Лента новостей

Все новости

Популярное

«Пора режим ЧС вводить»: катастрофическая ситуация с переработкой автопокрышек сложилась в Новосибирской области

 Денис Калин   Фото: pixabay.com, albion-s.ru, ecopromgp.ru

«Пора режим ЧС вводить»: катастрофическая ситуация с переработкой автопокрышек сложилась в Новосибирской области

В Новосибирской области обратили внимание на проблему неправильной утилизации автомобильных шин. О катастрофической ситуации с переработкой автопокрышек сообщил представитель ОНФ Сергей Аверьяскин. Он предложил уже ввести в регионе режим чрезвычайной ситуации, так как покрышек накопилось много, а в переработку отправляются не все. Тривиальное правило – донеси до мусорки – здесь не действует: покрышки относятся к отходам 3-4 класса опасности, которые вредят экосистеме. А если таких покрышек десятки тысяч, как по всему региону, вдоль дорог, на полях, в лесах, у водоемов, ближайшую сотню лет они будут отравлять всё вокруг. Журналист Сибкрай.ru поговорил с экспертами и представителями компаний-переработчиков автомобильных покрышек, и выяснил, почему область утопает в крайне опасных отходах и как это прекратить.

Режим чрезвычайной ситуации из-за гигантского количества выброшенных автомобильных покрышек предложил ввести в Новосибирской области координатор Центра мониторинга благоустройства городской среды Общероссийского народного фронта (ОНФ) Сергей Аверьяскин. Эксперт высказался о проблеме в ходе итоговой конференции по работе ОНФ.

«Нужно решить вопрос утилизации автопокрышек. Сегодня в области уже пора режим ЧС вводить. Предложить предпринимательскому сообществу при бюджетной поддержке региона открыть производства по переработке данной продукции, которая имеет колоссальный стопроцентный спрос, и помочь уже существующим в стране производствам вывезти из области накопленную массу автопокрышек», – сказал активист.

В разговоре с журналистом Сибкрай.ru Сергей Аверьяскин пояснил, что в районах Новосибирской области нет предприятий по утилизации покрышек, бывших в употреблении. Часто автовладельцы утилизируют шины, как обычный бытовой мусор – откатывают к контейнерам. При этом забирать их перевозчики мусора не имеют права – у них нет таких полномочий из-за класса опасности отхода, поэтому шины становятся головной болью для управляющих компаний или ТСЖ.

«Сегодня даже в городе находятся огромные свалки, это огромные территории, которые занимают покрышки. И, соответственно, участились пожары в этом году только в самом Новосибирске. А горели покрышки. Это вещи, которые сложно потушить, это вещи, которые выделяют колоссальное концентрированное количество вредных элементов, которые имеют свойство, в отличие от дыма, не высоко подниматься в атмосферу, а опускаться на уровень органов дыхания человека и, соответственно, это очень опасно и в области этим вопросом никто не занимается», – рассуждает активист.

В числе материалов, из которых создают автомобильные шины, на первый взгляд не сплошь вредные – это натуральный и искусственный каучук, технический углерод, диоксид кремния, сера, натуральные масла или смолы и другие элементы, в том числе и натуральные. Звучит набор не ужасающе. А вот со временем или при горении выделяются крайне опасные вещества, что сразу выводит отход на 1-2 класс опасности – бензапирен, диоксин, фуран. Первые два вещества изучены достаточно, чтобы говорить об их вреде для организма – они оказывают высокое мутагенное, эмбриотоксическое и гематотоксическое действие. А вот фуран изучен мало, в открытых источниках говорится о возможности генетического поражения и вреде для водных организмов.

Разлагается же убийственный коктейль около сотни лет, может и больше. При горении выделяются не только токсичные вещества, но и огромное количество копоти. Потушить «резину» крайне сложно, а тлеть покрышка может неделями.

