Лента новостей

Все новости

Популярное

«Хочется, чтобы о стариках помнили»: мастерица делает заставляющие плакать и смеяться миниатюры

 Алина Гурицкая   Фото: автор, герой материала

«Хочется, чтобы о стариках помнили»: мастерица делает заставляющие плакать и смеяться миниатюры

Новосибирская мастерица больше 30 лет создает уникальные миниатюры из ткани и подручных материалов. В коллекцию женщины входят исторические персонажи, литературные герои, известные российские и зарубежные артисты – от Анастасии Волочковой, Валерия Кипелова и Децла до Майкла Джексона и Мэрилина Мэнсона. Женщина воссоздала образы Иосифа Сталина, Владимира Путина и даже попыталась сделать Анатолия Локтя. Но самой популярной серией работ в ее творчестве стали «Дорогие мои старики», которая сейчас участвует в выставках по всей стране. Сибкрай.ru поговорил с художницей и узнал, из чего состоит труд миниатюриста.

Небольшой частный домик Ирины Верхградской уставлен десятками коробок – в них женщина хранит более 1 700 своих работ, многие из которых уже объехали всю Россию. Мастерица занимается особым искусством – создает тряпичных кукол, похожих на реальных людей. К ним она делает соответствующие декорации, некоторые из которых могут быть размером с детский ноготок. Работы Ирины принимают многие музей по всей России, ее творчеством интересуются за рубежом. Секрет успеха прост – невероятно тонкая и кропотливая работа над каждым объектом и трогательная история, заложенная в эти миниатюры.

«Вот моя любимая работа, одна из последних, «Устала». Это бабулечка, в огороде наработалась, а теперь прилегла на диванчик – дверь открыла, чтобы воздух был, отдыхает, – восторгается Ирина. – Вы только посмотрите на пяточки! Грязненькие, в земле. Рядом вот тазик с помидорами, столик с овощами и викторией».

IMG_4051.jpg

Женщина с любовью показывает эту миниатюру: кружевная занавеска над дверью, связанный коврик и картина «Утром в сосновом бору» – словно настоящий домик в деревне. Рядом стоит еще десяток других работ: сын встречает мать на вокзале, пенсионерка с фатой в руках у зеркала вспоминает молодость или забавная композиция «Поклонница» со старушкой, которая с восхищением смотрит на афишу концерта Николая Баскова. В работах Ирины Верхградской проработана каждая деталь, из-за чего они так сильно напоминают реальную жизнь.

MyCollages (2).jpg

«Игрушек хороших не было»: о том, как все начиналось

Необычным искусством Ирина стала заниматься с восьми лет. Детство ее проходило в холодном Норильске. Она, как и все дети, ходила в школу, хотела играть в игрушки или проводить время в кружках. Но из-за слабого здоровья девочку никуда не отпускали.
 
«В детстве очень слабая была, здоровья нет – сердечко. Сидела постоянно дома, мама меня никуда, кроме школы, не пускала. Постоянные морозы под 50. Поэтому, сидя дома, постоянно рисовала, шила – все вот эти девчачьи дела», – рассказывает женщина.

Мама покупала дочери ткань, краски, нитки и пряжу – все, чтобы ребенку было не скучно в четырех стенах. Так Ирина и начала творить. Она научилась шить, вязать и рисовать. Сложив все свои умения, девочка стала делать кукол – самых простых, чтобы играть.

В старших классах она создавала целые композиции, которые заинтересовали сверстников и учителей. Тогда же пришло время выбирать, что делать после школы.

MyCollages (3).jpg

«Хорошо рисую, художников знаю, рука набита. Я хотела в художественный университет поступать, но побоялась. У меня с детства вот эти миниатюры шли, а в университете же огромные полотна, эскизы все эти – я думала, нет, не потяну, – рассказывает Ирина. – В итоге пошла в книготорговый техникум в Новосибирске. Всю жизнь с книгами проработала. Поступала в Московский институт полиграфический, но недоучилась, потому что переехала в Норильск и вышла замуж».

Взрослая жизнь отодвинула хобби на второй план. Началась перестройка – Ирина с мужем Семеном Верхградским еле сводили концы с концами. Она занималась книгопечатанием, а супруг делал постановки в Норильском театре Драмы. В 1984 году у них родился сын Женя, а через два года – дочь Марина. Именно благодаря детям Ирина и вспомнила о любимом увлечении.

«Это была перестройка – игрушек нет, только грузовички какие-то, кукол даже хороших не было. Тогда кукол только и делала для них. А они вместе играли, у них там такие сюжеты интересные выстраивались. На весь день это затягивалось – спасают кого-то, бегают», – вспоминает Ирина.

