В Новосибирске сегодня, 17 мая, обсудили состояние пешеходных мостов, в том числе надземных переходов. Как сообщил представитель муниципального предприятия «Метро Мир», на содержание только 51 сооружения в год уходит более 97 миллионов рублей. Сообщается, что 65% из них находятся в ненормативном состоянии, а некоторые признаны аварийными. В связи с этим часть мостов по решению суда даже могут закрыть для эксплуатации. Депутаты горсовета призвали мэрию в очередной раз пересмотреть выделяемые на ремонт объектов средства, а также решить проблему их содержания в течение трех лет.
В Новосибирске существует большое количество пешеходных мостов, в их числе переправы через малые реки и надземные переходы над автомагистралями. Каждый новосибирец знает, что выглядят надземные конструкции малопривлекательно: кучи мусора, изрисованные стены и пыльные пластмассовые каркасы. Это неудивительно, учитывая, что у всех сооружений нет единого хозяина.
С 2019 года большую часть пешеходных сооружений передали в ведение МП «Метро Мир» – так утверждает начальник службы эксплуатации искусственных сооружений этого муниципального предприятия Виктор Слепец. На комиссии по городскому хозяйству в городском совете он рассказал, что к маю 2022 года на балансе организации находится 51 пешеходный мост общей протяженностью более трех километров. Причем 19 переправ «носят временный характер», а 33 не соответствуют ГОСТам. В общей сложности 65% конструкций не соответствуют нормативам – это только те мосты, которые находятся на балансе МП «Метро Мир».В Новосибирске существует большое количество пешеходных мостов, в их числе переправы через малые реки и надземные переходы над автомагистралями. Каждый новосибирец знает, что выглядят надземные конструкции малопривлекательно: кучи мусора, изрисованные стены и пыльные пластмассовые каркасы. Это неудивительно, учитывая, что у всех сооружений нет единого хозяина.
– В городе напрочь отсутствует необходимая система по содержанию мостов. Так, в марте 2021 года на форуме, проводимом Федеральным дорожным агентством в Москве, в материалах доклада присутствовали фотографии мостов с плохим уровнем содержания – это были мосты Новосибирска. То есть те уникальные объекты, которыми мы с вами гордимся, были приведены в пример отвратительного содержания на всю страну, – сообщил Слепец, не уточнив какими уникальными объектами гордятся многочисленные новосибирцы.
Представитель МП «Метро Мир» отметил, что нормативный регламент по мостам, разработанный специалистами муниципалитета, давно устарел. По его словам, «Метро Мир» еще в прошлом году разработал новые нормативные акты, соответствующие госстандарту, отправил их на согласование в мэрию. Однако в городской администрации их по-прежнему не утвердили.
Главной проблемой пешеходных мостов в Новосибирске Виктор Слепец назвал постоянную грязь внутри объектов. В этом он винит отсутствие финансирования от муниципалитета. Именно из-за нехватки денег, по словам специалиста, мостовые конструкции не выдерживают никакой критики. Более того, они, как утверждает Слепец, могут не выдержать и веса прохожих:
– Помимо естественного износа очень губительным является тот факт, что полностью отсутствует финансирование содержания мостов. При таком состоянии высок риск возникновения аварийных ситуаций, падения мостовых конструкций, причинение вреда жизни и здоровью наших граждан.
В качестве примера Виктор Слепец назвал несколько ненормативных пешеходных мостов Новосибирска и сумму, необходимую для их ремонта: это надземный переход на улице Большевистская возле остановки «Завод торгового оборудования» – 11,8 миллиона рублей; переход у остановки «Лесоперевалка» на проезде Энергетиков – 23,9 миллиона рублей; пешеходные мосты через Ипподромскую магистраль, стоимость каждого – 7,5 миллиона рублей.
– В ходе прокурорской проверки 2021 года мостов, подведомственных министерству транспорта региона и ГКУ НСО «ТУАД», прокуратура обратилась в суд. Суд обязал министерство транспорта и ГКУ НСО «ТУАД» привести в нормативное состояние их мосты. Необходимо либо демонтировать их и построить новые, либо провести капитальный ремонт. Учитывая это, стоит ожидать в ближайшее время проверок прокуратурой городских мостов. И в таком случае нам придется закрыть мосты для эксплуатации. К сожалению, в бюджете города отсутствует статья на финансирование капитального ремонта мостов, нет действующих программ. В этой связи ожидать качественного улучшения ситуации с мостами не приходится, – заключает Слепец.
Он дополняет, что только годовое содержание всех пешеходных мостов, подведомственных «Метро Мир», составит более 97,8 миллиона рублей. В связи с этим представитель муниципального предприятия попросил депутатов обратиться с инициативой к мэру Анатолию Локтю с требованием утвердить новый регламент содержания мостовых сооружений и утвердить финансирование на их ремонт.
Депутаты городского совета учли просьбу представителя «Метро Мир». Однако у народных избранников также возникли вопросы.