«К сожалению, у нас не только твердыми коммунальными отходами (ТКО) никто не занимается – нам обещали мусоропереработку, её нет. А о покрышках тут даже речи нет. Много-много лет этим никто не занимается, но накопление критическое. <…> Как пример, если подняться ближе к ТЭЦ-5 через планетарий, по левую сторону от заправки будет огромный склад покрышек, куда можно просто подъехать и выбросить. Это только маленький райончик, куда сбрасывают, а сколько таких по всему городу? И это серьезный вопрос», – считает Сергей Аверьяскин.

Сейчас в Новосибирской области робко внедряется система раздельного сбора ТКО. Установлено 2 668 контейнеров для раздельного сбора мусора и хоть за 2,5 года их стало в 5,5 раз больше – сообщали в МинЖКХ и энергетики региона. Пока во дворах стоят баки, куда можно сдать для переработки бумагу, стекло, пластик и металл. 

tire-g57335a865_1280.jpg

Культура обращения с отходами нужна и в части утилизации автомобильных покрышек. Почти каждый российский двор обставлен вырезанными из покрышек лебедями, клумбами и другими конструкциями. А вот в 2021 году такие «архитектурные объекты» запретили – власти решили, что автомобильным покрышкам не место во дворах, на газонах, спортплощадках и аттракционах. Вообще-то их должны были и убрать, но эпоха народного творчества с клумб уходит неохотно.

Вопреки распространенному мнению, в Новосибирской области все же есть возможность утилизировать автомобильные покрышки с пользой. В регионе работают специализированные компании, рассказал журналисту Сибкрай.ru эксперт отрасли по переработке отходов Павел.

«Это не проблема переработчиков, что жители не утилизируют покрышки грамотно. У нас есть несколько предприятий, которые занимаются сбором и переработкой, есть определенные регламенты автопредприятий на смену покрышек», – говорит Павел.

При этом существует масса тонкостей – хотя, казалось бы, покрышек на контейнерных площадках в осенний и весенний период кучи, бери и увози.

«Например, жители вынесли покрышки на контейнерную площадку и оставили их. Подъехала специальная машина, начинает их собирать, выйдет житель и скажет: «Я тут на хранение поставил, а вы совершили кражу». Дело в том, что он должен передать их по акту», – пояснил собеседник Сибкрай.ru.

При этом интерес компаний-переработчиков и состоит в том, чтобы иметь сырье для переработки, спрос даже на изношенные шины у таких предприятий высок, потому что в результате из покрышек, отживших свое, создаются совершенно новые, крайне востребованные и перспективные материалы.

«Проблема, конечно же, есть и переработчики готовы может быть даже больше шин собирать. Но они, допустим, приехали к владельцу шиномонтажки за колесами, а он говорит – забирай бесплатно. А есть затраты на утилизацию, на солярку, бензин тоже недешевый», – продолжил Павел.

Таким образом, компании-переработчики сталкиваются с юридическими проблемами при работе с обычными гражданами и с чисто человеческим фактором при работе с юрлицами. Мало кто понимает, что переработка покрышек – это дорогое производство, чтобы бесплатно ездить и собирать их. Важно помнить, что речь все же о коммерсантах, не о муниципальных или государственных предприятиях.

«У переработчиков нет задачи заниматься пропагандой среди населения – это не образовательная организация, это коммерческая организация», – подчеркнул эксперт. При этом, добавил он, у компаний нет законных рычагов влияния на те же шиномонтажки, которые откажутся платить 200 рублей за передачу комплекта покрышек, но есть регламент мены, например, с автобусными предприятиями, МЧС, администрациями и так далее.

tyres5.jpg

Одна из крупнейших в Новосибирской области компаний по переработке автомобильных покрышек – «Эко Пром». На предприятии старые покрышки перерабатывают в резиновую крошку, из которой впоследствии создаются прочные и долговечные покрытия и другие изделия.

