не разработана организационно-технологическая документация на виды работ, предусмотренные муниципальным контрактом; представленные подрядчиком технологические карты не соответствуют видам и объемам работ по контракту; в документации не разработаны мероприятия по устройству асфальтобетонного покрытия с обеспечением требуемой ровности и разуклонки; схема ремонта не представлена и не согласована; не составлена ведомость объемов работ и потребности в материалах не соответствуют реальным потребностям.
То есть фактически муниципалитет официально разрешает подрядчику выполнять любые работы за 24 миллиона бюджетных рублей. По мнению Константина Антонова, в результате работы были бы согласованы.
Система в мэрии
По мнению депутата Константина Антонова, ИП сразу планировало работать с существенным удешевлением работ в обход нормативов и технических требований.
– Изначально, по моему мнению, конкурс был объявлен под конкретного подрядчика. В конкурсной документации заложены достаточно высокие требования к качеству, а подрядчик снижает на 30 % стоимость контракта. При такой цене обеспечить качество практически невозможно. Значит, подрядчик изначально рассчитывал на то, что у него все пройдет и без проблем актируют все объекты. По характеру недостатков, отраженных в актах, можно легко заметить, что подрядчик идет на подмену тех требований качества, которые заложены контрактом.
И это повсеместная практика в Новосибирске, отмечает народный избранник.
– Холодильная, 18, – асфальт закатали в лужу. Холодильная, 18/3, – в двор не проехать, хотя дом огромный, девятиэтажка. Жуковского, 106, – из последнего подъезда выйти в дождь невозможно. Вот это отвратительное качество фактически есть следствие той системы, которая в мэрии заложена, – рассуждает парламентарий.
Подписывать акт приемки работ депутат не намерен. После завершения ремонта он обещает произвести вырубку асфальта и передать его на исследование в лабораторию.
– Понятно, что для того, чтобы я подписал акт, подрядчик должен сделать работу качественно. Но он не сможет этого сделать, потому что он выходит за рамки цены контракта. Патовая ситуация: мэрии сегодня что-то нужно делать, потому что следующий объект – Революции, 6, где у меня будет такой же контроль. С другой стороны, я ни на какие договоренности не пойду. Я акт не подпишу в любом случае. То есть эту порочную практику рано или поздно нужно прекращать. К этому подрядчику очень много рекламаций по тем объектам, которые он делал в прошлом году. Например, рядом с еще одним домом на Ельцовке, куда он не показывается. То есть фактически в мэрии сложилась порочная система, когда областные депутаты выбивают деньги, распределяют в город и фактически эти деньги закапываются в землю, – заключил Константин Антонов.
Парламентарий отмечает, что за счет разницы в цене контракта и проведении работ подрядчик может заработать внушительную сумму. При этом сотрудничество с ним приведет к финансовым и репутационным потерям для города: халтурно отремонтированные дворы придется переделывать в ближайшие годы, а люди будут проклинать власть. Стоит отметить, что ремонт по всем адресам ИП должно выполнить до 15 июля этого года.
ИП Гасанов Илкнур Фейрузович за два года своего существования был поставщиком в семи государственных контрактах на сумму 97 миллионов рублей. Главный заказчик – департамент энергетики и ЖКХ Новосибирска, которому ИП оказал услуги на 67 миллионов рублей.
Другие компании Гасанова тоже пользуются популярностью у чиновников. ООО строительная компания «Сибазстрой», зарегистрированное в 2017 году, например, получило 18 контрактов на 530 миллионов рублей. Топ-3 заказчика – Территориальное управление автодорог Новосибирской области (419 миллионов), департамент энергетики и ЖКХ города (62 миллиона) и муниципальное «Управление капитального строительства» (42 миллиона).
Еще одно ООО Гасанова – строительная компания «Город 154» было зарегистрировано в 2019 году. Организация была поставщиком в девяти госконтрактах на 25 миллионов рублей. Главный заказчик – департамент энергетики и ЖКХ города (11 миллионов рублей).
