Лента новостей

Все новости

Популярное

Гены преступников и талантов ищут у новосибирских школьников с помощью теста ДНК

 Павел Глушков   Фото: КП-Новосибирск

Гены преступников и талантов ищут у новосибирских школьников с помощью теста ДНК

Проект по поиску генов преступников у школьников запущен в порядке эксперимента генетической компанией, психологами и департаментом образования. Участие в исследовании принимают ученики пятых-одиннадцатых классов шести общеобразовательных школ в Новосибирске. У детей изучают три гена, которые отвечают за агрессию, творчество и интеллект. С помощью этого теста у школьников можно выявить определенные особенности, а затем скорректировать работу с ними, направив энергию в мирное русло – с помощью психологов и развивающих кружков. По мнению ученых, школьники с развитым геном агрессии будут успешны в спорте, если же их не отдать вовремя в секцию, то они могут стать хулиганами, нарушителями спокойствия или даже преступниками. 

Психогенетика – это одно из новых научных направлений, представляет собой симбиоз генетики и психологии. Она изучает вопросы развития и воспитания личности не только при помощи психологических приемов и методов, но и с учетом индивидуальных генетических особенностей человека.

«Именно с целью реализации данного нового научного подхода при работе с одной из наиболее значимых социальных групп – детей среднего и старшего школьного возраста – разработан проект программы «Психогенетика девиантного поведения подростков в условиях образовательных организаций», – рассказала специалист департамента образования мэрии Новосибирска Екатерина Смолина.

О массовом тестировании речь не идет: участие в проекте добровольное и платное. Организация, которая взяла на себя часть работы по генетической части, – коммерческая. Поэтому родителям придется заплатить за лабораторный анализ биологического материала 1800 рублей (по 600 рублей за каждый ген). Цена довольно низкая, часто стоимость генетических исследований начинается от 20 тысяч рублей. 

«Для нас проект интересен с точки зрения науки, а не с точки зрения коммерции. Указанная сумма складывается из стоимости расходных материалов для забора анализа и лабораторного исследования. Расшифровкой полученных результатов займется наш научный консультант профессор Владимир Максимов», – объяснил руководитель проекта заместитель директора генетической компании Евгений Якимчук.

После генетического исследования школьникам предстоит пройти психологическое тестирование. Далее данные генетической экспертизы и психологического теста совместят и сделают выводы о поведенческих реакциях и способностях каждого ученика.

«Для исследования берется бутальный эпителий с внутренней стороны щеки специальным ватным зондом, потом помещается в пробирку и доставляется в лабораторию. Детям ехать никуда не надо – забор материала происходит в школьном медицинском кабинете медработником. Через две недели будет готов результат», – рассказал Якимчук.

Первые заборы уже прошли в двух новосибирских школах, активнее всего в проект вошла школа №170. Образцы генов первых учеников уже изучают специалисты.

Так, один из генов отвечает за выброс серотонина, иначе говоря – за творческую составляющую. Ген дофаминового рецептора и его комбинации отвечают за гиперактивность, склонность к маниакально-депрессивному синдрому, его обладатели склонны к экстремальным профессиям, могут быть успешными спортсменами, военными. Третий ген отвечает за интеллект, способность к обучению и анализу. 

«Выбор – это самое сложное, поэтому мы решили остановиться на трех самых изученных генах головного мозга. В мировой научной практике уже есть выводы, заключения, на которые можно смело опираться при выстраивании дальнейшей программы коррекции», – объяснил выборку генов профессор Владимир Максимов.

По мнению инициаторов исследования, его результаты помогут психологам выстроить работу со школьниками. Например, ученик со склонностью к агрессии при правильном подходе специалиста сможет перенаправить свою энергию в полезное русло. Например, станет боксером, героем-спасателем, а не нарушителем закона. 

«Мы хотим подготовить комплексную оценку отдельно взятого ребенка с учетом научных разработок. Родители нередко навязывают детям увлечения, направления, больше опираясь на свои желания, а не на склонность детей к тому или иному занятию. Ведь каждому человеку с рождения дается определенный набор генов, который в течение жизни не изменяется. Было бы неплохо учитывать этот фактор при выборе профессии и цели в жизни», – отметил Евгений Якимчук.

Основной груз по реализации проекта и ответственность за результат при этом ложится на психологов. 