Однажды дочь Марина попросила у мамы сделать принцессу. Ирина выполнила просьбу ребенка. Куклу она сделала по новой технике – руки и ноги игрушки шевелились, а одежда была сшита, словно на настоящего человека. 

«Там и рюшечки, и вся красота была – произведение искусства. Но уже жалко было отдавать для игры. Детям то тогда попроще игрушки делала – статичные, которые не так жалко. А тут прям красота. Вот и начала уже основательно этими изделиями заниматься», – рассказывает мастерица.

MyCollages (4).jpg

«Что будет под рукой – из того делаю»: о технологии работ
Как делать кукол Ирине никто не подсказывал, все пришло с опытом. Для основы женщина использует обычную ткань, нитки и различные деревянные палочки – подойдет даже карандаш. Из ткани она формирует подвижный каркас, надежно скрепляет все нитками. 

Следующий этап – создание костюмов. Для них Ирина использует простые лоскуты ткани – что-то находит в закромах, что-то специально покупает.

«Затем делаю лицо и руки. Либо из полимерной глины вылепляю лицо, скребочками все морщинки, черты вытачиваю. Либо наношу акриловой краской. Сама все рисую – кто ж еще? Потом приходится еще тени наносить, губки поярче. Для волос – ткань, нитки, вата», – делится женщина.

IMG_4038.jpg

Затем кукла помещается в декорацию. Каждый предмет в ней сделан с помощью подручных средств. Предметы мебели создаются из простого картона. А, например, ножками для тумбочки могут стать обычные окрашенные канцелярские кнопки. Коврики вяжутся вручную.

«Вот бокалы – это из ампул для инъекций, просто ампулы отрезанные. Вот на ящиках даже гвоздики сделала. Если чего-то нет, то из глины выполняю, окрашиваю. Вот пуговичка из глины, фрукты. Из картона делаю, каких-то стекляшек. Что будет под рукой – из того и делаю», – улыбается художница.

MyCollages (5).jpg

Она рассказывает, что крошечные предметы быта – не самое сложное в работе. Больше времени уходит на саму куклу – около одного месяца. Особенно кропотливая работа заключается в прорисовке лица, особенно, если это известная личность, которой надо придать узнаваемость.

«Точку одну поставишь где-то не там – все, провал. Первые работы по сложности – вообще нечто. Интернета тогда еще не было. Я смотрела сериал «Джейн Эйр» по BBC. Саму Джейн Эйр играла Зила Кларк. У нее такое своеобразное личико. У меня появилась идея ее сделать – я артистов вот так, с сериальной картинки изготавливала. Сначала на бумагу быстрые наброски делала, потом уже кукол мастерила. Зилу Кларк почему-то никогда в анфас не показывали – только полупрофиль. А как я могу с полупрофиля черты лица различить? Вот я сидела с карандашом у телевизора и старалась ловить ее, чтобы она хоть где-то прямо мелькнула», – рассказывает Ирина об одной из работ.

Позже кукольная актриса в роли Джейн Эйр появилась на ярмарочной выставке. Ирина Верхградская специально не стала писать имя литературной героини, назвала работу «Зила Кларк».

«Специально решила не писать, откуда она. Вот одна женщина вокруг нее ходила – и так, и сяк. В итоге говорит: «Извините, но ваша Зила Кларк вылитая Джейн Эйр», – делится мастерица.

MyCollages (6).jpg

В то время коллекцию Ирины Верхградской стали активно пополнять актеры, певцы, шоумены, исторические персонажи и литературные герои: Тутанхамон и Иван Грозный, Мартин Лютер и Чингисхан, Юрий Гагарин и Алла Пугачева, Юрий Никулин и Иосиф Кобзон. Позже коллекцию пополнят Валерий Кипелов, Децл, Верка Сердючка, Евгений Плющенко, Сергей Зверев, Леонид Якубович и даже Мэрлин Мэнсон.

Серия работ пополнилась российскими политиками, советскими вождями, американскими президентами.

MyCollages (7).jpg

«Политиков делать не так интересно – все одинаково выглядят. Тут только рисунок, лицо главное точно передать. Вот Путин, не знаю, вообще не очень получился. Мне больше нравится Лужков – у него кепочка такая, соответствующая», – рассказывает Ирина.

Огромную часть кукол женщина сделала еще в начале перестройки в Норильске. Уже потом было принято решение переехать. На новое место жительства отправилась и коллекция Ирины.

MyCollages (8).jpg

«Назарбаева за руку держала»: о переезде в Казахстан
Муж оставил семью – отправился в Новосибирск, где вскоре стал режиссером театра. Ирина вместе с детьми переехала в Семипалатинск. Там она продолжала создавать кукол.

