Лента новостей

Все новости

Популярное

Легендарный деревянный истребитель Ла-5 «улетел» из НГТУ в Верхнюю Пышму

 Александра Кузнецова   Фото: автор

Легендарный деревянный истребитель Ла-5 «улетел» из НГТУ в Верхнюю Пышму

Реставраторы Новосибирского государственного технического университета полностью восстановили легендарный деревянный истребитель Ла-5 времен Второй мировой войны. На его реконструкцию ушло 16 месяцев - сегодня, 31 августа, его торжественно передали в военно-исторический музей города Верхняя Пышма.

Уникальность Ла-5 заключается в том, что этот истребитель на 80% состоит из дерева: как восстановленный летательный аппарат НГТУ НЭТИ, так и военный оригинал. Реставраторы рассказали, что нашли самолет в Маслянинском лесхозе.

Также специалисты технического университета поведали, что дерево раньше использовали из-за сильного дефицита алюминия в СССР. Так Германия во время войны производила в три раза больше ценного металла, чем Советский Союз. Дерево уступало металлу в весовой отдаче и долговечности, но было гораздо доступнее. В итоге, советские конструкторы вынуждены были сделать из деревяшек относительно безопасное летательное средство, способное атаковать врага снарядами.

Wz1VXJ4Wgxw.jpg

Поставленную задачу выполнить удалось, особенно Семену Лавочкину, который и создал Ла-5. В истребителе из металла были только шасси, силовая установка и вооружение.

Деревянные детали самолета не могли сохраниться спустя 75 лет после войны. Чтобы восстановить самолет, инженерами лаборатории НГТУ НЭТИ пришлось заново клеить фюзеляж из березы. Вся работа была очень кропотливой и длительной: чтобы самолет имел оригинальную прочность, нужно было наклеить шесть слоев дерева. Полная реконструкция летательного аппарата заняла 16 месяцев.

Зарубежные авиаконструкторы считали, что истребитель воссоздать не получится, потому что особый клей, использовавшийся в СССР и старые оригинальные технологии были утеряны, однако новосибирские специалисты все же сделали невозможное.

ppBKA19NndM.jpg

«Английские авиареставраторы говорили нам, что единственное, из чего можно сейчас делать самолеты – белая канадская ель, или, иначе, спрус. Мы провели сравнительные испытания образцов из сибирской сосны и канадского спруса по международным правилам. И доказали, что сибирская сосна по прочности не уступает канадской. А российские клеи менее технологичны, но выдерживают большие нагрузки, чем английские», – объяснил руководитель работ, профессор кафедры прочности летательных аппаратов Владимир Бернс.

Попытки реконструировать Ла-5 предпринимались и раньше, но никому не удавалось создать точную копию самолета до этого года. В техническом вузе истребитель смогли закончить, более того, сделать его не хуже предка времен Второй мировой войны. Сегодня летательный аппарат отправился в музей военной техники города Верхняя Пышма Свердловской области.

KIEo4hRsKQs.jpg

«Не было чего-то легкого или сложного. Все в этой конструкции взаимосвязано, ошибешься – весь процесс пойдет насмарку», – рассказал Виктор Лушин, главный инженер, занимающийся работами по воссозданию Ла-5.

Всего в СССР было произведено почти 10 тысяч разных модификаций Ла-5.

Вес восстановленной боевой машины – около 2,5 тонны. И несмотря на свою большую массу, самолет был одним из самых скоростных советских истребителей за счет мощного двигателя. На фронте он начал использоваться в 1942 году, впервые появился в битве за Сталинград, массово использовался на Курской дуге. Именно там на Ла-5 одержал свою первую воздушную победу знаменитый советский ас Иван Кожедуб. Кроме того, на Ла-5 летал легендарный советский безногий летчик Алексей Маресьев.

TwZlEQVEvJY.jpg

Реставраторы Новосибирского государственного технического университета полностью восстановили легендарный деревянный истребитель Ла-5 времен Второй мировой войны. На его реконструкцию ушло 16 месяцев - сегодня, 31 августа, его торжественно передали в военно-исторический музей города Верхняя Пышма.