Директор «Эко Пром» Роман Коротеев рассказал, что компания мало взаимодействует с обычными автомобилистами, так как шины легковых автомобилей намного менее ценны при производстве крошки, чем шины более крупных машин. Однако возможность сдать покрышки, все же, есть.

«Частные лица могут привезти шины на пункты приема шин, на данный момент у нас работает один пункт приема», – рассказал Роман Коротеев.

Еще одна крупная компания, которая перерабатывает покрышки в Новосибирске, – «Альбион-С». В 2010 году для утилизации шин был создан перерабатывающий завод. На сайте компании уточняется, что предприятие не покупает изношенные покрышки, но принимает – на территории трех автозаправок на левом берегу города расположены специальные контейнеры.

«Для населения у нас существуют три контейнера на заправках «Газпромнефти». Там возможно оставить шины совершенно бесплатно. Они открыты уже около года. Изначально спрос был небольшой, сейчас уже, за счет информированности, он больше, – рассказала менеджер по утилизации автомобильных покрышек компании «Альбион-С» Анна Косточкина. – Статистику, как таковую, не ведем, потому что зависит от сезона – когда меняют колеса, зимой шин привозят поменьше. Мы забираем эти контейнеры по заявке «Газпромнефти». Был период, когда мы раз в неделю забирали колеса, которые даже рядом с контейнером стояли».

По словам Анны Косточкиной, «Альбион-С» – первая компания в Новосибирске, которая открыла точки приема бывших в употреблении покрышек.

«Эта практика популярна в Москве и Петербурге. Мы решили этот пилотный проект открыть от себя», – добавила специалист.

На заводе компании шины утилизируют и превращают в крошку – из нее создаются резиновые покрытия для стадионов (например, как на «Спартаке»), игровых площадок, а также резиновая плитка. При этом в работе предприятия, отметила Анна, важны как шины легковых автомобилей, так и покрышки более тяжелых машин.

mini_Spartak1.jpg

А вот работу с властями по утилизации выброшенных на улицу покрышек построить не получается. При этом есть обращения как от ТСЖ, так и от жителей Новосибирска.

«К сожалению именно на площадках, на которых расположены мусорные баки, проблема не решается. Мы сколько раз пытались пойти на разговор, но власти пока не принимают никаких решений. Считается, что это не твердые бытовые отходы (ТБО), поэтому их не забирает «Экология-Новосибирск», которая занимается мусором в контейнерах. Вопрос стоит очень остро – часто к нам обращаются ТСЖ, потому что мусорщики не имеют право забирать эти отходы. И им приходится за свой счет утилизировать отходы физических лиц», – поясняет менеджер.

Анна Косточкина добавила, что компания также ведет работу по ликвидации свалок покрышек в Новосибирске – по обращениям граждан. Так, недавно, силами волонтеров и «Альбион-С» была разобрана свалка в лесополосе на территории Ленинского района города. Предположительно, она появилась из-за одной из местных шиномонтажек.

Таким образом, грамотно утилизировать шины в Новосибирске все же можно – есть как минимум два предприятия, где примут покрышки бесплатно. Но это частные компании, которые сейчас могут лишь точечно безвозмездно помогать ликвидировать свалки. Таких свалок на территории не только города, но и всей области – сотни. А, если масштабировать, речь нужно вести и о тех шинах, которые лежат на обочинах, в лесах – по одной или комплектом.

