«Дорожный контроль» из депутатов и чиновников отправился проверять, как дороги областного центра пережили минувшую зиму. В прошлом году на ремонт улиц Новосибирска по инициативе Законодательного собрания и по поручению губернатора внепланово было выделено 278 миллионов рублей. Подрядчики их так упорно осваивали, что дорожный сезон затянулся и ушел под снег. Нарекания к спешному ремонту были и в прошлом году, появились они и в этом. И судя по отношению подрядных организаций к деньгам и дорогам, о хорошем асфальте новосибирским автомобилистам остается лишь мечтать. Про ямы «по локоть» водители будут вспоминать каждую весну.
Участок улицы Военная – один из 94-х, которые ремонтировали в прошлом году на дополнительные средства областного бюджета, и один из тех, которые подрядчик будет переделывать за свой счет, если хочет получить деньги за работу и дальше работать на «этой ниве». 22 из 278 миллионов рублей еще не перечислены исполнителям по той лишь причине, что эксперты установили некачественное исполнение работ.
Подрядным организациям нужно по гарантии устранить выявленные недостатки на улице Военной, Богаткова, Дубравы, Индустриальной, Кубовой, на Мочищенском шоссе и на Адриена Лежена. На участке Военной, который закончили ремонтировать в сентябре 2021 года, уже видны первые проблемы.
– Мы сейчас прошли, убедились, что те замечания, которые были выданы, они уже на некоторых участках привели к тому, что асфальт выкрошился больше, чем в других местах. Здесь были замечания по недостаточному уплотнению асфальтового слоя, это и привело к началу его разрушения в гарантийный период, – говорит один из ревизоров, депутат Законодательного собрания Новосибирской области Сергей Конько.
У всех семи проблемных участков, которые нужно переделывать, в замечаниях значится «недостижение коэффициента уплотнения и водонасыщения». Дополнительно к четырем участкам из семи есть претензия по «несоответствию толщины покрытия требованиям контракта».
– Вообще, визуально зиму перезимовало очень даже удовлетворительно, пока вырубки не пошли. Такое тоже бывает. Не до конца уплотнили, недокатали. Недостаточное количество прохода катка, – уверен начальник отдела ремонта автомобильных дорог МКУ «УДС» Вячеслав Кондратьев.
– Если недостаточное уплотнение, туда попадет вода весной, и потом за счет расширения воды асфальт разорвет, – предрекает последствия Сергей Конько.
– Показания там были не критичные, на грани соответствия к нормативу, – отвечает Кондратьев.
Недостаточное уплотнение, по словам экспертов, может быть вызвано массой причин. Среди них не только малое количество прохождений катком, это мог быть и асфальт ненадлежащего качества, и несоблюдение температурного режима укладки.
– Лаборатория показывает, что недоуплотнено. Но оно же было почти уплотнено, но чо-то недоработали. Будем переделывать, – оправдался представитель субподрядной организации «Новосибдорстрой».
– Вы гордитесь своей работой? Можете своего родственника здесь вести и говорить: «Смотри, это я сделал»? – спрашивает у субподрядчика Сергей Конько.
– Вы же видите, здесь ничего плохого нету. Только если внутрь залезть… – отвечает субподрядчик.
– Так вы довольны своей работой? – дожимает депутат.
– Я был бы доволен, если бы работу приняли и я получил деньги. А так, это неприятно, – признает субподрядчик.
«Новосибдорстрой» работал по заказу подрядчика «СТС-плюс». Из семи проблемных объектов только улицу Адриена Лежена делало ООО СУ «Сибстрой», а шесть других дорог, где выявили недостатки, находятся на совести ООО «СТС-плюс», которому досталось большинство подрядов, когда делили «пирог из 278 миллионов рублей». Ревизоры спрашивают, это исключение из правил или принцип работы подрядной организации?
– У них было 40-50 объектов из 94. Из них шесть не приняли, – докладывает заместитель начальника МКУ «УДС» Иосиф Кодалаев.
– То есть больше 10% у них получается брака? – спрашивает Конько.