«Меня пригласили сначала на круглый стол в музей, где была некая встреча по интересам. Там такие все дядечки, тетечки. Все со своими увлечениями: кто-то коллекционер, кто-то художник, другой – фотограф. И я с куколками. На меня так смотрели, конечно... – смеется Ирина. – А там дядечка такой был, ко всем критично относился. Но как он бегал вокруг моих работ. Потом сказал: «Вам под стать сделать даже Петровскую ассамблею». У меня вот эта фраза запала, я Петра I сделала, и пошло-пошло».

В 1995 году Ирину позвали на первую серьезную выставку – в музей. Позже она со своими работами стала разъезжать по другим казахским городам. Даже президент Казахстана Нурсултан Назарбаев узнал о необыкновенном таланте Ирины.

MyCollages (10).jpg

«Набирали к 8 марта женщин выдающихся. Вот я тогда Назарбаева три раза за руку подержала, с министром каким-то танцевала. Но у меня мама в этот момент умирала. Я говорила, что никуда не поеду. Мне говорили: «Ой, давайте мы больницу оплатим, все операции сделаем, только приходите». Ну в итоге уговорили меня, свозили к Назарбаеву, а предложенная помощь… Им это для галочки надо было», – вспоминает она.

Сейчас о матери Ирина вспоминает с особым трепетом – даже миниатюру ей посвятила. Как она сама признается, это не портрет, а маленький эпизод из жизни, работа над которым далась очень тяжело.

«Вот на балконе бабушка сидит – это прям моя мама. Я была у нее поздним ребенком, третьим. Поэтому, когда моим детям, ее внукам было по шесть-восемь лет, она была уже старенькой, – с трудом говорит женщина. – В Казахстане мама выходила на балкончик и сидела, отдыхала, смотрела на улицу, потому что спуститься вниз сил уже не было. Внешне я не пыталась достичь сходства, потому что тяжело для меня это было… Портрет мамы. Но многие люди ко мне до сих пор обращаются и говорят: «Ой, да это же моя мама сидит».

MyCollages (9).jpg

«Когда увидели «стариков», обомлели»: о самой известной серии кукол
В Казахстане Ирина стала чаще работать над миниатюрами, посвященным пожилым людям. Вскоре появилась целая серия, которую женщина назвала «Дорогие мои старики». В ее основе – бытовые сценки, которые происходили в жизни почти каждого пенсионера.

Вот пожилой мужчина в больничной палате. Рядом – тумбочка, на которой лежат таблетки, несколько конфет, кружка и часы, сделанные из звеньев старой цепочки. Старичок накрыт миниатюрным одеялом, поверх него крошечные носки, еще новые. А на стене маленькая иконка, приклеенная изолентой.

«Это волонтеры к дедушке в больницу приезжали, подарки привезли. Носки, еще не развернутые, лежат. На стене иконочка, шарики лежат, конфетки. Штаны висят на кровати, а рядом – тапочки. Все так специально сделано, чтобы давать людям понять, что фатальности тут нет – дедушка просто лежит, отдыхает», – поясняет Ирина.

IMG_4058.jpg

На других композициях – бабушка с обернутой полотенцем головой пьет чай, только что из душа вышла; пенсионерка, сгорбившись за столом пишет письмо родным; дедушка с балалайкой; старичок, который выбирает валентинку своей возлюбленной.

Некоторые работы вызывают у их автора улыбку. Одной из таких стала «Виконт де Бражелон». Изображает счастливую пару пенсионеров. Бабушка в косынке сидит над тазом, чистит картошку. Рядом – дедушка в теплых шерстяных носках читает в это время супруге книгу.

Еще около десятка произведений сейчас находятся только в разработке. Ирина Верхградская с радостью рассказывает о каждой.

«Сюжет будет «Ужин» называться. Мужчина будет сидеть, книжку читать – только ручку пока что не знаю, как сделать: так или так, или, может, так. Напротив сидит его жена, мажет маслом хлеб, сосредоточенная такая. На столе две тарелки – гречка и сосиски. Только у нее полсосиски будет, а у него – полторы. Вот такие мелочи – это чудо», – радуется художница.

Именно «Дорогие мои старики» завоевали наибольшую любовь аудитории. На серию обратила внимания сербская писательница, которая пишет короткие юмористические рассказы о пожилых людях. Она попросила Ирину позаимствовать некоторые фотографии работ для иллюстрирования книги. Сейчас некоторые из них прямо сейчас находятся на выставке в разных городах. «Стариков» уже увидели жители Ярославля, Томска, Владимира и других населенных пунктов.

