В городском совете депутатов сегодня провели круглый стол на тему обращения с бродячими животными. И депутаты, и представители надзорных органов уверяют, что количество жалоб от населения на уличных животных не уменьшается. А последние случаи нападения собак на детей лишь создают дополнительное напряжение в обществе. Уже звучат призывы вернуться к массовому убийству собак, в том числе и от городских депутатов Новосибирска. Сегодняшний круглый стол еще раз показал, не все готовы вникать в причину проблемы. Проще переложить ответственность на кого-то и дать денег из бюджета. Но в нынешних реалиях, когда действует федеральный закон «Об ответственном обращении с животными» никакими деньгами этот пожар не затушить.
Второй год в России действует федеральный закон № 498 «Об ответственном обращении с животными», он запрещает службам отлова убивать животных. Вместо этого действует программа ОСВВ – отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск. Но возвращение в привычные места обитания даже тех собак, которые не проявляют агрессии, не могут дать потомства и не заразят человека опасными болезнями, не делает человека хоть немного лояльнее. Новую форму работы с животными, которая принята на федеральном уровне, многие горожане воспринимают, как неуместный гуманизм. В социальных сетях кипят такие страсти, когда речь заходит о бездомных животных.
– Мы хотим, чтобы 498 закон привел не только к уменьшению животных на улице, но и к уменьшению опасности, которой безнадзорные органы подвергают наших детей, взрослых в случае своей агрессии на улице. Нужно повышать культуры содержания домашних собак. Если люди будут знать, как обращаться с домашними животными, у нас не будет увеличиваться парк «бездомышей». Если человек не планирует получить потомство от своей собаки, он будет ее стерилизовать. Если он не готов заводить питомца, он не выбросит его на улицу, у него будет ответственность. Культура содержания домашнего животного – это то, с чем мы сталкиваемся каждый день во дворе. У нас потребность в культуре выгула, она максимальная. И то, что это зона ответственности человека, мы все понимаем, но мы хотим, чтобы кто-то пришел и сделал это за нас, – сообщила председатель комитета охраны окружающей среды мэрии Новосибирска Мария Сидорова.
В 2019 году в Новосибирский центр по проблемам домашних животных (НЦПДЖ) поступила 3061 заявка на отлов бродячих животных, 1190 собак и кошек были изъяты с улиц города. В 2020 году заявок на отлов было 2364, 804 животных изъято. За три месяца 2021 года уже поступило 887 заявок. Жалобы на неэффективный отлов чиновники связывают с уровнем зарплат людей, которые этим занимаются. Сейчас ловцу готовы предложить чуть больше 20 тысяч рублей в месяц. В итоге вместо десятка экипажей в мегаполисе работает одна-две бригады. Но это не отменяет главной проблемы – производство безнадзорных животных постоянно продолжается. Причем число обитателей улиц пополняют домашние кошки и собаки, а также приплод от них. Это основная дыра в новом федеральном законе – что делать с бездомными животными решили, а вот ответственности для человека, который плодит новые поколения таких животных, не предусмотрели. Срочно нужно вводить учет домашних кошек и собак.
– Работать нужно с населением. Приедешь в частный сектор, собаки гуляют, где хотят. Но когда приезжают ловцы, тут же находятся владельцы этих собак. А если этих собак отравили, тут владельцы кричат: «Изверги, живодеры». А когда ребенка покусают собаки, здесь никто никаких мер принять не может¸ – начальник отдела государственного надзора в области обращения с животными управления ветеринарии НСО Александр Замиралов.
Третьим выступил представитель МВД, который сообщил, что никаких рычагов давления на владельцев собак сейчас не имеется. По закону, если животное кого-то покусает, с его владельцем могут провести лишь профилактическую беседу. Даже штрафы за выгул в неположенном месте на региональном уровне были отменены после вступления в силу федерального закона.
Депутаты спрашивают, сколько денег нужно центру по проблемам домашних животных, чтобы решить уже проблему домашних животных. Всего в Новосибирской области на отлов и содержание безнадзорных кошек и собак выделяется 20 миллионов рублей в год. Новосибирску на эти цели перепадает чуть более четырех миллионов. Нужен подрядчик, но в прошлом году было проведено четыре аукциона, на которые не было подано ни одной заявки. Идиотов нет, ведь на эти деньги нужно не только ловить животных, стерилизовать и вакцинировать их. Лишь часть собак можно выпустить на прежнее место обитания. А куда подрядчику через год работы девать оставшихся животных? Агрессивных особей нужно содержать до конца жизни в приютах. А их нет. Сейчас возможности НЦПДЖ ограничены своими площадями, там можно разместить 200 особей. И места практически закончились. А для нужд такого города, как Новосибирск, необходимы три приюта на 350 мест каждый. И это при условии, что программа ОСВВ принесет плоды, и поток бездомных животных превратится в ручеек.
