Проблема неприятного запаха в столице Сибири до сих пор остается нерешенной – даже зимой город не избавился от уже ставших привычными «ароматов». Однако чтобы местные жители перестали задыхаться, нужно купировать источники этой самой вони. Несколько месяцев подряд городская администрация нюхала воздух, но так ничего и не выяснила, а потом за дело взялись новосибирские общественники и рассказали, откуда все-таки пахнет.
Накануне в горсовете состоялось первое в новом созыве заседание рабочей группы по экологии и природоохранной деятельности, а главной темой обсуждений стала вонь, которая мучает горожан и приезжих уже на протяжении долгого времени.
Сильные волны неприятного запаха начали накрывать Новосибирск несколько лет назад, а особенно остро местные жители стали «ощущать неладное» с весны этого года. Вонь появлялась то в одном районе, то в другом и ее характер, как утверждают местные жители, всегда разный: то пахнет канализацией, то отходами сельского хозяйства. А иногда новосибирцы отчетливо ощущали химический смрад. За год в муниципалитет и прокуратуру Новосибирской области поступило 175 обращений из-за неприятных запахов в городе.
Долгое время городская администрация пыталась разобраться с источниками неприятного запаха, нюхая воздух, но в конечном счете вопрос остался открытым. Не так давно, 3 декабря, мэр окончательно признал свою беспомощность в этом вопросе и объявил, что в самом Новосибирске ничего так пахнуть не может, а значит, сделать что-либо невозможно. При этом за несколько дней до заявления Локтя местные общественники «подробно разъяснили» властям, откуда несет смрадом и в каких направлениях нужно работать.
Руководитель рабочей группы по экологии и природоохранной деятельности Игорь Кудин начал заседание с того, что обозначил – вопрос уже рассматривался неоднократно, но полномочий городских депутатов не хватило, чтобы его решить «на должном уровне». Именно поэтому в ноябре впервые была создана комиссия по экологии в Заксобрании Новосибирской области.
«Эта проблема уже достала новосибирцев и гостей нашего города, которые приезжают в Толмачево и потом нам рассказывают, что значит приехать в столицу Сибири и эти запахи чувствовать. Неоднократно жители города и общественники письменно жаловались на это, в том числе насчет загрязнения и запаха Ельцовки 1-ой, а также других рек. Это полный мрак в плане ливневых канализацией и стоков, которые выходят в эти реки. Ситуация неприемлема», – высказался перед членами рабочей группы Игорь Кудин.
Рассказать о ситуации с ливневками попросили директора МУП «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» («УЗСПТС») Александра Мысика. Он доложил, как сейчас работают изношенные на 85% канализационные сети.
«В 2017 на баланс УЗСПТС были переданы на обслуживание сети ливневых канализаций, которые на тот момент составляли по реестру 250 километров. На 1 ноября 2020 года числится 324,8 километра сети ливневых канализаций. Также у нас зарегистрировано 47 водных отпускных труб, которые находятся на территории города Новосибирска, шесть очистных сооружений, 5500 смотровых колодцев и 3600 дождеприемнных колодцев. Официально бесхозными считаются порядка 30 километров и, по нашим оценкам, это еще не все. В целом бесхозяйственными сейчас являются еще около 150 километров сетей», – доложил участникам рабочей группы Александр Мысик.
Также директор «УЗСПТС» добавил, что к 2022 году все сети ливневых канализаций планируется централизовать, и в целом работа сейчас идет в нужном темпе. Но потом со своим докладом выступил общественник Алексей Носов, после чего Мысик признал, что на самом деле имеется целый пласт проблем с ливневками, и даже согласился всем вместе «прогуляться» по коллекторам.
«Отчет о работе МУП «УЗСПТС», конечно, звучит оптимистично, но хочется вернуть господина Мысика на грешную землю, где не очень хорошо пахнет. На протяжении нескольких месяцев мы с коллегами проводили свое расследование о причинах неприятного запаха в Новосибирске», – объявил Носов.
Общественники нашли не один десяток очагов загрязнения, которые находятся в компетенции не только городских властей, но и областных депутатов. В частности, это пометохранилища птицефабрик, которые хоть и расположены за городом, но источают неприятные для новосибирцев запахи.
«Возле аэропорта Толмачево, недалеко от Чикской птицефабрики, мы обнаружили огромное пометохранилище размером в сотни гектаров, в сотни! Выяснилось, что это еще и нелегальное загрязнения полей. И это расположено рядом с аэропортом. Вот вы говорите, что к нам прилетают гости и чувствуют острую вонь – это пахнет оттуда», – рассказал активист.
