Лента новостей

Все новости

Популярное

Депутаты Заксобрания пригрозили обратиться в прокуратуру из-за подорожания ГЧП-проекта семи поликлиник

 Денис Калин   Фото: правительство НСО

Депутаты Заксобрания пригрозили обратиться в прокуратуру из-за подорожания ГЧП-проекта семи поликлиник

Депутаты Заксобрания атаковали губернатора Новосибирской области острыми вопросами о подорожании концессионных и ГЧП-проектов. В частности, стоимость строительства семи поликлиник выросла почти в два раза, при этом на четырех объектах работы еще не начались. Народные избранники заинтересовались мнением главы региона о том, выгодно ли при реализации инфраструктурных проектов тратить миллиарды на услуги организации и создавать нагрузку на бюджет на годы вперед. Прозвучало и обещание обратиться в прокуратуру, а также предположение о сговоре с концессионерами.

Несколько депутатов Законодательного собрания раскритиковали то, как в Новосибирской области реализуются концессии и ГЧП-проекты сегодня, 3 февраля, на 17-й сессии. Народные избранники посетовали на проекты, заслушав отчет губернатора Андрея Травникова о работе правительства в 2021 году.

В ходе обсуждения отчета глава региона сообщил, что сроки строительства семи поликлиник в Новосибирске – проект реализуется по государственно-частному партнерству (ГЧП) с ООО «Седьмая концессионная компания», входящей в Группу «ВИС» – вновь перенесены. Соглашение было заключено в 2018 году. Изначально поликлиники должны были построить к 2021 году, затем сроки сдвинулись на начало 2022 года, а теперь же три объекта предполагается сдать в декабре 2022-го, а на остальные четыре конкурс вовсе не состоялся, поскольку подрядчиков, желающих принимать участие, не нашлось. Между тем, стоимость проекта с 7,83 миллиарда рублей возросла до 14,99 миллиарда.

Вопрос о подорожании подобных проектов губернатору задал депутат Алексей Андреев. Он поинтересовался, почему начальная стоимость контракта – когда, казалось бы, все должно быть подсчитано, – при реализации проектов увеличивается. Андрей Травников ответил, что все изменения в документации проходят проверку, а подорожание обусловлено различными причинами, в том числе ростом цен на стройматериалы.

«Проектно-сметная документация на строительство семи поликлиник, так же, как восьмой поликлиники, проходит государственную экспертизу. Если бы мы сами заказали проектно-сметную документацию, мы точно так же пошли бы в госэкспертизу и получали бы вопросы экспертов и соответствующие заключения. Если за этим вопросом, который звучит уже не первый раз, – по повышению стоимости поликлиник, – скрывается подозрение, а хорошо ли отработали наши эксперты, – ну давайте эти разговоры в воздух прекратим и организуем проверку нашей экспертизы», – предложил глава региона.

Впрочем, пыл некоторых депутатов такое предложение не умерило.

«Вот по техзаданию на поликлинику на Мухачева было 1,1 миллиарда рублей. Сейчас стало 2,7 миллиарда, это больше чем в два раза выросла сумма концессии. Вы сами предложили, и я тогда предлагаю внести протокольно: давайте изучим этот вопрос и оставим право за собой обратиться в прокуратуру по этому вопросу», – ответил Алексей Андреев.

Выступление о тяготах концессий подготовил депутат Яков Новоселов. По его мнению, бюджетная политика, которая сейчас реализуется в регионе, загоняет Новосибирскую область в позицию должника. По мнению депутата, концессии и ГЧП-проекты представляют собой получение кредитов.

«Обычные коммерческие кредиты, обязательство по которым сегодня уже достигло объема уровня госдолга, фактически удвоив его и доведя фактически до ста миллиардов. Это и поликлиники многострадальные, и спорная стоимость инфекционной больницы, школ. По разным оценкам, [стоимость] может составлять существенно меньше. Это провальная мусорная концессия, которая заключена больше пяти лет назад. Полигонов новых нет, заводов новых нет, миллиардные бюджетные обязательства по выручке так до сих пор и не расторгнуты. Платный мост: по нему гарантирующие обязательства в бюджете около 47 миллиардов. С учетом планируемого закрытия Коммунального моста на реконструкцию, мы уже получаем расходы – около двух миллиардов в год бюджетных компенсаций», – сказал Яков Новоселов.