IMG_4080.jpg

«Меня пригласили однажды на творческую ярмарку в Москву. Выставили мои работы там. На самой выставке меня не было. Все-таки Москва – посмотреть хочется, я бегала там. И вот случилось следующее, когда меня не было, – вспоминает женщина. – Напротив стеллажей с моими миниатюрами была стена для селфи – какие-то цветочки, крылья. Вот я прихожу после прогулки к работам своим, а соседка, которая здесь же свои колье из бисера выставляла, подходит и слезы вытирает. Рассказывает, что пока меня не было, подошли девчонки-подростки к этой селфи-стене. Начали хи-хи да ха-ха. И вдруг одна увидела кукол, подошла, затихла. Все подтянулись. А, когда увидели «стариков» вообще обомлели. Соседка рассказывает, что тихо-тихо стояли. Потом мне уже лично говорили: «Это мой дедушка», плакали».

С ростом популярности Ирина решила перебраться обратно в Россию – в Новосибирск – город, который она уже знала.

изображение_2021-11-25_112832.png

«Локоть несуразный получился»: о творчестве сейчас

Масштабный переезд женщина организовала в 2017 году. Масштабный, так как к тому времени у Ирины образовалось около 1 300 работ – всех их надо было перевезти в другую страну на поезде.

«Сначала ехала с двумя баулами. А там же таможня. Я с ними еду и боюсь – сейчас остановят, начнут досматривать, не поймут и закроют. А это не оружие, не наркотики, но очень странно выглядит – едет женщина с огромными сумками, набитыми куклами. Очень страшно было», – смеется Ирина.

Уже в Новосибирске с выставками стало тяжелее. Несколько раз мастерице удалось показать работы в Краеведческом музее и в «Сибирской бересте». Интерес к творчеству Ирины был настолько не велик, что заявки на выставки пришлось подавать самостоятельно.

«Я не знаю, почему не зовут. Оставляла заявки в галерее Рериха, в Краеведческом, в выставочном зале, в «Сибирской Бересте». В последнем только сделали в 2017 году выставку на 20 работ. Но крупных выставок после не было. Вот в октябре был день пожилого человека. Почему не позвали? Это было бы очень как раз, – недоумевает Ирина. – Мне только один музей однажды позвонил и предложил выкупить работы, но я отказалась – творчество дорого мне».

IMG_4024.jpg

Чтобы как-то заинтересовать новосибирскую публику женщина даже думала делать местных знаменитостей, но с этим как-то не задалось.

«Я Локтя хотела делать, но что-то он у меня такой крупный, несуразный получился. Я подумала – не, для пущей… – замолкает женщина. – Не буду. Когда у меня работа не удается, то обычно ее не переделываю. Да и вообще, какой смысл я буду делать его? Его сейчас снимут или куда переведут. У меня было так – выставляла некоторых политиков. И что? Ну смеялись люди, хрюкали на них. Зачем Локтя также? Надо оно?»

Отсутствие выставок Ирина компенсирует тем, что приводит желающих увидеть работы к себе домой. Говорит, что хочет, чтобы больше людей видели в произведениях своих стареньких родных и не забывали о них. Для этого она продолжает творить.

«Задумок у меня полно – не знаю, как бы успеть все воплотить. Я вот вчера сидела с уже сделанными, смотрела на них и думала: «Может мультфильм уже какой-то сделать». Я даже на заказ не работаю, потому что все идеи надо реализовать», – говорит художница.

Одна из работ, над которой сейчас трудится женщина посвящена ветеранам. По задумке дедушка с палочкой сидит на диване, смотрит в окно, где проходит парад Победы. На подлокотнике кресла – пиджак с наградами. Все готово к празднованию 9 мая, но выйти старичок уже не может – здоровье не то.

MyCollages (11).jpg

Композиций, посвященных пожилым, в творчестве женщины уже более сотни. Каждая дается ей с огромным трудом, так как постоянно напоминает ей о печальной правде жизни.

«Когда работаешь, это все через себя проживаешь – особенно, когда лицо делаешь. Это все идет изнутри, все живое. Первая работа, например, «Разговор с внучкой» – делала очень долго. Внучку сделала, а саму бабушку, как возьму в руки… Все, не могу одеть ее. Посмотрю на нее, бросаю, бегу в ванную, воду включаю, плачу – боюсь, что дети заметят, что мать постоянно дрыгается, бегает. Сейчас, может, черствей стала, но тема для меня вечная, животрепещущая. Хочется, чтобы о стариках помнили», – печально заключает Ирина Верхградская.
Новосибирская мастерица больше 30 лет создает уникальные миниатюры из ткани и подручных материалов. В коллекцию женщины входят исторические персонажи, литературные герои, известные российские и зарубежные артисты – от Анастасии Волочковой, Валерия Кипелова и Децла до Майкла Джексона и Мэрилина Мэнсона. Женщина воссоздала образы Иосифа Сталина, Владимира Путина и даже попыталась сделать Анатолия Локтя. Но самой популярной серией работ в ее творчестве стали «Дорогие мои старики», которая сейчас участвует в выставках по всей стране. Сибкрай.ru поговорил с художницей и узнал, из чего состоит труд миниатюриста.