Проблема упирается в отсутствие решительных, спланированных действий по борьбе с неправильной утилизацией автомобильных покрышек. А предпринять их может только власть – диалогом как с автовладельцами, как с теми же шиномонтажками, так и с компаниями-переработчиками. Пока почва есть.
В Новосибирской области обратили внимание на проблему неправильной утилизации автомобильных шин. О катастрофической ситуации с переработкой автопокрышек сообщил представитель ОНФ Сергей Аверьяскин. Он предложил уже ввести в регионе режим чрезвычайной ситуации, так как покрышек накопилось много, а в переработку отправляются не все. Тривиальное правило – донеси до мусорки – здесь не действует: покрышки относятся к отходам 3-4 класса опасности, которые вредят экосистеме. А если таких покрышек десятки тысяч, как по всему региону, вдоль дорог, на полях, в лесах, у водоемов, ближайшую сотню лет они будут отравлять всё вокруг. Журналист Сибкрай.ru поговорил с экспертами и представителями компаний-переработчиков автомобильных покрышек, и выяснил, почему область утопает в крайне опасных отходах и как это прекратить.

Режим чрезвычайной ситуации из-за гигантского количества выброшенных автомобильных покрышек предложил ввести в Новосибирской области координатор Центра мониторинга благоустройства городской среды Общероссийского народного фронта (ОНФ) Сергей Аверьяскин. Эксперт высказался о проблеме в ходе итоговой конференции по работе ОНФ.

«Нужно решить вопрос утилизации автопокрышек. Сегодня в области уже пора режим ЧС вводить. Предложить предпринимательскому сообществу при бюджетной поддержке региона открыть производства по переработке данной продукции, которая имеет колоссальный стопроцентный спрос, и помочь уже существующим в стране производствам вывезти из области накопленную массу автопокрышек», – сказал активист.

В разговоре с журналистом Сибкрай.ru Сергей Аверьяскин пояснил, что в районах Новосибирской области нет предприятий по утилизации покрышек, бывших в употреблении. Часто автовладельцы утилизируют шины, как обычный бытовой мусор – откатывают к контейнерам. При этом забирать их перевозчики мусора не имеют права – у них нет таких полномочий из-за класса опасности отхода, поэтому шины становятся головной болью для управляющих компаний или ТСЖ.

«Сегодня даже в городе находятся огромные свалки, это огромные территории, которые занимают покрышки. И, соответственно, участились пожары в этом году только в самом Новосибирске. А горели покрышки. Это вещи, которые сложно потушить, это вещи, которые выделяют колоссальное концентрированное количество вредных элементов, которые имеют свойство, в отличие от дыма, не высоко подниматься в атмосферу, а опускаться на уровень органов дыхания человека и, соответственно, это очень опасно и в области этим вопросом никто не занимается», – рассуждает активист.

В числе материалов, из которых создают автомобильные шины, на первый взгляд не сплошь вредные – это натуральный и искусственный каучук, технический углерод, диоксид кремния, сера, натуральные масла или смолы и другие элементы, в том числе и натуральные. Звучит набор не ужасающе. А вот со временем или при горении выделяются крайне опасные вещества, что сразу выводит отход на 1-2 класс опасности – бензапирен, диоксин, фуран. Первые два вещества изучены достаточно, чтобы говорить об их вреде для организма – они оказывают высокое мутагенное, эмбриотоксическое и гематотоксическое действие. А вот фуран изучен мало, в открытых источниках говорится о возможности генетического поражения и вреде для водных организмов.

Разлагается же убийственный коктейль около сотни лет, может и больше. При горении выделяются не только токсичные вещества, но и огромное количество копоти. Потушить «резину» крайне сложно, а тлеть покрышка может неделями.

«К сожалению, у нас не только твердыми коммунальными отходами (ТКО) никто не занимается – нам обещали мусоропереработку, её нет. А о покрышках тут даже речи нет. Много-много лет этим никто не занимается, но накопление критическое. <…> Как пример, если подняться ближе к ТЭЦ-5 через планетарий, по левую сторону от заправки будет огромный склад покрышек, куда можно просто подъехать и выбросить. Это только маленький райончик, куда сбрасывают, а сколько таких по всему городу? И это серьезный вопрос», – считает Сергей Аверьяскин.