«Все полученные данные с разрешения родителей психолог будет интерпретировать под конкретного ученика, составлять рекомендации и курс терапии. Если потребуется более глубокий подход, то подключатся психотерапевты медицинского университета. Это такой комплексный вариант решения проблемы. Подобного опыта в России я не видел, поэтому мы будем пробовать и изучать», – рассказал «КП-Новосибирск» ученый Владимир Максимов.

Конкретных примеров и каких-то выводов пока еще нет. Новосибирск может стать первопроходцем в области психогенетики и ее практического применения.

«Проект направлен на разработку новой методики многоплановой профилактической работы по предупреждению, устранению и нейтрализации основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков, выявлению высокомотивированных и одаренных детей», – объясняет интерес властей представитель мэрии Новосибирска Екатерина Смолина.

Однако у эксперимента есть некоторые минусы. Так, например, сложнее будет работать с социальными отклонениями, а выявлять скорее всего будут больше талантливых детей, чем подростков из группы риска. А все из-за того, что участие в эксперименте платное: согласятся на участие в подобном в основном благополучные семьи. 

«В идеале хотелось бы охватить разные социальные группы и всех детей. После пилотного эксперимента мы надеемся на какой-то грант или субсидии, чтобы в таком исследовании смогли поучаствовать все ученики без исключения, – заметил Евгений Якимчук. – Необходимо создать также единую экосистему, куда войдут генетики, психологи и компенсирующие, направляющие кружки и секции».

Еще одна сложность в том, что многое зависит от родителей школьников: пойдут ли они дальше генетического исследования? Кроме того, нельзя исключать и кадровый фактор – будут ли готовы к новому подходу в работе со школьниками психологи? 

«Психологи играют очень важную роль в этом эксперименте. Мы, со своей стороны, готовы помочь с объяснением генетической карты учеников, а специалисты медуниверситета могут подсказать направление и дать бесплатную консультацию. Главное, чтобы нас спрашивали», – подчеркнул Владимир Максимов.

Проект по поиску генов преступников у школьников запущен в порядке эксперимента генетической компанией, психологами и департаментом образования. Участие в исследовании принимают ученики пятых-одиннадцатых классов шести общеобразовательных школ в Новосибирске. У детей изучают три гена, которые отвечают за агрессию, творчество и интеллект. С помощью этого теста у школьников можно выявить определенные особенности, а затем скорректировать работу с ними, направив энергию в мирное русло – с помощью психологов и развивающих кружков. По мнению ученых, школьники с развитым геном агрессии будут успешны в спорте, если же их не отдать вовремя в секцию, то они могут стать хулиганами, нарушителями спокойствия или даже преступниками. 

Психогенетика – это одно из новых научных направлений, представляет собой симбиоз генетики и психологии. Она изучает вопросы развития и воспитания личности не только при помощи психологических приемов и методов, но и с учетом индивидуальных генетических особенностей человека.

«Именно с целью реализации данного нового научного подхода при работе с одной из наиболее значимых социальных групп – детей среднего и старшего школьного возраста – разработан проект программы «Психогенетика девиантного поведения подростков в условиях образовательных организаций», – рассказала специалист департамента образования мэрии Новосибирска Екатерина Смолина.

О массовом тестировании речь не идет: участие в проекте добровольное и платное. Организация, которая взяла на себя часть работы по генетической части, – коммерческая. Поэтому родителям придется заплатить за лабораторный анализ биологического материала 1800 рублей (по 600 рублей за каждый ген). Цена довольно низкая, часто стоимость генетических исследований начинается от 20 тысяч рублей. 

«Для нас проект интересен с точки зрения науки, а не с точки зрения коммерции. Указанная сумма складывается из стоимости расходных материалов для забора анализа и лабораторного исследования. Расшифровкой полученных результатов займется наш научный консультант профессор Владимир Максимов», – объяснил руководитель проекта заместитель директора генетической компании Евгений Якимчук.

После генетического исследования школьникам предстоит пройти психологическое тестирование. Далее данные генетической экспертизы и психологического теста совместят и сделают выводы о поведенческих реакциях и способностях каждого ученика.

«Для исследования берется бутальный эпителий с внутренней стороны щеки специальным ватным зондом, потом помещается в пробирку и доставляется в лабораторию. Детям ехать никуда не надо – забор материала происходит в школьном медицинском кабинете медработником. Через две недели будет готов результат», – рассказал Якимчук.

Первые заборы уже прошли в двух новосибирских школах, активнее всего в проект вошла школа №170. Образцы генов первых учеников уже изучают специалисты.