– Вот я смотрю на график и вижу, что у нас с каждым годом падает количество отловленных животных. При этом я вижу, что количество заявок растет. А почему у нас не работает отлов? Что мешает? У вас нет денег? Нет людей? – спросил депутат Ростислав Антонов.
– Я объясню, почему такое снижение в 19 и 20 году. Если брать статистику 18 и более ранних годов, то видно, что 80% отловленных – это были щенки. Мы отказались от отлова щенков, мы сосредоточились на половозрелых особях. Если взять щенков, я могла бы вам цифру за тысячу сделать. Мы щенков не ставим на учет, их волонтеры забирают, минуя все эти процедуры. Мы можем отдавать щенков только после вакцинации и после стерилизации, а это несколько месяцев. В таком случае, у меня через полгода будет не 190, а 290 животных. И раздать их будет сложно. А волонтеры очень хорошо работают по пристрою малышей, – рассказала директор НЦПДЖ Светлана Слесарева.
– Мы сконцентрировались на том, что это наше муниципальное предприятие, но мы обходим стороной наших гостей из области (Законодательное собрание – прим. ред.). Александр Замиралов несколько раз сказал про субвенции, нам перепадает четыре миллиона рублей в год, и нам их может хватить на содержание 200 собак. А судя по количеству заявок, у нас их было 2300 за прошлый год, нам нужно почти 50 миллионов. На мой взгляд, области удобно свесить все на муниципалитет, это ваши теперь полномочия, мы так решили, вот вам копеечки – как-то сами справляйтесь. Вы считаете достаточными вот эти субвенции на решение проблем с бездомными животными в Новосибирске? – спросил Александр Замиралова депутат Игорь Украинцев.
– Сколько денег не будет, этого всегда мало. Когда принимали закон, я сразу сказал, что он не будет работать, пока граждане не будут ответственно относиться к нему. Чем больше будет выделяться денег, тем больше будет желающих получить их. Давайте работать с населением. Это задача органов местного самоуправления и депутатов местного самоуправления. Вы же понимаете, что главная проблема в отсутствии учета. Вы себе представьте картину, все автомобили сняли номера, и кто куда захотел, туда и поехал. Будут сбивать, давить людей, и никто ни за что не отвечает. У нас сейчас невозможно определить кто собственник животного. Когда девочку на Первомайке собака покатала, покусала, собаку так и не нашли. Когда пацана в подъезде собака укусила за ногу, хозяйка собаку держала, а потом она сказала, что это не моя собака. Документа нет ни одного. Вот над чем работать нужно, господа законодатели, чтобы это дошло до ваших коллег в Москве в ГосДуме, – ответил начальник отдела государственного надзора в области обращения с животными управления ветеринарии НСО Александр Замиралов.
Председатель комиссии по городскому хозяйству в совете депутатов Игорь Кудин назвал ситуацию, с которой столкнулся не только Новосибирск, но и все города России, безумным правовым вакуумом. Исполнение федерального закона копит проблемы в муниципалитетах. Нужно менять и дополнять ФЗ№498. А после дали слово и зоозащитникам, которых пригласили на круглый стол.
– 12 лет назад зоозащитники Новосибирска выступали с настоятельной рекомендацией чипировать животных. Общественность беспокоит то, что депутаты и чиновники, которые занимаются этой проблемой, не являются специалистами и рассматривают никакой исторической перспективы. Потому что отлов и убийство животных практиковался в Новосибирске официально с 1956 года до 2019-го. 63 года убийств! И как говорят здесь депутаты, стало только хуже, – рассказала зоозащитница София Осоченко. – Странно, что здесь вы не рассматриваете здесь таблицу покусов от центра гигиены и эпидемиологии. За 10 лет впервые покусы уменьшились именно в 2021 году. И обратите внимание, от 55 до 65% покусов совершают домашние животные, всё остальное – безнадзорные. И были они бездомные или домашними на самовыгуле – никто не знает. Можно сжечь все помойки, но мусора меньше не станет. То же самое и с животными. В первую очередь, это ответственность владельцев.
Заставить владельцев животных нести ответственность за содержание своих питомцев, за их размножение и даже выгул никто пока не в силах. Несколько депутатов сегодня предложили начать просветительскую работу хотя бы по теме стерилизации беспородных кошек и собак. Все прекрасно понимают, что пока в России из инструментов воздействия есть только профилактические беседы.
