Недавнее расторжение мусорной концессии депутатов Законодательного собрания не слишком порадовало. Во-первых, они еще несколько лет назад предсказывали такой исход событий, потому что соглашение было невыполнимым. А, во-вторых, у депутатов появилась информация, что готовится новая концессия с условиями под прежнего концессионера – ГК «ВИС».
В докладом о положении дел в мусорной сфере выступил депутат Вадим Агеенко:
– Я не хочу никого поздравлять с этим «событием» (расторжение мусорной концессии – прим.ред.). Для тех, кто в теме, а таких в этом зале много, еще в 17 году было понятно, что эта мусорная концессия была мертва, и никто не собирался ее исполнять. Эта концессия была ключом к большим деньгам для мусорного регоператора от ГК «ВИС в лице «Экологии Новосибирск». Вся мусорная реформа в Новосибирской области была провалена.
Напомнил Вадим Агеенко, что регоператор обещал построить два мусоросортировочных комплекса с объемом переработки в 70% от всего количества собираемых отходов. За пять лет стройка даже не началась. А после многочисленных жалоб на некачественно оказанную услугу по вывозу мусора, когда мешками и пакетами с отходами оказались завалены дворы многоквартирных домов и улицы частного сектора, в городе был объявлен режим повышенной готовности. «Авгиевы конюшни» пришлось разгребать МУП «Спецавтохозяйство». При этом жители Новосибирской области регулярно платят «Экологии Новосибирск», а тарифы регулярно повышаются.
– Этот хитроватый регоператор регулярно и в полном объеме собирает деньги с населения за вывоз мусора, но по факту услугу не предоставляет или оказывает услугу некачественно. Заваленные дворы мусором мы наблюдаем не первый год. Только за 2021 год регоператор не доплатил перевозчику «ЭкоТранс-Н» больше одного миллиарда рублей. И это при том, что обе конторы управляются одной ГК «ВИС». Мы неоднократно предлагали губернатору лишь такого недобросовестного регоператора его статуса и найти другого – добросовестного и честного. Но, похоже, что люди из ГК «ВИС» достаточно влиятельны, – продолжил Агеенко.
25 марта, по данным Агеенко, прошло совещание у заместителя губернатора и там принято решение о создании нового акционерного общества, в котором 80% акций получит ГК «ВИС», 10% – российский экологический оператор. Все москвичи. И 10% получит Новосибирская область в лице агентства инвестиционного развития региона.
– Главная цель этого АО тоже определена на этом совещании. В срок до 1 июня 2022 года выступить с частной инициативой в отношении создания инвестиционных объектов – мусоросортировочные комплексы и полигоны в Татарском, Тогучинском, Куйбышевском, Каргатском и Новосибирском (Верх-Тула и Раздольное) районах. Вам не кажется, что это совещание похоже на открытый сговор сторон в пользу одного потенциального концессионера? Интересно, как на это посмотрит УФАС? Вот так и получается, что опять продали область ГК «ВИС» на кормление, – завершил Агеннко свой доклад.
Он предложил срочно созвать заседания двух комитетов по бюджету и по строительству Заксобрания Новосибирской области, чтобы рассмотреть вопрос усиления монополии в мусорной сфере. Депутат Яков Новоселов выступил еще жестче.
– Если у нас в стране какой-то ремонтник или поставщик продуктов не выполняет своих обязательств, его включают в черный список. И он больше никогда не допускается к распределению и получению бюджетных средств. Здесь мы видим, что идет обратная ситуация. Мы тут что планируем организовать? Итальянскую мусорную мафию? С какой целью? И в чьих интересах? У меня предложение, возможно ли, учитывая, российскую практику, направить предложение в правительство Новосибирской области – включить ГК «ВИС» в такой черный список. Обязательства не исполнены, это доказано, – сказал Яков Новоселов.
– Яков Борисович на святое посягнул – сразу черный список, – отметил предложение Новоселова спикер Заксобрания Андрей Шимкив и резюмировал, – Если это будет концессия, то она будет согласовываться с нами. Правда, у них есть и другие варианты, и специально обученные люди, как нас обойти. Но надеюсь, что этого больше не будет. Поэтому давайте мы пойдем по пути проведения совместного заседания двух комитетов с приглашением всех министров, замов, кто к этому причастен, – заявил Шимкив, – Все, что сегодня звучало, мы ровно это говорили шесть лет назад. Мы всегда просили какую-то конкурентную среду создать. Это большие деньги. Большие бюджетные обязательства. К сожалению, мы оказались правы, в том числе и по ГК «ВИС».
– Мы должны учесть все ошибки, весь наш опыт, наработки и рекомендации. Опыт нашего и других регионов говорит, что нельзя собственными руками формировать монополиста! Посмотрите, ни один проект ГЧП или концессии с нескольким объектами еще не удалось реализовать. А почему? А потому что проблема в реализации по одному объекту не позволит реализовать весь проект. Ну, взять, например, поликлиники. Если бы они были разбиты на семь разных лотов и их строили разные подрядчики, какова вероятность, что все семь бы не построились? Она стремится к нулю! Таким образом, совершенно очевидно, что нужно разбивать как минимум на три-четыре объекта по агломерационной части. Это позволит сформировать конкурентную среду как на стадии отбора инвесторов, так и сформировать конкуренцию на стадии реализации и эксплуатации. Также необходимо формировать понятный прозрачный конкурс по каждому отдельному из них. А кроме того, прописывать справедливое распределение рисков и выгод между публичным и частным партнером, – добавила вице-спикер регионального парламента по вопросам экономики Ирина Диденко.