Уникальность Ла-5 заключается в том, что этот истребитель на 80% состоит из дерева: как восстановленный летательный аппарат НГТУ НЭТИ, так и военный оригинал. Реставраторы рассказали, что нашли самолет в Маслянинском лесхозе.

Также специалисты технического университета поведали, что дерево раньше использовали из-за сильного дефицита алюминия в СССР. Так Германия во время войны производила в три раза больше ценного металла, чем Советский Союз. Дерево уступало металлу в весовой отдаче и долговечности, но было гораздо доступнее. В итоге, советские конструкторы вынуждены были сделать из деревяшек относительно безопасное летательное средство, способное атаковать врага снарядами.

Wz1VXJ4Wgxw.jpg

Поставленную задачу выполнить удалось, особенно Семену Лавочкину, который и создал Ла-5. В истребителе из металла были только шасси, силовая установка и вооружение.

Деревянные детали самолета не могли сохраниться спустя 75 лет после войны. Чтобы восстановить самолет, инженерами лаборатории НГТУ НЭТИ пришлось заново клеить фюзеляж из березы. Вся работа была очень кропотливой и длительной: чтобы самолет имел оригинальную прочность, нужно было наклеить шесть слоев дерева. Полная реконструкция летательного аппарата заняла 16 месяцев.

Зарубежные авиаконструкторы считали, что истребитель воссоздать не получится, потому что особый клей, использовавшийся в СССР и старые оригинальные технологии были утеряны, однако новосибирские специалисты все же сделали невозможное.

ppBKA19NndM.jpg

«Английские авиареставраторы говорили нам, что единственное, из чего можно сейчас делать самолеты – белая канадская ель, или, иначе, спрус. Мы провели сравнительные испытания образцов из сибирской сосны и канадского спруса по международным правилам. И доказали, что сибирская сосна по прочности не уступает канадской. А российские клеи менее технологичны, но выдерживают большие нагрузки, чем английские», – объяснил руководитель работ, профессор кафедры прочности летательных аппаратов Владимир Бернс.

Попытки реконструировать Ла-5 предпринимались и раньше, но никому не удавалось создать точную копию самолета до этого года. В техническом вузе истребитель смогли закончить, более того, сделать его не хуже предка времен Второй мировой войны. Сегодня летательный аппарат отправился в музей военной техники города Верхняя Пышма Свердловской области.

KIEo4hRsKQs.jpg

«Не было чего-то легкого или сложного. Все в этой конструкции взаимосвязано, ошибешься – весь процесс пойдет насмарку», – рассказал Виктор Лушин, главный инженер, занимающийся работами по воссозданию Ла-5.

Всего в СССР было произведено почти 10 тысяч разных модификаций Ла-5.

Вес восстановленной боевой машины – около 2,5 тонны. И несмотря на свою большую массу, самолет был одним из самых скоростных советских истребителей за счет мощного двигателя. На фронте он начал использоваться в 1942 году, впервые появился в битве за Сталинград, массово использовался на Курской дуге. Именно там на Ла-5 одержал свою первую воздушную победу знаменитый советский ас Иван Кожедуб. Кроме того, на Ла-5 летал легендарный советский безногий летчик Алексей Маресьев.

TwZlEQVEvJY.jpg


Новости партнеров

В России и мире

Скрип зубами во сне: правда ли, что это сигнализирует о наличии паразитов в организме?
4 знака Зодиака, у которых случится перемена в карьере благодаря Розовому Полнолунию 24 апреля
Евро-2024: какие варианты пари предлагают букмекеры
 Новая индустриализация: ТОП-35 экономически развитых российских регионов
Даже самая простая и чахлая петуния разрастется в идеальный цветущий шар: что за правило «трех листиков»?
Как проверить здоровье сердца в домашних условиях: 3 простых теста
Кошка мяукает возле закрытых дверей: в чем может быть причина такого странного поведения
Огненная любовь: мужчины этих знаков Зодиака сходят с ума от женщин Львов, Стрельцов или Овнов
Не только зеркало души: как распознать гипертонию по глазам
9 важных дел, которые вы должны сделать до 9 утра: благодаря этому вы станете намного счастливее и здоровее