– У нас нет в городе ни одной организации, к которой нет тех или иных претензий, – признает Кодалаев.
– Мы по городу это видим, – вставляет реплику депутат городского совета Игорь Титаренко.
Сейчас в городе на гарантии находится 15% всех дорог. Разрушения выявлены на 4% от общей площади, которая находится на гарантии. Часть обязательств не будет выполнено. Подрядчики сбежали, оставив проблемы бюджету Новосибирска.
– У нас все подрядчики выполняют свои гарантийные обязательства? Они все живы на сегодняшний момент? – спрашивают ревизоры.
– К сожалению нет. У нас есть банкроты. Две крупные подрядные организации ушли с рынка. Это «Сибавтобан» и Союздорстрой», у них был большой объем дорог на гарантии. Это Красный проспект, Жуковского, Кедровая. По Кедровой там объем работ по гарантии около миллиона. Мы сейчас в суде по всем таким объектам со взысканием убытков. Встаем в очередь кредиторов. Там есть и субсидиарная ответственность, и имущество организаций, – признает Иосиф Кодалаев. Сколько времени продлятся суды? Сколько времени займет взыскание? А дороги нужно делать не сегодня, а уже, как говорится, вчера.
Мало денег – плохо, много – еще хуже. Большое количество выделенных средств на ремонт дорог в минувшем сезоне, как ни странно, стало проблемой для отрасли. К денежным вливаниям оказались не готовы ни чиновники, ни подрядчики, ни изготовители стройматериалов. Именно с этим заказчики и исполнители связывают затягивание сроков по ремонту дорог. Уж то, как асфальт чуть ли не две недели укладывали в снег, помнят автомобилисты.
– В карьерах были проблемы с инертными материалами. Карьеры не были готовы обеспечить щебенкой подрядные организации. С вяжущими были проблемы, с Омском, где основной объем битума закупался. И субъективные проблемы в том числе, у подрядных организаций был большой объем работы, если бы не это, они могли бы и успеть, – сообщил Вячеслав Кондратьев.
– С Коченевским битумным заводом были проблемы. Битум не давали. Приходилось в Омске брать, завод был сильно загружен. У них и Красноярск, и Омск, и Томск, и Кемерово брали. Коченевский завод вставал на ремонт, – вторит субподрядчик и добавляет, что контроль, который обнаружил недостатки на той же улице Военной был проведен поздно. В прошлом сезоне переделать не успели. Теперь вот должны устранить недостатки к середине мая. И только тогда рабочие получат деньги. А два миллиона рублей, именно столько стоил участок на улице Военной, осенью 2021 года и весной 2022 года – это уже разные суммы, с учетом инфляции.
Слова субподрядчика о позднем контроле опровергает заместитель начальника управления дорожного комплекса министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Антон Мирошниченко:
– Проверка независимым контролем министерства транспорта на этом участке проводилась 27 сентября. По всем объектам «278 миллионов» проверки проводились оперативно. Работы здесь были завершены в начале-середине сентября этого года.
То есть успеть устранить недостатки вполне можно было. Напомним, некоторые объекты в Новосибирске в прошлом году ремонтировали даже в ноябре. И любимая отговорка мэра Анатолия Локтя про то, что деньги, выделенные областным бюджетом, пришли поздно, тоже не имеет оснований, уверен представитель минтранса.
– Мы не согласны с этим, так как контракт на этом объекте был заключен в июне. А выполнение работ по факту в сентябре. Перечень объектов на этот год формируется в предыдущий год, а при выделении дополнительных средств подрядные организации должны быть готовы принять на себя больший объем обязательств, – добавил Антон Мирошниченко.
В этом году продолжится ремонт на объектах, которые подрядчики успели завершить в прошлом сезоне. В зиму ушли несколько улиц, на которые деньги выделял федеральный бюджет по национальному проекту. Этим летом по той же программе в Новосибирске должны обновить 37 километров по «гостевым» маршрутам. Если учесть, что МЧМ-2023 отменили, то и с ремонтом по БКД снова можно не торопиться.
