Лента новостей

Все новости

Популярное

Новосибирец заморозил мозг своего умершего отца, чтобы воскресить его в будущем

 Павел Глушков   Фото: КП-Новосибирск

Новосибирец заморозил мозг своего умершего отца, чтобы воскресить его в будущем

Единственный криоцентр в России замораживает животных, людей и отдельно – человеческий мозг. Одним из клиентов криоцентра стал житель Новосибирска Алексей: он заморозил мозг своего отца. Мужчина рассчитывает, что в будущем его отца смогут вернуть из мертвых, подарить ему новое тело и возможность увидеть изменившийся мир. 

Отец Алексея Хозяйкина из Новосибирска умер семь лет назад. Молодой человек решил заморозить его мозг сразу после смерти, потому что верит – наука и технологии позволят вернуть его отца к жизни. 

«Я принял это решение еще задолго до смерти отца. Он вел достаточно опасный образ жизни – злоупотреблял алкоголем, много курил, так что я знал, что он не доживет до 60 лет. Потом еще заболел – рак легких. Он ушел рано, когда ему было всего 56 лет», – рассказал Алексей Хозяйкин. 

О нейрокрионировании Алексей рассказал только самым близким родственникам. Никто не возражал: в конце концов, речь шла о заморозке не всего тела, а только мозга. За это пришлось заплатить 700 тысяч рублей. Теперь мозг отца Алексея лежит в специальном хранилище в Москве. 

«Лет через 30, когда наука научится возвращать замороженных людей к жизни, мой папа снова увидит этот мир. Даже если это произойдет позже, в криокомпании обещают, что при условии отсутствия родственников они проведут все процедуры за свой счет. Сначала восстановят по размороженному мозгу память отца, и можно будет напечатать новое молодое тело, как сейчас это делают с вещами на 3D-принтерах, – объяснил Алексей «КП-Новосибирск». – А потом мозг поместят в это тело, и отца вернут к нам. Понятно, что ему понадобится какое-то время для реабилитации и постепенного привыкания к новой реальной жизни, но мы будем помогать…»

Еще один сибиряк, житель Кемерова, десять лет назад заморозил тело своей супруги, умершей от рака. Но оставлять ее замороженное тело в криохранилище не стал, забрал домой вместе с холодильником. 

Клиенты криоцентра верят: в будущем можно будет воскресить умерших. И они готовы платить за это большие деньги. 

«Я верю, что наше общество развивается не линейно, а по направлению вверх. И все эти разработки, которые сегодня кажутся чем-то далеким, в будущем станут реальными. Нам до этого дня уже рукой подать», – отметил Алексей. 

крионирование2.jpg

Само по себе крионирование – сложная процедура. Специалисты должны максимально сохранить клетки и ткани пациента, сделать это позволяют специальные растворы, криопротекторы, которыми в организмах пациентов замещают кровь. Криопротекторы не позволяют образовываться кристаллам льда при заморозке, поэтому клетки и межклеточные пространства остаются целыми. Этот процесс называется перфузией. А когда пациент обескровлен, его помещают в большой сосуд (его называют сосудом Дьюара), и заполняют емкость жидким азотом.

«В одном таком дьюаре помещается около 15 тел, но это зависит от их комплекции, конечно. Для животных – отдельные хранилища. Азот необходимо регулярно добавлять, следить за температурным режимом», – объяснила Валерия Удалова, генеральный директор единственной в России криокомпании (офис находится в Москве). 

В компании отмечают: чем быстрее после смерти с человеком будут проведены процедуры по замещению крови, тем качественнее будет сохранность тела.

крионирование4.jpg

«Идеальное криосохранение сейчас возможно только с животными. Если питомец болен, его усыпляют. Ветеринар вводит наркоз, и уже в это время температура тела начинает опускаться. Питомец как бы жив, но уже холодный. И в этот момент у него выключается мозг, в науке это называется критерий смерти. И сразу же можно начинать операцию и вводить криопротекторы, – рассказала Валерия Удалова. – С человеком так нельзя. Нужно, чтобы сначала он умер, врач выписал бумажку, тело перевезли в морг. Там должны быть подписаны документы об отказе о вскрытии и заборе органов. Это желательный фактор. Потом нужно ждать выдачи пациента из морга, это тоже не быстро. Есть масса бюрократических преград, которые мешают проводить идеальное крионирование людей».

Заказать крионирование можно и самостоятельно, заранее. За 18 лет глубокую заморозку добровольно заказали 78 человек. Не все из них хранятся в компании целиком, некоторые клиенты предпочли, чтобы их тело было похоронено традиционно, а мозг – заморожен.