Он продолжил речь размышлением о том, что концессионеры являются лишним звеном в реализации проектов.

«Концессионеры – это, по сути, обычные прокладки между бюджетом и кредитом, которыми не пользуются ни в Красноярске, ни в Иркутске. Зачем мы платим рубль за инфраструктуру и еще сверху рубль отдаем в карман концессионеру? Кого должен кормить бюджет? Высоких олигархов или бюджетников – врачей, учителей, для которых в этом бюджете не хватает средств на достойные региональные доплаты? Такой перекос может привести к социальному коллапсу, потому что наш бюджет развития прямо на глазах превращается в бюджет раздачи долгов», – добавил депутат.

Губернатор ответил, что все детали концессионных соглашений и ГЧП-проектов прорабатывались неоднократно, в том числе с депутатами регионального парламента. А для регулирования объема средств, которые регион должен выплачивать концессионерам, были внесены поправки в закон об инвестиционном фонде области – теперь на концессии может выделяться не более 2,5 % от суммы средств фонда. Впрочем, дополнил Андрей Травников, чтобы вновь разобраться в тратах региона на концессии, можно обратиться к профильным министрам.

Не оценил такую адресацию депутат Вадим Агеенко – он пояснил, что его коллеги в курсе деталей концессионных соглашений, но ведут речь о другом. Депутат посоветовал губернатору внимательно изучить риски проектов, которые реализуются в Новосибирской области с привлечением частных инвесторов.

Также Вадим Агеенко затронул тему новых проектов, которые предполагается реализовать через концессию. Перечень таких объектов рассматривался сегодня на 17-й сессии. В их числе – три школы, на которые предполагается привлечь порядка 1,6 миллиарда частных инвестиций. Как указал депутат, по всем трем школам подана частная инициатива от ООО «Пятая концессионная компания», связанного с московской ГК «Просвещение». ООО было зарегистрировано 19 января 2021 года, а в октябре уже перешло в стадию реорганизации.

Вадим Агеенко упомянул, что речь идет об инвестировании 1,6 миллиарда рублей при уставном капитале ООО в 100 000 рублей и категории «минипредприятие».

«Но вопрос даже не в этом. Главное, что в этих характеристиках есть такая запись, что по таким-то объектам ведутся переговоры. По доработке проекта концессионного соглашения, финансово-экономической модели. Получается, что для этого предполагаемого концессионера уже сейчас профильными министерствами – а их три или четыре, которые вокруг них бегают, работают, – пишутся какие-то специальные концессии, разрабатываются какие-то экономические сферы, – обратился к губернатору депутат. – И поэтому тут возникает вопрос. Вот такая вот деятельность – когда мы тут потенциального инвестора водим по министерствам, помогаем писать или пишем ему концессии – в конечном итоге это получается написанная специально концессия, на которую никто не заявится, потому что это спецпроект. Он пишется так, чтобы никто не заявился. Так это, все-таки, в нашем регионе получается развитие, поддержание конкуренции или, все-таки, уже элементы сговора сторон, а, проще говоря, элементы коррупции? Потому что по-другому трактовать это сложно».

Глава региона в ответ подчеркнул, что закон, который регулирует правила заключения концессионных соглашений – ФЗ-115 – позволяет вести диалог с возможным концессионером.

«Любая частная организация, имеющая для этого возможности, может заявить инициативу», – сказал Андрей Травников, добавив, что орган власти должен обсуждать и корректировать предложения возможного концессионера, но конкурсная процедура запускается в любом случае. – Если вы видите в этой процедуре какие-то нарушения, то вправе обратиться в УФАС».

Впрочем, завершился спор разведением по углам.

«Это не площадка для бичевания», – подчеркнул первый заместитель председателя Заксобрания Андрей Панферов.

Губернатор также предложил депутатам воздержаться от «выступлений для средств массовой информации» и работать в диалоге.

Впрочем, ненадолго прекратилась дискуссия о рисках концессионных соглашений. Уже после перерыва в сессии рассматривался вопрос о перечне объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Докладывающий – министр экономического развития региона Лев Решетников – перечислил объекты, в числе которых десять физкультурно-оздоровительных комплексов, центр сноуборда, четыре ледовые арены, комплексы и полигоны с мусоросортировкой, школы, областной онкоцентр. И вновь у депутатов возникли замечания – почему с инициативой о партнерстве в строительстве объектов часто выходят инвесторы, но не власти.