Небольшой частный домик Ирины Верхградской уставлен десятками коробок – в них женщина хранит более 1 700 своих работ, многие из которых уже объехали всю Россию. Мастерица занимается особым искусством – создает тряпичных кукол, похожих на реальных людей. К ним она делает соответствующие декорации, некоторые из которых могут быть размером с детский ноготок. Работы Ирины принимают многие музей по всей России, ее творчеством интересуются за рубежом. Секрет успеха прост – невероятно тонкая и кропотливая работа над каждым объектом и трогательная история, заложенная в эти миниатюры.

«Вот моя любимая работа, одна из последних, «Устала». Это бабулечка, в огороде наработалась, а теперь прилегла на диванчик – дверь открыла, чтобы воздух был, отдыхает, – восторгается Ирина. – Вы только посмотрите на пяточки! Грязненькие, в земле. Рядом вот тазик с помидорами, столик с овощами и викторией».

IMG_4051.jpg

Женщина с любовью показывает эту миниатюру: кружевная занавеска над дверью, связанный коврик и картина «Утром в сосновом бору» – словно настоящий домик в деревне. Рядом стоит еще десяток других работ: сын встречает мать на вокзале, пенсионерка с фатой в руках у зеркала вспоминает молодость или забавная композиция «Поклонница» со старушкой, которая с восхищением смотрит на афишу концерта Николая Баскова. В работах Ирины Верхградской проработана каждая деталь, из-за чего они так сильно напоминают реальную жизнь.

MyCollages (2).jpg

«Игрушек хороших не было»: о том, как все начиналось

Необычным искусством Ирина стала заниматься с восьми лет. Детство ее проходило в холодном Норильске. Она, как и все дети, ходила в школу, хотела играть в игрушки или проводить время в кружках. Но из-за слабого здоровья девочку никуда не отпускали.
 
«В детстве очень слабая была, здоровья нет – сердечко. Сидела постоянно дома, мама меня никуда, кроме школы, не пускала. Постоянные морозы под 50. Поэтому, сидя дома, постоянно рисовала, шила – все вот эти девчачьи дела», – рассказывает женщина.

Мама покупала дочери ткань, краски, нитки и пряжу – все, чтобы ребенку было не скучно в четырех стенах. Так Ирина и начала творить. Она научилась шить, вязать и рисовать. Сложив все свои умения, девочка стала делать кукол – самых простых, чтобы играть.

В старших классах она создавала целые композиции, которые заинтересовали сверстников и учителей. Тогда же пришло время выбирать, что делать после школы.

MyCollages (3).jpg

«Хорошо рисую, художников знаю, рука набита. Я хотела в художественный университет поступать, но побоялась. У меня с детства вот эти миниатюры шли, а в университете же огромные полотна, эскизы все эти – я думала, нет, не потяну, – рассказывает Ирина. – В итоге пошла в книготорговый техникум в Новосибирске. Всю жизнь с книгами проработала. Поступала в Московский институт полиграфический, но недоучилась, потому что переехала в Норильск и вышла замуж».

Взрослая жизнь отодвинула хобби на второй план. Началась перестройка – Ирина с мужем Семеном Верхградским еле сводили концы с концами. Она занималась книгопечатанием, а супруг делал постановки в Норильском театре Драмы. В 1984 году у них родился сын Женя, а через два года – дочь Марина. Именно благодаря детям Ирина и вспомнила о любимом увлечении.

«Это была перестройка – игрушек нет, только грузовички какие-то, кукол даже хороших не было. Тогда кукол только и делала для них. А они вместе играли, у них там такие сюжеты интересные выстраивались. На весь день это затягивалось – спасают кого-то, бегают», – вспоминает Ирина.

Однажды дочь Марина попросила у мамы сделать принцессу. Ирина выполнила просьбу ребенка. Куклу она сделала по новой технике – руки и ноги игрушки шевелились, а одежда была сшита, словно на настоящего человека. 

«Там и рюшечки, и вся красота была – произведение искусства. Но уже жалко было отдавать для игры. Детям то тогда попроще игрушки делала – статичные, которые не так жалко. А тут прям красота. Вот и начала уже основательно этими изделиями заниматься», – рассказывает мастерица.