«Замораживать пациента целиком или использовать только нейросохранение – это желание клиентов. Я считаю, что тело сохранять необязательно, достаточно мозга, – заметила Валерия Удалова. – В 2008 году я крионировала маму, в том же году – друга и свою собаку Алису».

В хранилище содержатся 23 кошки, десять собак, восемь грызунов (пять хомяков, два кролика и шиншилла) и четыре птицы.

крионирование3.jpg

«Котиков у нас больше всего. Котики – это наше все. Их любят, поэтому хотят, чтобы они ожили в будущем. А в 2018 году нами был крионирован ожереловый попугай Саша. Это наш первый попугай. Саша прожил со своим хозяином в Новороссийске почти 28 лет. Его хозяин – ученый-физик, поэтому верит, что у Саши есть шанс ожить, вот и заказал такую услугу», – добавила Валерия Удалова.

В компании уверяют, что замороженные люди и животные могут храниться сколько угодно времени. Главное – дождаться открытия, которое позволит возвращать их к жизни. 

«У нас есть специальные фонды, которые не позволят компании разориться и начать раздавать тела обратно родственникам. Если на землю не упадет атомная бомба или не случится какой-то катаклизм, то мы сможем сберечь наших пациентов до времен ожидаемых открытий. Думаю, ждать осталось недолго. Мои прогнозы, что в течение десяти лет ученые смогут спокойно замораживать и размораживать органы, – предположила Удалова. – И успешные примеры уже есть. Так, в 2005 году был один из первых таких экспериментов – ученые заморозили почку кролика, разморозили, а потом пересадили ее назад, и она прижилась и функционировала. Самый перспективный эксперимент был проведен в 2017 году, когда с помощью газовой персуфляции заморозили сердце свиньи. Потом при определенных условиях это сердце разморозили – и никаких повреждений не было! Этот эксперимент надо повторять, исследовать – и тогда мы получим такую методику, которую можно будет применить к человеческим телам. Это вопрос денег и времени. Так что ждем».

В защиту крионирования и возможности в будущем вернуть умершего родственника или любимого питомца вспоминают распространенную уже практику заморозки крови, спермы и эмбрионов для искусственного оплодотворения. Однако далеко не все разделяют оптимистичные прогнозы о воскрешении мертвых. 

«Сколько времени будут хранить замороженного покойника, столько времени он и будет существовать, не более. А если серьезно, то крионика – это такой страшный суррогат попытки быть бессмертным, – считает патологоанатом, медицинский эксперт Александр Эдигер. – Это колоссальный бизнес. И если по фактам, то сейчас таких технологий не существует и вряд ли будут. Разморозка мозга просто невозможна, потому что мозг в этом процессе теряет свою структуру. Что касается клиентов этого направления, то я рассматриваю это как вариант тяжелого психического отклонения. Получается, крионика – сравнительно честный способ отъема больших денег у тех несчастных, которые в это верят. Хотя я бы за это сажал. Заморозка трупа с последующим его восстановлением до живого человека – это чудесное обещание, которое пахнет мошенничеством».

Кандидат биологических наук, член комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований Александр Панчин менее категоричен: 

«Я бы сказал, что шансов немного. Это очень интересная и важная тема для научных исследований: сохранение замороженных тканей. Но современные методы заморозки ведут к необратимому повреждению тканей млекопитающих. Можно ли расценивать этот вид деятельности как мошенничество? Все зависит от обещаний, которые дают клиентам. Гарантировать воскрешение никто не может. Если же человека убеждают в том, что это неизбежно случится, то это нечестно и обман. Если же обещают заморозку как особую форму погребальных услуг, то, полагаю, люди имеют право на такую опцию».

крионирование5.jpg

Юридических сложностей непосредственно с заморозкой нет. Единственная в России криокомпания призывает своих клиентов заключать прижизненный договор с ними как с исследовательской организацией. По закону человек имеет право определять условия своего сохранения после смерти, а родственники по воле покойного или по личной инициативе могут принять решение о замораживании тела умершего. Договор заключается на 100 лет и не требует дальнейших финансовых расходов.

«Тут главное условие, чтобы замораживали тело мертвого человека. Потому что живого человека или его мозг заморозить нельзя. Это будет квалифицированно как убийство. В нашей стране эвтаназия по закону тоже запрещена. Само крионирование сомнительно с этической точки зрения, но при соответствующем юридическом оформлении подобные услуги расценивать как мошенничество затруднительно», – отметил юрист Денис Садовский.

Стоимость сохранения тела в России сейчас стоит около 2,8 миллиона рублей, мозга – 1,1 миллиона, ДНК – 66 тысяч рублей. Животных заморозить дешевле, если это не крупная собака: крионирование небольшого кота обойдется, например, в 750 тысяч. В конечном итоге стоимость зависит от веса. 

