Незрячая жительница Новосибирска Татьяна Архипова хотела взять справку для своей собаки-поводыря, чтобы в очередной раз получить денежную компенсацию на ее содержание. Но в государственной ветеринарной клинике ее сначала отказались выдать, а через несколько дней заставили от руки писать заявление.
Татьяна Архипова под опекой золотистого ретривера Дарго уже 12 лет. Женщина лишилась зрения в 24 года в результате неудачной операции, в итоге пес стал ее органом зрения.
«Я взяла Дарго в возрасте двух лет, это мои глаза. Мы с ним везде ходим вместе», – рассказала Татьяна Архипова.
Без собаки женщина не может выйти из дома, безопасно перейти дорогу. Для собаки это оплачиваемая работа, государство выдает собаке зарплату: 25 тысяч рублей в год. Но оформлять ее нужно ежегодно самостоятельно, для этого надо взять справку в госветклинике и вместе с другими документами в Фонд социального страхования.
Все 12 лет процедура проходила по накатанной, а в 2021 году произошел сбой. Неприятности ждали Татьяну в госветклинике на Ленина.
«Я пришла в ветклинику еще в январе. Врач отказалась выдавать справку. Сказала, что печати в ветпаспорте Дарго достаточно. Я начала объяснять, что такой вариант не подойдет. Мне выдали письменный отказ. Когда мне его прочитали, то я так и не поняла, на каком основании мне отказали. Врач ссылается на приказ Минсельхоза России от 2016 года № 589. Но в Постановлении Правительства РФ от 2005 года № 708 черным по белому написано: «Копия справки установленного образца об осмотре собаки-проводника, выданной государственным ветеринарным учреждением», – объясняет Татьяна Архипова.
Сибирячка обратилась во Всероссийское общество слепых. Председатель общества пообещала позвонить в фонд социального страхования.
«Я хотела, чтобы они связались с ветклиникой и договорились о выдаче справки. Переговоры были проведены. 3 февраля я снова пришла в эту клинику и опять попала к тому же врачу. Она снова отказалась выдавать мне справку. И ее поступок просто добил меня. Врач заставила меня от руки написать заявление на выдачу этой бумажки, – говорит Татьяна. – Она дала мне ручку и лист и сказала: «Пишите». Конечно, я умею писать, но я ничего не вижу. Это переходит все границы!»
Так и не получив справку, Татьяна написала заявление в прокуратуру.
«Я не думаю, что у меня одной такая проблема. Это очень большая нестыковка в законодательстве, и никто не может договориться друг с другом», – уверена сибирячка.
В отделе правового обеспечения ГБУ НСО Управления ветеринарии города Новосибирска прокомментировали ситуацию.
«Врач поступила в этой ситуации верно. Женщина обратилась за ветеринарно-сопроводительным документом (ВСД). Согласно постановлению Минсельхоза России № 589 ВСД не является документом, который подтверждает состояние здоровья животного. Поэтому врач и отказал в выдаче», – объяснил «КП-Новосибирск» начальник отдела Максим Ряснянский.
По словам Максима Анатольевича, Фонд социального страхования и управление ветеринарии не заключали никакого соглашения.
«В Постановлении Правительства РФ сказано, что должна быть установленная форма справки. У нас ее нет. Как альтернативу мы предложили использовать паспорт животного. Здесь мы бессильны. Еще один из вариантов – можно попробовать написать справку в свободной форме. Только не факт, что ее примут в фонде», – добавляет начальник управления.