«Дорожный контроль» из депутатов и чиновников отправился проверять, как дороги областного центра пережили минувшую зиму. В прошлом году на ремонт улиц Новосибирска по инициативе Законодательного собрания и по поручению губернатора внепланово было выделено 278 миллионов рублей. Подрядчики их так упорно осваивали, что дорожный сезон затянулся и ушел под снег. Нарекания к спешному ремонту были и в прошлом году, появились они и в этом. И судя по отношению подрядных организаций к деньгам и дорогам, о хорошем асфальте новосибирским автомобилистам остается лишь мечтать. Про ямы «по локоть» водители будут вспоминать каждую весну.
Участок улицы Военная – один из 94-х, которые ремонтировали в прошлом году на дополнительные средства областного бюджета, и один из тех, которые подрядчик будет переделывать за свой счет, если хочет получить деньги за работу и дальше работать на «этой ниве». 22 из 278 миллионов рублей еще не перечислены исполнителям по той лишь причине, что эксперты установили некачественное исполнение работ.
Подрядным организациям нужно по гарантии устранить выявленные недостатки на улице Военной, Богаткова, Дубравы, Индустриальной, Кубовой, на Мочищенском шоссе и на Адриена Лежена. На участке Военной, который закончили ремонтировать в сентябре 2021 года, уже видны первые проблемы.
– Мы сейчас прошли, убедились, что те замечания, которые были выданы, они уже на некоторых участках привели к тому, что асфальт выкрошился больше, чем в других местах. Здесь были замечания по недостаточному уплотнению асфальтового слоя, это и привело к началу его разрушения в гарантийный период, – говорит один из ревизоров, депутат Законодательного собрания Новосибирской области Сергей Конько.
У всех семи проблемных участков, которые нужно переделывать, в замечаниях значится «недостижение коэффициента уплотнения и водонасыщения». Дополнительно к четырем участкам из семи есть претензия по «несоответствию толщины покрытия требованиям контракта».
– Вообще, визуально зиму перезимовало очень даже удовлетворительно, пока вырубки не пошли. Такое тоже бывает. Не до конца уплотнили, недокатали. Недостаточное количество прохода катка, – уверен начальник отдела ремонта автомобильных дорог МКУ «УДС» Вячеслав Кондратьев.
– Если недостаточное уплотнение, туда попадет вода весной, и потом за счет расширения воды асфальт разорвет, – предрекает последствия Сергей Конько.
– Показания там были не критичные, на грани соответствия к нормативу, – отвечает Кондратьев.
Недостаточное уплотнение, по словам экспертов, может быть вызвано массой причин. Среди них не только малое количество прохождений катком, это мог быть и асфальт ненадлежащего качества, и несоблюдение температурного режима укладки.
– Лаборатория показывает, что недоуплотнено. Но оно же было почти уплотнено, но чо-то недоработали. Будем переделывать, – оправдался представитель субподрядной организации «Новосибдорстрой».
– Вы гордитесь своей работой? Можете своего родственника здесь вести и говорить: «Смотри, это я сделал»? – спрашивает у субподрядчика Сергей Конько.
– Вы же видите, здесь ничего плохого нету. Только если внутрь залезть… – отвечает субподрядчик.
– Так вы довольны своей работой? – дожимает депутат.
– Я был бы доволен, если бы работу приняли и я получил деньги. А так, это неприятно, – признает субподрядчик.
«Новосибдорстрой» работал по заказу подрядчика «СТС-плюс». Из семи проблемных объектов только улицу Адриена Лежена делало ООО СУ «Сибстрой», а шесть других дорог, где выявили недостатки, находятся на совести ООО «СТС-плюс», которому досталось большинство подрядов, когда делили «пирог из 278 миллионов рублей». Ревизоры спрашивают, это исключение из правил или принцип работы подрядной организации?
– У них было 40-50 объектов из 94. Из них шесть не приняли, – докладывает заместитель начальника МКУ «УДС» Иосиф Кодалаев.
– То есть больше 10% у них получается брака? – спрашивает Конько.