«У нас 44 концессии в области. Две трети – маленькие, по 50 миллионов, по 100 миллионов. За много лет ни разу ничего сами не вынесли и ничего не сделали. Вот, в чем беда», – отметил Вадим Агеенко.

Также депутаты обратили внимание на то, что крупные проекты в Новосибирской области реализуются с привлечением московских и петербургских компаний, тогда как новосибирские организации остаются в стороне. На это Лев Решетников сообщил, что регион не видит инициативы от компаний из Новосибирска.

Впрочем, такое замечание министра не воспринял всерьез спикер Заксобрания Андрей Шимкив. По его наблюдениям, требования по проектам, которые предъявляют областные власти, будто специально подобраны для конкретного концессионера.

Председатель регионального парламента также несколько развернул рассуждение Вадима Агеенко о количестве концессий – их рост в муниципалитетах, по его мнению, необходимо ограничить.

«У нас модно сейчас стало, и у нас концессии пошли по муниципалитетам. Давайте какой-то механизм сделаем [для регулирования количества концессий], иначе, когда мы схватимся через 3-5 лет, в районах будет столько заключено концессий, что потом не соберем. И мы с бюджетом области будем давать [деньги] и закрывать долги по муниципальным концессиям», – обратился к главе Минэкономразвития Шимкив.

Напомним, что новосибирские концессии интересуют не только депутатов Заксобрания, но и певца и депутата Государственной думы РФ Дениса Майданова. С 18 января 2022 года по его обращению прокуратура организовала проверку в правительстве Новосибирской области «с целью оценки исполнения требований закона при заключении в 2020-2021 годах концессионных соглашений по инициативе концессионера». Мотивацию своего обращения исполнитель объяснил поручением спикера Госдумы.

«После выступления в Госдуме генерального прокурора Краснова по ситуации, связанной с нарушениями в концессионной деятельности в сфере ЖКХ, спикером парламента Вячеславом Володиным было поручено межведомственной комиссии под руководством Ирины Яровой провести работу по обеспечению законодательного порядка в данном вопросе. Я вошел в эту комиссию и принимаю непосредственное участие в работе над поправками в существующие нормативно-правовые акты», – сообщил певец на своих страницах в соцсетях.
Депутаты Заксобрания атаковали губернатора Новосибирской области острыми вопросами о подорожании концессионных и ГЧП-проектов. В частности, стоимость строительства семи поликлиник выросла почти в два раза, при этом на четырех объектах работы еще не начались. Народные избранники заинтересовались мнением главы региона о том, выгодно ли при реализации инфраструктурных проектов тратить миллиарды на услуги организации и создавать нагрузку на бюджет на годы вперед. Прозвучало и обещание обратиться в прокуратуру, а также предположение о сговоре с концессионерами.

Несколько депутатов Законодательного собрания раскритиковали то, как в Новосибирской области реализуются концессии и ГЧП-проекты сегодня, 3 февраля, на 17-й сессии. Народные избранники посетовали на проекты, заслушав отчет губернатора Андрея Травникова о работе правительства в 2021 году.

В ходе обсуждения отчета глава региона сообщил, что сроки строительства семи поликлиник в Новосибирске – проект реализуется по государственно-частному партнерству (ГЧП) с ООО «Седьмая концессионная компания», входящей в Группу «ВИС» – вновь перенесены. Соглашение было заключено в 2018 году. Изначально поликлиники должны были построить к 2021 году, затем сроки сдвинулись на начало 2022 года, а теперь же три объекта предполагается сдать в декабре 2022-го, а на остальные четыре конкурс вовсе не состоялся, поскольку подрядчиков, желающих принимать участие, не нашлось. Между тем, стоимость проекта с 7,83 миллиарда рублей возросла до 14,99 миллиарда.

Вопрос о подорожании подобных проектов губернатору задал депутат Алексей Андреев. Он поинтересовался, почему начальная стоимость контракта – когда, казалось бы, все должно быть подсчитано, – при реализации проектов увеличивается. Андрей Травников ответил, что все изменения в документации проходят проверку, а подорожание обусловлено различными причинами, в том числе ростом цен на стройматериалы.