Единственный криоцентр в России замораживает животных, людей и отдельно – человеческий мозг. Одним из клиентов криоцентра стал житель Новосибирска Алексей: он заморозил мозг своего отца. Мужчина рассчитывает, что в будущем его отца смогут вернуть из мертвых, подарить ему новое тело и возможность увидеть изменившийся мир. 

Отец Алексея Хозяйкина из Новосибирска умер семь лет назад. Молодой человек решил заморозить его мозг сразу после смерти, потому что верит – наука и технологии позволят вернуть его отца к жизни. 

«Я принял это решение еще задолго до смерти отца. Он вел достаточно опасный образ жизни – злоупотреблял алкоголем, много курил, так что я знал, что он не доживет до 60 лет. Потом еще заболел – рак легких. Он ушел рано, когда ему было всего 56 лет», – рассказал Алексей Хозяйкин. 

О нейрокрионировании Алексей рассказал только самым близким родственникам. Никто не возражал: в конце концов, речь шла о заморозке не всего тела, а только мозга. За это пришлось заплатить 700 тысяч рублей. Теперь мозг отца Алексея лежит в специальном хранилище в Москве. 

«Лет через 30, когда наука научится возвращать замороженных людей к жизни, мой папа снова увидит этот мир. Даже если это произойдет позже, в криокомпании обещают, что при условии отсутствия родственников они проведут все процедуры за свой счет. Сначала восстановят по размороженному мозгу память отца, и можно будет напечатать новое молодое тело, как сейчас это делают с вещами на 3D-принтерах, – объяснил Алексей «КП-Новосибирск». – А потом мозг поместят в это тело, и отца вернут к нам. Понятно, что ему понадобится какое-то время для реабилитации и постепенного привыкания к новой реальной жизни, но мы будем помогать…»

Еще один сибиряк, житель Кемерова, десять лет назад заморозил тело своей супруги, умершей от рака. Но оставлять ее замороженное тело в криохранилище не стал, забрал домой вместе с холодильником. 

Клиенты криоцентра верят: в будущем можно будет воскресить умерших. И они готовы платить за это большие деньги. 

«Я верю, что наше общество развивается не линейно, а по направлению вверх. И все эти разработки, которые сегодня кажутся чем-то далеким, в будущем станут реальными. Нам до этого дня уже рукой подать», – отметил Алексей. 

крионирование2.jpg

Само по себе крионирование – сложная процедура. Специалисты должны максимально сохранить клетки и ткани пациента, сделать это позволяют специальные растворы, криопротекторы, которыми в организмах пациентов замещают кровь. Криопротекторы не позволяют образовываться кристаллам льда при заморозке, поэтому клетки и межклеточные пространства остаются целыми. Этот процесс называется перфузией. А когда пациент обескровлен, его помещают в большой сосуд (его называют сосудом Дьюара), и заполняют емкость жидким азотом.

«В одном таком дьюаре помещается около 15 тел, но это зависит от их комплекции, конечно. Для животных – отдельные хранилища. Азот необходимо регулярно добавлять, следить за температурным режимом», – объяснила Валерия Удалова, генеральный директор единственной в России криокомпании (офис находится в Москве). 

В компании отмечают: чем быстрее после смерти с человеком будут проведены процедуры по замещению крови, тем качественнее будет сохранность тела.

крионирование4.jpg

«Идеальное криосохранение сейчас возможно только с животными. Если питомец болен, его усыпляют. Ветеринар вводит наркоз, и уже в это время температура тела начинает опускаться. Питомец как бы жив, но уже холодный. И в этот момент у него выключается мозг, в науке это называется критерий смерти. И сразу же можно начинать операцию и вводить криопротекторы, – рассказала Валерия Удалова. – С человеком так нельзя. Нужно, чтобы сначала он умер, врач выписал бумажку, тело перевезли в морг. Там должны быть подписаны документы об отказе о вскрытии и заборе органов. Это желательный фактор. Потом нужно ждать выдачи пациента из морга, это тоже не быстро. Есть масса бюрократических преград, которые мешают проводить идеальное крионирование людей».

Заказать крионирование можно и самостоятельно, заранее. За 18 лет глубокую заморозку добровольно заказали 78 человек. Не все из них хранятся в компании целиком, некоторые клиенты предпочли, чтобы их тело было похоронено традиционно, а мозг – заморожен.

«Замораживать пациента целиком или использовать только нейросохранение – это желание клиентов. Я считаю, что тело сохранять необязательно, достаточно мозга, – заметила Валерия Удалова. – В 2008 году я крионировала маму, в том же году – друга и свою собаку Алису».