MyCollages (4).jpg

«Что будет под рукой – из того делаю»: о технологии работ
Как делать кукол Ирине никто не подсказывал, все пришло с опытом. Для основы женщина использует обычную ткань, нитки и различные деревянные палочки – подойдет даже карандаш. Из ткани она формирует подвижный каркас, надежно скрепляет все нитками. 

Следующий этап – создание костюмов. Для них Ирина использует простые лоскуты ткани – что-то находит в закромах, что-то специально покупает.

«Затем делаю лицо и руки. Либо из полимерной глины вылепляю лицо, скребочками все морщинки, черты вытачиваю. Либо наношу акриловой краской. Сама все рисую – кто ж еще? Потом приходится еще тени наносить, губки поярче. Для волос – ткань, нитки, вата», – делится женщина.

IMG_4038.jpg

Затем кукла помещается в декорацию. Каждый предмет в ней сделан с помощью подручных средств. Предметы мебели создаются из простого картона. А, например, ножками для тумбочки могут стать обычные окрашенные канцелярские кнопки. Коврики вяжутся вручную.

«Вот бокалы – это из ампул для инъекций, просто ампулы отрезанные. Вот на ящиках даже гвоздики сделала. Если чего-то нет, то из глины выполняю, окрашиваю. Вот пуговичка из глины, фрукты. Из картона делаю, каких-то стекляшек. Что будет под рукой – из того и делаю», – улыбается художница.

MyCollages (5).jpg

Она рассказывает, что крошечные предметы быта – не самое сложное в работе. Больше времени уходит на саму куклу – около одного месяца. Особенно кропотливая работа заключается в прорисовке лица, особенно, если это известная личность, которой надо придать узнаваемость.

«Точку одну поставишь где-то не там – все, провал. Первые работы по сложности – вообще нечто. Интернета тогда еще не было. Я смотрела сериал «Джейн Эйр» по BBC. Саму Джейн Эйр играла Зила Кларк. У нее такое своеобразное личико. У меня появилась идея ее сделать – я артистов вот так, с сериальной картинки изготавливала. Сначала на бумагу быстрые наброски делала, потом уже кукол мастерила. Зилу Кларк почему-то никогда в анфас не показывали – только полупрофиль. А как я могу с полупрофиля черты лица различить? Вот я сидела с карандашом у телевизора и старалась ловить ее, чтобы она хоть где-то прямо мелькнула», – рассказывает Ирина об одной из работ.

Позже кукольная актриса в роли Джейн Эйр появилась на ярмарочной выставке. Ирина Верхградская специально не стала писать имя литературной героини, назвала работу «Зила Кларк».

«Специально решила не писать, откуда она. Вот одна женщина вокруг нее ходила – и так, и сяк. В итоге говорит: «Извините, но ваша Зила Кларк вылитая Джейн Эйр», – делится мастерица.

MyCollages (6).jpg

В то время коллекцию Ирины Верхградской стали активно пополнять актеры, певцы, шоумены, исторические персонажи и литературные герои: Тутанхамон и Иван Грозный, Мартин Лютер и Чингисхан, Юрий Гагарин и Алла Пугачева, Юрий Никулин и Иосиф Кобзон. Позже коллекцию пополнят Валерий Кипелов, Децл, Верка Сердючка, Евгений Плющенко, Сергей Зверев, Леонид Якубович и даже Мэрлин Мэнсон.

Серия работ пополнилась российскими политиками, советскими вождями, американскими президентами.

MyCollages (7).jpg

«Политиков делать не так интересно – все одинаково выглядят. Тут только рисунок, лицо главное точно передать. Вот Путин, не знаю, вообще не очень получился. Мне больше нравится Лужков – у него кепочка такая, соответствующая», – рассказывает Ирина.

Огромную часть кукол женщина сделала еще в начале перестройки в Норильске. Уже потом было принято решение переехать. На новое место жительства отправилась и коллекция Ирины.

MyCollages (8).jpg

«Назарбаева за руку держала»: о переезде в Казахстан
Муж оставил семью – отправился в Новосибирск, где вскоре стал режиссером театра. Ирина вместе с детьми переехала в Семипалатинск. Там она продолжала создавать кукол.

«Меня пригласили сначала на круглый стол в музей, где была некая встреча по интересам. Там такие все дядечки, тетечки. Все со своими увлечениями: кто-то коллекционер, кто-то художник, другой – фотограф. И я с куколками. На меня так смотрели, конечно... – смеется Ирина. – А там дядечка такой был, ко всем критично относился. Но как он бегал вокруг моих работ. Потом сказал: «Вам под стать сделать даже Петровскую ассамблею». У меня вот эта фраза запала, я Петра I сделала, и пошло-пошло».