Гигантское количество нарушений, допущенных ИП, стало поводом для обращения Константина Антонова в прокуратуру Новосибирской области на имя прокурора региона Якова Хорошева. В нем депутат просит проверить законность заключения муниципального контракта на ремонт дворов, признать его незаключенным ввиду отсутствия предмета договора и принять меры прокурорского реагирования.
Ремонт дворов на улице Ельцовской в Центральном округе Новосибирска обернулся скандалом: подрядчик пытается сэкономить на всех работах, игнорируя требования контракта и рискуя качеством. Изначально участок даже не был огорожен, а для установки паспорта объекта потребовалось вмешательство депутата Законодательного собрания. Власти города защищают подрядчика, парламентарий обратился в прокуратуру.
Контракт на ремонт и благоустройство дворовой территории у домов № 1, 37 и 39, а также еще девяти объектов Центрального округа департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства Новосибирска разыграл в марте – апреле 2022 года с начальной ценой 31 миллион 501 тысяча рублей. По данным сайта госзакупок, на участие в аукционе заявились восемь участников – четверо предложили указанную начальную цену контракта, еще один – на 320 тысяч меньше, еще трое – 26,7 миллиона, 24,5 миллиона, 24 миллиона рублей. Предложивший наименьшую цену и оказался победителем – это ИП Гасанов Илкнур Фейрузович. Предпринимательство зарегистрировано 26 июня 2020 года. О популярности ИП в качестве поставщика при скромном бэкграунде Сибкрай.ru расскажет дальше.
«Картина была жуткая»
«Пакет» дворов для ремонта будет оплачен средствами областного бюджета – решение выделить дополнительные 200 миллионов на благоустройство дворовых территорий приняло Законодательное собрание Новосибирской области. Участки для восстановления подбирались с учетом наказов депутатам регионального парламента. Так в списке, в том числе, и оказалась улица Ельцовская.
Так как деньги областные, а их освоение напрямую связано с реализацией наказов, депутаты на своих округах лично контролируют их расходование. Тем более при таком существенном снижении цены контракта, на которое пошел подрядчик. Уже через несколько дней после старта работ – в середине мая – к депутату округа Законодательного собрания Константину Антонову обратились шокированные жители.
– Звонят возмущенные жители Ельцовской: приехали рабочие, двор перекопали, все побросали, машины проехать не могут, людям даже пройти тяжело. Приехали и бросили, – рассказал парламентарий на своей странице в соцсети.
Встреча с подрядчиком оказалась запоминающейся.
– Мы приехали во двор. Картина был жуткая. Приехал представитель мэрии, собрались жители. Подрядчика ждали 10 минут. Явился, словно, к папуасам белый человек приехал. Незадолго до встречи прибыли несколько рабочих, грейдер и самогруз, – описывает Константин Антонов.
Вместе депутат с жителями, в числе которых и эксперты дорожных работ, выявил огромное количество нарушений.
Подрядчика искренне поразили претензии – ведь раньше ему все сходило с рук. Он и на этот раз не подготовил паспорт благоустройства территории объекта; не согласовал работы с ТСЖ; не установил ограждение зоны проведения работ, дорожные знаки и не обустроил зону для прохода жителей к подъездам. Кроме того, не были соблюдены другие обязательные условия проведения работ, прописанные в контракте: ИП не предоставило документацию на объекты ремонта, не составило график ведения работ. Так как аукцион был отыгран по упрощенной схеме, проектно-сметная документация не предполагается, вместо нее – дефектная ведомость. Это документ, в котором после визуального осмотра объекта с учетом пожеланий местных жителей перечисляются конкретные работы. Ведомость не была составлена, а это значит, что непонятно, какие работы и в каком объеме будет производить подрядчик на объекте. Он руководствуется только средней стоимостью квадратного метра.
Второй пакет нарушений
Только после встречи с депутатом и составления акта о нарушениях исполнения контракта, что грозит штрафными санкциями, подрядчик установил паспорт объекта, ограждения и решил соблюсти другие требования. Константин Антонов направил в мэрию письмо с просьбой расторгнуть контракт.