Но самым главным источником вони в городе Носов назвал ливневую канализацию.
«Проблемные реки – это и Тула, и Плющиха. Мне бы хотелось отметить, что природоохранная прокуратура вынесла представление, по которому необходимо оборудовать очистки стоков в кратчайший срок. У нас осталось меньше четырех лет на проведение работ. Денег нет, в докладе Мысика ничего не услышал по этому поводу. Каждый из этих стоков воняет. Реку Тулу мы с вами обсуждаем на протяжении трех лет. Все эти три года происходит мор рыбы, жители жалуются на вонь, и все эти три года мы с вами ничего не можем сделать. Прозаседавшиеся! – продолжил он. – Мы собираемся каждый раз, чтобы обсуждать проблемы сливов, которые источают невероятную вонь. Я не знаю, чьи это сливы, разбирается ли с этим «УЗСПТС». Но я знаю, как решить эту проблему. Эту трубу надо просто заварить, заложить бетоном или кирпичами. Собственник появится вечером же этого дня, когда его стоки начнут выливаться прямо на предприятии. Но мы почему-то не готовы к таким кардинальным мерам. Еще один момент – каждый из этих словив расположен на муниципальной земле, соответственно, везде ответственность перед природоохранной прокуратурой лежит на мэрии как на собственнике. Поэтому нравится или не нравится, какую-то работу по поиску загрязнителя проводить им придется».
Примечательный источник вони Носов и его коллеги обнаружили прямо в центре города, в сквере перед ГПНТБ. В социальных сетях это место назвали «народным памятником Локтю».
«Там есть труба. Видимо, вывод вентиляционной шахты из коллектора, даже из целого перекрестка коллекторов, источающий невероятный смрад, отвратительную совершенно вонь. Ну и там кто-то красочками написал «Локоть». Это вообще что? Источает эта труба вонь на протяжении уже очень долгого времени. Чтобы вы понимали, ливневка в нашем городе – это основной источник вони. Больше, чем ливневка, не воняет ничего», – объяснил докладчик.
Активисты предложили сделать совместный выезд в этот район с представителями МУП «УЗСПТС» и «понюхать всем вместе». Александр Мысик пообещал как можно быстрее организовать такую проверку, и в итоге решение было одобрено, а затем занесено в протокол заседания.
Также одним из источников зловоний и колоссальным вредителем для окружающей среды, по мнению общественников и депутатов, являются незаконные врезки в канализационные сети. Особенно на улице Жуковского в Заельцовском районе, где функционирует огромное количество нелегальных автомоек. Эти самые автомойки выливают опасные химикаты в ливневки, травя природу и людей. Со слов директора «УЗСПТС», за последнее время в этом районе были ликвидированы 35 самовольных врезок.
«Мы с вами год назад, если не больше, поднимали вопрос о необходимости ревизии врезок легальных и нелегальных в ливневые канализации. И вот наконец это действительно признали. Мы пытаемся решить вместе с вами проблему очистки стоков. Еще раз, у нас по предписанию осталось с вами очень мало времени. Мы платим деньги на штрафы, когда могли бы тратить на оборудование. Давайте мы проверим всех тех, кто врезался незаконно. Потребуем с них денег и компенсируем ущерб населению за эти деньги», – добавил Носов.
В ответ на это Алекскандр Мысик согласился и предложил даже прогуляться по более глубоким коллекторам со специалистами муниципального учреждения.
По итогам двухчасового заседания было решено разработать конкретные сроки выездов и все же заняться реконструкцией ливневок, чтобы город стал чище.
«Во-первых, проблема загрязнения малых рек города требует принятия немедленных мер. Речь идет о реках Тула и Ельцовка 1-ая. Управлению заказчика по строительству подземных транспортных сооружений дано поручение – разработать программу по реконструкции всех выпусков, по которым идет сброс загрязненной воды в малые реки. Мы эту программу сделаем пилотным проектом, и будет работать по этим стандартам по другим малым рекам. Во-вторых, по предложению общественников будет разработан график выездов общественников и депутатов на объекты ливневой канализации для выявления несанкционированных врезок. В-третьих, мы планируем разработать программу по приведению в нормативное состояние и развитию ливневой канализации в Новосибирске, износ которой составляет до 85%. Основные задачи и финансовое обоснование программы будут сформулированы уже в марте 2021 года», – резюмировал председатель рабочей группы Игорь Кудин.