В городском совете депутатов сегодня провели круглый стол на тему обращения с бродячими животными. И депутаты, и представители надзорных органов уверяют, что количество жалоб от населения на уличных животных не уменьшается. А последние случаи нападения собак на детей лишь создают дополнительное напряжение в обществе. Уже звучат призывы вернуться к массовому убийству собак, в том числе и от городских депутатов Новосибирска. Сегодняшний круглый стол еще раз показал, не все готовы вникать в причину проблемы. Проще переложить ответственность на кого-то и дать денег из бюджета. Но в нынешних реалиях, когда действует федеральный закон «Об ответственном обращении с животными» никакими деньгами этот пожар не затушить.
Второй год в России действует федеральный закон № 498 «Об ответственном обращении с животными», он запрещает службам отлова убивать животных. Вместо этого действует программа ОСВВ – отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск. Но возвращение в привычные места обитания даже тех собак, которые не проявляют агрессии, не могут дать потомства и не заразят человека опасными болезнями, не делает человека хоть немного лояльнее. Новую форму работы с животными, которая принята на федеральном уровне, многие горожане воспринимают, как неуместный гуманизм. В социальных сетях кипят такие страсти, когда речь заходит о бездомных животных.
– Мы хотим, чтобы 498 закон привел не только к уменьшению животных на улице, но и к уменьшению опасности, которой безнадзорные органы подвергают наших детей, взрослых в случае своей агрессии на улице. Нужно повышать культуры содержания домашних собак. Если люди будут знать, как обращаться с домашними животными, у нас не будет увеличиваться парк «бездомышей». Если человек не планирует получить потомство от своей собаки, он будет ее стерилизовать. Если он не готов заводить питомца, он не выбросит его на улицу, у него будет ответственность. Культура содержания домашнего животного – это то, с чем мы сталкиваемся каждый день во дворе. У нас потребность в культуре выгула, она максимальная. И то, что это зона ответственности человека, мы все понимаем, но мы хотим, чтобы кто-то пришел и сделал это за нас, – сообщила председатель комитета охраны окружающей среды мэрии Новосибирска Мария Сидорова.
В 2019 году в Новосибирский центр по проблемам домашних животных (НЦПДЖ) поступила 3061 заявка на отлов бродячих животных, 1190 собак и кошек были изъяты с улиц города. В 2020 году заявок на отлов было 2364, 804 животных изъято. За три месяца 2021 года уже поступило 887 заявок. Жалобы на неэффективный отлов чиновники связывают с уровнем зарплат людей, которые этим занимаются. Сейчас ловцу готовы предложить чуть больше 20 тысяч рублей в месяц. В итоге вместо десятка экипажей в мегаполисе работает одна-две бригады. Но это не отменяет главной проблемы – производство безнадзорных животных постоянно продолжается. Причем число обитателей улиц пополняют домашние кошки и собаки, а также приплод от них. Это основная дыра в новом федеральном законе – что делать с бездомными животными решили, а вот ответственности для человека, который плодит новые поколения таких животных, не предусмотрели. Срочно нужно вводить учет домашних кошек и собак.
– Работать нужно с населением. Приедешь в частный сектор, собаки гуляют, где хотят. Но когда приезжают ловцы, тут же находятся владельцы этих собак. А если этих собак отравили, тут владельцы кричат: «Изверги, живодеры». А когда ребенка покусают собаки, здесь никто никаких мер принять не может¸ – начальник отдела государственного надзора в области обращения с животными управления ветеринарии НСО Александр Замиралов.
Третьим выступил представитель МВД, который сообщил, что никаких рычагов давления на владельцев собак сейчас не имеется. По закону, если животное кого-то покусает, с его владельцем могут провести лишь профилактическую беседу. Даже штрафы за выгул в неположенном месте на региональном уровне были отменены после вступления в силу федерального закона.
Депутаты спрашивают, сколько денег нужно центру по проблемам домашних животных, чтобы решить уже проблему домашних животных. Всего в Новосибирской области на отлов и содержание безнадзорных кошек и собак выделяется 20 миллионов рублей в год. Новосибирску на эти цели перепадает чуть более четырех миллионов. Нужен подрядчик, но в прошлом году было проведено четыре аукциона, на которые не было подано ни одной заявки. Идиотов нет, ведь на эти деньги нужно не только ловить животных, стерилизовать и вакцинировать их. Лишь часть собак можно выпустить на прежнее место обитания. А куда подрядчику через год работы девать оставшихся животных? Агрессивных особей нужно содержать до конца жизни в приютах. А их нет. Сейчас возможности НЦПДЖ ограничены своими площадями, там можно разместить 200 особей. И места практически закончились. А для нужд такого города, как Новосибирск, необходимы три приюта на 350 мест каждый. И это при условии, что программа ОСВВ принесет плоды, и поток бездомных животных превратится в ручеек.