– Я полностью разделяю озабоченность состоянием пешеходных мостов, надземных пешеходных переходов в Новосибирске. Недостаточность финансирования – это так. При этом вы говорите, что у вас не хватает денег на уже имеющиеся мосты, но у вас в планах строительство еще большего количества мостов. Зачем строительство новых пешеходных мостов там, где они не требуются? – поинтересовался Антон Картавин, имея ввиду будущий переход на площади Лыщинского. Напомним, что депутат совместно с инициативной группой собирал подписи против строительства там надземного пешеходного перехода. Петицию накануне, 16 мая, подали в приемную мэра.
– Пешеходный мост на площади Лыщинского уже два года, как минимум, решено не строить, – пояснил заместитель мэра Олег Клемешов. – Об этом достаточно широко оповещалось. Я не знаю, почему вы не знаете об этом и почему какие-то действия идут по сбору подписей по мосту, который никто строить и не собирается.
Также был поднят вопрос о смене материала, из которого делают каркасы надземных переходов.
– Можно ли использовать поликарбонат при строительстве, эксплуатации мостов? Он буквально через год превращается в непотребство. Это просто лохмотья, дыры и так далее. Можно ли чем-то заменить его или просто убрать? Этот материал не выдерживает ничего, – спросила депутат Светлана Каверзина.
– У нас действительно отсутствует нормативное содержание, и, конечно, материал приходит в непригодное состояние достаточно быстро. Также сейчас появились определенные материалы, которые достаточно долговечные. Но на части мостов их использовать нельзя. И третье – надо заниматься содержанием просто. Если за ним смотреть, то они будут, как новые, на протяжении долгого времени, – пояснил Виктор Слепец.
Отметим, что часть мостов в Новосибирске не находятся ни на чьем балансе. Так, несколько мостов в Первомайском и Советском районах города фактически бесхозные. Этот вопрос также обсуждался в ходе комиссии. Как пояснил представитель «Метро Мир», компания обслуживает их за свой счет «по приказу мэрии». При этом документы на все надземные конструкции находятся сейчас в департаменте земельных и имущественных отношений – идет передача мостов из собственности муниципалитета в собственность предприятия. Завершится она не ранее января 2023 года.
– А насколько законно размещается наружная реклама на бесхозных пешеходных переходах? И получает ли бюджет города средства от размещения рекламы на Бердском шоссе? – поинтересовался депутат Алексей Михайлов.
– С 1 января 2021 года введен закон о размещении рекламных конструкций над проезжей частью – их размещение запрещено. Размещение этих рекламных конструкций согласовано ранее. До окончания срока действия они еще будут находиться, затем будут демонтированы и, надеюсь, больше никогда не появится, – пояснил директор муниципального предприятия города Новосибирска «Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры» Александр Мысик.
– Но реклама регулярно меняется и разного характера регулярно размещается. Никто ее не планирует демонтировать, – возразил Михайлов.
Мысик не ответил.
По словам заместителя начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Олеси Богомазовой, план финансирования на содержание мостов сейчас находится в разработке.
– Когда муниципальное имущество было передано муниципальному предприятию, планировалось, что его содержание будет за счет рекламы. Но законодательство изменилось с 2021 года. Получается, что за рекламу нельзя получать вообще никакой доход. Поэтому мы сейчас считаем норматив финансовых затрат – его нужно утвердить. В рамках 2023 года при формировании бюджета мы будем учитывать данный факт, – сообщает Богомазова.
– Еще пять лет назад, в 2017-2018 годах, мы, депутаты, дали рекомендации по выделению финансирования на ремонт мостов. За пять лет мы уже могли три раза эту процедуру пройти. Но почему мы, депутаты, должны каждый месяц напоминать о чем-то? Зачем нам бег на месте изображать? Мы тогда проехали все мосты. На следующий год появилась строка в бюджете на миллион рублей, – возмутился депутат Евгений Лебедев. – Я протокольно прошу запросить, сколько денег за пять лет было заложено на ремонт мостов через малые реки. У мэрии позиция странная: абстрагироваться и сказать «это не наше». Но если что-нибудь случится, то виновата все равно будет мэрия. Я считаю, что это попустительство, разгильдяйство и халатность. Прошло пять лет, результатов нет – мы до сих пор философствуем.
В заключение председатель комиссии Игорь Кудин предложил направить запрос о выделении средств на ремонт мостов непосредственно к мэру Анатолию Локтю. Кроме того, Кудин порекомендовал представителям мэрии, профильным департаментам и «МетроМир» разработать трехлетнюю программу по ремонту мостов.
– На самом деле, очень много времени потеряно. Нужно решать вопрос. У меня такое предложение: нам в депутатстве осталось три года. Я предлагаю рекомендовать мэрии Новосибирска, профильным департаментам и «Метро миру» сделать программу по мостам трехлетней. Чтобы мы могли по всем мостовым переходам пешеходным программу выполнить, чтобы мы могли на эти три года рассчитать финансирование. Если не мыть, если не ухаживать за этими переходами, то будет выглядеть это настолько безобразно и страшно, – заключил Кудин.