Сибкрай.ru публикует очередную аналитику по распространению коронавируса в Новосибирской области и в России от Тимура Ханова. Его прогнозы, основанные на математических подсчетах, в основном были точны. На этот раз он попытался разобраться, что не так с ежедневными приростом в сто зараженных.
Новосибирская область уже почти месяц может считаться самой стабильной в России по эпидемии коронавируса. У нас самое гладкое плато. Количество выявленных заразившихся коронавирусной инфекцией в официальных отчетах по-прежнему строго в диапазоне 102...109. Уже много написано, что этот факт противоречит законам математики и здравого смысла, но данные из минздрава ни вправо, ни влево.
Так ли уж важно знать, сколько в точности заболело? Думаю, да, если с каждым днем растет число мест в больницах города и области, отданных под «пациентов с подозрением на коронавирусную инфекцию и лабораторно подтвержденным диагнозом». Госпитализируют тех, у кого симптомы похожи на поражение коронавирусом. А похожи они, как говорят, на другие заболевания типа ОРВИ (острая респираторная вирусная инфекция).
В официальных отчетах областного штаба ежедневно сообщают, сколько людей обратились с ОРВИ и сколько из них госпитализировано. Эти числа совсем не так стабильны, как то, за которым все так пристально следят. За май-июнь заболевших ОРВИ было от 200 до 950 в день. В среднем - около 550. В больницу попадал один из 20. Но с 17 июня произошел скачок по числу заболевших ОРВИ – больше тысячи уже четыре дня. Еще одна неожиданная эпидемия? Это неприятная новость для уже перегруженного нашего здравоохранения. Нельзя исключить и то, что диагноз «ОРВИ» стали просто чаще ставить. Например, как предварительный.
Интересно было бы узнать мнение специалистов, откуда может быть такой почти двукратный скачок по «острой респираторной» в июне?
На первом графике динамика ОРВИ показана синей линией (правая шкала). Пунктир – это сглаженный тренд без недельных колебаний. Не правда ли, удивительно, как привычные инфекции настроились на рабочий режим людей. В отличие от новой, – которая не различает будни и праздники.
На втором графике представлена попытка понять, почему число активных зараженных меняется не так, как количество занятых под ковид больничных коек. В отчетах пишут, что в больницах находятся не только выявленные носители COVID-19, но и «пациенты с подозрением». Поэтому было понятно, когда госпитализированных было больше, чем «активных» (тех, у кого тест на коронавирус дал положительный результат, и они находятся в процессе лечения или под наблюдением – до отрицательного результата контрольного теста). Обычно в этой ситуации люди находятся около трех недель.
На рубеже май-июнь госпитализированных стало меньше, чем активных – их количество росло медленнее и как бы ступенями, задерживаясь на рубежах 800, 1300, 1500, 1800, 2000 – вероятно, так одна за другой наполнялись новые больницы, отведенные под «ковидные госпитали».
Появились как бы «избыточные» носители опасного вируса, для которых не было коек в специализированных клиниках. Как сообщают, среди таких заметная доля тех, кто переносит болезнь бессимптомно. Возможно. Но куда тогда отправили тех, кого называли «подозрительными»? На графике пунктирной линией показано мое предположение о том, сколько требовалось коек в июне при сохранении майских тенденций по заболеваемости и госпитализации. Именно в эти дни в прессу попали сообщения о больших очередях в больницах.
Куда же они потом, в середине июня, делись? Те активно зараженные и подозрительные, которым, похоже, не было мест? Во-первых, были сообщения об открытии новых госпиталей, и график госпитализированных снова поднялся. Уже на ступень 2500. А во-вторых, – посмотрите на зеленую линию – это число людей под медицинским наблюдением. Почему оно упало в несколько раз? Вопрос. Как это отразилось в учете больных – и тех, кто на больничных койках, и тех, кто на карантине дома или в обсерваторах? Были в обсерваторах. Похоже, их, обсерваторы, перепрофилировали.
А носителей? Носителей сняли с учета. Посмотрите на третьем графике, как менялось число заболевающих и выздоравливающих. Правильнее назвать – новых зараженных и выписанных. В июне снятых с учета стало вдруг намного больше, чем было в мае.
Еще одно направление. И новость: за 30 дней число больных в районных больницах выросло в пять раз!
Есть информация, что если в начале эпидемии больных из области везли на лечение в Новосибирск, то сейчас есть обратный поток. Четвертый график отображает в процентах соотношение тех, кто лечится в областном центре и тех, кто в районных больницах. В апреле-мае доля «сельских» была 1-2%, к июню выросла до 10%, а на сегодня соотношение 5:1. И количество коек, занятых в районах области, растет опережающими темпами.
Все данные получены из официальных отчетов.