«Проектно-сметная документация на строительство семи поликлиник, так же, как восьмой поликлиники, проходит государственную экспертизу. Если бы мы сами заказали проектно-сметную документацию, мы точно так же пошли бы в госэкспертизу и получали бы вопросы экспертов и соответствующие заключения. Если за этим вопросом, который звучит уже не первый раз, – по повышению стоимости поликлиник, – скрывается подозрение, а хорошо ли отработали наши эксперты, – ну давайте эти разговоры в воздух прекратим и организуем проверку нашей экспертизы», – предложил глава региона.

Впрочем, пыл некоторых депутатов такое предложение не умерило.

«Вот по техзаданию на поликлинику на Мухачева было 1,1 миллиарда рублей. Сейчас стало 2,7 миллиарда, это больше чем в два раза выросла сумма концессии. Вы сами предложили, и я тогда предлагаю внести протокольно: давайте изучим этот вопрос и оставим право за собой обратиться в прокуратуру по этому вопросу», – ответил Алексей Андреев.

Выступление о тяготах концессий подготовил депутат Яков Новоселов. По его мнению, бюджетная политика, которая сейчас реализуется в регионе, загоняет Новосибирскую область в позицию должника. По мнению депутата, концессии и ГЧП-проекты представляют собой получение кредитов.

«Обычные коммерческие кредиты, обязательство по которым сегодня уже достигло объема уровня госдолга, фактически удвоив его и доведя фактически до ста миллиардов. Это и поликлиники многострадальные, и спорная стоимость инфекционной больницы, школ. По разным оценкам, [стоимость] может составлять существенно меньше. Это провальная мусорная концессия, которая заключена больше пяти лет назад. Полигонов новых нет, заводов новых нет, миллиардные бюджетные обязательства по выручке так до сих пор и не расторгнуты. Платный мост: по нему гарантирующие обязательства в бюджете около 47 миллиардов. С учетом планируемого закрытия Коммунального моста на реконструкцию, мы уже получаем расходы – около двух миллиардов в год бюджетных компенсаций», – сказал Яков Новоселов.

Он продолжил речь размышлением о том, что концессионеры являются лишним звеном в реализации проектов.

«Концессионеры – это, по сути, обычные прокладки между бюджетом и кредитом, которыми не пользуются ни в Красноярске, ни в Иркутске. Зачем мы платим рубль за инфраструктуру и еще сверху рубль отдаем в карман концессионеру? Кого должен кормить бюджет? Высоких олигархов или бюджетников – врачей, учителей, для которых в этом бюджете не хватает средств на достойные региональные доплаты? Такой перекос может привести к социальному коллапсу, потому что наш бюджет развития прямо на глазах превращается в бюджет раздачи долгов», – добавил депутат.

Губернатор ответил, что все детали концессионных соглашений и ГЧП-проектов прорабатывались неоднократно, в том числе с депутатами регионального парламента. А для регулирования объема средств, которые регион должен выплачивать концессионерам, были внесены поправки в закон об инвестиционном фонде области – теперь на концессии может выделяться не более 2,5 % от суммы средств фонда. Впрочем, дополнил Андрей Травников, чтобы вновь разобраться в тратах региона на концессии, можно обратиться к профильным министрам.

Не оценил такую адресацию депутат Вадим Агеенко – он пояснил, что его коллеги в курсе деталей концессионных соглашений, но ведут речь о другом. Депутат посоветовал губернатору внимательно изучить риски проектов, которые реализуются в Новосибирской области с привлечением частных инвесторов.

Также Вадим Агеенко затронул тему новых проектов, которые предполагается реализовать через концессию. Перечень таких объектов рассматривался сегодня на 17-й сессии. В их числе – три школы, на которые предполагается привлечь порядка 1,6 миллиарда частных инвестиций. Как указал депутат, по всем трем школам подана частная инициатива от ООО «Пятая концессионная компания», связанного с московской ГК «Просвещение». ООО было зарегистрировано 19 января 2021 года, а в октябре уже перешло в стадию реорганизации.

Вадим Агеенко упомянул, что речь идет об инвестировании 1,6 миллиарда рублей при уставном капитале ООО в 100 000 рублей и категории «минипредприятие».