В хранилище содержатся 23 кошки, десять собак, восемь грызунов (пять хомяков, два кролика и шиншилла) и четыре птицы.

крионирование3.jpg

«Котиков у нас больше всего. Котики – это наше все. Их любят, поэтому хотят, чтобы они ожили в будущем. А в 2018 году нами был крионирован ожереловый попугай Саша. Это наш первый попугай. Саша прожил со своим хозяином в Новороссийске почти 28 лет. Его хозяин – ученый-физик, поэтому верит, что у Саши есть шанс ожить, вот и заказал такую услугу», – добавила Валерия Удалова.

В компании уверяют, что замороженные люди и животные могут храниться сколько угодно времени. Главное – дождаться открытия, которое позволит возвращать их к жизни. 

«У нас есть специальные фонды, которые не позволят компании разориться и начать раздавать тела обратно родственникам. Если на землю не упадет атомная бомба или не случится какой-то катаклизм, то мы сможем сберечь наших пациентов до времен ожидаемых открытий. Думаю, ждать осталось недолго. Мои прогнозы, что в течение десяти лет ученые смогут спокойно замораживать и размораживать органы, – предположила Удалова. – И успешные примеры уже есть. Так, в 2005 году был один из первых таких экспериментов – ученые заморозили почку кролика, разморозили, а потом пересадили ее назад, и она прижилась и функционировала. Самый перспективный эксперимент был проведен в 2017 году, когда с помощью газовой персуфляции заморозили сердце свиньи. Потом при определенных условиях это сердце разморозили – и никаких повреждений не было! Этот эксперимент надо повторять, исследовать – и тогда мы получим такую методику, которую можно будет применить к человеческим телам. Это вопрос денег и времени. Так что ждем».

В защиту крионирования и возможности в будущем вернуть умершего родственника или любимого питомца вспоминают распространенную уже практику заморозки крови, спермы и эмбрионов для искусственного оплодотворения. Однако далеко не все разделяют оптимистичные прогнозы о воскрешении мертвых. 

«Сколько времени будут хранить замороженного покойника, столько времени он и будет существовать, не более. А если серьезно, то крионика – это такой страшный суррогат попытки быть бессмертным, – считает патологоанатом, медицинский эксперт Александр Эдигер. – Это колоссальный бизнес. И если по фактам, то сейчас таких технологий не существует и вряд ли будут. Разморозка мозга просто невозможна, потому что мозг в этом процессе теряет свою структуру. Что касается клиентов этого направления, то я рассматриваю это как вариант тяжелого психического отклонения. Получается, крионика – сравнительно честный способ отъема больших денег у тех несчастных, которые в это верят. Хотя я бы за это сажал. Заморозка трупа с последующим его восстановлением до живого человека – это чудесное обещание, которое пахнет мошенничеством».

Кандидат биологических наук, член комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований Александр Панчин менее категоричен: 

«Я бы сказал, что шансов немного. Это очень интересная и важная тема для научных исследований: сохранение замороженных тканей. Но современные методы заморозки ведут к необратимому повреждению тканей млекопитающих. Можно ли расценивать этот вид деятельности как мошенничество? Все зависит от обещаний, которые дают клиентам. Гарантировать воскрешение никто не может. Если же человека убеждают в том, что это неизбежно случится, то это нечестно и обман. Если же обещают заморозку как особую форму погребальных услуг, то, полагаю, люди имеют право на такую опцию».

крионирование5.jpg

Юридических сложностей непосредственно с заморозкой нет. Единственная в России криокомпания призывает своих клиентов заключать прижизненный договор с ними как с исследовательской организацией. По закону человек имеет право определять условия своего сохранения после смерти, а родственники по воле покойного или по личной инициативе могут принять решение о замораживании тела умершего. Договор заключается на 100 лет и не требует дальнейших финансовых расходов.

«Тут главное условие, чтобы замораживали тело мертвого человека. Потому что живого человека или его мозг заморозить нельзя. Это будет квалифицированно как убийство. В нашей стране эвтаназия по закону тоже запрещена. Само крионирование сомнительно с этической точки зрения, но при соответствующем юридическом оформлении подобные услуги расценивать как мошенничество затруднительно», – отметил юрист Денис Садовский.

Стоимость сохранения тела в России сейчас стоит около 2,8 миллиона рублей, мозга – 1,1 миллиона, ДНК – 66 тысяч рублей. Животных заморозить дешевле, если это не крупная собака: крионирование небольшого кота обойдется, например, в 750 тысяч. В конечном итоге стоимость зависит от веса.