Любопытен ответ заказчика – начальника департамента ЖКХ и энергетики мэрии Дмитрия Перязева. В нем чиновник заверил, что подрядчика контролируют, а в контракте сформулированы конкретные требования. Мэрия выдала подрядчику представление и, якобы, все нарушения были исправлены в срок – за три дня, к 19 мая.
– Поскольку указанное предписание было исполнено подрядчиком в установленный срок 19.05.2022, основания для расторжения муниципального контракта у заказчика отсутствуют, – говорится в ответе.
Спустя месяц, 15 июня, Константин Антонов вновь посетил двор – к этому времени подрядчик заработал еще один пакет существенных нарушений.
– Он должен был укатать асфальт – сделать проливку битумом, а ее нет. Это значит, что асфальт через два года смоет, но у него бы это приняли. Щебень – что такое расклинцовка? Крупный щебень кладется, затем мелкий – укатывается и уплотняется. Мы на фотографии видим: там пыль, песок, глина, ил. То есть изначально подрядчик на это рассчитывал. Изначально этот контракт, в моем представлении, недобросовестный, – пояснил в разговоре с журналистом Сибкрай.ru депутат.
Кроме того, трещины и другие дефекты обнаружились на новых бордюрных камнях.
Слова депутата подтверждают и жители улицы.
– Когда убрали нормальные бордюры, привезли, как мэрия оправдывается, прессованные. Они уже развалились. Щебень привезли не той фракции, расклинцовку не выполняли. При укладке асфальта должна быть сплошная проливка битумом, естественно, никто не проливал. В смете написано – вскрыть покрытие отбойными молотками. Подъехали, экскаватором выдернули и всё. Это по расценке в три раза меньше, – возмущается жительница дома, во дворе которого затеяли «благоустройство».
Сами жители улицы активно контролируют ход ремонта – складывается впечатление, что горожане ознакомлены с нормативами и техническими требованиями лучше, чем чиновники мэрии и подрядчик, который получит за работу миллионы рублей.
Замечания к работе подрядчика и сметной документации зафиксированы в специальном перечне. Так, не указаны номера локальных счетов сметных расчетов, отсутствует основание для составления счетов, даты согласования и утверждения счетов. Более того, в документах нет должностей и подписей лиц, утвердившего утвердивших локальные сметные расчеты – на что будут потрачены областные деньги, решил неизвестно кто.
По контракту подрядчик должен выполнить работы по трем направлениям. В части ремонта и обустройства тротуаров он выполнил разборку покрытий и асфальтобетона экскаватором, тогда как должен был использовать отбойные молотки и передвижные компрессоры, равно как и при разборке бортовых камней. Работы по разборке железобетонных тротуаров, корчевке пней и регулированию крышек колодцев вовсе не выполнялись, вопреки контракту. При обустройстве тротуаров подрядчик сэкономил 89 % стоимости работ, решив не проливать слои асфальтобетона битумом и не использовать асфальтоукладчик.
При обустройстве проезда, парковки и уширения подрядчик также не использовал отбойные молотки и компрессоры. Вместо щебня М 800 фракции 5 (3) использовалась дешевая щебеночно-песчаная смесь. Не были проведены работы по корчевке пней и регулированию крышек колодцев. На этом этапе работ поставщик сэкономил 67 % стоимости работ, не используя битум, укладчик асфальта и перегружатель.
Ремонт проезда подрядчик проводит с аналогичными нарушениями и сэкономил так же 67 % стоимости работ.
Таким образом, расценки по контракту должны быть пересмотрены, иначе при приемке работ город переплатит чересчур экономному подрядчику крупную сумму, а жителям достанется некачественно отремонтированный двор, который придется ремонтировать заново.
Любопытен и сам контракт: он оставляет право выбора материалов для ремонта за подрядчиком, а не заказчиком. Лишь сухо перечислены СНиПы, ГОСТы и нормативные акты, которыми следует руководствоваться при проведении работ.
Не разработана организационно-технологическая документация на виды работ, предусмотренные муниципальным контрактом; представленные подрядчиком технологические карты не соответствуют видам и объемам работ по контракту; в документации не разработаны мероприятия по устройству асфальтобетонного покрытия с обеспечением требуемой ровности и разуклонки; схема ремонта не представлена и не согласована; не составлена ведомость объемов работ и потребности в материалах не соответствуют реальным потребностям.