В 1995 году Ирину позвали на первую серьезную выставку – в музей. Позже она со своими работами стала разъезжать по другим казахским городам. Даже президент Казахстана Нурсултан Назарбаев узнал о необыкновенном таланте Ирины.

MyCollages (10).jpg

«Набирали к 8 марта женщин выдающихся. Вот я тогда Назарбаева три раза за руку подержала, с министром каким-то танцевала. Но у меня мама в этот момент умирала. Я говорила, что никуда не поеду. Мне говорили: «Ой, давайте мы больницу оплатим, все операции сделаем, только приходите». Ну в итоге уговорили меня, свозили к Назарбаеву, а предложенная помощь… Им это для галочки надо было», – вспоминает она.

Сейчас о матери Ирина вспоминает с особым трепетом – даже миниатюру ей посвятила. Как она сама признается, это не портрет, а маленький эпизод из жизни, работа над которым далась очень тяжело.

«Вот на балконе бабушка сидит – это прям моя мама. Я была у нее поздним ребенком, третьим. Поэтому, когда моим детям, ее внукам было по шесть-восемь лет, она была уже старенькой, – с трудом говорит женщина. – В Казахстане мама выходила на балкончик и сидела, отдыхала, смотрела на улицу, потому что спуститься вниз сил уже не было. Внешне я не пыталась достичь сходства, потому что тяжело для меня это было… Портрет мамы. Но многие люди ко мне до сих пор обращаются и говорят: «Ой, да это же моя мама сидит».

MyCollages (9).jpg

«Когда увидели «стариков», обомлели»: о самой известной серии кукол
В Казахстане Ирина стала чаще работать над миниатюрами, посвященным пожилым людям. Вскоре появилась целая серия, которую женщина назвала «Дорогие мои старики». В ее основе – бытовые сценки, которые происходили в жизни почти каждого пенсионера.

Вот пожилой мужчина в больничной палате. Рядом – тумбочка, на которой лежат таблетки, несколько конфет, кружка и часы, сделанные из звеньев старой цепочки. Старичок накрыт миниатюрным одеялом, поверх него крошечные носки, еще новые. А на стене маленькая иконка, приклеенная изолентой.

«Это волонтеры к дедушке в больницу приезжали, подарки привезли. Носки, еще не развернутые, лежат. На стене иконочка, шарики лежат, конфетки. Штаны висят на кровати, а рядом – тапочки. Все так специально сделано, чтобы давать людям понять, что фатальности тут нет – дедушка просто лежит, отдыхает», – поясняет Ирина.

IMG_4058.jpg

На других композициях – бабушка с обернутой полотенцем головой пьет чай, только что из душа вышла; пенсионерка, сгорбившись за столом пишет письмо родным; дедушка с балалайкой; старичок, который выбирает валентинку своей возлюбленной.

Некоторые работы вызывают у их автора улыбку. Одной из таких стала «Виконт де Бражелон». Изображает счастливую пару пенсионеров. Бабушка в косынке сидит над тазом, чистит картошку. Рядом – дедушка в теплых шерстяных носках читает в это время супруге книгу.

Еще около десятка произведений сейчас находятся только в разработке. Ирина Верхградская с радостью рассказывает о каждой.

«Сюжет будет «Ужин» называться. Мужчина будет сидеть, книжку читать – только ручку пока что не знаю, как сделать: так или так, или, может, так. Напротив сидит его жена, мажет маслом хлеб, сосредоточенная такая. На столе две тарелки – гречка и сосиски. Только у нее полсосиски будет, а у него – полторы. Вот такие мелочи – это чудо», – радуется художница.

Именно «Дорогие мои старики» завоевали наибольшую любовь аудитории. На серию обратила внимания сербская писательница, которая пишет короткие юмористические рассказы о пожилых людях. Она попросила Ирину позаимствовать некоторые фотографии работ для иллюстрирования книги. Сейчас некоторые из них прямо сейчас находятся на выставке в разных городах. «Стариков» уже увидели жители Ярославля, Томска, Владимира и других населенных пунктов.

IMG_4080.jpg

«Меня пригласили однажды на творческую ярмарку в Москву. Выставили мои работы там. На самой выставке меня не было. Все-таки Москва – посмотреть хочется, я бегала там. И вот случилось следующее, когда меня не было, – вспоминает женщина. – Напротив стеллажей с моими миниатюрами была стена для селфи – какие-то цветочки, крылья. Вот я прихожу после прогулки к работам своим, а соседка, которая здесь же свои колье из бисера выставляла, подходит и слезы вытирает. Рассказывает, что пока меня не было, подошли девчонки-подростки к этой селфи-стене. Начали хи-хи да ха-ха. И вдруг одна увидела кукол, подошла, затихла. Все подтянулись. А, когда увидели «стариков» вообще обомлели. Соседка рассказывает, что тихо-тихо стояли. Потом мне уже лично говорили: «Это мой дедушка», плакали».