Сейчас в Новосибирской области робко внедряется система раздельного сбора ТКО. Установлено 2 668 контейнеров для раздельного сбора мусора и хоть за 2,5 года их стало в 5,5 раз больше – сообщали в МинЖКХ и энергетики региона. Пока во дворах стоят баки, куда можно сдать для переработки бумагу, стекло, пластик и металл. 

tire-g57335a865_1280.jpg

Культура обращения с отходами нужна и в части утилизации автомобильных покрышек. Почти каждый российский двор обставлен вырезанными из покрышек лебедями, клумбами и другими конструкциями. А вот в 2021 году такие «архитектурные объекты» запретили – власти решили, что автомобильным покрышкам не место во дворах, на газонах, спортплощадках и аттракционах. Вообще-то их должны были и убрать, но эпоха народного творчества с клумб уходит неохотно.

Вопреки распространенному мнению, в Новосибирской области все же есть возможность утилизировать автомобильные покрышки с пользой. В регионе работают специализированные компании, рассказал журналисту Сибкрай.ru эксперт отрасли по переработке отходов Павел.

«Это не проблема переработчиков, что жители не утилизируют покрышки грамотно. У нас есть несколько предприятий, которые занимаются сбором и переработкой, есть определенные регламенты автопредприятий на смену покрышек», – говорит Павел.

При этом существует масса тонкостей – хотя, казалось бы, покрышек на контейнерных площадках в осенний и весенний период кучи, бери и увози.

«Например, жители вынесли покрышки на контейнерную площадку и оставили их. Подъехала специальная машина, начинает их собирать, выйдет житель и скажет: «Я тут на хранение поставил, а вы совершили кражу». Дело в том, что он должен передать их по акту», – пояснил собеседник Сибкрай.ru.

При этом интерес компаний-переработчиков и состоит в том, чтобы иметь сырье для переработки, спрос даже на изношенные шины у таких предприятий высок, потому что в результате из покрышек, отживших свое, создаются совершенно новые, крайне востребованные и перспективные материалы.

«Проблема, конечно же, есть и переработчики готовы может быть даже больше шин собирать. Но они, допустим, приехали к владельцу шиномонтажки за колесами, а он говорит – забирай бесплатно. А есть затраты на утилизацию, на солярку, бензин тоже недешевый», – продолжил Павел.

Таким образом, компании-переработчики сталкиваются с юридическими проблемами при работе с обычными гражданами и с чисто человеческим фактором при работе с юрлицами. Мало кто понимает, что переработка покрышек – это дорогое производство, чтобы бесплатно ездить и собирать их. Важно помнить, что речь все же о коммерсантах, не о муниципальных или государственных предприятиях.

«У переработчиков нет задачи заниматься пропагандой среди населения – это не образовательная организация, это коммерческая организация», – подчеркнул эксперт. При этом, добавил он, у компаний нет законных рычагов влияния на те же шиномонтажки, которые откажутся платить 200 рублей за передачу комплекта покрышек, но есть регламент мены, например, с автобусными предприятиями, МЧС, администрациями и так далее.

tyres5.jpg

Одна из крупнейших в Новосибирской области компаний по переработке автомобильных покрышек – «Эко Пром». На предприятии старые покрышки перерабатывают в резиновую крошку, из которой впоследствии создаются прочные и долговечные покрытия и другие изделия.

Директор «Эко Пром» Роман Коротеев рассказал, что компания мало взаимодействует с обычными автомобилистами, так как шины легковых автомобилей намного менее ценны при производстве крошки, чем шины более крупных машин. Однако возможность сдать покрышки, все же, есть.

«Частные лица могут привезти шины на пункты приема шин, на данный момент у нас работает один пункт приема», – рассказал Роман Коротеев.

Еще одна крупная компания, которая перерабатывает покрышки в Новосибирске, – «Альбион-С». В 2010 году для утилизации шин был создан перерабатывающий завод. На сайте компании уточняется, что предприятие не покупает изношенные покрышки, но принимает – на территории трех автозаправок на левом берегу города расположены специальные контейнеры.