– У нас нет в городе ни одной организации, к которой нет тех или иных претензий, – признает Кодалаев.
– Мы по городу это видим, – вставляет реплику депутат городского совета Игорь Титаренко.
Сейчас в городе на гарантии находится 15% всех дорог. Разрушения выявлены на 4% от общей площади, которая находится на гарантии. Часть обязательств не будет выполнено. Подрядчики сбежали, оставив проблемы бюджету Новосибирска.
– У нас все подрядчики выполняют свои гарантийные обязательства? Они все живы на сегодняшний момент? – спрашивают ревизоры.
– К сожалению нет. У нас есть банкроты. Две крупные подрядные организации ушли с рынка. Это «Сибавтобан» и Союздорстрой», у них был большой объем дорог на гарантии. Это Красный проспект, Жуковского, Кедровая. По Кедровой там объем работ по гарантии около миллиона. Мы сейчас в суде по всем таким объектам со взысканием убытков. Встаем в очередь кредиторов. Там есть и субсидиарная ответственность, и имущество организаций, – признает Иосиф Кодалаев. Сколько времени продлятся суды? Сколько времени займет взыскание? А дороги нужно делать не сегодня, а уже, как говорится, вчера.
Мало денег – плохо, много – еще хуже. Большое количество выделенных средств на ремонт дорог в минувшем сезоне, как ни странно, стало проблемой для отрасли. К денежным вливаниям оказались не готовы ни чиновники, ни подрядчики, ни изготовители стройматериалов. Именно с этим заказчики и исполнители связывают затягивание сроков по ремонту дорог. Уж то, как асфальт чуть ли не две недели укладывали в снег, помнят автомобилисты.
– В карьерах были проблемы с инертными материалами. Карьеры не были готовы обеспечить щебенкой подрядные организации. С вяжущими были проблемы, с Омском, где основной объем битума закупался. И субъективные проблемы в том числе, у подрядных организаций был большой объем работы, если бы не это, они могли бы и успеть, – сообщил Вячеслав Кондратьев.
– С Коченевским битумным заводом были проблемы. Битум не давали. Приходилось в Омске брать, завод был сильно загружен. У них и Красноярск, и Омск, и Томск, и Кемерово брали. Коченевский завод вставал на ремонт, – вторит субподрядчик и добавляет, что контроль, который обнаружил недостатки на той же улице Военной был проведен поздно. В прошлом сезоне переделать не успели. Теперь вот должны устранить недостатки к середине мая. И только тогда рабочие получат деньги. А два миллиона рублей, именно столько стоил участок на улице Военной, осенью 2021 года и весной 2022 года – это уже разные суммы, с учетом инфляции.
Слова субподрядчика о позднем контроле опровергает заместитель начальника управления дорожного комплекса министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Антон Мирошниченко:
– Проверка независимым контролем министерства транспорта на этом участке проводилась 27 сентября. По всем объектам «278 миллионов» проверки проводились оперативно. Работы здесь были завершены в начале-середине сентября этого года.
То есть успеть устранить недостатки вполне можно было. Напомним, некоторые объекты в Новосибирске в прошлом году ремонтировали даже в ноябре. И любимая отговорка мэра Анатолия Локтя про то, что деньги, выделенные областным бюджетом, пришли поздно, тоже не имеет оснований, уверен представитель минтранса.
– Мы не согласны с этим, так как контракт на этом объекте был заключен в июне. А выполнение работ по факту в сентябре. Перечень объектов на этот год формируется в предыдущий год, а при выделении дополнительных средств подрядные организации должны быть готовы принять на себя больший объем обязательств, – добавил Антон Мирошниченко.
В этом году продолжится ремонт на объектах, которые подрядчики успели завершить в прошлом сезоне. В зиму ушли несколько улиц, на которые деньги выделял федеральный бюджет по национальному проекту. Этим летом по той же программе в Новосибирске должны обновить 37 километров по «гостевым» маршрутам. Если учесть, что МЧМ-2023 отменили, то и с ремонтом по БКД снова можно не торопиться.