С ростом популярности Ирина решила перебраться обратно в Россию – в Новосибирск – город, который она уже знала.

изображение_2021-11-25_112832.png

«Локоть несуразный получился»: о творчестве сейчас

Масштабный переезд женщина организовала в 2017 году. Масштабный, так как к тому времени у Ирины образовалось около 1 300 работ – всех их надо было перевезти в другую страну на поезде.

«Сначала ехала с двумя баулами. А там же таможня. Я с ними еду и боюсь – сейчас остановят, начнут досматривать, не поймут и закроют. А это не оружие, не наркотики, но очень странно выглядит – едет женщина с огромными сумками, набитыми куклами. Очень страшно было», – смеется Ирина.

Уже в Новосибирске с выставками стало тяжелее. Несколько раз мастерице удалось показать работы в Краеведческом музее и в «Сибирской бересте». Интерес к творчеству Ирины был настолько не велик, что заявки на выставки пришлось подавать самостоятельно.

«Я не знаю, почему не зовут. Оставляла заявки в галерее Рериха, в Краеведческом, в выставочном зале, в «Сибирской Бересте». В последнем только сделали в 2017 году выставку на 20 работ. Но крупных выставок после не было. Вот в октябре был день пожилого человека. Почему не позвали? Это было бы очень как раз, – недоумевает Ирина. – Мне только один музей однажды позвонил и предложил выкупить работы, но я отказалась – творчество дорого мне».

IMG_4024.jpg

Чтобы как-то заинтересовать новосибирскую публику женщина даже думала делать местных знаменитостей, но с этим как-то не задалось.

«Я Локтя хотела делать, но что-то он у меня такой крупный, несуразный получился. Я подумала – не, для пущей… – замолкает женщина. – Не буду. Когда у меня работа не удается, то обычно ее не переделываю. Да и вообще, какой смысл я буду делать его? Его сейчас снимут или куда переведут. У меня было так – выставляла некоторых политиков. И что? Ну смеялись люди, хрюкали на них. Зачем Локтя также? Надо оно?»

Отсутствие выставок Ирина компенсирует тем, что приводит желающих увидеть работы к себе домой. Говорит, что хочет, чтобы больше людей видели в произведениях своих стареньких родных и не забывали о них. Для этого она продолжает творить.

«Задумок у меня полно – не знаю, как бы успеть все воплотить. Я вот вчера сидела с уже сделанными, смотрела на них и думала: «Может мультфильм уже какой-то сделать». Я даже на заказ не работаю, потому что все идеи надо реализовать», – говорит художница.

Одна из работ, над которой сейчас трудится женщина посвящена ветеранам. По задумке дедушка с палочкой сидит на диване, смотрит в окно, где проходит парад Победы. На подлокотнике кресла – пиджак с наградами. Все готово к празднованию 9 мая, но выйти старичок уже не может – здоровье не то.

MyCollages (11).jpg

Композиций, посвященных пожилым, в творчестве женщины уже более сотни. Каждая дается ей с огромным трудом, так как постоянно напоминает ей о печальной правде жизни.

«Когда работаешь, это все через себя проживаешь – особенно, когда лицо делаешь. Это все идет изнутри, все живое. Первая работа, например, «Разговор с внучкой» – делала очень долго. Внучку сделала, а саму бабушку, как возьму в руки… Все, не могу одеть ее. Посмотрю на нее, бросаю, бегу в ванную, воду включаю, плачу – боюсь, что дети заметят, что мать постоянно дрыгается, бегает. Сейчас, может, черствей стала, но тема для меня вечная, животрепещущая. Хочется, чтобы о стариках помнили», – печально заключает Ирина Верхградская.

Новости партнеров

В России и мире

3 ошибки, которые чаще всего совершают люди, узнав об измене партнера
Звезды подготовили для этих знаков Зодиака великолепные дары: ждите уже в конце апреля
У соседки шикарный зимний сад на балконе, и комнатные растения пышно цветут: она просто применяет эту специю
Молодой картофель – как правильно выбирать, хранить и готовить
Одна незначительная деталь в образе женщины выдает в ней «деревенщину»: не делайте так, если хотите быть стильной
Перестаньте в это верить: 3 мифа о минтае, из-за которых вы избегаете употребления этой рыбы
После ареста замминистра обороны остался единственный вопрос: а что Шойгу?
Вот как нужно правильно использовать опилки в саду
Попортят нервы: 3 невыносимых женских знака Зодиака, от которых сбежит любой мужчина
Следуйте этим советам, и батарейка смартфона будет служить годами