Так, один из генов отвечает за выброс серотонина, иначе говоря – за творческую составляющую. Ген дофаминового рецептора и его комбинации отвечают за гиперактивность, склонность к маниакально-депрессивному синдрому, его обладатели склонны к экстремальным профессиям, могут быть успешными спортсменами, военными. Третий ген отвечает за интеллект, способность к обучению и анализу. 

«Выбор – это самое сложное, поэтому мы решили остановиться на трех самых изученных генах головного мозга. В мировой научной практике уже есть выводы, заключения, на которые можно смело опираться при выстраивании дальнейшей программы коррекции», – объяснил выборку генов профессор Владимир Максимов.

По мнению инициаторов исследования, его результаты помогут психологам выстроить работу со школьниками. Например, ученик со склонностью к агрессии при правильном подходе специалиста сможет перенаправить свою энергию в полезное русло. Например, станет боксером, героем-спасателем, а не нарушителем закона. 

«Мы хотим подготовить комплексную оценку отдельно взятого ребенка с учетом научных разработок. Родители нередко навязывают детям увлечения, направления, больше опираясь на свои желания, а не на склонность детей к тому или иному занятию. Ведь каждому человеку с рождения дается определенный набор генов, который в течение жизни не изменяется. Было бы неплохо учитывать этот фактор при выборе профессии и цели в жизни», – отметил Евгений Якимчук.

Основной груз по реализации проекта и ответственность за результат при этом ложится на психологов. 

«Все полученные данные с разрешения родителей психолог будет интерпретировать под конкретного ученика, составлять рекомендации и курс терапии. Если потребуется более глубокий подход, то подключатся психотерапевты медицинского университета. Это такой комплексный вариант решения проблемы. Подобного опыта в России я не видел, поэтому мы будем пробовать и изучать», – рассказал «КП-Новосибирск» ученый Владимир Максимов.

Конкретных примеров и каких-то выводов пока еще нет. Новосибирск может стать первопроходцем в области психогенетики и ее практического применения.

«Проект направлен на разработку новой методики многоплановой профилактической работы по предупреждению, устранению и нейтрализации основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков, выявлению высокомотивированных и одаренных детей», – объясняет интерес властей представитель мэрии Новосибирска Екатерина Смолина.

Однако у эксперимента есть некоторые минусы. Так, например, сложнее будет работать с социальными отклонениями, а выявлять скорее всего будут больше талантливых детей, чем подростков из группы риска. А все из-за того, что участие в эксперименте платное: согласятся на участие в подобном в основном благополучные семьи. 

«В идеале хотелось бы охватить разные социальные группы и всех детей. После пилотного эксперимента мы надеемся на какой-то грант или субсидии, чтобы в таком исследовании смогли поучаствовать все ученики без исключения, – заметил Евгений Якимчук. – Необходимо создать также единую экосистему, куда войдут генетики, психологи и компенсирующие, направляющие кружки и секции».

Еще одна сложность в том, что многое зависит от родителей школьников: пойдут ли они дальше генетического исследования? Кроме того, нельзя исключать и кадровый фактор – будут ли готовы к новому подходу в работе со школьниками психологи? 

«Психологи играют очень важную роль в этом эксперименте. Мы, со своей стороны, готовы помочь с объяснением генетической карты учеников, а специалисты медуниверситета могут подсказать направление и дать бесплатную консультацию. Главное, чтобы нас спрашивали», – подчеркнул Владимир Максимов.


Новости партнеров

В России и мире

5 сигналов, которые посылает тело, когда психика не в порядке
Курс рубля продолжает катиться в пропасть. Это «хитрый план» или гвоздь в крышку гроба российской промышленности?
Спящие пророки: три знака Зодиака, которые видят будущее во снах
3 секрета незабываемой женщины, которую мужчина будет помнить до смерти
Турецкий рецепт красоты: только натуральные компоненты для омоложения и против морщин
Секреты правильного роста денежного дерева: от тонкого черенка к мощному стволу
Эти привычные напитки обладают уникальным свойством! Они помогают снизить вред от жирной пищи
Весь мир к ее ногам: мужчины этих знаков Зодиака готовы на все ради любимой женщины
Как не опозориться за столом в гостях: 5 правил этикета, которые должен знать каждый
Как квасить капусту «по науке»: рецепт и секреты сохранения витаминов