«Для населения у нас существуют три контейнера на заправках «Газпромнефти». Там возможно оставить шины совершенно бесплатно. Они открыты уже около года. Изначально спрос был небольшой, сейчас уже, за счет информированности, он больше, – рассказала менеджер по утилизации автомобильных покрышек компании «Альбион-С» Анна Косточкина. – Статистику, как таковую, не ведем, потому что зависит от сезона – когда меняют колеса, зимой шин привозят поменьше. Мы забираем эти контейнеры по заявке «Газпромнефти». Был период, когда мы раз в неделю забирали колеса, которые даже рядом с контейнером стояли».

По словам Анны Косточкиной, «Альбион-С» – первая компания в Новосибирске, которая открыла точки приема бывших в употреблении покрышек.

«Эта практика популярна в Москве и Петербурге. Мы решили этот пилотный проект открыть от себя», – добавила специалист.

На заводе компании шины утилизируют и превращают в крошку – из нее создаются резиновые покрытия для стадионов (например, как на «Спартаке»), игровых площадок, а также резиновая плитка. При этом в работе предприятия, отметила Анна, важны как шины легковых автомобилей, так и покрышки более тяжелых машин.

mini_Spartak1.jpg

А вот работу с властями по утилизации выброшенных на улицу покрышек построить не получается. При этом есть обращения как от ТСЖ, так и от жителей Новосибирска.

«К сожалению именно на площадках, на которых расположены мусорные баки, проблема не решается. Мы сколько раз пытались пойти на разговор, но власти пока не принимают никаких решений. Считается, что это не твердые бытовые отходы (ТБО), поэтому их не забирает «Экология-Новосибирск», которая занимается мусором в контейнерах. Вопрос стоит очень остро – часто к нам обращаются ТСЖ, потому что мусорщики не имеют право забирать эти отходы. И им приходится за свой счет утилизировать отходы физических лиц», – поясняет менеджер.

Анна Косточкина добавила, что компания также ведет работу по ликвидации свалок покрышек в Новосибирске – по обращениям граждан. Так, недавно, силами волонтеров и «Альбион-С» была разобрана свалка в лесополосе на территории Ленинского района города. Предположительно, она появилась из-за одной из местных шиномонтажек.

Таким образом, грамотно утилизировать шины в Новосибирске все же можно – есть как минимум два предприятия, где примут покрышки бесплатно. Но это частные компании, которые сейчас могут лишь точечно безвозмездно помогать ликвидировать свалки. Таких свалок на территории не только города, но и всей области – сотни. А, если масштабировать, речь нужно вести и о тех шинах, которые лежат на обочинах, в лесах – по одной или комплектом.

Проблема упирается в отсутствие решительных, спланированных действий по борьбе с неправильной утилизацией автомобильных покрышек. А предпринять их может только власть – диалогом как с автовладельцами, как с теми же шиномонтажками, так и с компаниями-переработчиками. Пока почва есть.

Новости партнеров

В России и мире

Неочевидная причина запора, которая кроется далеко не в питании: устранить ее проще простого
Гречка получится рассыпчатой и вкусной благодаря трем хитростям
Эти продукты надежно защитят ваше сердце от инфаркта и омолодят его
Эти детали во внешнем виде женщины сделают из нее «дешевку», даже если она богатая
Удавятся за копейку: 3 самых корыстных и меркантильных знака Зодиака
Что лучше для зрения и для мозга – электронные или бумажные книги?
Вы ели эту ягоду и его и даже не представляли, какой мощный эффект она оказывала на мозг и сердце
Почему даже худеющим нельзя отказываться от мучного: совет нутрициолога
Трудности, с которыми сталкиваются на жизненном пути разные знаки Зодиака
Странные «кармашки» на ушах у котов и кошек: оказывается, они выполняют сразу несколько функций