«Но вопрос даже не в этом. Главное, что в этих характеристиках есть такая запись, что по таким-то объектам ведутся переговоры. По доработке проекта концессионного соглашения, финансово-экономической модели. Получается, что для этого предполагаемого концессионера уже сейчас профильными министерствами – а их три или четыре, которые вокруг них бегают, работают, – пишутся какие-то специальные концессии, разрабатываются какие-то экономические сферы, – обратился к губернатору депутат. – И поэтому тут возникает вопрос. Вот такая вот деятельность – когда мы тут потенциального инвестора водим по министерствам, помогаем писать или пишем ему концессии – в конечном итоге это получается написанная специально концессия, на которую никто не заявится, потому что это спецпроект. Он пишется так, чтобы никто не заявился. Так это, все-таки, в нашем регионе получается развитие, поддержание конкуренции или, все-таки, уже элементы сговора сторон, а, проще говоря, элементы коррупции? Потому что по-другому трактовать это сложно».

Глава региона в ответ подчеркнул, что закон, который регулирует правила заключения концессионных соглашений – ФЗ-115 – позволяет вести диалог с возможным концессионером.

«Любая частная организация, имеющая для этого возможности, может заявить инициативу», – сказал Андрей Травников, добавив, что орган власти должен обсуждать и корректировать предложения возможного концессионера, но конкурсная процедура запускается в любом случае. – Если вы видите в этой процедуре какие-то нарушения, то вправе обратиться в УФАС».

Впрочем, завершился спор разведением по углам.

«Это не площадка для бичевания», – подчеркнул первый заместитель председателя Заксобрания Андрей Панферов.

Губернатор также предложил депутатам воздержаться от «выступлений для средств массовой информации» и работать в диалоге.

Впрочем, ненадолго прекратилась дискуссия о рисках концессионных соглашений. Уже после перерыва в сессии рассматривался вопрос о перечне объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Докладывающий – министр экономического развития региона Лев Решетников – перечислил объекты, в числе которых десять физкультурно-оздоровительных комплексов, центр сноуборда, четыре ледовые арены, комплексы и полигоны с мусоросортировкой, школы, областной онкоцентр. И вновь у депутатов возникли замечания – почему с инициативой о партнерстве в строительстве объектов часто выходят инвесторы, но не власти.

«У нас 44 концессии в области. Две трети – маленькие, по 50 миллионов, по 100 миллионов. За много лет ни разу ничего сами не вынесли и ничего не сделали. Вот, в чем беда», – отметил Вадим Агеенко.

Также депутаты обратили внимание на то, что крупные проекты в Новосибирской области реализуются с привлечением московских и петербургских компаний, тогда как новосибирские организации остаются в стороне. На это Лев Решетников сообщил, что регион не видит инициативы от компаний из Новосибирска.

Впрочем, такое замечание министра не воспринял всерьез спикер Заксобрания Андрей Шимкив. По его наблюдениям, требования по проектам, которые предъявляют областные власти, будто специально подобраны для конкретного концессионера.

Председатель регионального парламента также несколько развернул рассуждение Вадима Агеенко о количестве концессий – их рост в муниципалитетах, по его мнению, необходимо ограничить.

«У нас модно сейчас стало, и у нас концессии пошли по муниципалитетам. Давайте какой-то механизм сделаем [для регулирования количества концессий], иначе, когда мы схватимся через 3-5 лет, в районах будет столько заключено концессий, что потом не соберем. И мы с бюджетом области будем давать [деньги] и закрывать долги по муниципальным концессиям», – обратился к главе Минэкономразвития Шимкив.

Напомним, что новосибирские концессии интересуют не только депутатов Заксобрания, но и певца и депутата Государственной думы РФ Дениса Майданова. С 18 января 2022 года по его обращению прокуратура организовала проверку в правительстве Новосибирской области «с целью оценки исполнения требований закона при заключении в 2020-2021 годах концессионных соглашений по инициативе концессионера». Мотивацию своего обращения исполнитель объяснил поручением спикера Госдумы.

«После выступления в Госдуме генерального прокурора Краснова по ситуации, связанной с нарушениями в концессионной деятельности в сфере ЖКХ, спикером парламента Вячеславом Володиным было поручено межведомственной комиссии под руководством Ирины Яровой провести работу по обеспечению законодательного порядка в данном вопросе. Я вошел в эту комиссию и принимаю непосредственное участие в работе над поправками в существующие нормативно-правовые акты», – сообщил певец на своих страницах в соцсетях.