– Вот я смотрю на график и вижу, что у нас с каждым годом падает количество отловленных животных. При этом я вижу, что количество заявок растет. А почему у нас не работает отлов? Что мешает? У вас нет денег? Нет людей? – спросил депутат Ростислав Антонов.
– Я объясню, почему такое снижение в 19 и 20 году. Если брать статистику 18 и более ранних годов, то видно, что 80% отловленных – это были щенки. Мы отказались от отлова щенков, мы сосредоточились на половозрелых особях. Если взять щенков, я могла бы вам цифру за тысячу сделать. Мы щенков не ставим на учет, их волонтеры забирают, минуя все эти процедуры. Мы можем отдавать щенков только после вакцинации и после стерилизации, а это несколько месяцев. В таком случае, у меня через полгода будет не 190, а 290 животных. И раздать их будет сложно. А волонтеры очень хорошо работают по пристрою малышей, – рассказала директор НЦПДЖ Светлана Слесарева.
– Мы сконцентрировались на том, что это наше муниципальное предприятие, но мы обходим стороной наших гостей из области (Законодательное собрание – прим. ред.). Александр Замиралов несколько раз сказал про субвенции, нам перепадает четыре миллиона рублей в год, и нам их может хватить на содержание 200 собак. А судя по количеству заявок, у нас их было 2300 за прошлый год, нам нужно почти 50 миллионов. На мой взгляд, области удобно свесить все на муниципалитет, это ваши теперь полномочия, мы так решили, вот вам копеечки – как-то сами справляйтесь. Вы считаете достаточными вот эти субвенции на решение проблем с бездомными животными в Новосибирске? – спросил Александр Замиралова депутат Игорь Украинцев.
– Сколько денег не будет, этого всегда мало. Когда принимали закон, я сразу сказал, что он не будет работать, пока граждане не будут ответственно относиться к нему. Чем больше будет выделяться денег, тем больше будет желающих получить их. Давайте работать с населением. Это задача органов местного самоуправления и депутатов местного самоуправления. Вы же понимаете, что главная проблема в отсутствии учета. Вы себе представьте картину, все автомобили сняли номера, и кто куда захотел, туда и поехал. Будут сбивать, давить людей, и никто ни за что не отвечает. У нас сейчас невозможно определить кто собственник животного. Когда девочку на Первомайке собака покатала, покусала, собаку так и не нашли. Когда пацана в подъезде собака укусила за ногу, хозяйка собаку держала, а потом она сказала, что это не моя собака. Документа нет ни одного. Вот над чем работать нужно, господа законодатели, чтобы это дошло до ваших коллег в Москве в ГосДуме, – ответил начальник отдела государственного надзора в области обращения с животными управления ветеринарии НСО Александр Замиралов.
Председатель комиссии по городскому хозяйству в совете депутатов Игорь Кудин назвал ситуацию, с которой столкнулся не только Новосибирск, но и все города России, безумным правовым вакуумом. Исполнение федерального закона копит проблемы в муниципалитетах. Нужно менять и дополнять ФЗ№498. А после дали слово и зоозащитникам, которых пригласили на круглый стол.
– 12 лет назад зоозащитники Новосибирска выступали с настоятельной рекомендацией чипировать животных. Общественность беспокоит то, что депутаты и чиновники, которые занимаются этой проблемой, не являются специалистами и рассматривают никакой исторической перспективы. Потому что отлов и убийство животных практиковался в Новосибирске официально с 1956 года до 2019-го. 63 года убийств! И как говорят здесь депутаты, стало только хуже, – рассказала зоозащитница София Осоченко. – Странно, что здесь вы не рассматриваете здесь таблицу покусов от центра гигиены и эпидемиологии. За 10 лет впервые покусы уменьшились именно в 2021 году. И обратите внимание, от 55 до 65% покусов совершают домашние животные, всё остальное – безнадзорные. И были они бездомные или домашними на самовыгуле – никто не знает. Можно сжечь все помойки, но мусора меньше не станет. То же самое и с животными. В первую очередь, это ответственность владельцев.
Заставить владельцев животных нести ответственность за содержание своих питомцев, за их размножение и даже выгул никто пока не в силах. Несколько депутатов сегодня предложили начать просветительскую работу хотя бы по теме стерилизации беспородных кошек и собак. Все прекрасно понимают, что пока в России из инструментов воздействия есть только профилактические беседы.