То есть фактически муниципалитет официально разрешает подрядчику выполнять любые работы за 24 миллиона бюджетных рублей. По мнению Константина Антонова, в результате работы были бы согласованы.
Система в мэрии
По мнению депутата Константина Антонова, ИП сразу планировало работать с существенным удешевлением работ в обход нормативов и технических требований.
– Изначально, по моему мнению, конкурс был объявлен под конкретного подрядчика. В конкурсной документации заложены достаточно высокие требования к качеству, а подрядчик снижает на 30 % стоимость контракта. При такой цене обеспечить качество практически невозможно. Значит, подрядчик изначально рассчитывал на то, что у него все пройдет и без проблем актируют все объекты. По характеру недостатков, отраженных в актах, можно легко заметить, что подрядчик идет на подмену тех требований качества, которые заложены контрактом.
И это повсеместная практика в Новосибирске, отмечает народный избранник.
– Холодильная, 18, – асфальт закатали в лужу. Холодильная, 18/3, – в двор не проехать, хотя дом огромный, девятиэтажка. Жуковского, 106, – из последнего подъезда выйти в дождь невозможно. Вот это отвратительное качество фактически есть следствие той системы, которая в мэрии заложена, – рассуждает парламентарий.
Подписывать акт приемки работ депутат не намерен. После завершения ремонта он обещает произвести вырубку асфальта и передать его на исследование в лабораторию.
– Понятно, что для того, чтобы я подписал акт, подрядчик должен сделать работу качественно. Но он не сможет этого сделать, потому что он выходит за рамки цены контракта. Патовая ситуация: мэрии сегодня что-то нужно делать, потому что следующий объект – Революции, 6, где у меня будет такой же контроль. С другой стороны, я ни на какие договоренности не пойду. Я акт не подпишу в любом случае. То есть эту порочную практику рано или поздно нужно прекращать. К этому подрядчику очень много рекламаций по тем объектам, которые он делал в прошлом году. Например, рядом с еще одним домом на Ельцовке, куда он не показывается. То есть фактически в мэрии сложилась порочная система, когда областные депутаты выбивают деньги, распределяют в город и фактически эти деньги закапываются в землю, – заключил Константин Антонов.
Парламентарий отмечает, что за счет разницы в цене контракта и проведении работ подрядчик может заработать внушительную сумму. При этом сотрудничество с ним приведет к финансовым и репутационным потерям для города: халтурно отремонтированные дворы придется переделывать в ближайшие годы, а люди будут проклинать власть. Стоит отметить, что ремонт по всем адресам ИП должно выполнить до 15 июля этого года.
ИП Гасанов Илкнур Фейрузович за два года своего существования был поставщиком в семи государственных контрактах на сумму 97 миллионов рублей. Главный заказчик – департамент энергетики и ЖКХ Новосибирска, которому ИП оказал услуги на 67 миллионов рублей.
Другие компании Гасанова тоже пользуются популярностью у чиновников. ООО строительная компания «Сибазстрой», зарегистрированное в 2017 году, например, получило 18 контрактов на 530 миллионов рублей. Топ-3 заказчика – Территориальное управление автодорог Новосибирской области (419 миллионов), департамент энергетики и ЖКХ города (62 миллиона) и муниципальное «Управление капитального строительства» (42 миллиона).
Еще одно ООО Гасанова – строительная компания «Город 154» было зарегистрировано в 2019 году. Организация была поставщиком в девяти госконтрактах на 25 миллионов рублей. Главный заказчик – департамент энергетики и ЖКХ города (11 миллионов рублей).
Гигантское количество нарушений, допущенных ИП, стало поводом для обращения Константина Антонова в прокуратуру Новосибирской области на имя прокурора региона Якова Хорошева. В нем депутат просит проверить законность заключения муниципального контракта на ремонт дворов, признать его незаключенным ввиду отсутствия предмета договора и принять меры прокурорского реагирования.