Недавнее расторжение мусорной концессии депутатов Законодательного собрания не слишком порадовало. Во-первых, они еще несколько лет назад предсказывали такой исход событий, потому что соглашение было невыполнимым. А, во-вторых, у депутатов появилась информация, что готовится новая концессия с условиями под прежнего концессионера – ГК «ВИС».
В докладом о положении дел в мусорной сфере выступил депутат Вадим Агеенко:
– Я не хочу никого поздравлять с этим «событием» (расторжение мусорной концессии – прим.ред.). Для тех, кто в теме, а таких в этом зале много, еще в 17 году было понятно, что эта мусорная концессия была мертва, и никто не собирался ее исполнять. Эта концессия была ключом к большим деньгам для мусорного регоператора от ГК «ВИС в лице «Экологии Новосибирск». Вся мусорная реформа в Новосибирской области была провалена.
Напомнил Вадим Агеенко, что регоператор обещал построить два мусоросортировочных комплекса с объемом переработки в 70% от всего количества собираемых отходов. За пять лет стройка даже не началась. А после многочисленных жалоб на некачественно оказанную услугу по вывозу мусора, когда мешками и пакетами с отходами оказались завалены дворы многоквартирных домов и улицы частного сектора, в городе был объявлен режим повышенной готовности. «Авгиевы конюшни» пришлось разгребать МУП «Спецавтохозяйство». При этом жители Новосибирской области регулярно платят «Экологии Новосибирск», а тарифы регулярно повышаются.
– Этот хитроватый регоператор регулярно и в полном объеме собирает деньги с населения за вывоз мусора, но по факту услугу не предоставляет или оказывает услугу некачественно. Заваленные дворы мусором мы наблюдаем не первый год. Только за 2021 год регоператор не доплатил перевозчику «ЭкоТранс-Н» больше одного миллиарда рублей. И это при том, что обе конторы управляются одной ГК «ВИС». Мы неоднократно предлагали губернатору лишь такого недобросовестного регоператора его статуса и найти другого – добросовестного и честного. Но, похоже, что люди из ГК «ВИС» достаточно влиятельны, – продолжил Агеенко.
25 марта, по данным Агеенко, прошло совещание у заместителя губернатора и там принято решение о создании нового акционерного общества, в котором 80% акций получит ГК «ВИС», 10% – российский экологический оператор. Все москвичи. И 10% получит Новосибирская область в лице агентства инвестиционного развития региона.
– Главная цель этого АО тоже определена на этом совещании. В срок до 1 июня 2022 года выступить с частной инициативой в отношении создания инвестиционных объектов – мусоросортировочные комплексы и полигоны в Татарском, Тогучинском, Куйбышевском, Каргатском и Новосибирском (Верх-Тула и Раздольное) районах. Вам не кажется, что это совещание похоже на открытый сговор сторон в пользу одного потенциального концессионера? Интересно, как на это посмотрит УФАС? Вот так и получается, что опять продали область ГК «ВИС» на кормление, – завершил Агеннко свой доклад.
Он предложил срочно созвать заседания двух комитетов по бюджету и по строительству Заксобрания Новосибирской области, чтобы рассмотреть вопрос усиления монополии в мусорной сфере. Депутат Яков Новоселов выступил еще жестче.
– Если у нас в стране какой-то ремонтник или поставщик продуктов не выполняет своих обязательств, его включают в черный список. И он больше никогда не допускается к распределению и получению бюджетных средств. Здесь мы видим, что идет обратная ситуация. Мы тут что планируем организовать? Итальянскую мусорную мафию? С какой целью? И в чьих интересах? У меня предложение, возможно ли, учитывая, российскую практику, направить предложение в правительство Новосибирской области – включить ГК «ВИС» в такой черный список. Обязательства не исполнены, это доказано, – сказал Яков Новоселов.
– Яков Борисович на святое посягнул – сразу черный список, – отметил предложение Новоселова спикер Заксобрания Андрей Шимкив и резюмировал, – Если это будет концессия, то она будет согласовываться с нами. Правда, у них есть и другие варианты, и специально обученные люди, как нас обойти. Но надеюсь, что этого больше не будет. Поэтому давайте мы пойдем по пути проведения совместного заседания двух комитетов с приглашением всех министров, замов, кто к этому причастен, – заявил Шимкив, – Все, что сегодня звучало, мы ровно это говорили шесть лет назад. Мы всегда просили какую-то конкурентную среду создать. Это большие деньги. Большие бюджетные обязательства. К сожалению, мы оказались правы, в том числе и по ГК «ВИС».
– Мы должны учесть все ошибки, весь наш опыт, наработки и рекомендации. Опыт нашего и других регионов говорит, что нельзя собственными руками формировать монополиста! Посмотрите, ни один проект ГЧП или концессии с нескольким объектами еще не удалось реализовать. А почему? А потому что проблема в реализации по одному объекту не позволит реализовать весь проект. Ну, взять, например, поликлиники. Если бы они были разбиты на семь разных лотов и их строили разные подрядчики, какова вероятность, что все семь бы не построились? Она стремится к нулю! Таким образом, совершенно очевидно, что нужно разбивать как минимум на три-четыре объекта по агломерационной части. Это позволит сформировать конкурентную среду как на стадии отбора инвесторов, так и сформировать конкуренцию на стадии реализации и эксплуатации. Также необходимо формировать понятный прозрачный конкурс по каждому отдельному из них. А кроме того, прописывать справедливое распределение рисков и выгод между публичным и частным партнером, – добавила вице-спикер регионального парламента по вопросам экономики Ирина Диденко.